Стили педагогической деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 17:22, реферат

Краткое описание

Каждая теория воспитания и обучения предъявляет свои собственные требования к личности и деятельности учителя. Учитель, образно говоря, осуществляет связь времен. Он как бы передает эстафету из настоящего в будущее. Школа и учитель не могут не отражать происходящих изменений.
Различного рода знания, которыми обладает и профессионально владеет педагог, не существуют сами по себе. Систематизация этих знаний в целостное и подвижное образование в самой практической деятельности обусловлена ее направленностью, содержание тех задач, решение которых требует этих знаний в их определенной взаимосвязи.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...
Стили педагогической деятельности………………………………….…….
Подходы к определению стилей педагогической деятельности………....
Современная классификация стилей педагогической деятельности…..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 44.49 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ,

МОЛОДЁЖИ  И СПОРТА УКРАИНЫ

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ, МОЛОДЁЖИ И  СПОРТА

АВТОНОМНОЙ  РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

РЕСПУБЛИКАНСКОЕ ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ

„КРЫМСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ” (Г. ЯЛТА) 

ИНСТИТУТ  ФИЛОЛОГИИ, ИСТОРИИ  И ИСКУССТВ 

КАФЕДРА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА И ДИЗАЙНА 
 
 

СТИЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 
 
 
 
 
 
 
 

                    Реферат

                    студента 6 курса,

                    специальность

                    „Графический дизайн”

                    Палюха Ярослава Александровича 

                    Проверил:

                    доктор  педагогических наук

                    Редькина  Л. И. 
                     
                     
                     
                     
                     

Ялта–2011 г. 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...

Стили педагогической деятельности………………………………….…….

Подходы к определению  стилей педагогической деятельности………....

Современная классификация стилей педагогической деятельности…..

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………..

3

4

6

10

14

15

 

ВВЕДЕНИЕ

      Каждая теория воспитания и обучения предъявляет  свои собственные требования к личности и деятельности учителя. Учитель, образно  говоря, осуществляет связь времен. Он как бы передает эстафету из настоящего в будущее. Школа и учитель  не могут не отражать происходящих изменений.

     Различного  рода знания, которыми обладает и профессионально  владеет педагог, не существуют сами по себе. Систематизация этих знаний в  целостное и подвижное образование  в самой практической деятельности обусловлена ее направленностью, содержание тех задач, решение которых требует  этих знаний в их определенной взаимосвязи.

     Каждое  отдельное представление о педагогическом процессе связывается с особым взглядом на природу учительского труда. Новая  точка зрения, которая выдвигается  в педагогике и пытается создать  новую систему воспитания, непосредственно  вызывает новое понимание учительского труда. Если раньше учитель выступал в роли простого источника знаний, справочника или словаря, учебника и демонстратора, - одним словом, вспомогательного средства и орудия воспитания (именно эта сторона учительского труда составляла в прежней школе содержания всей работы учителя), то сейчас эта роль все больше сходит на нет и всячески замещается активной энергией ученика, который везде и всюду должен сам искать и добывать знания.

     Для нынешнего образования не так  важно научить известному количеству знаний, как воспитать желание  и умение приобретать  эти знания и пользоваться ими. На долю учителя выпадает новая ответственная роль. Ему предстоит сделаться организатором той социальной среды, которая является важнейшим воспитательным фактором. Во время чтения лекции или объяснения урока учитель выступает в своей роли учителя только тогда, когда устанавливает отношения ребенка к воздействующим на него элементам среды. Если же он просто излагает материал, он перестает быть учителем. 
 

Стили педагогической деятельности

     Педагогическая  деятельность, как и любая другая, характеризуется определенным стилем. «Стиль деятельности – это устойчивая система способов, приемов, проявляющаяся в разных условиях ее существования. Он обусловливается спецификой самой деятельности, индивидуально-психологическими особенностями ее субъектов.

     Стиль педагогической деятельности выявляет воздействие по меньшей мере трех факторов: а) индивидуально-психологических особенностей субъекта этой деятельности – учителя (преподавателя), включающих индивидно-типологические, личностные, поведенческие особенности; б) особенностей самой деятельности; в) особенностей обучающихся (возраст, пол, статус, уровень знаний и т.д.)».

     Наиболее  полное собственно деятельностное представление о стилях педагогической деятельности дают А. К. Маркова и А. Я. Никонова. Они утверждают, что в основе различения стиля в труде учителя лежат следующие основания: содержательные характеристики стиля (ориентация учителя на процесс или результат своего труда, оценка этапов своего труда); динамические характеристики стиля (гибкость, устойчивость, переключаемость и др.); результативность (уровень знаний, навыков, интерес к учебе у школьников). На основе этого были выделены индивидуальные стили.

     Например, эмоционально-импровизационный стиль (ЭИС). Учителей такого стиля отличает преимущественная ориентация на процесс обучения. Материал, представленный на уроках у таких учителей, логичен, интересен, однако в процессе объяснения у учителей ЭИС часто отсутствует обратная связь с учениками. Опросом охватываются преимущественно сильные ученики. Уроки проходят в быстром темпе. Учителя с ЭИС не дают ученикам самостоятельно формулировать ответ. Для учителей с ЭИС характерно недостаточно адекватное планирование учебно-воспитательного процесса: Как правило, на их уроках прорабатывается наиболее интересный учебный материал, а на дом задается менее интересный. Контроль за деятельностью учащихся со стороны таких учителей недостаточен. Учителя с ЭИС используют большой арсенал разнообразных методов обучения. Он часто практикует коллективные обсуждения, стимулирует спонтанные высказывания учащихся. Для учителя с ЭИС характерна интуитивность, выражающаяся в частом неумении проанализировать особенности и результативность своей деятельности на уроке.

     Еще один стиль учителя - это эмоционально-методический (ЭМС). Учителя с ЭМС ориентируются на процесс и результаты обучения. Для них свойственны адекватное планирование учебно-воспитательного процесса, высокая оперативность, некоторое преобладание интуитивности над рефлексивностью. Учителя с ЭМС поэтапно отрабатывают весь учебный материал, следят за уровнем знаний учащихся, используют закрепление и повторение учебного материала, осуществляют контроль знаний учащихся. Учителя с ЭМС отличаются высокой оперативностью, использованием разнообразных видов работ на уроке, коллективных обсуждений. Используя столь же богатый арсенал методических приемов при отработке учебного материала, что и учителя с ЭИС, учителя с ЭМС стремятся прежде всего заинтересовать учеников самим предметом.

     Следующий стиль - рассуждающе-импровизационный (РИС). Для учителей с РИС характерны ориентация на процесс и результаты I обучения, адекватное планирование учебно-воспитательного процесса. Учителя с РИС проявляют меньшую изобретательность в  подборе и варьировании методов обучения, они не всегда способны обеспечить высокий темп работы, реже практикуют коллективные обсуждения. Учителя с РИС (особенно во время опроса) предпочитают воздействовать на учащихся косвенным путем посредством подсказок, уточнений и т.п.), давая возможность отвечающим детально оформить ответ.

     И наконец, рассуждающе-методичный стиль (РМС). Учителя с РМС преимущественно ориентируются на результаты обучения и адекватное планирование учебно-воспитательного процесса, проявляют консервативность в использовании средств и способов педагогической деятельности. Высокая методичность систематичность закрепления, повторения учебного материала, контроля знаний учащихся) сочетается у них со стандартным набором используемых методов обучения, предпочтением репродуктивной деятельности учащихся, редким проведением коллективных обсуждений. Во время опроса учителя с РМС обращаются к небольшому количеству учеников, давая каждому достаточно времени на ответ, особое внимание ими уделяется слабым ученикам. Для учителей с ГМС характерна в целом рефлексивность.

Подходы к определению  стилей педагогической деятельности

     В разное время в отечественной  науке рассматривались различные  аспекты стилевой проблематики: содержательные характеристики стиля педагога; методологические и теоретические основы формирования стиля; практическая возможность диагностики  стиля и условия развития индивидуального  стиля педагога. Современная педагогическая практика, ориентированная на компетентностный подход, предъявляет все новые требования к подготовке и деятельности педагога. В этой связи поиск возможностей управления процессом формирования и развития индивидуального стиля педагога обусловлен надеждой на успешное профессиональное становление, самореализацию и самоактуализацию личности педагога.

     Стиль как педагогический феномен изучался на разной методологической основе. Прежде всего, большое влияние на изучение стиля педагога оказали традиции психологической науки. В этой связи  педагогические изыскания в области  стиля осуществлялись, как правило, в контексте результативности, эффективности  педагогической деятельности, сопряженной  с личностными свойствами. Значительный интерес представляют работы А. К. Марковой, А. Я. Никоновой, Н. А. Аминова, которые изучают индивидуальный стиль педагогической деятельности в контексте личностных свойств, психологических особенностей и психологических задатков. Общей характеристикой данного направления является личностный или личностно-деятельностный аспект в рассмотрении индивидуального стиля с опорой на соответствующие психологические теории и концепции. Кроме того, направления стилевых исследований определялись долгое время доминирующей в отечественной научной школе деятельностной парадигмой. Иными словами, рассматривались аспекты наилучшего уравновешивания индивидуального (личностного) стиля педагога с требованиями той деятельности, в которой проявляется и развивается его стиль. Так, например, В. И. Загвязинский, В. А. Канкалик, И. А. Колесникова, Н. В. Кузьмина, В. А. Сластенин под педагогическим стилем понимают проявление в деятельности личностных качеств, определяющих своеобразие профессионального поведения педагога, его мастерство, творческий почерк, предпочитаемые каналы самореализации и педагогического влияния на учащихся.

     В традициях отечественной психологии А. К. Маркова и А. Я. Никонова в своем исследовании опираются на деятельностный подход. На его основе выделены четыре типа стилей педагогической деятельности современного учителя.

     1. Эмоционально-импровизационный стиль  (ЭИС). Для педагогов с данным  стилем деятельности характерно  недостаточное планирование учебно-воспитательного  процесса, но высокая оперативность,  использование большого арсенала  разнообразных методов обучения, в том числе инновационных.  Такие педагоги часто практикуют  коллективные обсуждения, стимулируют  спонтанные высказывания учащихся.

     2. Эмоционально-методичный стиль (ЭМС). Для педагога с ЭМС характерны  развернутое планирование учебно-воспитательного  процесса, высокая оперативность,  преобладание интуитивности над  рефлективностью. Педагог с ЭМС  стремится активизировать детей  не внешней развлекательностью, а прочно заинтересовать особенностями  самого предмета.

     3. Рассуждающе-импровизационный стиль (РИС). Для педагога с РИС характерны ориентация на процесс и результаты обучения, развернутое 
планирование учебно-воспитательного процесса. Педагог с данным стилем деятельности проявляет меньшую изобретательность в подборе и варьировании методов обучения, не всегда способен обеспечить высокий темп работы, реже практикует коллективные обсуждения.

     4. Рассуждающе-методичный стиль (РМС) проявляется в консервативности в использовании средств, способов педагогической деятельности, высокой методичности. Педагог с РМС работает с небольшим количеством учеников и для него характерна в целом рефлексивность.

     Интересное  представление педагогического  стиля мы находим в работах  Н. А. Аминова. Его подход заключается в том, что педагогический стиль автор рассматривает как стержневой компонент педагогического мастерства. Под педагогическим стилем он понимает проявляющуюся в деятельности педагога внутреннюю установку на один их двух типов взаимодействия – партнерство или результативность. Соответственно этим двум установкам выделяются и описываются два основных стиля педагогической деятельности: стиль, ориентированный на развитие школьников, и стиль, ориентированный на достижение школьниками высоких результатов в развитии. Направленность личности как системообразующая в структуре индивидуального стиля, по мнению автора, позволяет осуществлять диагностику индивидуальных стилевых проявлений конкретного педагога. Ярко выраженный педагогический стиль является показателем и детерминантой педагогического мастерства, поскольку «свидетельствует о том, что педагог, проявивший себя как ориентированный на «развитие» или на «результативность», смог выработать свою собственную систему педагогических средств и способов воздействия на учащихся, дающую высокие результаты в процессе их обучения и воспитания».

Информация о работе Стили педагогической деятельности