Словарная работа на уроках русского языка как средство повышения мтепени обученности учащихся

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2014 в 08:47, курсовая работа

Краткое описание

Использование словарной работы на уроках русского языка в начальной школе как средство повышения степени обученности учащихся

Оглавление

Введение
3
Глава I. Психолого-педагогическое обоснование проблемы повышения степени обученности учащихся при проведении словарной работы
6
1.1. Определение понятия «словарная работа». Цели и содержание словарной работы на уроках русского языка в начальной школе.

1.1.1.История вопроса.

1.1.2.Определения понятия «словарная работа»

1.1.3. Цели и содержание словарной работы на уроках русского языка в начальной школе.

1.2. Психолого-педагогический аспект проблемы

1.3. Методы и приемы проведения словарной работы на уроках русского языка в начальной школе.

Глава II. Опытно - экспериментальная работа по формированию навыка словарной работы на уроках русского языка в начальной школе.

2.1. Диагностика степени обученности учащихся при проведении словарной работы

2.2.Методика формирования навыка работы со словарными словами на уроках русского языка в начальной школе.

2.3. Анализ результатов исследования

Заключение.

Список литературы.

Приложение.

Файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 125.67 Кб (Скачать)

          Для того чтобы запомнить непроверяемую букву интересно, с учетом психологической особенности мышления младшего школьника, надо " оживить " букву, создать ее " образ " в конкретном слове. Трудная орфограмма словарного слова связывается с ярким ассоциативным образом, который вспоминается при написании данного словарного слова, помогая правильно написать орфограмму. В статье М. Гафитулина и Т. Поповой "Слово о словарном слове"[16] предлагается обучить детей пользоваться различными видами ассоциаций для запоминания написания слов, не проверяемых в современном языке. Авторы выдвигают требования к ассоциативному образу:

а) «Ассоциативный образ обязательно должен быть связан со словарным словом каким-то общим признаком. Ассоциативная связь может быть по цвету, форме, действию, материалу, количеству» и т.д.

б) Ассоциативный образ должен иметь в своём написании не вызывающую сомнений букву, которая является сомнительной в словарном слове". Например: Словарное слово - берёза. Ассоциативный образ - берёза по цвету белая, или берёза кудрявая (чтобы расчесать кудрявую берёзу, нужен гребень, по форме, напоминающий букву Е). Результат: бЕрёза – бЕлая – грЕбЕнь (Е). Дети могут путать слова-подсказки с проверочными словами, например, думая, что белая и берёза – это родственные слова. В таких случаях необходимо объяснять детям, что это просто подходящее к данному слову слово-образ.

Вот несколько примеров словарных слов и ассоциативных образов:

гАзета – бумАга

дИректОр – крИк, рОт

Придумать можно много ассоциаций, и детям это очень нравится. Также есть большой плюс подобного урока – даже если дети забудут ассоциации – на уроке идет работа со словом, что уже помогает запомнить орфограммы. Этим приемом нужно предложить детям пользоваться не только на данном уроке, но всегда при изучении дома новых словарных слов. Способ ассоциаций может помочь и при заучивании иностранных слов. Этот прием хорош и тем, что слова запоминаются детьми в ходе игры. Дети играют со словом, что немаловажно в начальных классах.

Ассоциативная методика имеет также и другие виды:

- Метод графических ассоциаций (запоминание на основе ярких рисунков, которые опираются на смысл и орфограмму слова).

- Метод фонетических ассоциаций (метод Агафонаова).

Метод графических ассоциаций

         Этот метод просто не может не понравиться детям. Для того, чтобы запомнить словарное слово, ребенок выполняет рисунки на буквах, которые вызывают трудности в написании, либо надо сделать рисунок, обозначающий само слово и обыграть в нем запоминаемую букву. Рисунки надо делать только на тех буквах, которые вызывают затруднения при написании, иначе происходит «нагромождение» образов. Рисунок должен обязательно соответствовать смыслу слова. Процесс этот сколь увлекательный, столь и полезный. Дети с удовольствием рисуют, что не только позволяет им запомнить словарные слова, но и развивает воображение.

Рассмотрим первый прием, где делаем рисунки на буквах.

Например:[1]

На букву «о» легко рисовать помидор, а буква «и» - это ножи, которыми можно нарезать пОмИдор

Когда ужалит крАпива, трудно удержаться от крика "А-а-а".

Из бАнАнов очень легко можно выложить букву "А," но невозможно сделать букву о и т.д.

Второй прием. Словарные слова запоминаются при помощи мнемосистемных «связей», которые заключается в следующем:

1. запоминание происходит  легче, если человек мысленно  представляет себе предметы, явления  или действия, которые обозначают  слова;

2. объединенные в группы  слова должны «оживать», «двигаться».

Например: КЛАСС  СУББОТА  РУССКИЙ

У нашего класса в субботу был русский язык.

Метод фонетических ассоциаций

         Этот метод предпочтителен в тех случаях, когда фраза из созвучия и словарного слова особенно удачна. Например, слово завтрАк. Созвучное ему слово рАк. Если эти два слова соединить в одной фразе, то получится – на завтрак раки. Придуманная фраза хорошо звучит и хорошо представляется, также может сопровождаться рисунком. Или, например, инженер – Женя – инженер, тарелка – тарелка-это тара.

Теперь рассмотрим занимательные приемы, которые предложил В.Агафонов в своей книге «Неправильные правила». Он предлагает воспользоваться чудесной образной памятью детей и придумать для словарных слов свои правила – «неправильные». А сделать это он предлагает с помощью ассоциаций, чтобы активно заработала эмоционально-образная память.

Принцип работы заключается в следующем: запоминаемое слово связываем с другим, в котором «проблемная» буква сомнений не вызывает. И чтобы по звучанию это слово было похоже на словарное. Ассоциативная связь обыгрывается в стихотворении, сказке, загадке или шараде, и у словарного слова появится «приемный родственник», который поможет выделить и прочно запомнить нужную орфограмму. Чем такая связь между словами неожиданней, смешней и абсурдней, тем выше эффективность запоминания.

Возьмем, например, слово газета. Как запомнить, что оно пишется через «а», а не «о»? Подберем для него «приемного родственника» - слово газ. В этом слове звук «а» - ударный и написать здесь «о» просто невозможно. А само слово совпадает с первой частью слова газета. Осталось только связать их между собой. (см. приложение8)

Агафонов делает это так:[17] «Газированная газета»

Что случилось тут у нас?

Из газеты вышел газ!

Словно снег газета тает

И по ветру не летает!

Меньше марки стала эта

Очень странная газета!

Все решим проблемы разом:

Мы её наполним газом!

— Газированной газете

Газ нужней всего на свете?

— Нет, сказать я должен, ей

Буква «А» всего нужней!

         Как мы видим игровых элементов в нетрадиционных приемах значительно больше, чем в традиционных, значит, для учащихся это метод будет более интересен, да и по эффективности он ни сколько не отстает, а даже, на наш взгляд, превосходит.

          Кандидат педагогических наук, доцент, зав.кафедрой начального образования гуманитарного цикла Владимирского государственного университета, Канакина Валентина Павловна предлагает один из вариантов работы при ознакомлении с правописанием изучаемого слова:

1-учитель предлагает учащимся  карточку со словом;

2-необходимо уточнить  лексическое значение, познакомить  с этиологией слова;

3-определить место ударения, указать количество слогов, прочитать  орфографически, установить разницу  в произношении и написании;

4-решить орфографические  задачи /какую букву нужно проверить в слове и почему, как проверить эту букву, можно ли проверить написание буквы путем подбора проверяемого слова/;

5-записать слово в в тетрадь /поставить ударение, выделить букву, которую надо при письме запомнить, подобрать однокоренное слово, провести наблюдение над единогласным написанием в них корня/;

6-проверить по словарю  новое слово;

7-составить словосочетание  или предложение с новым словом.

В.П. Канакина в книге «Работа над трудными словами в начальных классах» предлагает  интересный материал для работы по знакомству с новым словом. Языковой материал по каждому слову  включает разделы:

1) толкование слова;

2) к истокам слова;

3) однокоренные слова;

4) сочетаемость слов;

5) синонимы, антонимы;

6) когда так говорят;

7) практический материал: загадки, пословицы, поговорки, предложения, тексты из художественных произведений  и деловых статей, в которых  употребляется  рассматриваемое  слово. (см. приложение 1)

Закрепление слов  с   непроверяемым написанием

          Наиболее распространённым видом словарно-орфографических упражнений являются диктанты, которые можно использовать в работе со словарными словами.

1-картинный диктант

Учитель показывает карточку-картинку. Дети называют изображённый предмет, объясняют написание безударной гласной в слове, записывают слово, выделяя в нём безударную гласную и ставят знак ударения или дети самостоятельно записывают слово, выделяют безударную гласную в слове, которую нужно запомнить при письме, ставят ударение.

2-зрительный диктант /учащиеся  орфоэпически и орфографически проговаривают написанное на карточке слово с выделенной безударной гласной, выясняют его значение и записывают по памяти/

3-распределительный диктант /группировка и запись слов  по орфографическим признакам  в заданные столбцы/

4-диктант с использованием  загадок

5-диктант по памяти /по  темам: овощи, посуда, инструменты и  др.; с безударными гласными «О», «И», «Е»/

6-творческий диктант /замена  описательных оборотов словами-синонимами/

Обучение животных – дрессировка, асфальтированная дорога – шоссе.

7-диктант с комментарием /учитель диктует слова, учащийся  комментирует их написание, остальные  дети записывают эти слова  в тетрадь/

8-диктант «Проверь себя» /учитель диктует слова, учащиеся  записывают их, а те слова, в  написании которых сомневаются  – пропускают. По окончании диктанта  спрашивают учителя, как нужно  писать и вставляют орфограмму. Работа над словом предполагает «количественное и качественное» обогащение словаря учащихся и его активизацию. Например, дети знакомятся со словом МЕДВЕДЬ и осознают его первое значение (крупный хищный зверь с длинной густой шерстью и короткими толстыми ногами) и возможность синонимичной замены слова – МЕДВЕДЬ – косолапый, топтыгин, мишка, мишка косолапый. В следующих классах учитель через систему упражнений знакомит детей с другими связями по значению этого слова и его сочетаемостью с другими словами в словосочетании и предложении. (см. приложение2)  [  ]

         При обучении детей правописанию обязательно используется орфографический словарь, причем не только маленький, находящийся, как правило, в конце учебника, но и специальное издание для школьников (под ред. Грушникова и др.). Чтобы рационально и эффективно использовать словарь, ученику необходимо знать принципы его построения, лексический состав и структуру. Из упражнений, связанных с использованием словаря, применяются следующие:

1) Устные упражнения в  отыскивании в словарике слов, названных учителем, в нахождении в них “опасного” при письме места.

2) Выписывание из словаря  слов по определённым смысловым, грамматическим и прочим признакам (по теме “животные”, “вежливые слова” и др.; наречия: быстро, вдруг; имена прилагательные: красивый, уважаемый; одушевленные имена существительные: ребята, заяц; имена существительные 1-го склонения: ягода, собака;слова с безударной гласной “а”: барабан, картофель; слова из трех слогов: малина, урожай, слова с ударением на первом слоге: русский, скоро и т. д. Приветствуются и собственные классификации детей).

3) Списывание слов с  пропущенными буквами с заданием  проверить написание по словарю. Пропуск трудных букв мобилизует  внимание учащихся, а обращение  к орфографическому словарю способствует  закреплению правильного зрительного  образа слова.

4) Упражнения в составлении  словосочетаний и предложений  со словами из словаря.

Постоянное обращение к словарю способствует созданию ценного навыка быстро схватывать и запоминать правильное написание слов. У нас словарь является постоянным спутником ученика в его повседневной работе на уроках. (см. приложение 3) [  ]

           Итак, чтобы добиться грамотного письма, чтобы работа учителя со словарными словами была эффективной, нужно использовать разнообразные методы, приемы, способы, которые являлись бы более эффективными для прочного запоминания грамотного написания словарных слов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Опытно - экспериментальная  работа по формированию навыка  словарной работы на уроках русского языка в начальной школе.

 

2.1. Диагностика  исходного уровня навыка правописания  слов с непроверяемыми орфограммами.

 

          Опытно-экспериментальная работа проводилась с учащимися 3  класса МОАУ «СОШ №7» г. Новотроицка Оренбургской области. В эксперименте участвовало 12 человек.

1 этап (октябрь 2013г.) – констатирующий  эксперимент. Цель констатирующего  эксперимента – определить исходный уровень степени обученности учащихся при   изучении  словарных слов младшими школьниками.

2 этап (октябрь 2013г - март 2014г) – формирующий эксперимент. Цель  формирующего эксперимента –  организовать и провести опытно-экспериментальную  работу, способствующую  повышению степени обученности учащихся.

3 этап (март 2014г.) -  контрольный эксперимент. Цель контрольного эксперимента – определить степень обученности учащихся при  изучении  словарных слов после проведения формирующего этапа эксперимента, дать сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного экспериментов, определить роль используемых приемов в формировании навыков правописания слов из словаря у детей младшего школьного возраста и степени  обученности учащихся.

        С целью определения исходного   уровня навыка  правописания слов с непроверяемыми орфограммами,  учащимся 3 класса было предложено написать словарный диктант. В словарный  диктант вошли следующие 8 слов с непроверяемыми орфограммами, предназначенные для обязательного запоминания в начальной школе и изученные учащимися: лопата, воробей, тетрадь, аллея, библиотека, животное, вагон, дежурный.

Информация о работе Словарная работа на уроках русского языка как средство повышения мтепени обученности учащихся