Словарная работа на уроках русского языка как средство повышения мтепени обученности учащихся

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2014 в 08:47, курсовая работа

Краткое описание

Использование словарной работы на уроках русского языка в начальной школе как средство повышения степени обученности учащихся

Оглавление

Введение
3
Глава I. Психолого-педагогическое обоснование проблемы повышения степени обученности учащихся при проведении словарной работы
6
1.1. Определение понятия «словарная работа». Цели и содержание словарной работы на уроках русского языка в начальной школе.

1.1.1.История вопроса.

1.1.2.Определения понятия «словарная работа»

1.1.3. Цели и содержание словарной работы на уроках русского языка в начальной школе.

1.2. Психолого-педагогический аспект проблемы

1.3. Методы и приемы проведения словарной работы на уроках русского языка в начальной школе.

Глава II. Опытно - экспериментальная работа по формированию навыка словарной работы на уроках русского языка в начальной школе.

2.1. Диагностика степени обученности учащихся при проведении словарной работы

2.2.Методика формирования навыка работы со словарными словами на уроках русского языка в начальной школе.

2.3. Анализ результатов исследования

Заключение.

Список литературы.

Приложение.

Файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 125.67 Кб (Скачать)

После проверки диктанта мы определили уровни СОУ орфографического навыка школьника:

- высокий – соответствует оценки «5»

- средний – соответствует оценки «4»

- ниже среднего -  соответствует оценки «3»

-низкий – соответствует оценки «2»

Результаты диктанта с указанием уровня выполнения отражены в таблице 1и на диаграмме 1.

 

 

 Таблица 1.

Уровень  степени обученности учащихся в правописании словарных слов

Имя учащегося

Количество допущенных ошибок

Уровень (оценка)

1

Миша Б.

2

Средний (4)

2

Артем К.

5

Низкий (2)

3

Никита К.

2

Средний (4)

4

Анна М.

2

Средний (4)

5

Иван М.

5

Низкий (2)

6

Кирилл Ч.

5

Низкий (2)

7

Миша Ч.

4

Ниже среднего (3)

8

Диана С.

4

Ниже среднего (3)

9

Игорь Ш.

6

Низкий (2)

10

Даниил Ш.

3

Ниже среднего (3)

11

Данила Ш.

6

Низкий (2)

12

Дарья Я.

6

Низкий (2)


 

На «5» справились – 0 человек, на «4» - 3 человека, на «3» - 3 человека, на «2» - 6 человек.

Проанализировав результаты диктанта мы пришли к выводу: успеваемость – 50 %, качество – 25%, СОУ – 33%.

Для наглядности представим результаты в виде диаграммы.

 

Рисунок 1. Исходный уровень степени обученности учащихся после  изучения  словарных слов младшими школьниками.

Из диаграммы видно, что степень обученности   учащихся - низкий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       2.2.Методика  формирования навыка  работы со   словарными словами  на уроках русского языка в  начальной школе.

 

          На основании анализа лингвистической, психолого-педагогической и методической  литературы, учебников по русскому  языку для начальных классов  и по результатам констатирующего  эксперимента нами были определены  следующие задачи формирующего  эксперимента:

· отобрать из программных списков такие слова с непроверяемыми орфограммами, которые вызывают наибольшие затруднения при написании и употреблении в речи;

· применить выбранные методы для изучения словарных слов, которые вызывают наибольшие затруднения при написании и употреблении в речи; 

· провести  систему упражнений, направленных на закрепление знаний, умений и навыков учащихся, связанных со словарной работой

           Для решения поставленных задач нами были отобраны слова с непроверяемыми орфограммами, написание которых мы планировали закрепить в сознании и памяти школьников, применяя разнообразные формы работы. После чего нами была разработана последовательность введения  данных слов в классе. Фрагмент урока работы со словарным словом занимал 5-8 минут от урока, и был связан с изучаемой темой. Использовались разнообразные подходы, но на основе методики введения нового слова:

- повторение словарного  слова на этапе проверке домашнего  задания и минутки чистописания;

-знакомство с новым  словом и заучивание;

-отработка правописания  слова из словаря, с постепенным  усложнением задания и  с учетом  изучаемых тем.

 

           Следуя дидактическому принципу «от простого к сложному», на втором этапе мы стали знакомить учащихся со словами, в которых носителям языка ясна связь формы и значения. К таким словам относятся земляника, помидор, медведь и др.

Урок 1.

Разгадайте загадку: Растёт низко, к земле близко (земляника). Слово земляника произошло от слова земля. Ягоду назвали так потому, что у неё очень коротенький стебелёк, почти не поднимающий её от земли.

Слово земляника пишется с гласной Е в первом слоге и гласной Я - во втором. Его можно проверить словом ЗЕМЛЯ (ЗЕМЛЯ - ЗЕМЛИ). Запишите слово 3 раза, разделяя черточками для переноса. Составьте предложение,  изменив форму слова.

Урок 2.

Загадки. 1) Чтоб тебя  я  повёз,  мне  не  нужен  овёс. Накорми меня бензином, дай копытца на резину, и тогда, поднявши пыль, побежит…(автомобиль).

2).Дом на улице  идёт, на работу нас везёт. Не  на курьих тонких ножках, а  в резиновых сапожках.

Автомобиль- слово, составленное из греческого местоимения аутос, означающего «сам», и латинского прилагательного мобилис, которое значит «подвижный». Автомобиль – «сам собою подвижной».

Однокоренные слова. Автомобиль, автомобильчик, автомобилист, автомобилистка, автомобильный.

Синонимы: автомобиль,  автомашина, машина.

Урок 3.

Словарное слово «прекрасный». Посмотрите на эти слова и выберите из них однокоренные: красивый,  красный,  красна,  красота,  прекрасный. Произнося слово красивый, прекрасный, вы всегда  представляете что-то, отличающееся красотой. А почему можем поставить в этот ряд слово красный? Вспомните, древнейшим значением этого слова было «красивый»: красно солнышко, красна девица, красный день. Теперь понятно, как образовалось слово прекрасный: приставка пре- имеющая значение «очень» и слово красный в значении «красивый» . Составьте возможные словосочетания  прилагательное + существительное:

                                                      день


                                                      теперь

                                                      богатство

прекрасный (-ое; -ая)                  погода

                                                       желать

                                                       автомобиль

                                                       горизонт

Урок 4.

Отгадайте загадку :

Стоят в поле сестрицы    

Платья белены, шапочки зелены.(Береза)           

Что оно обозначает? : «Это предмет – признак – действие?»

 Берёза-это дерево. Прочитайте, не глядя на слово и скажите, какая буква не соответствует звуку. («Е») Ассоциативный образ - берёза по цвету белая, или берёза кудрявая (чтобы расчесать кудрявую берёзу, нужен гребень, по форме, напоминающий букву Е). Результат: бЕрёза – бЕлая – грЕбЕнь (Е)

Можно ли проверить эту орфограмму? (Нет) Назовите орфограмму? (Безударная непроверяемая гласная в корне БЕРЁЗА). Запишите в виде солнышка (образец на доске). Проговорите друг другу несколько раз данное слово. Посмотрите на слово, закройте глаза и представьте данное слово. Придумайте и запишите красивые стихотворения, используя эпитеты.

Урок 5.

Послушайте:

Помидором все довольны:

В помидорах витамин.

Я хорош соленый, свежий,

Я в салатах господин.

Я на кухне вам товарищ –

Без меня борща не сваришь!

  Родина  помидора –  Италия. Помидор В переводе с итальянского языка «помидор» значит «золотое яблоко». В Россию его завез из Франции богач и его долгое время выращивали для красоты, как цветы на клумбе. В конце концов, нашелся смелый человек, отведал плоды – и остался жив. В России впервые помидор стали выращивать на огородах Одессы в 1850 году.

Запомните как пишется слово помидор. На букву «о» легко рисовать помидор, а буква «и» - это ножи, которыми можно нарезать пОмИдор .

Урок 6.

Отгадайте загадку:

Лето целое старалась: одевалась, одевалась,

 А как осень  подошла, все наряды отдала,

 Сотню одежонок  сложили мы в бочонок. (капуста)

Данные русской этимологии говорят, что совпадение «кусочка» кап в словах капуста и капитан не случайно, они состоят между собой в известном родстве, хоть и очень далёком.

Слово капуста произошло от латинского «капут» - «голова» = «кочан, головка капусты». А слово капитан = «голова, начальник».

 Когда бы капуста

 Хозяйкой была.

 Капуста бы с толком

 Хозяйство вела.

 И все бы на кухне  и грядке

 Она содержала в  порядке. (Б.Заходер)

Урок 7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Анализ  результатов исследования

 

            Для того чтобы проверить результаты нашей опытно-экспериментальной работы, по окончании формирующего эксперимента мы выявляли итоговый уровень степени обученности в словах с непроверяемыми орфограммами. С этой целью школьникам предлагалось написать контрольный диктант, в который вошли следующие 10 слов: дорога, автомобиль, береза, земляника, космонавт, медведь, помидор, прекрасный, картофель, капуста. Значение и правописание отобранных нами слов было разобрано в ходе формирующего эксперимента.

             Количество испытуемых составило 12 учеников. Из них написали диктант без ошибок - 3 ученика, допустили в диктанте 1 - 2 ошибки 3 ученика. Проанализирован полученные результаты, отмечаем, что из 12 учащихся высокий уровень показали – 3 человека, что составляет – 25%. Средний уровень продемонстрировали – 3 человека, что составляет – 25%. Ниже среднего показали – 6 человек. Низкий уровень – 0 человек , что отражено в таблице 2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 2.

Результаты итогового словарного диктанта

Имя учащегося

Количество допущенных ошибок

Уровень (оценка)

1

Миша Б.

0

Высокий (5)

2

Артем К.

3

Низкий (3)

3

Никита К.

0

Высокий (5)

4

Анна М.

0

Высокий (5)

5

Иван М.

2

Средний  (4)

6

Кирилл Ч.

3

Низкий (3)

7

Миша Ч.

3

Низкий (3)

8

Диана С.

2

Средний  (4)

9

Игорь Ш.

3

Низкий (3)

10

Даниил Ш.

1

Средний  (4)

11

Данила Ш.

3

Низкий (3)

12

Дарья Я.

3

Низкий (3)


 

       Анализ результатов диктанта показал, что общее количество ошибок учащихся уменьшилось. Успеваемость составила – 100%, качество – 50%, СОУ – 59%. Свои показатели улучшили 12  учеников. Из приведённой ниже диаграммы мы можем наглядно увидеть, как изменился уровень степени обученности учащихся  класса в сравнении с исходным.

 

 

Рисунок 2. Итоговый уровень степени обученности учащихся навыка усвоения словарных слов после проведения опытно-экспериментальной работы.

 

 

 

 

 

Информация о работе Словарная работа на уроках русского языка как средство повышения мтепени обученности учащихся