Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2014 в 08:47, курсовая работа
Использование словарной работы на уроках русского языка в начальной школе как средство повышения степени обученности учащихся
Введение
3
Глава I. Психолого-педагогическое обоснование проблемы повышения степени обученности учащихся при проведении словарной работы
6
1.1. Определение понятия «словарная работа». Цели и содержание словарной работы на уроках русского языка в начальной школе.
1.1.1.История вопроса.
1.1.2.Определения понятия «словарная работа»
1.1.3. Цели и содержание словарной работы на уроках русского языка в начальной школе.
1.2. Психолого-педагогический аспект проблемы
1.3. Методы и приемы проведения словарной работы на уроках русского языка в начальной школе.
Глава II. Опытно - экспериментальная работа по формированию навыка словарной работы на уроках русского языка в начальной школе.
2.1. Диагностика степени обученности учащихся при проведении словарной работы
2.2.Методика формирования навыка работы со словарными словами на уроках русского языка в начальной школе.
2.3. Анализ результатов исследования
Заключение.
Список литературы.
Приложение.
Содержание
Введение |
3 |
Глава I. Психолого-педагогическое обоснование проблемы повышения степени обученности учащихся при проведении словарной работы |
6 |
1.1. Определение понятия «словарная работа». Цели и содержание словарной работы на уроках русского языка в начальной школе. |
|
1.1.1.История вопроса. |
|
1.1.2.Определения понятия «словарная работа» |
|
1.1.3. Цели и содержание словарной работы на уроках русского языка в начальной школе. |
|
1.2. Психолого-педагогический аспект проблемы |
|
1.3. Методы и приемы проведения словарной работы на уроках русского языка в начальной школе. |
|
Глава II. Опытно - экспериментальная работа по формированию навыка словарной работы на уроках русского языка в начальной школе. |
|
2.1. Диагностика степени обученности учащихся при проведении словарной работы |
|
2.2.Методика формирования навыка работы со словарными словами на уроках русского языка в начальной школе. |
|
2.3. Анализ результатов исследования |
|
Заключение. |
|
Список литературы. |
|
Приложение. |
|
Введение
Слово могучий двигатель мысли, незаменимое средство общения и великий источник вдохновения. Слово не может быть усвоено вне сочетания его с другими словами, без употребления его в речи. Восприятие, накопление и понимание информации зависит напрямую не столько от рода занятий, сколько от способа, качества и формы подачи их от обучающего к обучаемому. Качество и количество воспринимаемой информации напрямую зависит от вербальных средств и передачи информации. Одним из вербальных средств общения является слово. Для того, чтобы использовать в речи слова, ребенок должен понимать его смысл, осознавать особенности употребления его как в устной, так и в письменной речи. Для выполнения условия хорошей устной и письменной речи необходимо знакомить детей со словесным богатством родного языка и вырабатывать в них умение использовать эти слова для того, чтобы ученики могли толково, правильно и свободно передавать свои и чужие мысли в соответствии с нормами русского языка.
Начальное образование является первичной ступенью обучения ребенка. Оно дает ему систему знаний для дальнейшего использования их в процессе жизнедеятельности. Методике изучения трудных написаний в начальной школе посвящено немало работ, среди которых есть статьи, параграфы или разделы пособий и целые книги. Авторами этих работ рассматриваются различные аспекты данной проблемы. Например, Н. Н. Китаев раскрыл роль послогового проговаривания при усвоении непроверяемых написаний. П. П. Иванов уточнил последовательность работы с непроверяемыми безударными гласными. Н. С. Рождественский рекомендовал приемы, облегчающие запоминание слов, в частности, группировку слов по орфографическому признаку (например, по начальной букве О: отец, обед, орех), подбор родственных слов и форм, подбор слов по признаку графического сходства и графической противоположности и другие. В. П. Канакина разработала лексико-орфографические упражнения, направленные как на запоминание написания трудных слов, так и на развитие мышления и речи учащихся. В. В. Агафонов в работе над словарными словами предложил опираться на ассоциации (слуховые и зрительные), тем самым предоставляя возможность подключать эмоционально-образную память. Л. В. Савельева с целью рационализации процесса запоминания словарных лексем на этапе первичного восприятия рекомендует опору на главный тип памяти школьника (зрительный – без проговаривания, моторный – с обязательным негромким проговариванием, слуховой – без проговаривания и зрительного восприятия). В. В. Ераткина, опираясь на данные психолого-педагогических и лингвометодических источников, перечислила и охарактеризовала довольно большое количество приемов, направленных на активизацию учебной деятельности при обучении непроверяемым написаниям. О. Н. Левушкина и С. В. Ярославцева решают проблему усвоения слов с непроверяемыми написаниями с помощью работы с этимологической справкой, содержащей информацию о происхождении слова, его первоначальном (имманентном) значении.
Словарный состав необходим языку как строительный материал. Бедность словаря учащегося тормозит усвоение ими орфографии слова. Непонимание смысла одного слова ведет часто к непониманию всего содержания читаемого материала. Таким образом, работа над значением и правописанием слов с непроверяемыми написаниями является одной из ведущих задач в развитии речи и мышления младших школьников. В этом и заключается актуальность данного исследования.
В связи с актуальностью нами сформулирована тема исследования:
« Словарная работа на уроках русского языка в начальных классах как средство повышения степени обученности учащихся »
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить разнообразные подходы к организации словарной работы на уроках русского языка в начальной школе.
Проблема исследования: каковы особенности словарной работы как средства повышения степени обученности учащихся на уроках русского языка в начальной школе
Объект исследования: методика проведения словарной работы как средства повышения степени обученности на уроках русского языка в начальных классах.
Предмет исследования: педагогические условия эффективности проведения словарной работы как средства повышения степени обученности на уроках русского языка в начальных классах.
В соответствии с
целью, объектом и предметом
1.Изучить состояние
2. Выявить сущность и
особенности проведения
3. Определить возможности использования словарной работы как средства повышения степени обученности учащихся;
4.Исследовать совокупность
педагогических условий
Гипотеза исследования: словарная работа является одним из факторов повышения степени обученности учащихся , если:
- материал адекватен содержанию образования;
-приемы и методы организации словарной работы соответствуют поставленным задачам;
- организация словарной работы ориентирована на повышение степени обученности учащихся;
Методы исследования: теоретические - анализ, синтез, обобщение;
практические - эксперимент, словарный диктант.
Опытно-экспериментальная база исследования: МОАУ «СОШ №7» г. Новотроицка Оренбургской области.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.
Во введении обосновывается актуальность темы исследования, определяется научный аппарат исследования.
В первой главе. «Психолого-педагогическое обоснование проблемы повышения степени обученности учащихся при проведении словарной работы» анализируются цели и задачи словарной работы, рассматривается история изучаемого вопроса.
Во второй главе «Опытно - экспериментальная работа по формированию навыка словарной работы на уроках русского языка в начальной школе», представлены результаты опытно-экспериментальной работы, анализируются и обосновываются методы и приемы работы над словарными словами, доказывается, что словарная работа является средством повышения степени обученности учащихся.
В заключении изложены основные выводы по исследованию, намечены направления и перспективы дальнейшего изучения данной проблемы.
Общий объем ВКР составляет…страниц машинописного текста, в работе приведены таблицы, рисунки. Список литературы включает…. Наименований.
Приложение содержит…
Глава I. Психолого-педагогическое обоснование проблемы повышения степени обученности учащихся при проведении словарной работы
1.1. Определение понятия «
1.1.1.История вопроса.
В последние годы к методике обучения русскому языку в начальных классах возрос интерес ученых-методистов и учителей-практиков, особенно к проблемам словарной работы на уроках русского языка. Обусловлено это, во-первых, достижениями современной психологии и психолингвистики в области речевого развития ребенка и психологии речевой деятельности (А.А. Леонтьев, Н.И. Жинкин, А.К. Маркова), во-вторых, школа претерпела поистине радикальные преобразования. Они в значительной степени коснулись и таких, казалось бы, уже отработанных учебных предметов, как русский язык. Модернизация содержания учебных программ и форм ученической деятельности, открывающая путь к большой активности и самостоятельности ребенка, к развитию его творческих способностей и гармонии, привела к появлению на рынке развивающих образовательных услуг. Вопрос об изучении словарной работы в начальной школе был поставлен крупнейшими методистами еще в прошлом веке: Ф.И. Буслаевым, И.И. Срезневским, К.Д. Ушинским, Д.И. Тихомировым. В частности, Ф.И. Буслаев обращает внимание на необходимость словарной работы на уроках не только с целью обучения грамотному письму, но и для большего понимания учащимися лексического значения слов. Именно это понимание гарантирует точный и осознанный выбор слов в условиях естественной речи. Важность словарной работы на начальной ступени обучения русскому языку, ее развивающий характер отмечал и Константин Дмитриевич Ушинский. Он считал, что творческие упражнения во время словарной работы интересны детям, "представляя для них нечто вроде игры в слова". Такие упражнения подготавливают учащихся к орфографии, а также дают детям "власть над тем запасом слов, который бессознательно лежит в их памяти".
Сторонник и последователь
К.Д. Ушинского Д.И. Тихомиров указывал
на необходимость организации
уже в начальных классах
Таким образом, ученые-методисты связывали словарную работу с развитием мыслительных способностей. В связи с этим представляется очевидным, что словарная работа в школе не может ограничиваться исключительно упражнениями. Нет сомнений в том, что синтетическая деятельность находится в тесной связи с аналитической. Словообразовательный анализ позволяет проникнуть в суть смысловых отношений между словами, как в языке, так и в речи. Неоценимую помощь в совершенствовании методики изучения русского языка оказал М.Р. Львов. Он говорил, что слово - важнейшая единица языка. Современный русский язык располагает огромным словарным запасом. В "Словаре русского языка" С.И. Ожегова содержится 57 тысяч слов, в 17 – ти томном "Словаре современного русского литературного языка" - около 130 тысяч слов. Это - общеупотребительная лексика. Усвоение огромного лексического запаса не может проходить стихийно. Одной из важнейших задач развития речи в школе является упорядочение словарной работы, выделение основных ее направлений и их обоснование, управление процессами обогащения словаря школьников.
С этой важной проблемой в её общем виде связаны более частные методические проблемы. П.П. Иванов еще в 50-х годах в книге «Методика правописания безударных гласных в начальной и средней школе» сформулировал некоторые проблемы обучения непроверяемым написаниям, которые сохранили свою актуальность до настоящего времени. В числе этих проблем можно назвать следующие:
- сочетании различных видов восприятия при закреплении слов;
- силе первичного восприятия графического образа слова;
- количестве слов, предлагаемых для изучения на одном уроке;
- необходимости определения
количества и системы
Обращаясь к идеям крупнейших методистов прошлого, можно сделать важный вывод: специально организованные наблюдения за словарной работой помогают глубже усвоить лексику, способствуют обострению внимания к слову, развитию языкового чутья и языкового мышления.
1.1.2.Определения понятия «словарная работа»
В начальной школе программой
по русскому языку предусмотрено обязательное
изучение слов, правописание которых правилами
не проверяется. Работа по обучению учащихся
таким словам носит название словарной
работы. В словарную работу входит изучение
школьниками семантики данных слов, их
правописания и введение этих слов в пассивный,
а затем в активный словарь учащихся. Наше
исследование посвящено проблеме организации
словарной работы в начальной школе как
средство повышения степени обученностиучащихся,
которая в словаре-справочнике М.Р. Львова
трактуется следующим образом: "Словарная
работа - изучение правописания слов, не
проверяемых правилами, трудных по написанию
или малоизвестных школьникам по значению:
запоминание их буквенного состава, проговаривание,
звукобуквенный анализ, запись, составление
с ними предложений, включение их в словарики,
проверка их по печатным словарям, составление
настенных таблиц трудных слов и прочее"
[13,с.215].
Обобщая
выше сказанное, можем сказать, что в нашем
исследовании будет рассмотрен один из
аспектов словарной работы, а именно -
проблема обучения младших школьников
правописанию слов с непроверяемыми орфограммами. С
орфографической точки зрения состав
слов с непроверяемыми написаниями неоднороден.
Орфографические различия дают основание
разделить все слова на слова с безударными
гласными (ворона, малина), с двойными согласными
(класс, суббота), слова со звонкими и глухими
согласными (вокзал) и слова с непроизносимыми
согласными (лестница).
О.Н. Лёвушкина,
ссылаясь на исследование Н.Ю. Зотовой,
пишет о том, что "непроверяемые написания
составляют 30 - 35% по отношению к проверяемым"
[12, с.32]. Эти цифры свидетельствуют о необходимости
и значимости работы с такими словами.
В.В. Ераткина
делится своими результатами наблюдения
за организацией словарной работы в школе:
"Непроверяемые написания изучаются
в начальной и средней школе "в словарном
порядке", то есть учащимся рекомендуется
просто писать и запоминать соответствующие
слова. Многолетняя практика показала,
что работа над непроверяемыми написаниями,
ориентированная только на механическое
запоминание слов с такими орфограммами,
малоэффективна. Ошибки в самых ходовых
словах с непроверяемыми написаниями
встречаются даже в работах старшеклассников.