Психологические барьеры в деятельности учителя

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2015 в 11:05, курсовая работа

Краткое описание

Педагогическая профессия насыщена напряженными ситуациями и трудностями, что требует от учителя больших резервов самообладания и саморегуляции. Учителю необходимо обладать большой работоспособностью, выдерживать действия сильных раздражителей, проявлять терпеливость, уравновешенность, сдержанность в напряженных ситуациях и уметь сохранять на протяжении всего рабочего дня общий и эмоциональный тонус.

Оглавление

Введение
Глава I Теоретические предпосылки исследования психологических барьеров в профессиональной деятельности учителя
1.1 Особенности профессиональной деятельности учителя………………….4
Глава II Исследования психологического барьера в профессиональной деятельности учителя
1.1 Психологические барьеры в деятельности учителя……………………….9
1.2 Условия преодоления психологических барьеров в профессиональной деятельности учителя…………………………………………………………..15
Заключение………………………………………………………………………20
Список литературы…………………………………………………………….21

Файлы: 1 файл

контрольная по педагогике.docx

— 55.46 Кб (Скачать)

5. Социальная незащищенность педагога;

Существуют также пути преодоления данных психологических барьеров, к которым относятся:

1. Разработка  программ для педагогов - строится  на основе принципов:

-дифференциации  и индивидуализации;

-взаимосвязи  аттестации с повышением квалификации;

-оптимальное  сочетание теории и практики, расширение и углубление теоретических  знаний в сочетании с практической  направленностью обучения.

2. Разработка психологических программ на развитие коммуникативной культуры педагогов:

- ролевые  игры;

- психологические  тренинги;

- групповые  дискуссии 

3. Разработка психологических программ по повышению уровня творческого самовыражения:

- защита  собственных сценариев по педагогическому  досугу.

4. Организация  системы поощрений:

- моральные;

- материальные;

5. Развитие  профсоюзной деятельности, проведение  конкурсов профессионального мастерства, привлечение средств массовой  информации.

6. Разработка  индивидуальных программ по преодолению  психологических барьеров, связанных  с вхождением в новый коллектив, психологическое сопровождение  в период адаптации к новым  условиям труда.

Результатом мероприятий по преодолению психологических барьеров в конечном итоге станет удовлетворение личностных и профессиональных потребностей педагога, повышение его профессиональной компетентности, повышение уровня его коммуникативной культуры, создание условий для личностного и профессионального самовыражения педагога.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Представленная контрольная работа посвящена проблеме психологических барьеров в профессиональной деятельности учителя. В этой работе описаны  личностные качества педагогов, феномен психологического барьера, а так же факторы, влияющие на формирование и развитие данного явления. А самое главное- способы преодоления психологических барьеров.

      Для выполнения поставленной цели была проведена следующая работа:

1.    Изучена литература по данной проблеме;

2. Выявлены факторы, оказывающие влияние на развитие психологического барьера;

3.     Выявлены особенности формирования психологического барьера педагогов в процессе профессионализации.

На развитие психологического барьера оказывают влияние как личностные, так и организационные факторы, и эти факторы взаимно усиливают друг друга, а правильно организованная работа помогает эффективному преодолению психологических барьеров в профессиональной деятельности учителя.

Изучаемая в работе проблема, представляется очень важной, так как психологические барьеры оказывают негативное влияние не только на самих педагогов, на их деятельность и самочувствие, но и на тех, кто находится рядом с ними. Это и близкие родственники, и друзья, а также ученики, которые попросту вынуждены находиться рядом, и поэтому становятся заложниками психологического барьера.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Анисимов, О.С. Методологическая культура педагогической деятельности и мышления [Текст]/О.С. Анисимов,- М.: Экономика, 1991.-415с
  2. Бабанский, Ю.К. Избранные педагогические труды[Текст]/Ю.К. Бабанский,- М: Педагогика, 1989.-558с.
  3. Баранов, С.П. Педагогика. Под ред. С.П. Баранова, Р.В. Воликова, В.А. Сластенина[Текст]/С.П. Баранов,- М.: Просвещение, 1976.-346с
  4. Забродин, Ю.М., Зазыкин, В.Г., Зотова, О.И. и др. Проблемы психологии труда и профессии [Текст]/Ю.М. Забродин, В.Г. Зазыкин, О.И. Зотова//Психологический журнал, М.: Педагогика, 1981,№2,с.4-7.
  5. Кузьмина, Н.В., Кухарев, Н.В. Психологическая структура деятельности учителя [Текст]/Н.В. Кузьмина, Н.В. Кухарев,- Томск, 1976.-315с.
  6. Кулюткина, Ю.Н., Сухотская, Г.С. Моделирование педагогических ситуаций[Текст]/Ю.Н. Кулюткина, Г.С. Сухотская,- М.: Педагогика, 1981.-118с.
  7. Ломов, Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии[Текст]/Б.Ф. Ломов,- М.: Педагогика, 1989.-218с.
  8. Маркова, А.К. Психологические особенности педагогической деятельности, общения и личности учителя [Текст]/А.К. Маркова// Школа и производство, М.: Наука, 1988,№12, с.6-9.
  9. Осипова, Е.К. Структура педагогического мышления учителя [Текст]/Е.К. Осипова// Советская педагогика, М.: Педагогика, 1987,№5,с.42-44.
  10. Педагогика/ Под ред. Ю.К. Бабанского, М.: Просвещение, 1988,-480с.
  11. Щербаков, А.И Психология труда и личности учителя [Текст]/А.И. Щербаков,- Ленинград, 1976.-97с.

Информация о работе Психологические барьеры в деятельности учителя