Педагогическая деятельность

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2012 в 13:04, курсовая работа

Краткое описание

Рассмотрение процесса организации педагогической деятельности руководителя творческого коллектива

Оглавление

Содержание
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
Глава 1. Педагогическая деятельность руководителя творческого коллектива
1.1. Творческий характер педагогической деятельности руководителя….6
1.2. Формирование установок на творчество – важнейшая цель педагогического процесса……………………………………………………………….13
1.3. Педагогическое взаимодействие руководителя и участников творческого коллектива………………………………………………………………..17
1.4. Многообразие функциональных компонентов управленческой деятельности руководителя……………………………………………………….27
Глава 2. Эмпирические исследования деятельности руководителей творческих коллективов.
2.1. Исследование руководителей творческих коллективов……………….39
2.2. Исследование участников творческого коллектива……………………41
2.3. Анализ результатов исследований………………………………………45
Заключение………………………………………………………………………48
Список использованных источников…………………………………………50
Приложения……………………………………………………………………..52

Файлы: 1 файл

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РУКОВОИТЕЛЕЙ.docx

— 109.65 Кб (Скачать)

Среди  ролей  руководителя  творческого  коллектива – администратор, организатор,  координатор,  психолог,  предприниматель – появилась  роль  «изменителя»,  «проводника  перемен».  Стоящие сегодня перед руководителями  творческих  коллективов  задачи  требуют  новых  подходов  к  организации  педагогической  деятельности.

Особенность  педагогического  творчества  руководителя  состоит  в  том,  что  объектом  и  одновременно  субъектом  его  деятельности  выступает  личность  участника.  Творчество  не  существует  вне  личности,  и  оно  не  может  быть  понято  вне  личностного  контекста.  Поэтому,  обращаясь  к  проблеме  педагогического  творчества,  мы  обращаемся  к  специфике  педагогической  деятельности,  своеобразию  проявления  индивидуально-творческих  качеств  личности  педагога-руководителя.

Руководитель – это  всегда  активная,  творческая  личность.  Он  выступает  организатором  повседневной  жизни  участников  творческого  коллектива.   Педагогическое  руководство  таким  сложным  организмом,  как  творческий  коллектив,  обязывает  руководителя  быть  изобретательным,  настойчивым,  всегда  готовым  к  самостоятельному  решению  любых  ситуаций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ  ИСТОЧНИКОВ.

 

  1. Андриади  И.  П.  Основы  педагогического мастерства. – М.:  Изд-во  «Академия»,  2005. – 169 с.
  2. Асадулин  Р.  М.  Интегративно-модульная технология  формирования личности  учителя как субъекта  профессиональной  деятельности. – Уфа:  БГПИ,  2000. – 264 с.
  3. Бакланова  Н.  К.  Профессиональное  мастерство  специалиста  культуры. – М.:  МГУКИ,  2003. – 222 с.
  4. Введение  в  педагогическую  деятельность. / Под  ред.  А. С. Роботовой. – М.,  2007. – 219 с.
  5. Возрастная  и  педагогическая  технология. / Под  ред.  А. В. Петровского. – М.:  Просвещение,  1973. – 281 с.
  6. Воспитание  как  педагогическое  явление // В  кн.:  Педагогика / Под ред.  П. И.  Пидкасистого. – М.,  2001. – 465 с.
  7. Григорович  Л.  А.  Педагогика  и  психология. /  Л.  А.  Григорович,

Т. Д.  Марцинковская. –  М.:  УИЦ  «Гардарики»,  2001. – 475 с.

8.  Загвязинский  В.  И.  Педагогическое  творчество  учителя.  – М.:  Педагогика,  1987. – 159 с.

9.  Золотарева  А.  В.  Дополнительное  образование   детей:  Теория  и  методика  социально-педагогической  деятельности. – Ярославль:  Академия  развития,  2004. – 304 с.

10. Ильина  Е.  Н.  Искусство   общения. – М.,  1989. – 223 с.

11. Исаев  И.  Ф.  Профессионально-педагогическая  культура  преподавателя. – М.:  Изд.  Центр  «Академия»,  2004. – 208 с.

12. Кан-Калик  В.  А.  Педагогическое  творчество. / В. А.  Кан-Калик,  Н.Д.  Никадедров. – М.:  Педагогика,  1990. – 144 с.

13. Коджасперова  Г.  И.  Педагогический  словарь. / Г.  И.  Коджасперова,  А. Ю.  Коджасперов. – М.:  Изд.  Центр «Академия»,  2003. – 176 с.

14. Козлова  Т.  В.  Повышение  квалификации  работников  культуры  как  условие  системного  социально-ответственного  партнерства.  // Культура:  управление,  экономика,  право. – 2007. - № 2.  С. 2-4.

15. Маркова  А.  К.  Психология  труда  учителя. – М.:  Просвещение,  1993. – 190 с.

16. Нагурский Д.  Организация   работы  руководителей  учреждений  культуры  с  персоналом. / Д.  Нагурский // Дом  культуры,  2006. - № 2. с. 24-31.

17. Пуртова  Т.  В.  Детское  танцевальное  творчество:  достижения  и  проблемы. / Т.  В.  Пуртова. // Культура  и  дети. – М.:  ГРДНТ,  2004. – с. 3-11.

18. Стрельцов  Ю.  А.  Культурология  досуга. – М.:  МГУКИ,  2003. –209с.

19. Чижиков  В.  М.  Работа  с  кадрами. // Справочник  руководителя  культуры. – 2004. - №  7. – с. 70-76.

20. Формирование  личности  школьника  в  коллективе. / Под  ред.  А.  И. Гуровой. – М.,  1959.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение  1

 

ПЛАН-КОНСПЕКТ  ЗАНЯТИЯ  КРУЖКА  ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО  ИСКУССТВА

 

Цели:

  • расширять  понятия  учащихся  о  декоративно-прикладном  искусстве;
  • формировать  умения  составлять  простой  белорусский  орнамент  в  полосе;
  • показать  взаимосвязь  с  назначением  и  формой  предмета;

воспитывать  художественный  вкус.

Виды  деятельности:  беседа  о  смысловом  значении  орнамента  в  народном  декоративно-прикладном  искусстве.  Усвоение  принципов  построения орнамента  и  последовательности  его  выполнения.  Самостоятельная деятельность  учащихся.

Тип  урока:  урок-сказка.

Оборудование  (для  учителя):

Произведения  искусства  для  анализа:

  1. Литературные:  стихотворение Л. Шарина.
  2. Произведения  изобразительного  искусства:  «Солнце  со  знаками  зодиака»  (лубок);  «Китаврас»  (кафля);  таблицы;  узоры вышивки  и тканые  предметы;  грамзапись;  куклы.
  3. Музыкальные:  М. Мусоргский  «Картинки  с  выставки»;  симфониетта Н. Чуркина  «Белорусские  картинки»  (фрагмент  4-ой  части).
  4. Наглядные  пособия  и  ТСО:  репродукции,  иллюстрации,  фотографии,  методическая  таблица,  изделия  декоративно-прикладного  искусства,  магнитофон.

Художественные  материалы  и  инструменты  для  работы:  линейки,  альбомы,  цветные  карандаши,  простые  карандаши,  краски,  кисти,  бумага  рисовальная.

Оформление  классной  доски:  с  левой  стороны –  методическая  таблица,  стихи,  рисунки  детей;  с  правой –  произведения  искусства,  иллюстрации,  фотографии;  вверху  посередине  -  тема  и  план  урока;  по  центру -  место для  педагогического  рисунка;  внизу  куклы  (на  подставке),  изделия декоративно-прикладного  искусства.

Ход  урока

  1. Организационный  момент
    1. . Проверка  готовности  учащихся  к  занятию
    2. . Связь с предыдущей  схемой
  2. Объяснение  нового  учебного  материала

2.1. Беседа

Звучит  музыка

У.  Сегодня  к  нам  в  гости  пришли  мальчик  и девочка (показать  две куклы).  Как мы  можем их  назвать?  (Дети  дают  куклам  имена Иванушка и Дарья).  Очень красиво одеты наши  гости.  Как называется  их  одежда?

Д.  Белорусский  национальный  костюм.

У.  Во  что  одет  Иванушка?

Д.  Безрукавка,  брюки,  рубашка.

У.  Как  называют  детали  костюма  Дарьи?

Д.  Рубашка,  корсет,  юбка,  передник.

У.  Чем  похожи  детали  костюмов  Иванушки  и  Дарьи?

Д.  Они  украшены  узорами.

У.  Как и кто создавал  эти узоры?  Кто научил  женщин  этому ремеслу?

Д.  Их  родители,  т. е.  предки.

У.  Как  создавали  эти  узоры?

Д.  Рисовали,  вышивали,  выбивали  (вытисняли)  из  ткани.

У.  Послушайте  легенду.

- Рассказывают,  что   у  Солнца  была  сестрица,  красавица  Заря-Зарница.  Была  она  хорошей  рукодельницей.  Каждое  утро  украшала  небо  чародейными  узорами,  украшала  небесное  полотно  рисунками.  Но  однажды  в  небесной  лодке  приплыл  Китаврас  и украл Зарю-Зарницу.  Загрустил братец  Солнышко.  Реже  стал  появляться  на  небе.  Поэтому и ночь  стала длиннее.

- Сидит  Заря-Зарница   в  темнице  у  Китавраса,  вспоминает  братца  Солнышко  и  вышивает  для  него  узоры.  Говорят,  что  именно  она  и  научила земных  женщин  этому  ремеслу.

Рассматривание  изделий  искусства:  «Солнце  со  знаками  зодиака»  (шкатулка,  лубок),  «Китаврас»  (рассуждения детей).

2.2.  Демонстрирование  изделий  декоративно-прикладного   искусства.

У.  А  теперь  посмотрите  на  полотенца,  покрывала,  скатерти,  которые  сделаны  руками  наших  сельских  рукодельниц.  На  них  множество  узоров,  орнаментов.  (Демонстрация  изделий).

- Сегодня  мы  побудем   в  роли  народных  мастеров,  но  прежде  рассмотрим,  из  чего  состоят  узоры  орнамента.  В  этом  нам  поможет  сказочник,  который  умеет  видеть  орнаментальные  детали  и  цвета  красок  на  изделиях  через  подзорную  трубу.

Сказочник  (ученик)  и  дети  рассматривают  узоры  через  скрученные  из  бумаги  трубочки  (своеобразный  бинокль,  через  него  лучше  читается  цвет,  рисунок  на  изделиях),  стоя,  тихо  делают  повороты  туловища,  головы.

Д.  Я  вижу  красную  полоску.

-   Я  вижу  чёрную  полоску.

-  Я  нашёл  кривую  линию.

-  Я  вижу  квадрат,  угол,  звёздочку.

У.  Видите,  дети,  эти  фигуры  образуют  узоры,  они  повторяются – так  получается  орнамент.  Но  только  это  не  простой  узор.  Надо  научиться  «читать»  его.  В  одном  орнаменте  выражено  желание  долгой  и  счастливой  жизни,  в  другом  показана  Мать-Земля,  основа  жизни,  символы  солнца  и  огня,  засеянное  поле.

Мастера  утверждали:

Надо  много  знать,

Чтобы  узор  прочитать.

Или  светлым  солнцем,

Или  яркой  зорькой…

Или  светлой  сестрицей,

Или  Зарёй-Зарницей!

- Посмотрите,  как  постепенно  складывается  орнамент  из  элементов узора (на  доске методическая  таблица).

2.3.  Этапы  построения  орнамента.

1.  Определяем  поворот   листа  (горизонтально,  вертикально)  в  зависимости  от  композиции  орнамента.

2.  Соединяем  края  листа  путём  его  сгиба.  От  края  к  центру  сплющиваем  его,  чтобы  наметить  середину.  На  месте  сгиба  у  самого  края  ставим  отметку  карандашом.

3.  Чтобы  внизу   листа  оставалось  больше  места  по  (законам композиции),  центр  отметки  смещаем  вверх,  приблизительно  на  5  мм.

4.  От  отмеченного   центра  откладываем  отрезки   вверх  и  вниз,  намечаем  засечками  и  соединяем   их  лёгкими  горизонтальными   линиями.  Получаем  полоску,  ширина  которой  соответствует  нашему  мысленному  эскизу  орнамента.  Длина  определяется  в  зависимости  от  размера  листа:  отступаем  от  краёв  приблизительно  2,5  см  (лист  формата А4),  3-3,5  см  (лист  формата  А3).

5. Полосу  делим пополам.  От  центра  влево и вправо  на  верхней и нижней  линии  полосы  ставим  засечки  для  квадратов  на  одном  уровне  и  соединяем  их  вертикальными  линиями, не  выходя  за  края  полосы.

6.  Каждый  квадратик  (на  верхней  и  нижней  линиях) делим  пополам  и,  используя  отмеченные  засечки,  вписываем  квадрат  в  другом  пространственном  положении.

7.  В  каждом  квадрате  прорисовываем  одинаковые  орнаментальные  детали  (или  разные,  чередуя  их).  Это может быть  знак  Солнца  или Матери-Земли (показ на  таблице).

8.  Выполняем  орнамент  в  цвете,  используя  приемы  примакивания  кистью,  сдвига,  тычка;  технику красками – заливку.

У.  Сейчас,  пользуясь  таблицей,  на  которой  изображены  только  элементы белорусского  орнамента,  вы  попробуете  самостоятельно  составить  узор. Я  вам  буду  помогать.  Представьте  свой  орнамент.

 

  1. Самостоятельная  работа  учащихся

3.1 Инструктаж  по  технике   безопасности  на  рабочем   месте

В  ходе  работы  звучит  музыка.

Каждый  из  учеников  составляет  орнамент,  используя методическую  таблицу  «Порядок  построения  орнамента»  (на  доске).  В  ходе  работы  учитель  исправляет  недочеты  и  ошибки  в  изображении  орнамента  учениками.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение  2

 

Анкета  опроса

  1. Нравится  ли  вам  руководитель  вашего  кружка?

а) Да;    б) Нет;     в) Не  очень

2.  Нравятся  ли  тебе  занятия  в  кружке?

а) Да;    б) Нет;    в) Не  знаю

3.  Хотел  бы  ты  больше  узнать  о  народно-прикладном  искусстве  Беларуси  и  научиться   делать  красивые  и  полезные  вещи?

а) Да;   б) Нет;   в) Не  знаю

4.  Помогает  ли  тебе  руководитель  кружка?

а) Да;    б) Нет;    в) Не  всегда

5.  Где  тебе  доводилось  больше  всего  заниматься  вышивкой,  изготовлением  поделок?

а) На  занятиях  в  детском  саду;

б) На  уроках  в  школе;

в) В  творческом  кружке;

г) Дома

6.  Как  часто   ты  в  свободное  время   рисуешь,  вышиваешь,  делаешь  поделки?

а) Каждый  день;

б) Иногда,  редко;

в) 1-2  раза  в  неделю  (обычно  по  выходным  дням)

Информация о работе Педагогическая деятельность