Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2015 в 11:05, курсовая работа
Педагогическая профессия насыщена напряженными ситуациями и трудностями, что требует от учителя больших резервов самообладания и саморегуляции. Учителю необходимо обладать большой работоспособностью, выдерживать действия сильных раздражителей, проявлять терпеливость, уравновешенность, сдержанность в напряженных ситуациях и уметь сохранять на протяжении всего рабочего дня общий и эмоциональный тонус.
Введение
Глава I Теоретические предпосылки исследования психологических барьеров в профессиональной деятельности учителя
1.1 Особенности профессиональной деятельности учителя………………….4
Глава II Исследования психологического барьера в профессиональной деятельности учителя
1.1 Психологические барьеры в деятельности учителя……………………….9
1.2 Условия преодоления психологических барьеров в профессиональной деятельности учителя…………………………………………………………..15
Заключение………………………………………………………………………20
Список литературы…………………………………………………………….21
Психологические барьеры в деятельности учителя |
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Глава I Теоретические предпосылки исследования психологических барьеров в профессиональной деятельности учителя
1.1 Особенности профессиональной деятельности учителя………………….4
Глава II Исследования психологического барьера в профессиональной деятельности учителя
1.1 Психологические барьеры в деятельности учителя……………………….9
1.2 Условия преодоления
психологических барьеров в профессиональной
деятельности учителя………………………………………………………….
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Введение
Педагогическая профессия насыщена напряженными ситуациями и трудностями, что требует от учителя больших резервов самообладания и саморегуляции. Учителю необходимо обладать большой работоспособностью, выдерживать действия сильных раздражителей, проявлять терпеливость, уравновешенность, сдержанность в напряженных ситуациях и уметь сохранять на протяжении всего рабочего дня общий и эмоциональный тонус. Низкий уровень навыков саморегуляции приводит к тому, что значительная часть педагогов испытывает состояние дискомфорта, тревожности, стресса, что в свою очередь снижает эффективность работы, повышает конфликтность, нарушает здоровье, как самого преподавателя, так и учащихся. Справление с психологическими барьерами влияет на такие показатели труда учителя, как удовлетворенность, заинтересованность деятельностью, работоспособность, степень напряженности психических процессов и функций, обеспечивающих достижение целей деятельности.
Исследования психологических барьеров в профессиональной деятельности учителя обусловлены необходимостью повышения уровня профессионализма, развитием способности противостоять многочисленным трудностям, встающим перед педагогом, находить выход из кризисных ситуаций.
Глава I. Теоретические предпосылки исследования психологических барьеров в профессиональной деятельности учителя
1.1 Особенности профессиональной деятельности учителя
Педагогическая деятельность относится к группе профессий, предметом которой является другой человек, но педагогическую деятельность из ряда других выделяют повышенным чувством долга и ответственности.
Основное содержание педагогической деятельности составляют взаимоотношения с людьми. Деятельность других представителей профессий типа «человек- человек» также требует взаимоотношения с людьми, но здесь это связано с тем, чтобы наилучшим образом понять и удовлетворить запросы человека. В профессии же педагога ведущая задача - понять цели и направить усилия других людей на их достижение
Особенность обучения и воспитания как деятельности составляют взаимоотношения с людьми: если у педагога не складываются должные отношения с теми людьми, с которыми он работает или которых он убеждает, значит, нет самого важного в его деятельности. Педагог, как любой другой руководитель, должен хорошо знать и представлять деятельность учащихся, процессом развития которых он руководит. Таким образом, педагогическая деятельность требует двойной подготовки - человеческой и специальной.
Педагогическая деятельность по своей природе имеет гуманистический, коллективный и творческий характер.
За педагогической профессией закрепились две социальные функции - адаптивная и гуманистическая.
Адаптивная функция связана с приспособлением учащегося, к определенным требованиям, а гуманистическая - с развитием его личности, творческой индивидуальности.
Учитель подготавливает своих воспитанников к конкретным запросам общества, оставаясь хранителем и проводником культуры, несет в себе вневременной фактор. Имея в качестве цели развитие личности, учитель работает на будущее.
Сказанное не означает, что учитель не должен готовить своих учеников к конкретным запросам жизни, в которую им в ближайшем будущем необходимо будет включиться. Воспитывая ученика, не адаптированного к наличной ситуации, учитель создает трудности в его жизни. Воспитывая слишком адаптированного члена общества, он не формирует у него потребности целенаправленного изменения, как самого себя, так и общества.
Сугубо адаптивная направленность деятельности учителя крайне негативно сказывается и на нем самом, так как он постепенно теряет самостоятельность мышления, в конечном счете, свою индивидуальность. Чем больше учитель подчиняет свою деятельность формированию личности учащегося, приспособленного к конкретным запросам, тем в меньшей степени он выступает как гуманист и нравственный наставник. И наоборот, даже в условиях классового общества стремление передовых педагогов противопоставить миру насилия и лжи человеческую заботу и доброту неизбежно отзывается в сердцах воспитанников.
Коллективный характер педагогической деятельности.
Если в других профессиях типа «человек - человек» результат, как правило, является деятельность одного человека - представителя профессии (например, продавца, врача, библиотекаря.), то в педагогической профессии очень трудно вычленить вклад каждого педагога, семьи и других источников воздействий в качественное преобразование субъекта деятельности - воспитанника.
Творческая природа труда учителя.
Содержание и организацию труда учителя можно оценить, лишь определив уровень его творческого отношения к своей деятельности, который отражает степень использования им своих возможностей для достижения поставленных целей.
Творческий потенциал личности педагога формируется на основе накопленного им социального опыта, психолого-педагогических и предметных знаний, новых идей, умений и навыков, позволяющих находить и применять оригинальные решения, новаторские формы и методы и тем самым совершенствовать исполнение своих профессиональных функций
Смысл педагогической деятельности осуществляют её представители, которая называется педагогической. Она представляет особый вид социальной деятельности, направленной на передачу от старших поколений младшим, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе.
Цель педагогической деятельности связана с реализацией цели воспитания, которая и сегодня рассматривается многими как идущий из глубины веков общечеловеческий идеал гармонично развитой личности. В качестве основных объектов цели педагогической деятельности выделяют воспитательную среду, деятельность воспитанников, воспитательный коллектив и индивидуальные особенности воспитанников. Реализация цели педагогической деятельности связана с решением таких социально- педагогических задач, как формирование воспитательной среды, организация деятельности воспитанников, создание воспитательного коллектива, развитие индивидуальности личности.
Основными видами педагогической деятельности, являются преподавание и воспитательная работа.
Воспитательная работа - это педагогическая деятельность, направленная на организацию воспитательной среды и управление разнообразными видами деятельности воспитанников с целью решения задач гармоничного развития личности. А преподавание - это такой вид воспитательной деятельности, который направлен на управление преимущественно познавательной деятельностью школьников.
Успехов в преподавательской деятельности добиваются, прежде всего, те учителя, которые владеют педагогическим умением развивать и поддерживать познавательные интересы детей, создавать на уроке атмосферу общего творчества, групповой ответственности и заинтересованности в успехах одноклассников. Это говорит о том, что не преподавательские умения, а умения воспитательной работы являются первичными в содержании профессиональной готовности учителя. В связи с этим профессиональная подготовка будущих учителей имеет своей целью формирование их к готовности к управлению целостным педагогическим процессом.
В структуре педагогической деятельности три взаимосвязанных компонента: конструктивный, организаторский и коммуникативный. Для успешного осуществления этих функциональных видов педагогической деятельности необходимы соответствующие способности, проявляющиеся в умениях.
Конструктивная деятельность распадается на конструктивно- содержательную (отбор и композиция учебного материала, планирование и построение педагогического процесса), конструктивно-оперативную (планирование своих действий и действий учащихся), и конструктивно- материальную (проектирование учебно-материальной базы педагогического процесса).
Организаторская деятельность предполагает выполнение системы действий, направленных на включение учащихся в различные виды деятельности, создание коллектива и организацию совместной деятельности.
Коммуникативная деятельность направлена на установление педагогически целесообразных отношений педагога с учащимися, другими педагогами школы, представителями общественности, родителями.
Основной функцией, педагогической деятельности, является педагогическое действие как единство целей и содержания. Понятие о педагогическом действии выражает то общее, что присуще всех формам педагогической деятельности (уроку, экскурсии, индивидуальной беседе и т.д.)
Глава II ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БАРЬЕРА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ
1.1 Психологические барьеры в деятельности учителя
Термин «барьер» (от французского - преграда, препятствие) в психологическом значении рассматривается как психологическая реакция человека на препятствие, сопровождающаяся возникновением напряженного психического состояния.
Основная проблема - справиться с препятствиями, различными барьерами, тревожностью, встающими на пути развития человека. Возбуждение, не завершившееся разрядкой, преобразуется и проявляется в неврозах страха.
В профессии учителя умение общаться становится профессионально необходимым качеством. Наиболее часто встречающие «барьеры» общения, затрудняющие решение педагогических задач: несовпадение установок, боязнь класса, отсутствие контакта, сужение функций общения, негативная установка на класс, боязнь педагогической ошибки, подражание. Однако если начинающие учителя испытывают психологические «барьеры» по неопытности, то учителя со стажем - по причине недооценки роли коммуникативного обеспечения педагогических воздействий.
Процесс общения – это, прежде всего взаимоотношение индивидов, каждый из которых обладает специфическим набором индивидуально-психологических и психофизиологических особенностей. В связи с этим в проблематике вопроса "барьеров" общения необходимо учитывать личностный аспект, как определяющий индивидуально-избирательные отношения данной личности к действительности. Наиболее адекватным поставленной проблеме можно считать следующее определение:
"Барьер"
общения - это явление субъективной
природы, возникающее в объективно
сложившейся ситуации, сигналом
появления которого являются
острые отрицательные
Различаются: 1) "барьеры" отражения - это барьеры, которые возникают в результате искаженного восприятия:
• себя (неадекватная самооценка);
• партнера (приписывание не присущих ему свойств, способностей);
• ситуации (неадекватная оценка значимости ситуации);
2) "барьер"
отношения - это барьеры, возникающие
в результате неадекватного
• к себе (неудовлетворенность своим ролевым статусом);
• к партнеру (чувство антипатии, неприязни к партнеру);
• к ситуации (негативное отношение к ситуации);
3) "барьеры" обращения как специфической формы отношения. Эти "барьеры" возникают:
• при формах обращения, которые ведут к кооперации, сотрудничеству и т.д. (комплименты, похвала, какие-либо поощрительные жесты и т.п.);
• при формах обращения ведущих к непродуктивному общению (повышенный тон голоса, оскорбительные выражения и т. п.).
Изучение проблемы "барьеров" общения позволяет говорить о схеме выхода из ситуации "барьера", где главным является принцип взаимоотношений ведущих к сотрудничеству и взаимопониманию с учетом индивидуально-психологических особенностей партнеров по общению.
Психологические барьеры— психическое состояние, проявляющееся в неадекватной пассивности субъекта, что препятствует выполнению им тех или иных действий. Эмоциональный механизм психологических барьеров состоит в усилении отрицательных переживаний и установок — стыда, чувства вины, страха, тревоги, низкой самооценки.
В процессе общения между учителем и учащимся стоит задача не только передать информацию, сколько добиться ее адекватного понимания последним. Переданное учителем учебное сообщение не остается неизменным: оно трансформируется, изменяется под влиянием индивидуально-типологических особенностей ученика, отношения его к учителю, самому тексту, ситуации общения.
Информация о работе Психологические барьеры в деятельности учителя