Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 20:57, реферат
Рубинштейн С.Л. выделил следующие характеристики субъекта с общефилософской позиции:
Во-первых, категория субъекта всегда соположена с категорией объекта. В силу этого С.Л. Рубинштейн фиксирует две взаимосвязанные стороны: 1) бытие как объективная реальность, как объект осознавания человеком; 2) человек как субъект, как познающий, открывающий бытие, осуществляющий его самосознание.
Во-вторых, познающий субъект, или «субъект научного познания - это общественный субъект, осознающий познаваемое им бытие в общественно-исторически сложившихся формах». Здесь можно подчеркнуть положение А.Н. Леонтьева, что противоположность между субъективным и объективным не абсолютна. «Их противоположность порождается развитием, причем на всем протяжении его сохраняются взаимопереходы между ними, уничтожающие их "односторонность"».
1. Категория субъекта. Общая характеристика категории субъекта………………1
2. Субъект и личность
3. Специфические особенности субъектов образовательного процесса
4.Педагог как субъект педагогической деятельности
5. Субъектные свойства педагога
6. Психофизиологические предпосылки деятельности педагога
7. Связь индивидуальных особенностей и способностей
8. Общий состав педагогических способностей
14. Структура педагогических способностей
15. Личностные качества в структуре субъекта педагогической деятельности
16. Соответствие человека педагогической деятельности
17. Учитель дошкольной и младшей школьной ступени образования
18. Заключение
19.Список использованной литературы
Российский государственный социальный университет
Кафедра психологии и педагогики
Реферат на тему:
Педагог как субъект педагогической деятельности
Чебоксары 2013 г.
Введение
1. Категория субъекта. Общая характеристика категории субъекта………………1
2. Субъект и личность
3. Специфические особенности субъектов образовательного процесса
4.Педагог как субъект педагогической деятельности
5. Субъектные свойства педагога
6. Психофизиологические предпосылки деятельности педагога
7. Связь индивидуальных особенностей и способностей
8. Общий состав педагогических способностей
14. Структура педагогических способностей
15. Личностные качества в структуре субъекта педагогической деятельности
16. Соответствие человека педагогической деятельности
17. Учитель дошкольной и младшей школьной ступени образования
18. Заключение
19.Список использованной литературы
Категория субъекта. Общая характеристика категории субъекта.
Рубинштейн С.Л. выделил следующие характеристики субъекта с общефилософской позиции:
Во-первых, категория субъекта всегда соположена с категорией объекта. В силу этого С.Л. Рубинштейн фиксирует две взаимосвязанные стороны: 1) бытие как объективная реальность, как объект осознавания человеком; 2) человек как субъект, как познающий, открывающий бытие, осуществляющий его самосознание.
Во-вторых, познающий субъект,
или «субъект научного познания - это
общественный субъект, осознающий познаваемое
им бытие в общественно-
В-третьих, общественный
субъект может существовать и
реализоваться и в
В-четвертых, рассматривая проблему отношения «Я» и другой человек, С.Л. Рубинштейн обращает внимание на то, что «Я» предполагает некоторую деятельность и, наоборот, «произвольная, управляемая, сознательно регулируемая деятельность необходимо предполагает действующее лицо, субъекта этой деятельности -- "я" данного индивида».
В-пятых, субъект - сознательно
действующее лицо, самосознание
которого -- это «осознание самого
себя как существа, осознающего
мир и изменяющего его, как
субъекта, действующего лица в
процессе его деятельности -- практической
и теоретической, субъекта
В-шестых, каждый конкретный
субъект определяется через
В-седьмых, каждое «Я», представляя
и единичное, и всеобщее, есть коллективный
субъект. «Это "я" есть на самом
деле "мы"». Субъект деятельности
сам формируется и создается
в этой деятельности, распредмечивание
которой может выявить и
Субъект и личность
Петровский В.А. в свою
очередь приводит доводы о совместимости
других двух понятий, а именно субъект
и личность. «Во-первых, быть личностью
-- значит быть субъектом собственной
жизни, строить свои витальные (в
широком смысле) контакты с миром».
Это включает физический, психофизический,
психологический, социальный и другие
аспекты взаимоотношений
Специфические особенности субъектов образовательного процесса
Характеризуя субъектов педагогической и учебной деятельности, необходимо прежде всего отметить, что каждый педагог и ученик, представляя собой общественный субъект (педагогическое сообщество или ученичество), вместе являются совокупным субъектом всего образовательного процесса. Совокупный субъект представлен в каждой образовательной системе, учреждении администрацией, преподавательским коллективом, ученическим сообществом (в институте это ректорат, кафедра, деканат, учебные группы). Деятельность этих совокупных субъектов направляется, регламентируется нормативно-правовыми и программными документами. Каждый из входящих в совокупный субъект конкретных субъектов имеет свои, но согласованные, объединенные цели. Они представлены в форме определенных результатов, но с разграничением функций и ролей, в силу чего образовательный процесс есть сложная полиморфная деятельность.
Общая цель образовательного
процесса как деятельности -- сохранение
и дальнейшее развитие общественного
опыта, накопленного цивилизацией, конкретным
народом, общностью. Она осуществляется
двумя встречно направленными целями
передачи и приема, организации освоения
этого опыта и его усвоения.
В этом случае мы говорим о совокупном
идеальном субъекте всего образовательного
процесса, эффективность действия которого
определяется осознанием обеими его
сторонами общей
Специфической особенностью субъектов образовательного процесса является также их мотивационная сфера, складывающаяся из двух сторон. Субъект педагогической деятельности в идеальной схеме работает ради достижения общей цели -- «для учеников и затем для себя». Субъект учебной деятельности действует как бы в обратном направлении этой схемы: «для себя ради достижения общей цели» как отдаленной и не всегда возможной перспективы. Общая для образовательного процесса точка «для ученика» со стороны педагога и «для себя» со стороны ученика определяет прагматический, «реально действующий», в терминологии А.Н. Леонтьева, мотив. Именно он характеризует действия совокупного идеального субъекта, представленного педагогом и учеником.
Предметом образовательного процесса является совокупность ценностей общественного сознания, система знаний, способов деятельности, передача которых со стороны педагога встречается с определенным способом их освоения обучающимся. Если его способ освоения совпадает с тем методом действия, который предлагает педагог, то совокупная деятельность доставляет удовлетворение обеим сторонам. Если в этой точке намечается расхождение, то нарушается и сама общность предмета.
Педагог как субъект педагогической деятельности
Выступая как индивидуальный
субъект педагогической
В исследованиях Е.А. Климова
все многообразие профессий представлено
схемами отношения человека к
окружающему его миру природы, людей,
техники и т.д. Предложенный им метод
анализа профессий позволяет
классифицировать их по предмету труда,
его целям, характеру действий, орудиям
труда и его условиям. По предмету
труда все профессии
Для анализа профессиональной пригодности человека, работающего по схеме «Человек--Человек», существен перечень противопоказаний к этому типу профессиональной занятости: дефекты речи, невыразительная речь, замкнутость, погруженность в себя, необщительность, выраженные физические недостатки, как это ни печально, нерасторопность, излишняя медлительность, равнодушие к людям, отсутствие признаков бескорыстного интереса к человеку -- интереса "просто так"». Это как бы обобщенный портрет субъекта профессии типа «Человек--Человек». Входящая в этот тип профессия педагога предъявляет специфические требования, среди которых основные -- профессиональная компетентность и дидактическая культура.
При рассмотрении педагогической деятельности с позиции предмета труда обращает на себя внимание то, что в ней аккумулированы и другие схемы отношений, и, прежде всего «Человек - Знак». Знаковые, и в частности, языковые системы в педагогической деятельности являются основным средством передачи общественно-исторического опыта, в то же время сами знаковые системы представляют собой предмет усвоения. Не меньшую роль в современном образовательном процессе играет компьютерная техника. Педагог использует ее и как средство передачи знаний, и как предмет изучения, а затем и обучения. Отмечая функциональные орудия труда Е.А. Климов имеет в виду средства и способы профессиональной деятельности и прежде всего «устную и письменную речь, изображения». Речь педагога, как известно, является одной из важнейших характеристик его деятельности.
Выбор профессии определяет
восемь основных факторов: 1) позиция
старших, семьи; 2) позиция сверстников;
3) позиция школьного
Субъектные свойства педагога
Еще в начале века П.Ф. Каптеревым
были отмечены «специальные учительские
свойства», к которым П.Ф. Каптерев
отнес «научную подготовку учителя»
и «личный учительский талант».
«Первое свойство объективного характера
и заключается в степени знания
учителем преподаваемого предмета, в
степени научной подготовки по данной
специальности, по родственным предметам,
в широком образовании; потом -- в
знакомстве с методологией предмета,
общими дидактическими принципами и, наконец,
в знании свойств детской натуры,
с которой учителю приходится
иметь дело; второе свойство -- субъективного
характера и заключается в
преподавательском искусстве, в
личном педагогическом таланте и
творчестве». Второе включает педагогический
такт, педагогическую самостоятельность
и педагогическое искусство. Учитель
должен быть самостоятельным, свободным
творцом, который сам всегда в
движении, в поиске, в развитии. Мысль
П.Ф. Каптерева о том, что творческого
учителя и ученика объединяет
потребность самообразования и
развития, и что они, по сути, представляют
собой два противоположных
Информация о работе Педагог как субъект педагогической деятельности