Педагогическая деятельность

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2012 в 13:04, курсовая работа

Краткое описание

Рассмотрение процесса организации педагогической деятельности руководителя творческого коллектива

Оглавление

Содержание
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
Глава 1. Педагогическая деятельность руководителя творческого коллектива
1.1. Творческий характер педагогической деятельности руководителя….6
1.2. Формирование установок на творчество – важнейшая цель педагогического процесса……………………………………………………………….13
1.3. Педагогическое взаимодействие руководителя и участников творческого коллектива………………………………………………………………..17
1.4. Многообразие функциональных компонентов управленческой деятельности руководителя……………………………………………………….27
Глава 2. Эмпирические исследования деятельности руководителей творческих коллективов.
2.1. Исследование руководителей творческих коллективов……………….39
2.2. Исследование участников творческого коллектива……………………41
2.3. Анализ результатов исследований………………………………………45
Заключение………………………………………………………………………48
Список использованных источников…………………………………………50
Приложения……………………………………………………………………..52

Файлы: 1 файл

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РУКОВОИТЕЛЕЙ.docx

— 109.65 Кб (Скачать)

Итак,  произведение  разучено  и  исполнено  внутри  коллектива.  В  процессе  подготовки  участники  приобрели  опыт,  позволяющий  им  в  новой  сценической  ситуации  исполнить  произведение,  адресуемое  зрите-лям (слушателям).  Это кульминация творческой  деятельности  участников. Именно  здесь выявляется,  насколько они смогли  научиться свободно  и раскованно  владеть исполнительскими  средствами  и с их  помощью по-новому  создавать идейно-художественный  образ,  наделив его чертами собственного  эстетически вдохновенного отношения.  Исполнение  завершилось.  Участники  уносят  с  собою  глубокие  эстетические  переживания, которые  они  приобрели  в  процессе  исполнения  произведения,  уносят  ощущение  общественной  ценности  их  деятельности. [9, c. 253]

В  этот  цикл,  таким  образом,  входят  три  такта,  нелинейно  сгруппированных  в  целое  с  «цепочкой»  сменяющихся  деятельностей:  репродуктивная – продуктивная – новая  репродуктивная  педагогическая  деятельность;  репродуктивная – продуктивная – репродуктивная  художественная  деятельность,  и,  наконец,  продуктивная  сценическая  деятельность,  завершающая  «кругооборот»  движения  коллектива. [9, c. 253]

Таким  образом,  эта  сложная  композиция  художественно-педагогической  деятельности  развертывается  в  соответствии  с  механизмом,  который  гласит:  источником  развития  коллектива  является  педагогическая  деятельность (со  сменой  репродуктивной  деятельности  продуктивной  и  от  нее – новой  учебно-воспитательной  репродуктивной  деятельностью),  выступающая  условием  художественно-технологической  деятельности (со  сменой  репродуктивной  деятельности  продуктивной  и  от  нее – новой  художественно-технологической  репродуктивной  деятель-ностью),  которая,  в свою  очередь,  является  предпосылкой  для продуктивной  сценической (исполнительской)  деятельности,  обладающей  общественно-эстетической  ценностью.

Итак,  мастерство  педагогического  взаимодействия  руководителя  и  участников  творческого  коллектива – это  неразрывное  единство  и  взаимосвязь  педагогического,  организаторского  и  художественно-творческого процессов,  она  имеет  педагогическую  направленность  и  обладает  творческим  характером  и  является,  таким  образом,  сложной,  комплексной.

«Наша  работа  не  только,  а  может  быть,  и  не  столько  профессия… это – судьба,  наша  судьба,  судьба  людей,  которым мы  по  долгу службы  помогаем.  Человеческий  контакт с ними  чаще  всего уже не  прекращается…  Мы  уже  как  бы  не  можем  не  общаться,  не  помогать  друг  другу,  жить  друг  без  друга».  Эти  слова,  сказанные  одним  из  шведских  специалистов,  в  полной  мере  отражают  суть  деятельности  руководителя  творческого  коллектива,  его  место  в  обществе  и  отношение  к  своей  обычной,  но  очень  нужной  профессии. [19, c. 74]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.4. Многообразие  функциональных  компонентов  управленческой деятельности  руководителя.

Систему  педагогической  деятельности  мы  рассматриваем  в  единстве  взаимодействующих  структурных  и  функциональных  компонентов.  Под  функциональными  компонентами  системы  понимаются  базовые  связи  между  исходным  состоянием  структурных  элементов  и  конечным  искомым  результатом.

Обратимся  к  описанию  функциональных  компонентов,  связей  между  структурными  и  функциональными  компонентами,  воссоздающими  целостность  педагогической  деятельности.  Основные  функции  руководителя  творческого  коллектива  могут  быть  поняты  исходя  из  специфики  его  деятельности,  многообразия  видов отношений и общения,  системы ценностных  ориентаций,  возможностей  творческой  самореализации  личности.  Принимая  во  внимание  указанные  особенности,  выделяют  следующие  основные  функции – гносеологическую,  гуманистическую,  коммуникативную,  информационную,  нормативную,  обучающую  и  воспитывающую. [8, c. 97]

Признание  многообразия  функциональных  компонентов  педагогического  мастерства  подчеркивает  многоаспектность  содержания  педагогической  деятельности  и  разнообразие  форм  ее  реализации.

Гносеологическая  функция  обеспечивает  целостность  представлений  о  педагогической  деятельности,  о  реальных  путях  ее  познания  и  освоения.  Руководитель  выступает  как  методолог  педагогики,  исследователь, организатор,  психолог,  учитывающий  многообразие  историко-педагоги-ческих,  психолого-педагогических,  этнопедагогических  и других  знаний. Гносеологическая  функция проявляется в целенаправленном  исследовании,  отборе  и  систематизации  научных  знаний  о  субъектах  и  объектах образовательного  воспитательного  процессов. Это особенно  важно сейчас при  активном  расширении  и  обновлении  научно-педагогических  знаний, смене  парадигм  обучения  и  воспитания  участников  коллектива.  Гносеологическая  функция  направлена  не  только  на  познание  и  анализ  педагогических  явлений,  но  и  на  изучение  и  осознание  руководителем  самого  себя,  своих  индивидуально-психологических  особенностей,  уровня  профессионализма.

Важно  и  то,  что  осознание  руководителем  назначения  своей  деятельности  и  отношение  к  ней  связано  не  только  с  предметом  и  мотивацией  деятельности,  но  и  со  способами  ее  реализации. [8, c. 98]

Гуманистическая  функция  руководителя  творческого  коллектива  утверждает  в  учебно-воспитательном  процессе  общечеловеческие  ценности, создает  условия  для  развития  способностей  и  дарований  человека,  служит  укреплению  сотрудничества,  равенства,  справедливости,  гуманности в  совместной  деятельности.

Суть  гуманитаризации  как конкретного проявления  гуманистической  функции  образования  и  воспитания  состоит  в  формировании  у  участников  профессионально-нравственного  отношения  к  действительности,  т. е. таких  качеств,  как  служение  истине,  интеллигентность,  самостоятельность  в  суждениях,  ответственность  и  инициатива,  настойчивость  в  достижении  цели.

Реализация  гуманистической  функции  объединяет  противоположные,  но  тесно  связанные  между  собой  процессы  социализации  и  индивидуализации  личности.  Обретение  опыта  общественных  отношений  в  досуговой  деятельности  и  общении  происходит  на  индивидуальном  уровне,  когда  нормы,  правила  общественной  жизни  становятся  личностными  качествами.  Гуманистическая  направленность  деятельности  руководителя  преломляется  в  социально-нравственных,  профессиональных  качествах  личности  участников.  Целенаправленный  процесс  социализации  воспитанников  есть  в  то  же  время  и  процесс  их  индивидуально-лично-стного  становления.  Гуманистическая функция способствует  развитию  таких  ее  составляющих,  как  нравственная  культура,  гуманитарная  культура,  духовная  культура  личности.  Эти  виды  педагогической  культуры  характеризуют  готовность  человека  действовать  в  соответствии  с  нравственными  ценностями  и  нормами.  В  частности,  нравственная  культура  личности  руководителя  складывается  из  культуры  нравственных  чувств,  нравственных  отношений  и  нравственного  поведения. [8, c. 98]

Коммуникативная  функция  занимает  особое  место  в  числе  других  функциональных  компонентов  в  силу  того,  что  педагогический  процесс  немыслим  вне  общения,  вне  установления  многообразных  коммуникативных  связей  между  обучающими  и обучаемыми.  Коммуникативная  функция  руководителя  отвечает его первостепенной  потребности  в общении  с  участниками,  коллегами,  учителями  школ,  представителями  производственной  сферы,  тем  более  что  педагогический  процесс  в учреждениях  культуры – это  постоянное  взаимодействие,  обмен  информацией  между  заинтересованными  участниками.

В  профессионально-педагогической  деятельности  руководителя  мотивы  коммуникации  определяются  целями  учебно-воспитательной  работы,  уровнем  интеллектуальной  готовности  и  предрасположенности  к  совместной  работе  с  участниками  коллектива  и  коллегами.  Но  во  всех  случаях  мотивы  носят  личностный  характер,  определяемый  общей  и  профессиональной  культурой  руководителя. [8, c. 98-99]

Коммуникативная  активность  личности  руководителя  обусловлена  его  интеллектуальными,  психологическими,  возрастными  и  другими  особенностями.  Данные  экспериментальных  исследований  свидетельствуют  о различиях  в  общении  руководителей  с  участниками  коллектива  в  зависимости  от  направленности  деятельности,  педагогической  квалификации,  стажа работы.

Коммуникативная  функция  реализуется  более  успешно  в  том  случае,  если  у  субъектов  общения  совпадают  точки  зрения  на  выбор  методов  и  средств  общения,  есть  заинтересованность  в своем собеседнике.  Осуществление  коммуникативной  функции  требует  перехода  от  авторитарной  позиции  руководителя  и субординированной позиции участника к личностному,  равноправному сотрудничеству  и сотворчеству. [8, c. 99]

Большое  значение  для  общения  имеет  речевая  культура  руководителя,  т. е.  знание  норм  речи,  умение  правильно  использовать  языковые  формы,  что  облегчает  передаваемой  информации,  воспитывает  речевую  грамотность  воспитанников,  дисциплинирует  их  мышление.

В  ряде  исследований  по  педагогике (Д. Ш. Турсунов,  Ш. А. Магомедов)  поставлена  проблема  формирования  культуры  межнационального  общения,  принципиально  важная  при  организации  учебно-воспитательно-го  процесса  в многонациональной аудитории.  Таким образом,  коммуникативная  функция  обусловливает  необходимость  развития  речевой  культуры,  культуры  общения,  культуры  межнационального  общения. [10, c. 9]

Обучающая  функция  реализуется  в  деятельности  руководителя,  направленной  на  овладение  участником  определенной  системой  знаний,  умений,  навыков,  социальным  опытом,  на  развитие  его  интеллекта  и  способностей.

Успешная  реализация  обучающей  функции  обусловлена  рядом  факторов:  уровнем  профессиональной  подготовки  руководителя,  включающей  специальную,  дидактическую,  технологическую  и  методическую  подготовку;  уровнем  готовности  обучающихся  к  овладению  знаниями,  навыками,  умениями;  наличием  соответствующей  материально-технической  базы  обучения;  наличием  необходимого  и  достаточного  времени (сроками  обучения);  индивидуально-психологическими  особенностями  обучающих  и  обучающихся.

Общий  контур  обучающей  функции  создается  следующей  совокупностью  проблем:  проблема  «знать»,  проблема  «уметь»,  проблема  «успевать»,  проблема  «оценивать».  В данном  перечне проблем   заложены  поиски  ответов  на  более  конкретные  вопросы:  «чему  учить»,  «как  учить»,  «кому  и  кого  учить».  Готовность  найти  ответы  на  эти  вопросы  составляет  основу  педагогического  мастерства  руководителя. [8, c. 99-100]

Воспитывающая  функция  отражает  область  воспитательной  деятельности  руководителя  коллектива.  Наряду  с  учебной,  исследовательской,  общественно-педагогической  деятельностью  руководитель  призван осуществлять  целенаправленную  воспитательную  работу.  Руководитель  творческого  коллектива  как  педагог,  ученый  и  воспитатель  силой  своего авторитета,  эрудицией,  профессионализмом  прямо  и  опосредованно  влияет  на  становление  личности  участника.

Основными  направлениями  воспитательной  деятельности  руководителя  остается  воспитание  нравственной,  экологической,  эстетической,  экономической,  валеологической,  физической  культуры  личности.  Данные направления воспитательной  деятельности  раскрывают  сложную мозаику культурных  ценностей,  технологий,  творчества,  создающих уникальный контекст  формирования  личности. [8, c. 100]

Нормативная  функция  поддерживает  равновесие  в  системе  деятельности  руководителя,  уменьшает  влияние  дестабилизирующих  факторов  в педагогической  среде.  Любое  регулирование  деятельности  исходит  из  определенных  требований,  норм,  которые  устанавливаются  ее  участниками.  Нормы  педагогической  деятельности  направлены  на  разрешение  противоречий,  возникающих  в  процессе  взаимодействия  руководителя  с участниками,  с коллегами и администрацией,  на  обеспечение их  сотрудничества  и  достижение  совместных  целей.  Противоречия  между  участниками  педагогического  процесса  носят  объективный  и  субъективный  характер,  и  их  разрешение,  следовательно,  должно  быть  направлено  как  на  изменение  объективных  процессов,  так  и  на  регуляцию  личностного  поведения.  Знание  норм  педагогической  деятельности  облегчает  поиск  необходимого  решения,  придает  уверенность  в  правильности  своих  действий. [8, c. 100]

В  системе  педагогической  культуры  нормы,  отражая  опыт  профессиональной  группы  и  общества,  служат  улучшению  морально-психоло-гического  климата  в  коллективе,  укрепляют  структуру  его  формальных  субординированных  и  неформальных  межличностных  отношений.  Педагогические  нормы,  выполняя  функцию  ценностей,  помогают  руководителю  выбрать  наиболее  оптимальные  способы  деятельности,  утвердить  в  жизни  и  профессиональной  деятельности  цели,  идеалы  и  профессиональные  приоритеты.  Нормативный  компонент  проявляется  также  в  тех  ситуациях,  когда  необходимо  соблюдение  некоторой дистанции  между  руководителем  и  участником  коллектива.  В  таком  случае  педагогическая  норма  может  принимать  форму  традиций  и  обычаев. [8, c. 101]

Руководитель  коллектива  является  субъектом  различных  правовых  отношений,  которые  складываются  в  процессе  профессионального  взаимодействия  с  участниками  и  коллегами,  руководителями  разных  уровней и  строятся  на  основе  равенства,  взаимных  прав  и  взаимной  ответственности.  Так,  требовательность  руководителя  опирается  не  только  на  педагогические,  но  и  на  правовые  основы,  обязательные  как  для  руководителя,  так  и  для  участника.  Правовая  культура  руководителя  выступает  необходимым условием  организации учебно-воспитательного процесса,  соблюдения  гуманистических начал,  прав  и свобод  личности. [3, c. 36]

Информация о работе Педагогическая деятельность