Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 17:22, реферат
Каждая теория воспитания и обучения предъявляет свои собственные требования к личности и деятельности учителя. Учитель, образно говоря, осуществляет связь времен. Он как бы передает эстафету из настоящего в будущее. Школа и учитель не могут не отражать происходящих изменений.
Различного рода знания, которыми обладает и профессионально владеет педагог, не существуют сами по себе. Систематизация этих знаний в целостное и подвижное образование в самой практической деятельности обусловлена ее направленностью, содержание тех задач, решение которых требует этих знаний в их определенной взаимосвязи.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...
Стили педагогической деятельности………………………………….…….
Подходы к определению стилей педагогической деятельности………....
Современная классификация стилей педагогической деятельности…..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……
Другое направление в исследовании стилевой проблематики определилось в результате структурного анализа образовательного процесса.
Так,
традиционно в структуре
Важным в данном подходе является то, что В. П. Симонов рассматривает стиль общения не отдельно взятой личности, а стиль взаимодействия субъектов образования, то есть определяет и характеризует стиль межсубъектного взаимодействия, что, несомненно, является педагогическим подходом. Вместе с тем автор, как уже было отмечено, опирается на социально-психологическую теорию руководства. Он выделяет три стиля взаимодействия: автократический (директивный), демократический (коллегиальный), либеральный (непоследовательный, попустительский).
В
определении стиля А.В.
Л. Д. Столяренко и С. И. Самыгин выделяют четыре стиля педагогической деятельности: либеральный, демократический, авторитарный и автократический. Последний они называют его самовластным стилем педагогической деятельности. В отличие от авторитарного стиля, при котором решения в итоге принимаются совместно с учащимися, руководитель – автократ действует исключительно по собственным убеждениям.
По данным В. С. Мухиной наиболее часто учителя пользуются авторитарным или демократическим стилем. В. С. Мухина наблюдала работу учителей с разными стилями педагогической деятельности и изучали виды наказания детей за дисциплинарные нарушения. Оказалось, что учителя с авторитарным стилем делают больше замечаний, записей в дневнике, оценивают поведение на оценку «2»; чаще ставят ребенка у парты, у доски, в угол; чаще говорят обидные слова в адрес ребенка и т.д. Учителя с демократическим стилем деятельности никогда не оказывают на детей физического воздействия, они предпочитают делать устные замечания, строго глядя на ребенка, но, самое главное, они работают с классом, организуя его учебную деятельность, формируя познавательный интерес.
Стиль педагогической деятельности, как показывают исследования А. А. Бодалева и Л. И. Криволапа оказывает влияние на характер межличностных отношений в классе. А. А. Бодалев отмечает, что состояние спокойного удовлетворения и радости чаще возникает у учащихся тех классов, во главе которых стоит педагог, придерживающийся демократических принципов. Когда же педагог – личность авторитарного склада, у школьников нередко появляется состояние подавленности; а переживание гнева и злости чаще отмечается тогда, когда педагог непоследователен, то есть придерживается либерального стиля деятельности. Особенно тяжёлое и гнетущее влияние авторитарный стиль деятельности оказывает на тех ребят, которые чаще всего оказываются в категориях «не принятых» и «изолированных», и особенно на отстающих в учёбе школьников.
Различные стили педагогической деятельности преподавателя по-разному влияют на учеников, на их самооценку, адаптивность, мотивации, успешность учебной деятельности и т.д. Следовательно, стиль деятельности каждого педагога должен максимально способствовать развитию учеников.
Современная классификация стилей педагогической деятельности
В педагогике выделяют три общих вида стилей педагогической деятельности: авторитарный, демократический и либерально-попустительский.
Авторитарный стиль. Этот стиль характеризуется отчужденным положением учителя от учебной группы и каждого ученика в отдельности. Для учителя с авторитарным стилем характерно эмоциональная холодность и твердая воля. Учителя с этим стилем деятельности главное внимание обращают на методическую культуру, в педагогическом коллективе часто лидируют.
Авторитарные
педагоги требуют от детей беспрекословного
подчинения и не считают, что должны
им объяснять причины своих
Демократический
стиль. Демократический стиль
Демократичные
педагоги ценят в поведении детей
самостоятельность и
Либерально-
Каждый из вышеописанных стилей педагогической деятельности определяет характер взаимодействия с учениками: от подчинения – к партнерству – к отсутствию направленного воздействия. Следует отметить, что каждый из этих стилей предполагает доминирование либо монологической, либо диалогической формы общения.
Более детализированная дифференциация стилей предложена В. А. Кан-Каликом: 1) общение на основе увлеченности преподавателя совместной с учащимися творческой деятельностью; 2) общение на основе дружеского расположения; 3) общение-дистанция, являющаяся выражением авторитарного стиля; 4) общение-устрашение; 5) общение-заигрывание.
М. И. Станкин в курсе лекций по психологии общения, перефразируя Н. Паркинсона, делит часть преподавателей на три группы в зависимости от манеры беседовать с учащимися:
1. «попугаисты» многократно повторяют одно и то же, по поводу и без повода читают длинные нотации, которые в результате дают «эффект бумеранга» (в психологии – эффект негативного внушения, когда учащиеся привыкают не слушать старшего и действуют ему наперекор);
2. «запугаисты» любой вопрос решают еще до начала разговора и считают, что он обсуждению не подлежит. Они не терпят возражений, не уважают собеседников, в результате чего их перестают уважать;
3. «опутаисты» опутывают слушателей тенетами учености, ошеломляют фактами, цифрами и нескончаемыми цитатами, задают вопросы собеседнику, но ни на один из них не дают ответить.
Знакомство с данной классификацией неопытных или не склонных к педагогической деятельности преподавателей полезно для начинающих педагогов с целью исключения ошибок в общении на занятиях.
При выборе приемов обучения преподавателю следует стремиться к сотрудничеству с учащимися, учитывая их потребности, ожидания и представления об учебном процессе и его результатах, только тогда можно добиться наибольшего успеха.
Задача
каждого преподавателя состоит
в умении моделировать и приспосабливать
свой стиль преподавательской
В
современных условиях система обучения
не может быть статична, она должна
быть подвержена постоянным изменениям
и модификациям. От умения преподавателя
на каждом этапе обучения оценить
адекватность избранных им приемов
и средств задачам и ожиданиям
студентов и внести соответствующие
коррективы в учебный процесс
зависит эффективность
Помимо
эффективности обучения, стиль педагогической
деятельности также определяет общую
атмосферу в коллективе, создает
определенный психоэмоциональный настрой,
который играет немаловажную роль в
психологической адаптации
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Для нынешнего образования не так важно научить известному количеству знаний, как воспитать желание и умение приобретать эти знания и пользоваться ими. На долю учителя выпадает новая ответственная роль. Ему предстоит сделаться организатором той социальной среды, которая является важнейшим воспитательным фактором. Во время чтения лекции или объяснения урока учитель выступает в своей роли учителя только тогда, когда устанавливает отношения ребенка к воздействующим на него элементам среды. Если же он просто излагает материал, он перестает быть учителем.
Стиль педагогической деятельности выявляет воздействие по меньшей мере трех факторов: а) индивидуально-психологических особенностей субъекта этой деятельности – учителя (преподавателя), включающих индивидно-типологические, личностные, поведенческие особенности; б) особенностей самой деятельности; в) особенностей обучающихся (возраст, пол, статус, уровень знаний и т.д.).
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Аминов Н. А. Диагностика педагогических способностей / Аминов Н. А. – М: Воронеж, 1997. – 158 с.
Бодалев А. А. Практикум по психодиагностике / А. А. Бодалев, В. В. Столин. – СПб.: Изд-во «Речь», 2000. – 440 с.
Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении / Кан-Калик В. А. – М.: Просвещение, 1987.
Кузьмина Н. В. Профессионализм в деятельности преподавателя / Кузьмина Н. В. – М.: Просвещение, 1989. – 289 с.
Маркова А. К. Психология труда учителя / Маркова А. К. – М.: Просвещение, 1993.
Митина Л. М. Психологические аспекты труда учителя / Митина Л. М. – Тула: Высшая школа, 1991. -178с.
Рогов Е. И. Личность учителя: теория и практика / Рогов Е. И. – Ростов н/Д.: 1996. – 509с.
Станкин М. И. Психология общения: Курс лекций / Станкин М. И. // Акад. пед. и соц. наук, Моск. психол.-соц. инст. – М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2000.