Словарная работа на уроках русского языка как средство повышения мтепени обученности учащихся

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2014 в 08:47, курсовая работа

Краткое описание

Использование словарной работы на уроках русского языка в начальной школе как средство повышения степени обученности учащихся

Оглавление

Введение
3
Глава I. Психолого-педагогическое обоснование проблемы повышения степени обученности учащихся при проведении словарной работы
6
1.1. Определение понятия «словарная работа». Цели и содержание словарной работы на уроках русского языка в начальной школе.

1.1.1.История вопроса.

1.1.2.Определения понятия «словарная работа»

1.1.3. Цели и содержание словарной работы на уроках русского языка в начальной школе.

1.2. Психолого-педагогический аспект проблемы

1.3. Методы и приемы проведения словарной работы на уроках русского языка в начальной школе.

Глава II. Опытно - экспериментальная работа по формированию навыка словарной работы на уроках русского языка в начальной школе.

2.1. Диагностика степени обученности учащихся при проведении словарной работы

2.2.Методика формирования навыка работы со словарными словами на уроках русского языка в начальной школе.

2.3. Анализ результатов исследования

Заключение.

Список литературы.

Приложение.

Файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 125.67 Кб (Скачать)

 

 

Содержание

 

Введение

3

Глава I. Психолого-педагогическое обоснование проблемы повышения      степени обученности учащихся при проведении словарной работы

6

   1.1. Определение понятия «словарная работа». Цели и содержание     словарной работы на уроках русского языка в начальной школе.

 

                1.1.1.История вопроса.

 

                1.1.2.Определения понятия «словарная работа»

 

                1.1.3. Цели и содержание словарной работы на уроках русского языка в начальной школе.

 

     1.2. Психолого-педагогический аспект проблемы

 

    1.3. Методы и приемы проведения словарной работы на уроках русского языка в начальной школе.

 

Глава II. Опытно - экспериментальная  работа по формированию навыка  словарной работы на уроках русского языка в начальной школе.

 

      2.1. Диагностика степени обученности учащихся  при проведении словарной работы

 

    2.2.Методика  формирования навыка работы со   словарными словами  на уроках русского языка в начальной школе.

 

      2.3. Анализ результатов исследования

 

Заключение.

 

Список литературы.

 

Приложение.

 
   
   
   

 

 

 

Введение

 

Слово могучий двигатель мысли, незаменимое средство общения и великий источник вдохновения. Слово не может быть усвоено вне сочетания его с другими словами, без употребления его в речи. Восприятие, накопление и понимание информации зависит напрямую не столько от рода занятий, сколько от способа, качества и формы подачи их от обучающего к обучаемому. Качество и количество воспринимаемой информации напрямую зависит от вербальных средств и передачи информации. Одним из вербальных средств общения является слово.  Для того, чтобы использовать в речи слова, ребенок должен понимать его смысл, осознавать особенности употребления его  как в устной, так и в письменной речи.  Для выполнения условия хорошей устной и письменной речи необходимо знакомить детей со словесным богатством родного языка и вырабатывать в них умение использовать эти слова  для того, чтобы ученики могли толково, правильно и свободно передавать свои и чужие мысли в соответствии с нормами русского языка.

Начальное образование является первичной ступенью обучения ребенка. Оно дает ему систему знаний для дальнейшего использования их в процессе жизнедеятельности. Методике изучения трудных написаний в начальной школе посвящено немало работ, среди которых есть статьи, параграфы или разделы пособий и целые книги. Авторами этих работ рассматриваются различные аспекты данной проблемы. Например, Н. Н. Китаев раскрыл роль послогового проговаривания при усвоении непроверяемых написаний. П. П. Иванов  уточнил последовательность работы с непроверяемыми безударными гласными. Н. С. Рождественский рекомендовал приемы, облегчающие запоминание слов, в частности, группировку слов по орфографическому признаку (например, по начальной букве О: отец, обед, орех), подбор родственных слов и форм, подбор слов по признаку графического сходства и графической противоположности и другие. В. П. Канакина разработала лексико-орфографические упражнения, направленные как на запоминание написания трудных слов, так и на развитие мышления и речи учащихся. В. В. Агафонов в работе над словарными словами предложил опираться на ассоциации (слуховые и зрительные), тем самым предоставляя возможность подключать эмоционально-образную память. Л. В. Савельева с целью рационализации процесса запоминания словарных лексем на этапе первичного восприятия рекомендует опору на главный тип памяти школьника (зрительный – без проговаривания, моторный – с обязательным негромким проговариванием, слуховой – без проговаривания и зрительного восприятия). В. В. Ераткина, опираясь на данные психолого-педагогических и лингвометодических источников, перечислила и охарактеризовала довольно большое количество приемов, направленных на активизацию учебной деятельности при обучении непроверяемым написаниям.  О. Н. Левушкина и С. В. Ярославцева решают проблему усвоения слов с непроверяемыми написаниями с помощью работы с этимологической справкой, содержащей информацию о происхождении слова, его первоначальном (имманентном) значении.

           Словарный состав необходим языку как строительный материал. Бедность словаря учащегося тормозит усвоение ими орфографии слова. Непонимание смысла одного слова ведет часто к непониманию всего содержания читаемого материала. Таким образом, работа над значением и правописанием слов с непроверяемыми написаниями является одной из ведущих задач в развитии речи и мышления младших школьников. В этом и заключается актуальность данного исследования.

В связи с актуальностью нами сформулирована тема исследования:

« Словарная работа на уроках русского языка в начальных классах как средство повышения степени обученности  учащихся »

 Цель исследования:  теоретически обосновать и экспериментально проверить  разнообразные подходы к организации  словарной работы на уроках русского языка в начальной школе.

   Проблема исследования: каковы  особенности словарной работы как средства повышения степени обученности учащихся на уроках русского языка в начальной школе

Объект исследования: методика проведения словарной работы как средства повышения степени обученности на уроках русского языка в начальных классах. 

Предмет исследования:  педагогические условия эффективности проведения словарной работы как средства повышения степени обученности на уроках русского языка в начальных классах.

 В соответствии с  целью, объектом и предметом исследования  нами сформулированы следующие задачи:

1.Изучить состояние исследуемой  проблемы в теории и практике  и обосновать понятийный аппарат  исследования;

2. Выявить сущность и  особенности проведения словарной  работы на уроках русского  языка;

3. Определить возможности  использования словарной работы как средства повышения степени обученности учащихся;

4.Исследовать совокупность  педагогических условий проведения  словарной работы, повышающих степень обученности учащихся.

Гипотеза исследования: словарная работа является одним из факторов повышения степени обученности  учащихся , если:

- материал адекватен содержанию  образования;

-приемы и методы организации словарной работы соответствуют поставленным задачам;

- организация словарной  работы ориентирована на повышение степени обученности учащихся;

Методы исследования: теоретические - анализ, синтез, обобщение;

практические - эксперимент, словарный диктант.

         Опытно-экспериментальная база исследования: МОАУ «СОШ №7» г. Новотроицка Оренбургской области.

 Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.

Во введении обосновывается актуальность темы исследования, определяется научный аппарат исследования.

           В первой главе. «Психолого-педагогическое обоснование проблемы повышения степени обученности учащихся при проведении словарной работы» анализируются цели и задачи словарной работы, рассматривается история изучаемого вопроса.

           Во второй главе «Опытно - экспериментальная  работа по формированию навыка  словарной работы на уроках русского языка в начальной школе», представлены результаты опытно-экспериментальной работы, анализируются и обосновываются методы и приемы работы над словарными словами, доказывается, что словарная работа является средством повышения степени обученности учащихся.

 В заключении изложены основные выводы по исследованию, намечены направления и перспективы дальнейшего изучения данной проблемы.

Общий объем ВКР составляет…страниц машинописного текста, в работе приведены таблицы, рисунки. Список литературы включает…. Наименований.

Приложение содержит…

 

Глава I. Психолого-педагогическое обоснование проблемы повышения степени обученности учащихся при проведении словарной работы

       1.1. Определение понятия «словарная  работа». Цели и содержание     словарной работы на уроках  русского языка в начальной  школе.

           1.1.1.История вопроса.

 

          В последние годы к методике обучения русскому языку в начальных классах возрос интерес ученых-методистов и учителей-практиков, особенно к проблемам словарной работы на уроках русского языка. Обусловлено это, во-первых, достижениями современной психологии и психолингвистики в области речевого развития ребенка и психологии речевой деятельности (А.А. Леонтьев, Н.И. Жинкин, А.К. Маркова), во-вторых, школа претерпела поистине радикальные преобразования. Они в значительной степени коснулись и таких, казалось бы, уже отработанных учебных предметов, как русский язык. Модернизация содержания учебных программ и форм ученической деятельности, открывающая путь к большой активности и самостоятельности ребенка, к развитию его творческих способностей и гармонии, привела к появлению на рынке развивающих образовательных услуг. Вопрос об изучении словарной работы в начальной школе был поставлен крупнейшими методистами еще в прошлом веке: Ф.И. Буслаевым, И.И. Срезневским, К.Д. Ушинским, Д.И. Тихомировым. В частности, Ф.И. Буслаев обращает внимание на необходимость словарной работы на уроках не только с целью обучения грамотному письму, но и для большего понимания учащимися лексического значения слов. Именно это понимание гарантирует точный и осознанный выбор слов в условиях естественной речи. Важность словарной работы на начальной ступени обучения русскому языку, ее развивающий характер отмечал и Константин Дмитриевич Ушинский. Он считал, что творческие упражнения во время словарной работы интересны детям, "представляя для них нечто вроде игры в слова". Такие упражнения подготавливают учащихся к орфографии, а также дают детям "власть над тем запасом слов, который бессознательно лежит в их памяти".

  Сторонник и последователь  К.Д. Ушинского Д.И. Тихомиров указывал  на необходимость организации  уже в начальных классах наблюдений  над составом слова с целью  более глубокого проникновения  в его смысл. Такая работа, как  отмечал Д.И. Тихомиров, укажет, "где  и как грубая материя слова  хранит зародыш значения, зерно  понятия", будет способствовать  тому, что "ученик увидит отчасти  и происхождение слова, родство  между словами, познакомится с  семейством слов от одного  общего корня". И.И. Срезневский также считал, что словарная работа по образованию слов "естественно соединяется" со "вниманием в смысл слов и выражений". 

Таким образом, ученые-методисты связывали словарную работу с развитием мыслительных способностей. В связи с этим представляется очевидным, что словарная работа в школе не может ограничиваться исключительно упражнениями. Нет сомнений в том, что синтетическая деятельность находится в тесной связи с аналитической. Словообразовательный анализ позволяет проникнуть в суть смысловых отношений между словами, как в языке, так и в речи. Неоценимую помощь в совершенствовании методики изучения русского языка оказал М.Р. Львов. Он говорил, что слово - важнейшая единица языка. Современный русский язык располагает огромным словарным запасом. В "Словаре русского языка" С.И. Ожегова содержится 57 тысяч слов, в 17 – ти томном "Словаре современного русского литературного языка" - около 130 тысяч слов. Это - общеупотребительная лексика. Усвоение огромного лексического запаса не может проходить стихийно. Одной из важнейших задач развития речи в школе является упорядочение словарной работы, выделение основных ее направлений и их обоснование, управление процессами обогащения словаря школьников.

 С этой важной проблемой в её общем виде связаны более частные методические проблемы. П.П. Иванов еще в 50-х годах в книге «Методика правописания безударных гласных в начальной и средней школе» сформулировал некоторые проблемы обучения непроверяемым написаниям, которые сохранили свою актуальность до настоящего времени. В числе этих проблем можно назвать следующие:

- сочетании различных видов восприятия при закреплении слов;

- силе первичного восприятия  графического образа слова;

- количестве слов, предлагаемых для изучения на одном уроке;

- необходимости определения  количества и системы тренировочных  упражнений на этапе закрепления  для отдельных классов и отдельных  учащихся.

          Обращаясь к идеям крупнейших методистов прошлого, можно сделать важный вывод: специально организованные наблюдения за словарной работой помогают глубже усвоить лексику, способствуют обострению внимания к слову, развитию языкового чутья и языкового мышления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.1.2.Определения  понятия «словарная работа»

          В начальной школе программой по русскому языку предусмотрено обязательное изучение слов, правописание которых правилами не проверяется. Работа по обучению учащихся таким словам носит название словарной работы. В словарную работу входит изучение школьниками семантики данных слов, их правописания и введение этих слов в пассивный, а затем в активный словарь учащихся.       Наше исследование посвящено проблеме организации словарной работы в начальной школе как средство повышения степени обученностиучащихся, которая в словаре-справочнике М.Р. Львова трактуется следующим образом: "Словарная работа - изучение правописания слов, не проверяемых правилами, трудных по написанию или малоизвестных школьникам по значению: запоминание их буквенного состава, проговаривание, звукобуквенный анализ, запись, составление с ними предложений, включение их в словарики, проверка их по печатным словарям, составление настенных таблиц трудных слов и прочее" [13,с.215]. 
          Обобщая выше сказанное, можем сказать, что в нашем исследовании будет рассмотрен один из аспектов словарной работы, а именно - проблема обучения младших школьников правописанию слов с непроверяемыми орфограммами.           С орфографической точки зрения состав слов с непроверяемыми написаниями неоднороден. Орфографические различия дают основание разделить все слова на слова с безударными гласными (ворона, малина), с двойными согласными (класс, суббота), слова со звонкими и глухими согласными (вокзал) и слова с непроизносимыми согласными (лестница). 
          О.Н. Лёвушкина, ссылаясь на исследование Н.Ю. Зотовой, пишет о том, что "непроверяемые написания составляют 30 - 35% по отношению к проверяемым" [12, с.32]. Эти цифры свидетельствуют о необходимости и значимости работы с такими словами. 
          В.В. Ераткина делится своими результатами наблюдения за организацией словарной работы в школе: "Непроверяемые написания изучаются в начальной и средней школе "в словарном порядке", то есть учащимся рекомендуется просто писать и запоминать соответствующие слова. Многолетняя практика показала, что работа над непроверяемыми написаниями, ориентированная только на механическое запоминание слов с такими орфограммами, малоэффективна. Ошибки в самых ходовых словах с непроверяемыми написаниями встречаются даже в работах старшеклассников. 

Информация о работе Словарная работа на уроках русского языка как средство повышения мтепени обученности учащихся