Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 20:57, реферат
Рубинштейн С.Л. выделил следующие характеристики субъекта с общефилософской позиции:
Во-первых, категория субъекта всегда соположена с категорией объекта. В силу этого С.Л. Рубинштейн фиксирует две взаимосвязанные стороны: 1) бытие как объективная реальность, как объект осознавания человеком; 2) человек как субъект, как познающий, открывающий бытие, осуществляющий его самосознание.
Во-вторых, познающий субъект, или «субъект научного познания - это общественный субъект, осознающий познаваемое им бытие в общественно-исторически сложившихся формах». Здесь можно подчеркнуть положение А.Н. Леонтьева, что противоположность между субъективным и объективным не абсолютна. «Их противоположность порождается развитием, причем на всем протяжении его сохраняются взаимопереходы между ними, уничтожающие их "односторонность"».
1. Категория субъекта. Общая характеристика категории субъекта………………1
2. Субъект и личность
3. Специфические особенности субъектов образовательного процесса
4.Педагог как субъект педагогической деятельности
5. Субъектные свойства педагога
6. Психофизиологические предпосылки деятельности педагога
7. Связь индивидуальных особенностей и способностей
8. Общий состав педагогических способностей
14. Структура педагогических способностей
15. Личностные качества в структуре субъекта педагогической деятельности
16. Соответствие человека педагогической деятельности
17. Учитель дошкольной и младшей школьной ступени образования
18. Заключение
19.Список использованной литературы
Наряду со «специальными»
учительскими свойствами, которые были
отнесены к «умственным», П.Ф. Каптерев
отметил и необходимые
2)Специальные, которые подразделяются на:
· объективные - научная подготовка учителя;
· субъективные - это личный учительский талант.
По Н.В. Кузьминой, структура
субъектных факторов включает: тип
направленности, уровень способностей
и компетентность, в которую входят
специально-педагогическая, методическая,
социально-психологическая, дифференциально-
В целом существующие представления о структуре субъектных свойств (качеств, характеристик, факторов) дают основание выделить следующие четыре группы: 1) психофизиологические (индивидные) свойства субъекта как предпосылки осуществления им его субъектной роли, выступающие в качестве задатков; 2) способности; 3) личностные свойства. Эти группы субъектных свойств рассматриваются как компоненты структуры субъекта педагогической деятельности.
Психофизиологические предпосылки деятельности педагога
Ответ на вопрос, какие психофизиологические
показатели могут влиять на характер
субъектной деятельности педагога, может
быть дан на основе характеристик
основных свойств темперамента в
трактовке школы B.C. Мерлина. В качестве
таких свойств, как известно, выступают:
сензитивность, реактивность, активность,
соотношение реактивности и активности,
темп реакции, пластичность или ригидность,
эмоциональная возбудимость, экстраверсия
или интроверсия. Такими показателями
могут быть также эмоциональная
устойчивость или невротизм; аналитический
или синтетический тип
· оптимальный (по возрастным показателям) уровень интеллектуального развития по всем входящим в структуру функциям -- мнемической, логической, сенсорно-перцептивной и атенционной (по Б.Г. Ананьеву);
· синтетический, целостный,
поленезависимый когнитивный
· гибкость и конвергентность мышления; активность, высокий темп реакции, лабильность, амбивертность;
· эмоциональная устойчивость, высокий уровень саморегуляции.
Эти показатели выступают
в качестве задатков, предпосылок
и могут быть объектом диагностирования
для определения
Связь индивидуальных особенностей и способностей
Индивидуально-психологические
особенности субъекта педагогической
деятельности внутренне связаны
со способностями человека, которые
формируются по специфическим психологическим
закономерностям, а не заложены в
свойствах нервной системы, при
этом, процессы обучения будут протекать
иначе у лиц с высокой и
низкой динамичностью нервных
Способности предопределяют
деятельность и проявляются в
ней. При этом сами способности рассматриваются
в психологии по-разному: способности
и задатки не различаются; задатки
суть психофизиологические предпосылки
способностей; способность есть ансамбль
свойств, включающих эмоционально-волевые
особенности и систему
Как отмечал С.Л. Рубинштейн: «Процесс развития способностей человека есть процесс развития человека. Освоение человеком определенных знаний и способов действия имеет своей предпосылкой, своим внутренним условием известный уровень умственного развития -- развития умственных способностей».
Способности, согласно Б.М. Теплову, не сводятся к навыкам и умениям и отличают одного человека от другого в отношении успешности выполнения определенной деятельности. Способности создаются в деятельности и проявляются в таких ее динамических характеристиках, как быстрота, глубина, прочность освоения ее средств и способов. По отношению к разным видам деятельности разграничивают общеинтеллектуальные и специальные способности.
Исследуя эти свойства в различных видах учения, например в области музыки (Б.М. Теплов), математики (В.А. Крутецкий), рисования (В.И. Киреенко), литературы (В.П. Ягункова, Г.В. Быстрова), химии (Д.А. Эпштейн) и т.д., авторы нередко включают в определение соответствующих способностей не только своеобразие протекания психических процессов, но и некоторые черты личности. Так, исследователь литературно-творческой способности В.П. Ягункова называет шесть ее компонентов: 1) впечатлительность, 2) поэтическую зоркость, 3) хорошую память (как образную, так и словесно-логическую), 4) способность к созданию новых образов, 5) легкость возникновения состояния сопереживания, 6) богатство словесных ассоциаций. Совершенно очевидно, что эти компоненты -- сложные комплексы и психических процессов, и таких черт личности, как впечатлительность, легкость возникновения состояния сопереживания.
Структура педагогических способностей
В трактовке Н.В. Кузьминой педагогическая система включает пять структурных элементов (цели, учебная информация, средства коммуникации, учащиеся и педагоги) и пять функциональных элементов (исследовательский, проектировочный, конструктивный, коммуникативный, организаторский). Эти же элементы являются функциональными элементами индивидуальной педагогической деятельности (исследовательский, проектировочный, конструктивный, коммуникативный, организаторский), что позволяет говорить о пяти больших группах способностей, лежащих в их основе.
Н.В. Кузьмина выделяет также
два уровня педагогических способностей:
перцептивно-рефлексивные и проективные.
Первый уровень включает три вида
чувствительности: чувство объекта,
связанное с эмпатией чувство
меры или такта и чувство
Информация о работе Педагог как субъект педагогической деятельности