Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 17:03, лекция
Цели: обучить понятию стиля педагогической деятельности
Задачи: 1. научить определять свой педагогический стиль
2. познакомить с понятиями (конфликт, педагогическая ситуация)
3. обучить стилям поведения в конфликтах
Цели: обучить понятию стиля педагогической деятельности
Задачи: 1. научить определять свой педагогический стиль
2. познакомить с понятиями (конфликт, педагогическая
3. обучить стилям поведения в конфликтах
План:
1.
Общее понятие о стиле педагогической деятельности. Педагогическая деятельность, как и любая другая, характеризуется определенным стилем исполнения. В общем смысле понятие «стиль» подразумевает наличие некоей устойчивой системы способов и приемов осуществления деятельности. Эта система является стабильной чертой, проявляющейся в различных условиях, при которых приходится выполнять данную деятельность. То, какой именно стиль исполнения складывается у субъекта деятельности, обусловлено в первую очередь его индивидуально-психологическими особенностями – типом темперамента, чертами характера, уровнем развития профессиональных способностей и др. Согласно определению Е. А. Климова стиль деятельности в собственно психологическом смысле – это «обусловленная типологическими особенностями устойчивая система способов, которая складывается у человека, стремящегося к наилучшему осуществлению данной деятельности... индивидуально-своеобразная система психологических средств, к которым сознательно или стихийно прибегает человек в целях наилучшего уравновешивания своей типологически обусловленной индивидуальности с предметными внешними условиями деятельности». Это определение особо подчеркивает, что наилучшее выполнение деятельности достигается благодаря индивидуальному своеобразному сочетанию ее приемов и способов.
2.
Основными областями проявления индивидуального стиля педагогической деятельности являются:
› темперамент (время и скорость реакции, индивидуальный темп работы, эмоциональная откликаемость);
› характер реакции на те или иные педагогические ситуации, а также на различные действия и поступки учеников;
› выбор методов обучения;
› выбор средств воспитания;
› стиль педагогического общения;
› применение средств психолого-
3.
КОНФЛИКТ — столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов людей.
В основе любого конфликта лежит ситуация, включающая либо противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу, либо противоположные цели и средства их достижения в данных обстоятельствах либо несовпадение интересов, желаний партнеров.
4. Стили поведения в конфликтах
•Сотрудничество — наиболее продуктивная стратегия и стиль поведения в конфликтах, приводящие чаще всего к разрешению и продуктивному выходу из конфликта со взаимным удовлетворением интересов участников.
При стратегии сотрудничества удовлетворение интересов всех участников конфликта или конфликтной ситуации приводит к исчезновению предмета конфликта и, соответственно, риск возникновения его последствий сводится к минимуму. Вместе с тем сотрудничество относится к стратегии и стилю поведения, требующим, как уже отмечалось, соответствующей подготовки, сформированных умений и навыков в его использовании.
•Компромисс — стратегия урегулирования разногласий через взаимные уступки. Компромисс предполагает, что одна сторона может "раздуть" свою позицию, чтобы потом показаться великодушной, или же "сдать" свои позиции намного раньше другой. В таких случаях ни одна из сторон не будет придерживаться решения, которое ее не удовлетворяет. Кроме того, если компромисс был достигнут без тщательного анализа других возможных вариантов решения, он может быть далеко не оптимальным выходом из конфликта.
Уходя от реального разрешения конфликта, он лишает себя возможности принять участие в дальнейшем развитии ситуации. Избегание или уход от конфликта может привести к росту проблемы.
Часто стиль избегания считается "бегством" от проблем и от ответственности, а не эффективным выходом из конфликта.
•Приспособление — стратегия сглаживания противоречий, в основном поступаясь своими интересами. Человек не пытается отстаивать свои собственные интересы и соглашается делать то, чего хочет другой участник.
•Конкуренция, соперничество или противоборство участников, сопровождающиеся открытой борьбой за свои интересы. Такая стратегия обязательно предполагает выигравшего и проигравшего.
Человек, использующий эту стратегию, — весьма активен и предпочитает идти к разрешению конфликта собственным путем. Такой участник конфликта не заинтересован в сотрудничестве с другими, способен на волевые решения.
Люди, использующие эту стратегию, удовлетворяют собственные интересы в ущерб интересам других, вынуждая их принимать именно свое решение.
Тот, кто прибегает к этой стратегии, для достижения цели использует свои волевые качества, и если его воля достаточно хорошо развита, то ему это удается.
Соперничество может быть эффективным, если использующий его обладает определенной властью. В ситуации, когда человек не обладает достаточной властью и соответствующим статусом для ее внедрения, стиль соперничества, используемый в конфликтах, обращается в явную "конфликтную привычку", вызывает отчуждение и нежелание продолжать общение и даже деловые взаимоотношения. При конкурентном или соревновательном стиле союзники завоевываются только тогда, когда используемый ими стиль поведения приносит желаемый положительный результат — победу.
5.
Тест Томаса
С помощью данного теста оказывается возможным определить собственный стиль поведения в ситуации разногласий. Всего таких стилей пять: сотрудничество - оптимально почти всегда; компромисс - вполне приемлем в ряде случаев; избегание (уход) - рекомендовано в случае неспровоцированных партнером "пожаров"; приспособление - возможно в тех случаях, когда оппонент действительно прав, соперничество - наименее эффективный, но наиболее часто используемый стиль поведения в конфликтах.
Инструкция: Выберите вариант ответа, соответствующий вашему обычному поведению в конфликтной ситуации.
1.
a.Иногда я представляю
b. Вместо того чтобы обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба согласны.
2
a. Я стараюсь найти компромиссное решение.
b. Я пытаюсь уладить дело с учетом всех интересов и другого человека, и моих собственных.
3.
a. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего
b. Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.
4.
a. Я пытаюсь найти компромиссное решение.
b. Я стараюсь не задеть чувств другого человека.
5.
a. Улаживая спорную ситуацию, я все время пытаюсь найти поддержку у другого.
b. Я стараюсь делать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.
6.
a. Я пытаюсь избежать неприятности для себя.
b. Я стараюсь добиться своего.
7.
a. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса, чтобы со временем решить его окончательно.
b. Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться другого.
8.
a. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
b. Я первым делом стараюсь определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.
9.
a. Я думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникших разногласий.
b. Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.
10.
a. Я твердо стремлюсь добиться своего.
b. Я пытаюсь найти компромиссное решение.
11.
a. Первым делом я стремлюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.
b. Я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения.
12.
a. Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.
b. Я даю другому возможность в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет навстречу.
13.
a. Я предлагаю среднюю позицию.
b. Я настаиваю, чтобы все было сделано по-моему.
14.
a. Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах.
b. Я пытаюсь доказать другому логику и преимущество моих взглядов.
15.
a. Я стараюсь успокоить другого и сохранить наши отношения.
b. Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряжения.
16.
a. Я стараюсь не задеть чувств другого.
b. Я обычно пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.
17.
a. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
b. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.
18.
a. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.
b. Я дам другому возможность остаться при своем мнении, если он идет мне навстречу.
19.
a. Первым делом я пытаюсь определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.
b. Я стараюсь отложить спорные вопросы, чтобы со временем решить их окончательно.
20.
a. Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия.
b. Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих.
21.
a. Ведя переговоры, стараюсь быть внимательным к другому.
b. Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.
22.
a. Я пытаюсь найти позицию, которая находится посередине между моей и позицией другого человека.
b. Я отстаиваю свою позицию.
23.
a. Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.
b. Иногда я предоставляю другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.
24.
a. Если позиция другого кажется ему очень важной, я стараюсь идти ему навстречу.
b. Я стараюсь убедить другого пойти на компромисс.
25.
a. Я пытаюсь убедить другого в своей правоте.
b. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к аргументам другого.
26.
a. Я обычно предлагаю среднюю позицию.
b. Я почти всегда стремлюсь удовлетворить интересы каждого из нас.
27.
a. Зачастую стремлюсь избежать споров.
b. Если это сделает другого человека счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.
28. a. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
b. Улаживая ситуацию, я обычно стремлюсь найти поддержку у другого.
29. a. Я предлагаю среднюю позицию.
b. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за возникающих разногласий.
30. a. Я стараюсь не задеть чувств другого.
b. Я всегда занимаю такую позицию в споре, чтобы мы совместно могли добиться успеха.
Ключ опросника
N п/п |
Соперничество |
Сотрудничество |
Компромисс |
Избегание |
Приспособление |
1 |
a |
b | |||
2 |
b |
a |
|||
3 |
a |
b | |||
4 |
a |
b | |||
5 |
a |
b |
|||
6 |
b |
a |
|||
7 |
b |
a |
|||
8 |
a |
b |
|||
9 |
b |
a |
|||
10 |
a |
b |
|||
11 |
a |
b | |||
12 |
b |
a |
|||
13 |
b |
a |
|||
14 |
b |
a |
|||
15 |
b |
a | |||
16 |
b |
a | |||
17 |
a |
b |
|||
18 |
b |
a | |||
19 |
a |
b |
|||
20 |
a |
b |
|||
21 |
b |
a | |||
22 |
b |
a |
|||
23 |
a |
b |
|||
24 |
b |
a | |||
25 |
a |
b | |||
26 |
b |
a |
|||
27 |
a |
b | |||
28 |
a |
b |
|||
29 |
b |
||||
30 |
b |
a |