Психологические барьеры общения в педагогической деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2010 в 11:08, реферат

Краткое описание

Педагогическое общение - это особенное общение, специфика которого обусловлена различными социально-ролевыми и функциональными позициями субъектов этого общения. Учитель в процессе педагогического общения осуществляет свои социально-ролевые и функциональные обязанности по руководству процессом обучения и воспитания. От того, каковы стилевые особенности этого общения и руководства, в существенной мере зависит эффективность процессов обучения и воспитания, особенности развития и формирования межличностных отношений в учебной группе.

Оглавление

Введение….


1.Стили педагогического общения…..


2.Позиции в общении…..


3.Барьеры педагогического общения…


Заключение….


Список используемой литературы…..

Файлы: 1 файл

Реферат1.docx

— 25.76 Кб (Скачать)

-«барьер» отсутствия  контакта: учитель входит в класс  и вместо того, чтобы быстро  и оперативно организовать взаимодействие  с учащимися, начинает действовать  «автономно»;

-«барьер» сужения  функций общения: педагог учитывает  только информационные задачи  общения, упуская из виду социально-перцептивные, взаимоотношенческие функции общения;

-«барьер» негативной  установки на класс, которая  может сформироваться, порой, априорно  на основе мнений других учителей, работающих в этом коллективе, или в результате собственных  педагогических неудач;

-«барьер» прошлого  негативного опыта общения с  данным классом или учеником;

-«барьер» несовпадения  установок - учитель приходит  с замыслом интересного урока,  а класс равнодушен, в результате  неопытный учитель раздражен;

-«барьер» боязни  педагогических ошибок (опоздать  на урок, не уложиться во времени);

-«барьер» подражания: молодой учитель подражает манерам  общения, деятельности другого  педагога, на которого он ориентируется,  но не осознает, что механический  перенос чужого стиля общения  на свою педагогическую индивидуальность  невозможен.

Процесс преодоления  психологических барьеров строго индивидуален, но в нем существуют общие моменты:

-попытайтесь  зафиксировать, нет ли у вас  перечисленных выше барьеров  в общении с учащимися. Затем  проанализируйте те стороны вашего  общения со школьниками, которые  по вашему мнению больше всего  импонируют им, а также те, которые  вызывают неудовлетворенность;

-в процессе  общения старайтесь уходить от  стереотипов, явно мешающих успешному  взаимодействию (манерность, дистанционность);

-попытайтесь  ответить на такой вопрос: «Каким  видят меня школьники?» Стремитесь, чтобы этот анализ был наиболее  адекватен реальному положению  дел;

-старайтесь  не выяснять отношения с детьми, а тщательно анализировать, как  они развиваются; устраняйте нежелательные  элементы, ведущие к образованию  барьеров.

Психологические барьеры в общении возникают  незаметно, и первое время могут  не осознаваться учителем. Основной способ предупреждения психологического барьера - развитие самоконтроля собственного стиля взаимоотношений с учащимися.

           
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

Проблема общения  обширна и многогранна. Несмотря на обилие исследований посвященных  общению, в настоящее время отсутствует  единый подход к определению и  характеристике этого феномена, его  структурных компонентов, процессу его формирования, а также сопутствующих  общению таких понятий, как язык, речь.

Среди исследователей существуют различные точки зрения на сущность, функции и другие составляющие общения.

Подводя итоги, можно отметить, что общение играет исключительную роль в любой деятельности человека, в становлении личности, в решении практических и теоретических  задач, возникающих в обществе. Чем  полнее и обобщеннее будет сформировано умение общаться, тем качественнее будет осуществление любой деятельности человека. И это важно учитывать  в процессе обучения и воспитания, в повышении общей культуры общества. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы: 
 

Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник. М., 1996.  

Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учеб. пособие. - Ростов н/ Д.: Изд-во «Феникс», 1997. 

Леонтьев А.Н. Педагогическое общение // Педагогика и психология. 1979.  

Общая психология: Уч. пособие для студ. пед. институтов. / Бгословский В.В., Степанов А.А. и  др. Под ред. Богословского В.В. - М.: Просвещение, 1987. 

 Смирнов С.А.  Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. - М.: Издательский  центр «Академия», 2000. 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Психологические барьеры общения в педагогической деятельности