Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 16:44, лекция
Цель педагогического воздействия является системообразующим (определяющим) элементом педагогической деятельности. От нее зависят остальные элементы: содержание и средства получения результатов. Цель как научное понятие есть предвосхищение в сознании субъекта результата, на достижение которого направлена деятельность.
В социальной работе основополагающей среди всех процедур является процедура целеполагания. Целеполагание - фундаментальное понятие в теории деятельности - широко используется в общественных науках.
Основные этапы формулирования цели:
– выделение
необходимых характеристик и
состояний объекта и их включение
в целевую установку
– определение возможных, но нежелательных обстоятельств, вызванных конкретным видом деятельности;
– ограничение цели от желательных, но объективно недостижимых результатов.
Различают несколько типов целей: конкретные и абстрактные; стратегические и тактические; индивидуальные, групповые, общественные; поставленные субъектом деятельности и заданные извне.
Конкретная цель - это идеальный образ продукта непосредственной деятельности.
Абстрактная цель - это общее представление о некотором идеале, ради достижения которого осуществляется человеческая деятельность.
Стратегические и тактические цели определяются и обусловливаются временными факторами их осуществления и соотносятся как целое и часть.
Цель, которую ставит субъект действия, вырабатывается в результате внутреннего развития его собственной активности, творческого отношения и ответственности за порученное дело.
Цель, заданную извне, можно определить как объективное требование или требующую решения задачу.
Особое место занимает целеполагание в организации и осуществлении социального действия. Технология социальной работы - это целенаправленный процесс социального воздействия субъекта на объект.
Целеполагание в социальной работе следует рассматривать с точки зрения ее методологии и организации.
Методологический аспект целеполагания заключается в обеспечении преемственности и связи общих и конкретных задач при определении путей решения социальных проблем различного уровня.
Организационный аспект целеполагания в социальной работе заключается в реализации конкретных путей и средств решения данной проблемы.
Целеполагание в технологии социальной работы можно представить как процесс селекции, отделения возможного от невозможного, желательного от нежелательного, закономерного от случайного в интересах получения определенного результата.
Целеполагание, таким образом, выступает как аналитическая деятельность. Такая деятельность возможна, когда субъекты целеполагания, а ими могут быть специалисты социальной работы различного уровня:
а) умеют анализировать ситуацию;
б) знают правовое пространство деятельности по решению реальной проблемы;
в) имеют опыт практической работы.
Формулировка и определение цели - важная ориентирующая процедура в технологии социальной работы. Она служит для определения основного направления действия. В социальной сфере технологический процесс носит творческий характер, он не может быть линейным. Ряд операций может осуществляться параллельно либо в обратном направлении. Определенные процедуры могут меняться местами.
При формулировании
цели в социальной работе особое внимание
уделяется нравственным аспектам. При
этом социальному работнику
Роль и место цели в процессе осуществления социального воздействия зависят от уровня социальной работы, на котором она осуществляется. Речь идет об управленческом или организационном и контактном, непосредственном срезе деятельности социальных служб.
Организационно-управленческий уровень определяет программу деятельности по решению социальных проблем. На этом уровне, исходя из основных направлений социальной политики государства, определяются стратегические цели, ставятся задачи, рассчитанные на перспективу, длительный период реализации.
На контактном уровне определение целей необходимо рассматривать как конкретное руководство к практическим действиям в связи с поставленной проблемой. Сформулированные на этом уровне цели предполагают более короткий срок реализации и достижения результатов.
4.Цель
профессионального
Процесс
профессионального
самосознание и принятие решения на самосовершенствование;
планирование
и выработка программы
непосредственная практическая деятельность по реализации поставленных задач в работе над собой;
самоконтроль и самокоррекция этой деятельности.
Взаимосвязь и последовательное выполнение, задач четырех этапов самосовершенствования приведет к искомому результату: совершенствованию профессиональной подготовки педагога, развитию его профессионально-значимых качеств. Вместе с тем каждый этап обладает значительной самостоятельностью, решает определенные задачи, без реализации которых был бы невозможен процесс профессионального развития.
Началом большой и кропотливой работы педагога по самосовершенствованию выступает этап самопознания. Самопознание представляет собой сложный процесс определения своих способностей и возможностей, уровня развития требуемых качеств личности. Без этого невозможно эффективное самосовершенствование.
Методически правильно организованное самопознание осуществляется по трем направлениям:
самопознание себя в системе социально-психологических отношений, в условиях профессиональной педагогической деятельности и тех требований, которые предъявляет к нему эта деятельность;
самоизучение уровня компетентности и качеств собственной личности, которое осуществляется путем самонаблюдения и самоанализа. Профессиональное самосовершенствование и самовоспитание педагога в принципе невозможно, если он сам не увидит пробелы в общепедагогических знаниях, в знаниях по преподаваемым основам науки, недостаточность своего педагогического инструментария. Приступая к, работе по самовоспитанию и профессиональному самосовершенствованию, педагог должен иметь данные анализа своей работы за определенный период, объективную их оценку и рекомендации коллег по улучшению своей деятельности. Опыт преподавателей, добившихся заметных успехов в профессиональной деятельности путем систематической работы над собой, свидетельствует о том, что работу по самосовершенствованию надо начинать с углубленного анализа собственной педагогической практики, с установления причин, как успехов, так и неудач.[5]
самооценка, вырабатываемая на основе сопоставления имеющихся знаний, умений, качеств личности с предъявленными требованиями. Непременным условием объективности самопознания выступает адекватная самооценка, на основе которой обеспечивается самокритическое отношение педагога к своим достижениям и недостаткам.
5.Постановка целей по ФГОС 2.
Главное особенность Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС)1 – это повышенное внимание к результатам образования. Все эти результаты заданы в деятельностной форме, а значит для их достижения необходимо осуществление деятельностного подхода к обучению. Следует отметить, что в Стандарте сформулированы общие требования к результатам освоения.
Цель следует определить как ожидаемый результат обучения, складывающийся из описания поведения (действий), которые должен продемонстрировать ученик, чтобы подтвердить свою компетентность в изучаемом вопросе.
Итак, заданные цели обучения — критерий для отбора содержания учебной работы школьников, используемых источников информации и методов обучения. Упражнения, контрольные вопросы, итоговые задания можно применять или составлять только тогда, когда заданы ожидаемые результаты обучения.
Без этого учитель не сможет грамотно организовать и контролировать учебный процесс, а
учащемуся постановка целей обучения помогает
- сконцентрировать внимание на существенных сторонах учебного материала,
- сознательно направлять усилия на достижение этих целей,
- прогнозировать и оценивать свои результаты.
Информация о работе Целеполагание педагогической деятельности