Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2010 в 11:08, реферат
Педагогическое общение - это особенное общение, специфика которого обусловлена различными социально-ролевыми и функциональными позициями субъектов этого общения. Учитель в процессе педагогического общения осуществляет свои социально-ролевые и функциональные обязанности по руководству процессом обучения и воспитания. От того, каковы стилевые особенности этого общения и руководства, в существенной мере зависит эффективность процессов обучения и воспитания, особенности развития и формирования межличностных отношений в учебной группе.
Введение….
1.Стили педагогического общения…..
2.Позиции в общении…..
3.Барьеры педагогического общения…
Заключение….
Список используемой литературы…..
Реферат
Психологические
барьеры общения в
План
Введение….
1.Стили
педагогического общения…..
2.Позиции
в общении…..
3.Барьеры
педагогического общения…
Заключение….
Список
используемой литературы…..
Введение
Невозможно представить развитие человека, само существование индивида как личности, его связь с обществом вне общения с другими людьми. Общение играет огромную роль в жизни общества. Без него немыслимы процесс воспитания, формирования, развития личности, межличностные контакты, а также управление, научная работа и иная деятельность во всех сферах, где необходимы передача, усвоение информации и обмен ею.
В детском саду, в школе ребенок проводит значительную часть своей жизни, именно там, начинается развитие и совершенствование человека, как общающейся личности. Этим процессом руководит педагог.
Педагогическое
общение - это особенное общение,
специфика которого обусловлена
различными социально-ролевыми и функциональными
позициями субъектов этого
1.СТИЛИ
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
ОБЩЕНИЯ.
Первое экспериментальное
психологическое исследование
1. Авторитарный.
2. Демократический.
3. Попустительский.
В ходе эксперимента
К.Левин создал из десятилетних школьников
несколько групп. Ребята в этих группах
занимались одинаковой работой - изготовлением
игрушек. В целях необходимой
чистоты эксперимента группы были совершенно
идентичны по возрастному критерию,
по физическим и интеллектуальным данным
участников, по структуре межличностных
отношений. Все группы работали в
одних и тех же условиях, по общей
программе, выполняли одно и то же
задание. Единственным важным отличием
было существенное различие инструкторов
в стилях руководства: преподаватели
придерживались кто авторитарного,
кто демократического, а кто попустительского
стиля. Каждый из них работал с
одной группой шесть недель, а
затем осуществлялся обмен
При авторитарном
стиле характерная общая
При демократическом
стиле оценивались факты, а не
личность. Но главной особенностью
демократического стиля оказалось
активное участие группы в обсуждении
хода предстоящей работы и ее организации.
В результате у участников развивалась
уверенность в себе, и стимулировалось
самоуправление. При этом стиле в
группе возросла общительность и
доверительность
Главная особенность попустительского стиля руководства заключалась в том, что педагог по сути дела самоустранился от ответственности за происходящее.
По результатам эксперимента, наихудшим стилем оказался попустительский. При нем было выполнено меньше всего работы, да и качество оставляло желать лучшего. Важно было и то, что участники отмечали низкую удовлетворенность работой в группе, хотя никакой ответственности за нее не несли, а работа скорее напоминала игру.
При авторитарном стиле исследователь отметил проявления враждебности во взаимоотношениях участников в сочетании с покорностью и даже заискиванием перед руководителем.
Наиболее эффективным
оказался демократический стиль. Участники
группы проявляли живой интерес
к работе, позитивную внутреннюю мотивацию
деятельности. Значительно повышалось
качество и оригинальность выполнения
заданий. Групповая сплоченность, чувство
гордости общими успехами, взаимопомощь
и дружелюбие во взаимоотношениях - все
это у демократической группы развилось
в очень высокой степени.
2.ПОЗИЦИИ
В ОБЩЕНИИ.
Создавая атмосферу взаимодействия с ребенком, необходимо учитывать возможность разных позиций в процессе общения. Позиция в общении определяется общим отношением субъекта общения к своему партнеру и может проявляться самыми различными способами. Наиболее благоприятную атмосферу общения создает позиция равноправного партнера, которая характерна для личностно-ориентированного образования. Если педагог в общении с ребенком занимает позицию равноправного партнера, он обеспечивает взаимное доверие и создает хорошие условия для обсуждения любой проблемы.
Невозможно абсолютное равенство ребенка и педагога, но возможна равноценность. Поскольку и ребенок, и взрослый педагог равноценны, они могут занимать в общении позиции равноправных партнеров. И ребенок, и взрослый - люди, их различает лишь объем личного опыта, знаний, уровень развития. Именно с этой точки зрения педагог равноценен ребенку, хотя и не равен ему по уровню развития.
Общение, в котором оба партнера занимают равноправную позицию, называется партнерским.
Во взаимодействии с ребенком учитель не только принимает от него информацию о его настроениях, переживаниях, уровне понимания, но и дает ему «обратную связь» о собственной включенности в процессе общения. Ориентируясь на наши реакции, ребенок строит представление о собственных успехах или неудачах, ошибках или достижениях, у него возникает представление о себе как о личности. Искренне радуясь его успеху, сочувствуя его беде, учитель оказывает ребенку поддержку, в которой нуждается маленький человек.
Различные внешние обстоятельства могут повлиять на наше самоощущение. Но ни в коем случае не стоит допускать, чтобы плохое настроение, усталость и раздражение разбили взаимодействие педагога с ребенком, разрушили их контакт.
Если у педагога не получается занятие или совместная игра, не стесняйтесь признаться в этом детям. В общении очень важно быть естественным, оставаться самим собой.
Взаимодействие
с детьми предполагает, что педагог
должен корректировать поведение ребенка.
Однако имеет смысл делать это
не посредством простого запрета, окрика
или замечания, а с помощью
позитивных сообщений. Можно представить
два основных типа ситуаций, когда
учитель должен корректировать ребенка:
1) когда последствия действий ребенка
не слишком тяжелые или вызваны
его ошибкой; 2) когда последствия
затрагивают других людей и являются
результатом сознательного
В первом случае позитивное сообщение педагога должно заключать в себе поощрение ребенка действовать дальше. Второй тип ситуаций требует пресечения действий ребенка. В этом случае позитивные сообщения преследуют цель изменить поведение ребенка. Позитивное сообщение включает следующие компоненты: 1) описание произведенного действия;
2) описание возможного (или неизбежного) результата этого действия;
3) предложение
альтернативного варианта
Необходимо, чтобы в структуру такого сообщения входили все три звена. Важно не ограничиваться объяснением, почему так делать не стоит или нельзя, а предложить ребенку другой вариант поведения в этой ситуации.
Позитивное отношение к личности учащегося и система приемов поощрения - важная часть педагогического общения. Однако само поощрение может быть как эффективным, так и неэффективным.
Плодотворное
педагогическое общение ставит одной
из своих целей задачу повышения
уровня межличностных отношений
в реальном коллективе учащихся. По
данным исследований, наиболее привлекательные
качества, определяющие межличностные
отношения и взаимные симпатии учащихся,
- отзывчивость, доброжелательность, искренность,
верность слову, а также ряд качеств, связанных
с волевой сферой личности. Педагог может
и должен опираться в своей работе на имеющуюся
систему положительных ценностей учащихся,
формируя партнерскую позицию в общении.
3.Барьеры
педагогического
общения
В зависимости
от социальной среды и психологических
особенностей человека отмечаются различия
в уровне и формах его общения,
полноте и глубине
Общению в коллективе
могут препятствовать социальные, а
главным образом
Нарушение взаимопонимания между учителем и ребенком задевает личность последнего, следовательно, преодолеть барьер бывает крайне трудно. Гораздо легче предупредить его возникновение. Для этого необходимо хорошо ориентироваться в причинах появления психологического барьера.
Л. И. Божович в качестве таких причин назвала следующие:
1. предъявляемое
требование чуждо опыту
2. столкновение
двух (или нескольких) противоречивых
тенденций, проявляющихся у
3. неуспех в учении или в труде, если они занимают в жизни ребенка значительное место;
4. расхождение
между возможностями ребенка
и его притязаниями, когда в
случае высокого уровня
Психологический или смысловой барьер в общении - это несовпадение смыслов высказанного требования, просьбы, приказа для партнеров в общении, создающее препятствие для их взаимопонимания и взаимодействия.
Психологические барьеры возникают и в процессе общения учителя с классом. Психолог В.А. Кан-Калик, специально изучавший педагогическое общение, среди других называет такие барьеры:
-«барьер» боязни класса, характерный для начинающих учителей: они неплохо владеют материалом, хорошо подготовились к уроку, но сама мысль о непосредственном контакте с детьми пугает их, сковывает творческую природу;
Информация о работе Психологические барьеры общения в педагогической деятельности