Педагогическая деятельность

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2012 в 13:04, курсовая работа

Краткое описание

Рассмотрение процесса организации педагогической деятельности руководителя творческого коллектива

Оглавление

Содержание
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
Глава 1. Педагогическая деятельность руководителя творческого коллектива
1.1. Творческий характер педагогической деятельности руководителя….6
1.2. Формирование установок на творчество – важнейшая цель педагогического процесса……………………………………………………………….13
1.3. Педагогическое взаимодействие руководителя и участников творческого коллектива………………………………………………………………..17
1.4. Многообразие функциональных компонентов управленческой деятельности руководителя……………………………………………………….27
Глава 2. Эмпирические исследования деятельности руководителей творческих коллективов.
2.1. Исследование руководителей творческих коллективов……………….39
2.2. Исследование участников творческого коллектива……………………41
2.3. Анализ результатов исследований………………………………………45
Заключение………………………………………………………………………48
Список использованных источников…………………………………………50
Приложения……………………………………………………………………..52

Файлы: 1 файл

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РУКОВОИТЕЛЕЙ.docx

— 109.65 Кб (Скачать)

Третья  категория  может  быть  названа  воспитательными  задачами,  связанными  с  ориентацией  участника  коллектива  на  критерии  добра  и  зла,  постановкой  его  в  ситуацию  нравственного  выбора,  конкретизацией  нравственных  критериев  в  реальных  жизненных  обстоятельствах  (82%  ответов).  Четвертая  группа – задачи  процессуального  характера  (65%  ответов).  К  ним  можно  отнести  выбор  эффективных  педагогических  средств,  планирование  своей  работы,  контроль  и  коррекцию  деятельности.

Руководители  творческих  коллективов,  принявшие  участие  в  нашем  исследовании  говорят  о  расширении  диапазона  своей  сегодняшней  деятельности.  Это  явилось  следствием  разрушения  деятельности  социальных  организаций,  непрочности  семейных  связей,  отчуждения  детей  и  взрослых,  а  также  того,  что  большинство  учреждений  стали платными,  и для многих  детей,  особенно  из  малообеспеченных  семей,  они стали недоступны.

Возникший  вакуум  заполнить  в  большинстве  случаев  может  только  работа  руководителя  коллектива.  Причем  внимание  требуют  не  только  подростки,  но  и  старшие  школьники,  стоящие  на  пороге  самостоятельной  жизни.

 

 

    

 

 

 

 2.2  Исследование  участников  творческого  коллектива.

 

Эмпирическое  исследование,  проведенное  нами  с  подростками  7 – 9 классов,  позволило  подучить  факты,  указывающие  на  некоторые  особенности  поведения руководителя  творческого коллектива.  Общая идея  исследования – руководитель  творческого  коллектива  глазами  участника  этого  коллектива.  В  эксперименте  принимали  участие  учащиеся  7 – 9 классов.  В  качестве  инструментов  исследования  были:  методика  незаконченных  предложений  «Руководитель  творческого  коллектива – это …», анкета,  предполагающая  выбор  ответов,  методика  ассоциаций.  Всего  в  исследовании  приняло  участие  70  школьников.  Анализ  суждений  подростков  позволяет  отметить  некоторые  тенденции.

Первая.  Руководитель  творческого  коллектива  для  всех  подростков  является  значимым  лицом,  основная  роль  которого – создавать  условия  психологической  безопасности  в  коллективе.  Наиболее  убедительно  это  прозвучало  в  ответе  семиклассника:  «Руководитель  коллектива  нужен,  чтобы  не  было  никакой  беды».  В  9-ом  классе  основной  признается  ролевая  позиция  руководителя,  организатора,  о  чем  свидетельствуют  следующие  высказывания:  «Если  за  нами  никто  не  будет  следить,  то  мы  скатимся  с  горы  и  будем  в  самом  низу»;  «Без  руководителя  коллектив потеряет  управление»;  «Коллективу  необходим  умный  и  опытный  руководитель»;  «Смотрит  за  отношениями  в  коллективе  и  может  помочь  по  творческим  вопросам»;  «Без  руководителя  коллектив  бы  не  сохранился».

В  некоторых  ответах  отмечается  важность  руководителя  коллектива как  помощника  в  творческих  делах,  как  эксперта.  Такие  ролевые  позиции,  как  «умелец»,  «старший  друг»,  видимо,  не  получают  реализации,  что  следует  из  советов  школьников  руководителю.  «Он должен  дружить,  а не  руководить»;  «он должен  стать нам верным  другом».

Вторая.  Очевидно,  что  для  большинства  подростков  значимость   личности  руководителя  коллектива  определяется,  прежде  всего,  его  способностью  вносить  ценностный  вклад  относительно  группы  как  целого,  создавать  «развивающий»  климат  в  коллективе,  строить  «помогающие»  отношение,  заботиться  об  успехах  и  самореализации  членов  коллектива. Следствием  этого  выступает  чувство удовлетворенности подростков  различными  аспектами  жизни  коллектива,  ощущение  полноты  и  содержательности  жизни  в  творческом  коллективе,  чувство  уверенности  в  себе  и  ощущение  самостоятельности. 

Третья.  Компетентность  руководителя  творческого  коллектива  как  опыт,  обеспечивающий  эффективность  поведения,  деятельности  или  социального  взаимодействия  с  людьми,  позволяющий принимать эффективные  решения  в  конкретной  ситуации,  принимается  подростками  как  важнейшая  ценность  и  характеристика  его  поведения.

Показательны  в  этом  отношении  суждения  участников  коллектива  «от  противного»:  «не  закрывать  глаза  на  проблемы»  (8 класс);  «нужно  быть  готовым  к неожиданным ситуациям со  стороны учеников» (9 класс).  Актуальными средствами  решения руководителем коллектива  профессиональных  проблем участники считают «знание своего  дела»,  юмор  и внешний вид (современный стиль одежды).

Четвертая.  Педагогический  такт – составляющая  поведения  руководителя  творческого  коллектива – выступает  механизмом  реализации  воспитательной  функции.  Педагогический  такт  мы  рассматриваем  как  понимание  и  принятие  педагогом  самобытности  развивающегося  человека,  отношение,  соразмерное его возрастным  и личностным  возможностям,  согласованное с его субъективным  опытом.

Тактичность  педагога  обеспечивает  баланс  социализации  и  индивидуализации  в  творческом  процессе,  индивидуальное  корректирование  личностного  развития,  инициирует  индивидуальное  проявление  личностного  «Я»  и  его  достойного  утверждения  в  микросреде  коллектива.  На  это  указывают  суждения  и  пожелания  участников  творческого  коллектива  руководителю:  «поменьше кричать»,  «не высмеивать  участников»,  «он не  должен  быть  безучастным»,  «не  выживать  из  коллектива  участников,  которые  ему  не  нравятся»,  «справедливо  относиться  к  участникам  коллектива»,  «не  критиковать  участников  при  множестве  участников»,  «понимать  членов  коллектива  и  принимать  их  такими,  какие  они  есть».

Для  того  чтобы  определить  уровень  развития  творческих  способностей  у  учащихся  на  кружковых  занятиях,  я  посетила  несколько  занятий  кружка  по  изобразительно-прикладному  искусству в Центре  культуры.

Руководителем  кружка  является  Петрова  Анна  Александровна.  Опыт  ее  работы  12  лет.  В  кружке  занимаются  14  детей,  возраста  от  12  до  14  лет.

Во  многом  и  в  различной  мере  развитие  творческих  способностей  участников  кружка  зависит  от  нравственного  облика  преподавателя,  проводящего  занятия,  его  знаний  и  умений,  организаторских  способностей, отношения  к  делу  и  ребятам,  педагогического  мастерства,  такта  и  других  качеств.  В  большинстве  случаев  это  воздействие  является  решающим.

Анна  Александровна,  преподаватель  с  большим  опытом  работы.  Она  умеет  находить  общий  язык  с  каждым.  Выслушивает  мнения  детей, направляет  их  в  «правильное  русло»,  в  споре  умело  избегает  конфликтных  ситуаций.  Для  успешного  развития  творческих  способностей  не  маловажную  роль  играет  наглядность.  На  кружковом  занятии  применялись следующие  виды  наглядных  пособий:  демонстрация  различных  реальных  предметов;  показ  изделий  и  макетов;  изображение  предметов,  процессов; условие  изображения.

Анна  Александровна  руководила  восприятием  показываемого  учащимся  материала,  направляла  их  внимание  на  главные и существенные  стороны объекта,  не  перегружала наглядными  пособиями,  использовала  их  в  таком  количестве,  которое  необходимо  для  достижения  цели.  На  занятии  предстояло  показать  несколько  пособий,  дети  рассматривали  их  по  мере  надобности,  а  не  все  сразу.  С  помощью  наглядностей  Анна  Александровна  широко  опиралась  на  чувственно-практический  опыт  детей,  непосредственное  восприятие  ими  предметов  и  трудовых  процессов.  Наглядность  обеспечила  яркое  эмоциональное  запоминание  детьми  жи-вых  образов,  возбудило детское воображение,  творческую  фантазию,  стремление  к глубокому познанию  вещей,  явлений.  Поэтому Толстой признавал почти единственно правомерными  средствами  наглядности  са-ми  реальные  предметы,  окружающую  ребенка действительность  и попол-нение  впечатлений о ней через повседневное  наблюдение  в быту,  труде,  детских играх,  прогулках,  и,  конечно же,  целенаправленно,  через школьные  опыты,  эксперименты,  экскурсии.  Постепенное усложнение  видов и способов  применения – одно  из  обязательных  условий развивающей  наглядности.  Это,  прежде  всего сочетание накапливаемых учеником  представлений  реальной  действительности  со  словом  учителя  и  речью,  воображением  самого  ученика.  Анна  Александровна знакомит  ребят только  с той наглядностью,  которая дает  возможность выработать  у них новые восприятия,  продвинуться  в развитии  творческих  способностей.  В противном же  случае  дети  не  были  бы  активными,  и на  занятии господствовала  бы  скука.  При  отборе  видов  рисунков  преподаватель учитывал  интересы  учащихся,  их  индивидуальные  особенности  и  уровень  подготовки.  Большую  воспитательную  работу  играет  строгое  выполнение  детьми  техники  безопасности,  требований  культуры  труда,  норм  времени,  взаимных  обязательств  в  коллективе.

Посещенные  мной  занятия,  были  правильно  организованны,  что  способствовало  развитию  творческих  способностей.  Цель  и  задачи,  поставленные  перед  детьми,  были  достигнуты.  

 

 

 

 

2.3.  Анализ  результатов   исследования.

 

На  основе  полученных  фактов,  а  также  анализа  материалов  анкетирования  10  руководителей  творческих  коллективов  города  нами  предложена  эмпирическая  классификация  стилей  поведения  руководителей  коллективов.  Стиль  поведения  мы  рассматриваем  как  индивидуально-типические  особенности  целостной,  относительно  устойчивой  системы  способов,  методов,  приемов  взаимодействия  педагога  с  воспитанниками с целью  эффективного  и  качественного  решения  стоящих  задач.

Определяющими  измерениями  (основаниями)  поведения  педагога  являются  такт  и  коммуникативная  направленность.  Понятием  «коммуникативная  направленность»  обозначается  система  доминирующих  способов обмена  ценностями,  действиями,  умениями  и  навыками  и  стратегий  пси- хологического  воздействия на  партнера.  Мы  использовали  имеющиеся в литературе  описания  коммуникативной  направленности  (С. Л. Братченко). Педагогический  такт  и  коммуникативная  направленность  педагога  являются  объективацией  его  ценностно-смысловых  установок  и  ориентаций, составляющих  мотивационную основу  профессионального поведения.

В  соответствии  с  названными  основаниями можно  выделить  следующие  стили  поведения  руководителя  творческого  коллектива.  Конструктивно-помогающий  стиль  поведения  характеризуется  диалогической  коммуникативной  направленностью,  доминированием  ценностей  принятия  и  понимания  члена  коллектива,  уважения  его  прав,  ориентация  на  сотрудничество.  Такое  поведение  означает  предоставление  свободы  самореализации  и  передачу  ответственности  за  принятие  решений  самому  участнику  коллектива,  способность  к  глубинному  контакту,  «эмпатическому пониманию»,  осторожное  отношение к оценкам и оценочным суждениям.

Авторитарный  стиль.  Такой  руководитель  не  ориентируется  на  «среднеарифметического»  школьника,  «не  обременяет  себя»  обращением и  пониманием  индивидуальности,  стереотипен  в  установках,  оценках  и  способах  решения  проблем,  избирателен  и  субъективен.  Ведущий  способ регулирования  отношений – оценивание  всего  и  всех,  различные «санкции».  Доминирующие  ценности – ценности  самоутверждения.

Манипулятивный  стиль.  Педагог полагает  себя  субъектом,  имеющим  право  и  способность  на  самодеятельное  мышление.  Ученик  принимается  как  субъект  деятельности по освоению  предмета,  поэтому  оценивается  как  «достойный  уважения»,  если  успешно  учится  и  «не  доставляет  хлопот».  Основная  стратегия  воздействия – «интенциальная»  (термин Г. А. Ковалева),  когда руководитель  творческого коллектива  стремится оказывать преобразующее воздействия на  учеников,  на  коллектив.  Для этого ему необходимо  специальное психологическое знание,  которое ему позволило бы  успешно управлять поведением.  Тип коммуникации – манипулятивный,  доминирующими ценностями  являются  этические и ценности  самоутверждения.

Индифферентный  стиль  характеризуется  конформным  типом коммуникации,  позицией  невмешательства.  Лишь  в  случае  крайней  необходимости  вмешивается  в  жизнь  коллектива  и  отношения.  Доминирует  ситуативный  подход  и  ориентация  на  нормативные  ценности.  Наиболее  точно  такой стиль описан ученицей  9-го  класса  одной из  школ  в г.  Белыничи.  «Я  занимаюсь  в  одном  из  творческих  коллективов.  Заниматься здесь  неинтересно,  скучно.  В  коллективе  никаких  событий  и  мероприятий  не  происходит.  У  нас  коллектив  недружный,  каждый  сам  по  себе.  Педагоги  у  нас  хорошие.  Знают  свое  дело  и  к  нам  относятся  хорошо:  поругают,  если  надо,  или  посмеются  вместе  с  нами.  Но  жизнь  скучная, без  радостей». 

Следовательно,  для  развития  творческих  способностей  необходимо создать  благоприятствующие  условия,  использовать  наиболее  эффективные  методы  и  учитывать  возможности  каждого.  К  сожалению,  даже  самые  полные  и  эффективные  методики  лишь  инструмент  в  руках  учителя  и  руководителя.  Умело  используя  их,  можно  добиться  высоких  результатов. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

 

В  ходе  работы  рассмотрен  процесс  организации  педагогической  деятельности  руководителем  творческого  коллектива.

Воспитание  человека  как  формирование  развитой  личности  составляет  одну  из  главных  задач  современного  общества.  Преодоление  отчуждения  человека  от  его  подлинной  сущности,  формирование  духовно  развитой  личности  в  процессе  исторического  развития  общества  не  совершается  автоматически.  Оно  требует  усилий  со  стороны  людей,  и эти 

Усилия  направляются  как  на  создание  материальных  возможностей,  объективных  социальных  условий,  так  и  на  реализацию  открывающихся  на  каждом  историческом  этапе  новых  возможностей  для  духовно-нравствен-ного  совершенствования человека.  В этом  двуедином процессе  реальная  возможность развития  человека  как личности  обеспечивается  всей  совокупностью  материальных  и  духовных  ресурсов  общества.

В  воспитании  личности  определенная  роль  отводится  и  руководителю  творческого  коллектива.  Организационная  деятельность  руководителя  творческого  коллектива  требуют  креативности,  умения  принимать  решения  в  самых  неожиданных  ситуациях,  творчески  использовать  имеющийся  опыт.  В  современных  условиях  организаторская  деятельность требует  предприимчивости,  инициативы,  умения  предложить  свои  услуги.

Информация о работе Педагогическая деятельность