Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2014 в 08:47, курсовая работа
Использование словарной работы на уроках русского языка в начальной школе как средство повышения степени обученности учащихся
Введение
3
Глава I. Психолого-педагогическое обоснование проблемы повышения степени обученности учащихся при проведении словарной работы
6
1.1. Определение понятия «словарная работа». Цели и содержание словарной работы на уроках русского языка в начальной школе.
1.1.1.История вопроса.
1.1.2.Определения понятия «словарная работа»
1.1.3. Цели и содержание словарной работы на уроках русского языка в начальной школе.
1.2. Психолого-педагогический аспект проблемы
1.3. Методы и приемы проведения словарной работы на уроках русского языка в начальной школе.
Глава II. Опытно - экспериментальная работа по формированию навыка словарной работы на уроках русского языка в начальной школе.
2.1. Диагностика степени обученности учащихся при проведении словарной работы
2.2.Методика формирования навыка работы со словарными словами на уроках русского языка в начальной школе.
2.3. Анализ результатов исследования
Заключение.
Список литературы.
Приложение.
Таблица 3.
Сравнительный результат
№ |
Имя учащегося |
Количество допущенных ошибок уровень написания в первом диктанте |
Количество допущенных ошибок и уровень написания во втором диктанте |
1 |
Миша Б. |
2/средний (4) |
0/ высокий (5) |
2 |
Артем К. |
5/низкий (2) |
3/ниже среднего (3) |
3 |
Никита К. |
2/средний (4) |
0/высокий (5) |
4 |
Анна М. |
2/средний (4) |
0/высокий (5) |
5 |
Иван М. |
5/низкий (2) |
2/средний (4) |
6 |
Кирилл Ч. |
5/низкий (2) |
3/ниже среднего (3) |
7 |
Миша Ч. |
4/ниже среднего (3) |
3/ниже среднего (3) |
8 |
Диана С. |
4/ниже среднего (3) |
2/средний (4) |
9 |
Игорь Ш. |
6/низкий (2) |
3/ ниже среднего (3) |
10 |
Даниил Ш. |
3/ниже среднего (3) |
1/средний (4) |
11 |
Данила Ш. |
6/низкий (2) |
3/ ниже среднего (3) |
12 |
Дарья Я. |
6/низкий (2) |
3/ ниже среднего (3) |
Отсюда можно сделать вывод, что после формирующего эксперимента, уровень степени обученности учащихся 3 класса в словах с непроверяемыми орфограммами стал выше.
Для наглядности представим результаты в виде гистограммы.
1 ряд – констатирующий этап, 2 ряд – контрольный этап.
Рисунок 3. Сравнительный результат констатирующего и контрольного этапов.
На основе данных экспериментального обучения мы пришли к выводу, что использование разнообразных форм и средств обучения в работе над словарными словами:
-повышает степень обученности учащихся;
-активизирует деятельность детей;
- повышает интерес к овладению родным языком;
- воспитывает внимание к слову;
- обогащает словарный запас.
Заключение
На протяжении всего курса русского языка в школе большое значение придается словарной работе как средства повышения степени обученности учащихся. Учащиеся начальных классов должны запомнить большое число слов с непроверяемыми орфограммами. Научить ребенка писать эти слова без ошибок – одна из сложнейших задач, стоящих перед учителем. Заучивать наизусть словарные слова – малоэффективно и противоречат одному из принципов современной дидактики – принципу сознательности и активности. В методике русского языка известно много приемов работы над словарными словами. Использование разнообразных форм и приемов при изучении словарных слов способствует лучшему запоминанию трудных слов.
Таким
образом, опираясь на опыт передовых
педагогов, свой личный опыт, можно
сделать вывод, что актуальной
остается задача сделать
Чтобы достичь поставленной в работе цели - теоретически обосновать и экспериментально проверить разнообразные подходы к организации словарной работы на уроках русского языка в начальной школе, мы решали следующие задачи:
- Изучили состояние исследуемой проблемы в теории и практике и обосновали понятийный аппарат исследования;
- Выявили сущность и особенности проведения словарной работы на уроках русского языка;
- Определили возможности использования словарной работы как средства повышения степени обученности учащихся;
- Исследовали совокупность педагогических условий проведения словарной работы, повышающих степень обученности учащихся.
Изучив психолого-педагогическое обоснование проблемы повышения степени обученности учащихся при проведении словарной работы, мы пришли к выводу, что словарная работа на уроках русского языка в начальных классах являются одним из основных звеньев разнообразной работы по развитию речи учащихся. Овладение словарным составом литературного языка является необходимым условием освоения учащимися родного языка: его орфоэпии, орфографии, грамматики, правильного словоупотребления, и, наконец, связной речи вообще.
Проанализировав цели и содержание словарной работы на уроках русского языка в начальной школе, выявили, что словарная работа – это совокупность целенаправленных систематически проводимых упражнений направленных на усвоения учащимися лексических, грамматических, произносительных и орфографических норм литературного языка.
Рассмотрев методы и приемы проведения словарной работы на уроках русского языка в начальной школе, мы убедились, чтобы добиться грамотного письма, чтобы работа учителя со словарными словами была эффективной, чтобы повысить степень обученности учащихся, нужно использовать разнообразные методы, приемы, способы, которые являлись бы более эффективными для прочного запоминания грамотного написания словарных слов.
Мы провели обучающий эксперимент, в котором приняли участия учащиеся з класса. Задачи формирующего эксперимента были следующие:
- отобрать из программных списков такие слова с непроверяемыми орфограммами, которые вызывают наибольшие затруднения при написании и употреблении в речи;
- применить выбранные методы для изучения словарных слов, которые вызывают наибольшие затруднения при написании и употреблении в речи;
- провести систему упражнений, направленных на закрепление знаний, умений и навыков учащихся, связанных со словарной работой
Для решения поставленных задач нами были отобраны слова с непроверяемыми орфограммами, написание которых мы планировали закрепить в сознании и памяти школьников, применяя разнообразные формы работы. После чего нами была разработана последовательность введения данных слов в классе. Фрагмент урока работы со словарным словом занимал 5-8 минут от урока, и был связан с изучаемой темой. Использовались разнообразные подходы, но на основе методики введения нового слова:
- повторение словарного
слова на этапе проверке
-знакомство с новым словом и заучивание;
-отработка правописания слова из словаря, с постепенным усложнением задания и с учетом изучаемых тем.
На основе полученных данных мы пришли к выводу, что словарная работа на уроках русского языка в начальных классах является средством повышения степени обученности учащихся.
Таким образом, поставленная цель достигнута, задачи решены, гипотеза, выдвинутая в начале работы, была доказана в процессе экспериментального обучения.