Педагогическая деятельность Л. Н.Толстого

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 19:42, доклад

Краткое описание

Толстой вернулся в Россию вскоре после освобождения крестьян и стал мировым посредником.В отличие от тех, кто смотрел на народ как на младшего брата, которого надо поднять до себя, Толстой думал, наоборот, что народ бесконечно выше культурных классов и что господам надо заимствовать высоты духа у мужиков. Он деятельно занялся устройством школ в своей Ясной Поляне и во всём Крапивенском уезде.

Файлы: 1 файл

Педагогическая деятельность Л.Н. Толстого.docx

— 424.68 Кб (Скачать)

ГОУ ЦО “Самбо-70”

Педагогическая деятельность                               Л.Н. Толстого

 
 
 
 



 

 

 

 

 

 

Ученицы 10 “В” класса :

Маховой Л.Е.

Преподаватель:

Холина Надежда Владимировна

 

Москва 2012 

 «Есть и у меня поэтическое,  прелестное дело, от которого  нельзя оторваться - это школа»

Л. Н. Толстой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Толстой вернулся в Россию вскоре после освобождения крестьян и стал мировым посредником.В отличие от тех, кто смотрел на народ как на младшего брата, которого надо поднять до себя, Толстой думал, наоборот, что народ бесконечно выше культурных классов и что господам надо заимствовать высоты духа у мужиков. Он деятельно занялся устройством школ в своей Ясной Поляне и во всём Крапивенском уезде.

Яснополянская школа принадлежала к числу оригинальных педагогических попыток: в эпоху преклонения  перед немецкой педагогической школой Толстой решительно восстал против всякой регламентации и дисциплины в школе. По его мысли всё в  преподавании должно быть индивидуально  — и учитель, и ученик, и их взаимные отношения. В яснополянской  школе дети сидели, кто где хотел, кто сколько хотел и кто  как хотел. Определённой программы  преподавания не было. Единственная задача учителя заключалась в том, чтобы  заинтересовать класс. Занятия шли  успешно. Их вёл сам Толстой при  помощи нескольких постоянных учителей и нескольких случайных, из ближайших  знакомых и приезжих.

С 1862 года стал издавать педагогический журнал «Ясная Поляна», где главным  сотрудником являлся он сам. Помимо статей теоретических, Толстой написал  также ряд рассказов, басен и  переложений. Соединённые вместе, педагогические статьи Толстого составили целый  том собрания его сочинений. В  своё время они остались незамеченными. На социологическую основу идей Толстого об образовании, на то, что Толстой  в образованности, науке, искусстве  и успехах техники видел только облегчённые и усовершенствованные  способы эксплуатации народа высшими  классами, никто не обратил внимания. Мало того: из нападок Толстого на европейскую  образованность и «прогресс» многие вывели заключение, что Толстой —  «консерватор».

Вскоре Толстой оставляет  занятия педагогикой. Женитьба, рождение собственных детей, планы, связанные  с написанием романа «Война и мир», на десять лет отодвигают его педагогические мероприятия. Лишь в начале 1870-х он приступает к созданию собственной  «Азбуки» и публикует её в 1872 году, а затем выпускает «Новую азбуку» и серию из четырёх «Русских книг для чтения», одобренных в результате долгих мытарств Министерством народного просвещения в качестве пособий для начальных учебных заведений. Ненадолго возобновляются занятия в яснополянской школе.

Известно, что яснополянская  школа оказала определённое влияние  на других отечественных педагогов. К примеру, именно её в качестве образца  при создании собственной школы  «Бодрая жизнь» в 1911 г. первоначально  взял за основу С. Т. Шацкий.

Религиозно-нравственные основы воспитания

Нравственно-религиозное  учение Л.Н. Толстого строилось на идее непротивление злу насилием, стремления. Увеличения добра в мире каждым человеком. Предложил идею нравственной революции, в основе которой лежал тезис  о свободном самоулучшении личности. Он доказывал, что духовный ненасильственный переворот может произойти в  человеке со скоростью революционного переворота. Задача педагогической науки, по его мнению, должна состоять в  изучении условий совпадения деятельности учителя и ученика на пути к  единой цели, а также тех условий, которые могут препят­ствовать такому совпадению.

Условия нравственного воспитания.

Свобода детской активности и детскому творчеству. Уважения ребёнка  как личности. Протест против угнетения  детей.Уважения к детским недостаткам. Приобщение ребёнка к «религиозному началу».

Теория свободного воспитания

Опираясь на мысль Ж.-Ж. Руссо об идеальной природе ребенка, которую портят несовершенное общество и взрос­лые с их «фальшивой»  культурой, Л.Н. Толстой утверждал, что  учителя не имеют права принудительно  воспитывать детей в духе принятых принципов. В основу образования  должна быть положена свобода выбора учащимися — чему и как они  хотят учиться. Дело учителя —  следовать и развивать природу  ребенка. Эта идея получила отражение  в педагогических статьях Л.Н. Толстого и его учебных книгах для начальной  школы.

Яснополянская школа

Яснополянская школа принадлежит  к числу оригинальных педагогических попыток: в эпоху безграничного  преклонения перед новейшей немецкой педагогией. Толстой решительно восстал  против всякой регламентации и дисциплины в школе. Всё в преподавании должно быть индивидуально — и учитель, и ученик, и их взаимные отношения. В яснополянской школе дети сидели, кто где хотел, кто сколько  хотел и кто как хотел. Никакой  определённой программы преподавания не было. Единственная задача учителя  заключалась в том, чтобы заинтересовать класс. Занятия шли прекрасно. Их вёл сам Толстой при помощи нескольких постоянных учителей и нескольких случайных, из ближайших знакомых и  приезжих.

Образование

Образование – свободное  соотношение людей, из которых один сообщает известную сумму знаний, а другой свободно воспринимает её. В качестве главной задачи обучения и воспитания Толстой выдвигал развития творческого мышления, утверждал  необходимость полноценного научного образования. Он отстаивал тезис о единстве воспитания и образования: нельзя воспитывать, не передавая знаний, всякое знание действует воспитательно, полагал он. Л.Н. Толстой писал: " Важно не количество знаний, а качество их. Можно знать очень многое, не зная самого нужного". Однако самым важным в образовании, по мнению Л.Н. Толстого, является соблюдение условия свободы воспитания и обучения на основе религиозно-нравственного учения. Образование, по его мнению, должно быть плодотворным, т.е. содействовать движению человека и человечества ко все большему благу. Это движение возможно лишь при условии свободы учащихся. Однако, чтобы эта свобода не стала хаосом в преподавании, нужны общие основания. Такими основаниями являются религия и нравственность. Особую роль уделял таким методам обучения, как слово учителя (рассказ, беседа).Развитие творчества детей: самостоятельная работа, сочинения.Сознательное усвоение знаний.Приучение учащихся к наблюдательности. Широкое использование экскурсий, опытов, таблиц и картин, наблюдение подлинных предметов. Критическое отношение к звуковому методу обучения грамоте.

Л.Н. Толстой писал: «Когда я вхожу в школу и вижу эту  толпу оборванных, грязных, худых  детей с их светлыми глазами и  так часто ангельскими выражениями, на меня находит тревога, ужас, вроде  того, который испытывал бы при  виде тонущих людей... И тонет тут  самое дорогое, именно то духовное, которое так очевидно бросается  в глаза в детях. Я хочу образования  для народа только для того, чтобы  спасти тонущих там Пушкиных, Остроградских, Ломоносовых. И они кишат в каждой школе».

Мысли о деятельности учителя

Л.Н. Толстой писал:" Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность  в том, что он есть, должен быть и  не может быть иным. Эта уверенность  встречается редко и может  быть доказана только жертвами, которые  человек приносит своему признанию". " Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, - он будет  лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель  соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель". Советы учителям.

  • Чем труднее учителю, тем легче ученику.
  • Нужно чтобы ученик не стыдился учителя и товарищей.
  • То, чему учат ученика, должно быть понятно и занимательно.
  • Давайте ученику такую работу, чтобы каждый урок чувствовался ему шагом вперёд в учении.
  • Очень важно, чтобы ученик не боялся наказания за дурное учение.
  • Урок должен быть соразмерен силам ученика.

Вклад в развитие педагогики

Развил теорию свободного воспитания Ж.Ж. Руссо в отечественной  педагогике. Написал одни из первых учебных книг для народной школы.Создал самобытную педагогическую систему, построенную  на собственных религиозно-философских  идеях. Написал фундаментальные  работы в области образования:«Азбука» (1872), «Новая азбука и 4 книги для чтения» (1875),«О народном образовании» (1874) Идеи Л.Н. Толстого получили дальнейшее развитие в деятельности К.Н. Вентцеля, и многих других педагогов конца XIX — начала XX в.


Информация о работе Педагогическая деятельность Л. Н.Толстого