Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2014 в 08:47, курсовая работа
Использование словарной работы на уроках русского языка в начальной школе как средство повышения степени обученности учащихся
Введение
3
Глава I. Психолого-педагогическое обоснование проблемы повышения степени обученности учащихся при проведении словарной работы
6
1.1. Определение понятия «словарная работа». Цели и содержание словарной работы на уроках русского языка в начальной школе.
1.1.1.История вопроса.
1.1.2.Определения понятия «словарная работа»
1.1.3. Цели и содержание словарной работы на уроках русского языка в начальной школе.
1.2. Психолого-педагогический аспект проблемы
1.3. Методы и приемы проведения словарной работы на уроках русского языка в начальной школе.
Глава II. Опытно - экспериментальная работа по формированию навыка словарной работы на уроках русского языка в начальной школе.
2.1. Диагностика степени обученности учащихся при проведении словарной работы
2.2.Методика формирования навыка работы со словарными словами на уроках русского языка в начальной школе.
2.3. Анализ результатов исследования
Заключение.
Список литературы.
Приложение.
Чтобы повысить процесс запоминания трудных слов В. П. Канакина считает, что «словарная работа должна быть направлена на: 1) обогащение речи младших школьников словами из словаря; 2) восприятие и осознание смыслового содержания изучаемых слов и однокоренных им слов, оттенков значений этих слов, антонимических и синонимических отношений, сочетаемости слов и устойчивых оборотов; 3) развитие умения объяснять значения слов и понимать особенности их употребления в речи; 4) осмысленное написание изучаемого слова и его правильное употребление в устной и письменной речи».[2]
Словарная работа – это
"Словарная работа - это
не эпизод в работе учителя,
а систематическая, хорошо организованная,
педагогически целесообразно
Приемы словарной работы на уроках русского языка в начальной школе тесно связаны с изучением безударных гласных, непроверяемых безударных гласных корня.
Повышение орфографической грамотности учащихся остается одной из важнейших проблем методики преподавания русского языка в начальной школе. В Основных направлениях реформ общеобразовательной и профессиональной школ подчеркивается, что начальная школа призвана обеспечить формирование прочных навыков грамотного письма.
Вопрос о безударных гласных, как одной из важнейших проблем словарной работы, по всеобщему призванию, является основным в русском правописании. На изучение безударных гласных в корнях слов, в приставках, суффиксах и окончаниях, в соединительных гласных и т.д. затрачивается наибольшее количество времени в школьном курсе русского языка. При усвоении написания слов с безударными гласными учащиеся испытывают наибольшие трудности. Об этом свидетельствуют многочисленные ошибки на безударных гласных, встречающиеся в письменных работах учащихся всех возрастов, вплоть до оканчивающих среднюю школу.
Следовательно, чтобы "рационализировать" словарную работу в школе, необходимо применение на уроках русского языка таких приёмов запоминания слов с непроверяемыми орфограммами, которые активизировали бы мыслительную деятельность и память учащихся.
Таким образом, словарная работа
на уроках русского языка в
начальных классах являются
1.1.3. Цели и содержание словарной работы на уроках русского языка в начальной школе.
Проблема формирования орфографической зоркости с каждым днем приобретает все большую актуальность. Каждый педагог знает, с каким трудом дается изучение словарных слов, насколько быстро дети устают от монотонного повторения и как неохотно заглядывают на последнюю страницу учебника в словарь.
В современной методике словарная работа рассматривается как целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава русского языка. Освоение словарного состава языка идет параллельно с развитием речи ребенка, осознанием смысла слов. Понимание смысла, структуры слова, возможности его употребления, происходит через организацию ситуаций, в которых ученик может связать новое слово с другими.
Когда ребенок переводит слово из устной речи в письменную, он часто сталкивается с проблемой: нельзя проверить слабую позицию звука. Со словами с непроверяемыми написаниями ученики начальных классов встречаются на каждом уроке. Уже на первых страницах «Азбуки», дети сталкиваются со многими словарными словами. Число таких слов с каждой страницей учебников по основным предметам все больше возрастает. Нет необходимости доказывать, что наиболее употребительные из этих слов должны быть усвоены всеми учащимися начальных классов.
Существует ряд причин, обеспечивающих трудности в написании слов с непроверяемыми орфограммами:
- недостаточность разработки методики обучения непроверяемым написанием;
- отсутствие систематизированного дидактического материала для данной работы;
- небольшое количество научных, обоснованных рекомендаций о методике обучения написанию непроверяемых слов.
Словарная работа является важной составной частью деятельности учеников и учителя по развитию речи. Особое значение она приобретает в младшем школьном возрасте, который является сенситивным для усвоения и расширения активного словарного запаса учащихся, для осознанного включения новых слов и словосочетаний в свой диалог.
Словарная работа на уроках русского языка в начальных классах является важным звеном в развитии речи учащихся. Овладение словарным составом литературного языка является необходимым условием освоения учащимися родного языка: его орфоэпии, орфографии, грамматики, правильного словоупотребления, связной речи.
Словарная работа преследует определённые цели и имеет разнообразное содержание:
- направлена на ознакомление учащихся с лексическим значением новых для них слов (словосочетаний), значение которых дети понимают неправильно или неточно;
- преследует грамматические цели: усвоение некоторых грамматических форм, образование которых вызывает у детей затруднения. Например, родительный падеж существительных множественного числа: носков, но чулок; волос, голов, апельсинов, килограммов.
- проводиться с целью обучения детей орфоэпическому произношению слов и соблюдению нормативного ударения (щавель, позвонит, красивее, километр и др.);
- помогает усвоить нормы правописания слов с непроверяемыми орфограммами;
Эффективность словарной работы зависит от того, проводится ли она планомерно и систематически на протяжении всех лет обучения или носит случайный характер, и насколько целесообразно она построена. Направляя внимание детей на сознательное и прочное усвоение трудных, но жизненно необходимых им слов, включённых в тексты учебной и художественной книги, можно легко связать различные виды словарной работы с содержанием занятий. Работа со словом должна являться обязательным компонентом в структуре урока по любому предмету, а не только по русскому языку. Сделать процесс усвоения трудных слов более эффективным – задача сложная, требующая от современного учителя большой творческой работы.
Таким образом, научить писать ребёнка эти слова без ошибок – одна из сложнейших задач, стоящих перед учителем. В работе по усвоению слов с непроверяемым написанием особую актуальность приобретает разнообразие современных видов работ, способствующих прочному запоминанию правильного написания.
1.2. Психолого-педагогический аспект проблемы
Среди многочисленных работ ключевое место в психологической теории Льва Семеновича Выготского занимает монография "Мышление и речь". Объединением двух понятий, вынесенных в название своего научного труда, Л.С. Выготский обозначил сложнейшие проблемы психологической науки XX века. Центральным моментом в ней, как показывает автор, "является, конечно, вопрос об отношении мысли к слову. Все остальные вопросы, связанные с этой проблемой, как бы вторичны и логически подчинены этому первому и основному вопросу, без разрешения которого невозможна даже правильная постановка каждого из дальнейших и более частных вопросов". "Решение этой проблемы, которое предлагалось различными исследователями, - читаем мы в монографии, - колебалось всегда и постоянно - от самых древних времен и до наших дней - между двумя крайними полюсами - между отождествлением, полным слиянием мысли и слова, и между их столь же метафизическим, столь же абсолютным, столь же полным разрывом и разъединением". [ ] Учебный предмет "Русский язык" в школе является, таким образом, не только предметом, дающим знания, необходимые для практической деятельности, но и предметом, формирующим ребенка как Человека. Определяя методы научного анализа в своей монографии, Л.С. Выготский выделяет "анализ, расчленяющий сложное единое целое на единицы. «Под единицей, - пишет он, - мы подразумеваем такой продукт анализа, который в отличие от элементов обладает всеми основными свойствами, присущими целому, и который является далее неразложимыми частями этого единства".[]
Кирпичиком, ведущим к образованию ассоциаций или связей, Л.С. Выготский считал слово, а также работу над словом. По сути дела затрагивается главная проблема содержания любого учебного курса. Такая сложная и многозначная ткань, как русский язык, в процессе его изучения всякий раз подвергается анализу, в ходе которого рассматриваются отдельные его части. Обучение не приведет к желаемому успеху, если за единицами ребенок не увидит элементов, если родной язык не предстанет перед ним в своем единстве и во всей полноте. Научные установки психолога обращают нас к наследию К.Д. Ушинского, усиливают понимание того, почему великий педагог на первое место ставит развитие "дара слова". Выделяя слово как живую клеточку, содержащую в простом виде основные свойства, присущие речевому мышлению, психолог идет к четкому отграничению двух основных функций слова. Одна из них является указанием на предмет, действие или качество, которую он назвал предметной соотнесенностью слова. (Окно - это окно, стол - это стол). [ ]
Вторая, не менее важная функция - функция значения. Именно значение слова претерпевает в развитии ребенка существенные преобразования. Определяя значение слова, Выготский подчеркивал, что слово не ограничивается указанием на тот или иной предмет, но также вводит этот предмет в систему связей и отношений, анализирует и обобщает его. Обращаясь к метафоре, можно сказать, что значение слова - это своеобразное увеличительное стекло, сквозь которое мы смотрим на мир. Постоянное расширение значения слова в сознании ребенка позволяет повышению более глубоким и широким взглядом проникнуть в окружающий мир. Например, слово чернильница указывает не только на предмет, но и на то, что этот предмет имеет отношение к цвету (черный), относится к классу предметов, имеющих орудийное значение (суффикс -ил-), является вместилищем чего-то (как сахарница). Существенным является то, что работа над словом не ограничивается толкованием его значения, но и также направлена на углубленный анализ предмета, обозначенного данным словом. Слово вводит предмет в широкую систему связей. Например, слово рыбак вызывает такие связи, как рыба, удочка, вода, река и т.д. [ ]
Слово, как известно, обобщает. Когда мы говорим "книга", мы имеем в виду любой предмет, которому могут быть приписаны свойственные ему качества. Интересно, что психологические интерпретации предметной отнесенности и значения слова уходят корнями в глубины русской филологии. Невольно удивительные приходят по своей тонкости аналогичные наблюдения, сделанные в свое время и отраженные в "Словаре живого великорусского языка" В.И. Далем. [ ]
Так, читая одну из его словарных статей, мы находим, что топор - "железное, настольное орудие, для тески и рубки, в котором отличают: лопасть с лезом и обух с проухом, а обух насаживают на топорище, деревянную рукоять, кривую, выкаченную". В.И. Даль объясняет, что существуют разные топоры. "Топор плотничий, с широкою тонкою лопастью и с острым носком" и т.д. В данной словарной статье жизнь слова "топор" показана в системе устойчивых словосочетаний, пословиц и поговорок. Иными словами, если слово вводит предмет в широкую систему связей, то описание и объяснение этих связей предмета является наилучшим способом толкования значения слова. [ ] Для методики русского языка представляет определенный интерес то, что одним из критериев, определяющих речевое развитие ребенка, является широта и глубина различных ассоциаций или связей вокруг предмета, о котором идет речь. Однако, как показывает М.Т. Ярошевский, современный выдающийся психолог-энциклопедист "истинное понятие рождается, когда признаки различных явлений группируются в общности не путем ассоциаций, а на основе внутренне связанных логических операций анализа, синтеза, классификации, движения мысли от частного к общему и от общего к частному". Возникает понятие как "логически обобщенный умственный образ". [ ]
Л.Н. Толстой говорил: "Почти всегда непонятно не само слово, а то понятие, которое выражается словом. Слово почти всегда готово, когда готово понятие. Поэтому есть все основания рассматривать значение слова не только как единство обобщения и общения, коммуникации и мышления". [ ]
Данное положение объясняет попытки многих авторов расширить содержание современных учебников и программ учебного предмета "Русский язык" посредством включения в него знаний энциклопедического характера, упражнений и заданий, направленных на повышение познавательной самостоятельности и активности детей, развитие творческих способностей, организации обучения на основе решения субъективно-творческих задач. При соблюдении различных объемов и пропорций в этом видится одна из плодотворных идей. Словарная работа - одна из проблем начальной школы. Если проблема не решена, то она превращается в тяжелый груз, который в ответственный момент жизни человека может его подвести. [ ]
Приемы словарной работы на уроках русского языка в начальной школе тесно связаны с изучением безударных гласных, непроверяемых безударных гласных корня. Повышение орфографической грамотности учащихся остается одной из важнейших проблем методики преподавания русского языка в начальной школе. "Начальная школа призвана обеспечить формирование прочных навыков грамотного письма", - подчеркивается в Основных направлениях реформ общеобразовательной и профессиональной школ.