Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2014 в 08:47, курсовая работа
Использование словарной работы на уроках русского языка в начальной школе как средство повышения степени обученности учащихся
Введение
3
Глава I. Психолого-педагогическое обоснование проблемы повышения степени обученности учащихся при проведении словарной работы
6
1.1. Определение понятия «словарная работа». Цели и содержание словарной работы на уроках русского языка в начальной школе.
1.1.1.История вопроса.
1.1.2.Определения понятия «словарная работа»
1.1.3. Цели и содержание словарной работы на уроках русского языка в начальной школе.
1.2. Психолого-педагогический аспект проблемы
1.3. Методы и приемы проведения словарной работы на уроках русского языка в начальной школе.
Глава II. Опытно - экспериментальная работа по формированию навыка словарной работы на уроках русского языка в начальной школе.
2.1. Диагностика степени обученности учащихся при проведении словарной работы
2.2.Методика формирования навыка работы со словарными словами на уроках русского языка в начальной школе.
2.3. Анализ результатов исследования
Заключение.
Список литературы.
Приложение.
Работа над словом в учебном процессе, таким образом, является работой, направленной на развитие речи и развитие мышления. Формирующая мысль требует для своего выражения языковых средств, от богатства которых зависит точность и глубина мысли, в свою очередь, и качество речи находится в зависимости от предмета мысли. Чем богаче активный словарь человека, тем содержательнее, доходчивее, грамотнее и красивее его устная и письменная речь.
1.3. Методы и приемы проведения словарной работы на уроках русского языка в начальной школе.
Русский язык имеет самобытную грамматику, полную сложных правил и закономерностей, содержащую множество исключений из этих правил. В русском языке не все правила определяются однозначно: существует много мнемонических правил, много вещей, которые нужно запомнить с ранних лет обучения. Такими и являются словарные слова.
Каждый педагог знает, с каким трудом даётся изучение словарных слов, как быстро дети устают от монотонного повторения, как неохотно заглядывают на последнюю страницу учебника в словарь. Поэтому каждый педагог должен знать, как работать со словарными словами, чтобы уроки были интересными и не монотонными.
Работа над словарными словами не может
идти изолированно от всей остальной работы
над грамотностью. Поэтому, прежде чем
отправиться с детьми в многолетнее путешествие
по удивительной и богатой стране слов,
необходимо сделать простое, но важное
открытие. Все слова, которые есть в русской
речи, по сложности их написания можно
разделить на три большие группы: «зеркальные»,
«опасные» и «очень опасные» слова
[2. В.О.Агафонов, О.Соболева " О системе
приемов запоминания и усвоения учебной
информации".http://www.
«Зеркальные слова» - слова, где каждому звуку соответствует такая же буква. Писать их легко, в них все понятно.
«Опасные слова» - слова с непонятными звуками. Перед написанием таких букв надо проверить их, подумав. Это слова с проверяемыми орфограммами.
«Очень опасные слова» - слова с неясными, хитрыми звуками, которые никакими правилами не проверишь, как раз те самые словарные слова, требующие запоминания.
Такой подход позволяет заложить у школьников основу навыков орфографической зоркости, научить их внутреннему тормозу, т.е. остановке перед написанием любого слова. Ведь совсем недостаточно научить детей писать, надо еще научить их думать при письме. В ходе ознакомления со значением и написанием словарного слова выделяют три этапа работы:
Первый этап: «Лексическая работа». Приемы объяснения смысла слова различны: показ предмета или его изображения; работа с загадкой; ребус; краткое словесное толкование слова; слово может быть представлено и через текст, в котором дается научное или художественное описание, содержащее сообщение об основных признаках и свойствах того предмета или явления, которое названо одним словом; подбор синонимов; через перечисление предметов (признаков, действий), общую группу которых называют данным словом.
Второй этап: «Орфографическая работа». На данном этапе используется следующая цепочка действий: слушание слова и определение в нем орфограмм (звукобуквенный анализ слова, постановка ударения); запись с пропуском букв-орфограмм; поиск проверочного слова для каждой из пропущенных букв, в результате чего появляется цепочка однокоренных слов; проверка написания слова в словаре; вписывание зеленым цветом непроверяемой орфограммы в слово; запись однокоренных слов; лексический анализ однокоренных слов; деление слов на слоги, для переноса; разбор слова по составу; этимологическая справка (происхождение слова); ассоциативное запоминание слова.
Третий этап: «Использование слова в речевой практике (устной или письменной)». Очень точно подметила Е.К. Миронова: «Слово не может быть усвоено вне сочетания его с другими словами, без употребления его в речи, и главное – это учить детей правильному и точному употреблению слова»[3 Миронова Е.К. Статья «Словарная работа на уроках русского языка в начальной школе» /www. festival.1september.ru]. Этому способствуют задания: составление словосочетания, предложения с изучаемым словом; подбор синонимов, антонимов к нему; работа с пословицами, поговорками, фразеологизмами, в состав которых входит слово; составление текстов, загадок.
Такая работа над словарными словами не только формирует внимание к слову, навык правильного орфографического написания слов, но и повышает интерес к русскому языку, обогащает словарный запас, развивает умения связной речи, мотивирует к учению.
На сегодняшний день разработано довольно много методик по работе со словарными словами и для того чтобы лучше разобраться в системе организации работы над словарными словами необходимо рассмотреть эти методики.
Существуют как традиционные методики, так и нетрадиционные.
Методики работы со словарными словами следующие:
- метод систематической работы со словами;
- метод орфографического чтения;
- этимология слов;
- ассоциативная методика запоминания словарных слов.
Традиционные методики
Что помогает запомнить слова с трудными и непроверяемыми написаниями? Методике известны многочисленные приемы и виды работ, что связанно, прежде всего, с особенностями памяти у разных учеников: одни больше используют зрительную, другие – слуховую, третьи – руководи тельную память, но чаще разные сочетания – кому что помогает. Количество способов и приемов работы, которыми пользуется учитель для того, чтобы дети запомнили написание слов – разнообразны. Метод систематической работы со словарными словами И.Г.Леоновой. Большое значение в формирование прочных орфографических умений и навыков имеет систематическая работа над словами с непроверяемыми и трудно проверяемыми написаниями. И.Г.Леонова организовывает свою работу в три этапа.
Первый этап: в конце каждой недели она дает ученикам пять новых словарных слов. Например, новые словарные слова: ромашка, фиалка, равнина, костер, соловей.
Второй этап: всю последующую неделю на каждом уроке она проводит орфографические минутки, в которые вводит новые словарные слова. На этом этапе проводится также повторение уже изученных орфограмм. Учитель ежедневно использует орфографические диктовки, содержащие не только словарные слова, но и различные задания для повторения пройденных орфограмм. Эти задания хороши и тем, что выполняя их, дети не только усваивают написание словарных слов, но и учатся их склонять, сочетать с другими словами, также они повторяют орфографические правила.
Третий этап: в конце недели проводится словарный диктант, и опять даются следующие пять словарных слов. После каждого словарного диктанта проводится анализ работ, что дает материал для составления новых орфографических минуток и словарных диктантов. Этот прием хорошо тем, что в течение нескольких уроков идет систематическая работа со словами, в результате которой дети не только запоминают слова, но и вырабатывают навыки использования слов в устной речи и письменной речи. [ ]
Но имеется и недостаток этого приема. Леонова не дает объяснения словам. А можно было бы поработать со словарем, в результате чего у детей возникло бы представление о значении этого слова. Ведь как раз одной из причин частности ошибок в словах с нерегулируемыми написаниями является непонимание их лексического значения, т.е. учащиеся не могут соотносить графический образ слова с его смыслом. Кроме того эта методика опирается только на механическое запоминание.
Метод орфографического чтения
Д.Н. Богоявленский считал необходимым для облегчения работы механизма памяти привлекать к восприятию и запоминанию различные анализаторы: "Для орфографии имеют значение зрительные и слухо – артикуляционные ощущения. Поэтому надо рекомендовать для запоминания правописания отдельных слов не только повторное списывание, но соединение списывания с отчётливым орфографическим проговариванием".[10. Т.Г.Рамзаева "Система обучения русскому языку и речи в 3 (1 -3) и 4 (1 - 4) классах начальной школы, СПб, 1994.]
Орфографическое проговаривание - известный в методике русского языка приём, который способствует развитию орфографической памяти. Письмо опирается не на графический, а на звуковой образ слова. И для того чтобы письмо было грамотным, звуковой образ слова должен быть построен не по произносительным, а по орфографическим нормам, что и достигается особым "орфографическим" его прочтением. Именно в этой форме он фиксируется речедвигательным аппаратом, сохраняется в памяти, а затем воспроизводится в процессе письма. О роли проговаривания как одного из важнейших средств обучения орфографии писали П.С. Тоцкий, Н.С. Рождественский, Т.Г. Рамзаева и другие. Например, Т.Г. Рамзаева отмечает: "Орфографическое проговаривание сопровождает списывание текста с учебника или с доски и способствует запоминанию слов, особенно с непроверяемыми орфограммами".[11. Н.С.Рождественский "Свойства русского правописания как основа методики его преподования" Москва "АПН РСФСР", 1960.]
А вот расчет П.С.Тоцкого таков: «Четко произнесенное несколько раз слово по буквам будет написано правильно».[12. П.С.Тоцкий "Орфография без правил" Москва "Просвещение", 1991. ] Также Тоцкий делает важное замечание о необходимости в изучении словосочетаний, а не отдельных словарных слов, поскольку в русском языке плавающее ударение и оно может влиять на произношение и написание слов. Н.С. Рождественский предлагает для учащихся памятку для запоминания непроверяемых слов:[13. С.Ященкова "Легко и интересно" Нач.шк. №34, 1999.] ...
- внимательно прочитайте слово про себя и вслух;
-справьтесь о значении слова, если не знаете его;
- прочитайте слово по слогам и запишите его;
-подчеркните ту часть слова, которую стараетесь запомнить;
- проверьте по словарю, правильно ли вы записали слово, произнеся его по слогам;
- подберите несколько родственных слов и напишите слово два - три раза….
Орфографическое чтение можно использовать на любом уроке. При работе над словарем удобнее брать слова тематическими блоками (5-10 слов) и изучать один блок в течение недели. Для достижения максимального эффекта необходимо использовать «орфографическое» чтение на всех уроках. Языковым материалом для проведения таких упражнений могут стать пословицы, поговорки, загадки, кроссворды, стихотворения, отрывки из художественных произведений.
Нетрадиционные методики
Применение традиционных приемов требует поэтапного осуществления и подготовки, а также приемы ориентированы на механическое запоминания правописание слов. А вот, например, ассоциативная методика запоминания слов или этимология слов, очень интересны, увлекательны и могут быть использована на любом этапе работы даже без предварительной подготовки.
Этимологический анализ слова
По мнению Д.Н. Богоявленского, "учащиеся должны осмыслить не только "как" пишется слово, но и "почему". Только такое осмысление бывает сознательным и надёжным".[14] Одним из средств, обеспечивающих осмысленность, усвоение орфографического облика слова и тем самым повышающих правильность и прочность запоминания непроверяемых написаний, является этимологическая справка.[15] Этимологическая справка содержит информацию о происхождении слова, о его первоначальном значении, что помогает «прояснить» исторический состав слова и тем самым найти опору для запоминания их современного графического облика.
Оказывается, многие слов, которые мы постоянно употребляем, пришли к нам из греческого, латинского, немецкого, французского языков. Мы маленькая часть огромного мира, и от слов, родных наших слов, тянуться нити ко всем мировым языкам. Невольно начинаешь чувствовать какую-то неразрывную связь с миром. Например, можно предложить ученикам коротенький экскурс в историю слова. Так, синицу раньше называли синей птицей, поэтому она сИница. Снегирь появляется около человеческого жилья зимой, в большие морозы, когда снег в лесу скрывает его корм. В представление людей эта птица связана со снегом – и вот он снЕгирь. Канарейка завезена в Европу с Канарских островов, это ее родина. Кто сказал, что слово с непроверяемой безударной гласной нельзя проверить? Оказывается ее можно проверить с помощью этимологии. Но ведь еще самое важное при таком подходе и то, что дети не просто решили орфографическую задачу, еще они удивились, и им было интересно. Такие маленькие лингвистические «открытия» позволят увидеть изумленные глаза детей.
Итак, мы убедились в необходимости этимологического анализа, и в том, что это важное средство повышения грамотности. Это и понятно: при сознательном, интересном усвоении чего бы то ни было, степень запоминания значительно повышается. Немаловажно и то обстоятельство, что всякая сознательная работа приносит человеку большое моральное удовлетворение, чем механическая.
Ассоциативная методика запоминания словарных слов
Мышление учащихся младших классов носит наглядно-образный характер, то есть опирается на конкретные представления и образы. В связи с этим у большинства из них соответственно преобладает и образный тип памяти. А значит нужно использовать любую возможность, чтобы около слова «зажечь звездочку»: связать со словом какие-то яркие образы, что-то необычное, удивительное, найти неожиданный поворот в толковании слова или какую-то ассоциацию, не связанную с лингвистикой. [ ]