Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2014 в 08:47, курсовая работа
Использование словарной работы на уроках русского языка в начальной школе как средство повышения степени обученности учащихся
Введение
3
Глава I. Психолого-педагогическое обоснование проблемы повышения степени обученности учащихся при проведении словарной работы
6
1.1. Определение понятия «словарная работа». Цели и содержание словарной работы на уроках русского языка в начальной школе.
1.1.1.История вопроса.
1.1.2.Определения понятия «словарная работа»
1.1.3. Цели и содержание словарной работы на уроках русского языка в начальной школе.
1.2. Психолого-педагогический аспект проблемы
1.3. Методы и приемы проведения словарной работы на уроках русского языка в начальной школе.
Глава II. Опытно - экспериментальная работа по формированию навыка словарной работы на уроках русского языка в начальной школе.
2.1. Диагностика степени обученности учащихся при проведении словарной работы
2.2.Методика формирования навыка работы со словарными словами на уроках русского языка в начальной школе.
2.3. Анализ результатов исследования
Заключение.
Список литературы.
Приложение.
После проверки диктанта мы определили уровни СОУ орфографического навыка школьника:
- высокий – соответствует оценки «5»
- средний – соответствует оценки «4»
- ниже среднего - соответствует оценки «3»
-низкий – соответствует оценки «2»
Результаты диктанта с указанием уровня выполнения отражены в таблице 1и на диаграмме 1.
Таблица 1.
Уровень степени обученности учащихся в правописании словарных слов
№ |
Имя учащегося |
Количество допущенных ошибок |
Уровень (оценка) |
1 |
Миша Б. |
2 |
Средний (4) |
2 |
Артем К. |
5 |
Низкий (2) |
3 |
Никита К. |
2 |
Средний (4) |
4 |
Анна М. |
2 |
Средний (4) |
5 |
Иван М. |
5 |
Низкий (2) |
6 |
Кирилл Ч. |
5 |
Низкий (2) |
7 |
Миша Ч. |
4 |
Ниже среднего (3) |
8 |
Диана С. |
4 |
Ниже среднего (3) |
9 |
Игорь Ш. |
6 |
Низкий (2) |
10 |
Даниил Ш. |
3 |
Ниже среднего (3) |
11 |
Данила Ш. |
6 |
Низкий (2) |
12 |
Дарья Я. |
6 |
Низкий (2) |
На «5» справились – 0 человек, на «4» - 3 человека, на «3» - 3 человека, на «2» - 6 человек.
Проанализировав результаты диктанта мы пришли к выводу: успеваемость – 50 %, качество – 25%, СОУ – 33%.
Для наглядности представим результаты в виде диаграммы.
Рисунок 1. Исходный уровень степени обученности учащихся после изучения словарных слов младшими школьниками.
Из диаграммы видно, что степень обученности учащихся - низкий.
2.2.Методика формирования навыка работы со словарными словами на уроках русского языка в начальной школе.
На основании анализа
· отобрать из программных списков такие слова с непроверяемыми орфограммами, которые вызывают наибольшие затруднения при написании и употреблении в речи;
· применить выбранные методы для изучения словарных слов, которые вызывают наибольшие затруднения при написании и употреблении в речи;
· провести систему упражнений, направленных на закрепление знаний, умений и навыков учащихся, связанных со словарной работой
Для решения поставленных задач нами были отобраны слова с непроверяемыми орфограммами, написание которых мы планировали закрепить в сознании и памяти школьников, применяя разнообразные формы работы. После чего нами была разработана последовательность введения данных слов в классе. Фрагмент урока работы со словарным словом занимал 5-8 минут от урока, и был связан с изучаемой темой. Использовались разнообразные подходы, но на основе методики введения нового слова:
- повторение словарного
слова на этапе проверке
-знакомство с новым словом и заучивание;
-отработка правописания слова из словаря, с постепенным усложнением задания и с учетом изучаемых тем.
Следуя дидактическому принципу «от простого к сложному», на втором этапе мы стали знакомить учащихся со словами, в которых носителям языка ясна связь формы и значения. К таким словам относятся земляника, помидор, медведь и др.
Урок 1.
Разгадайте загадку: Растёт низко, к земле близко (земляника). Слово земляника произошло от слова земля. Ягоду назвали так потому, что у неё очень коротенький стебелёк, почти не поднимающий её от земли.
Слово земляника пишется с гласной Е в первом слоге и гласной Я - во втором. Его можно проверить словом ЗЕМЛЯ (ЗЕМЛЯ - ЗЕМЛИ). Запишите слово 3 раза, разделяя черточками для переноса. Составьте предложение, изменив форму слова.
Урок 2.
Загадки. 1) Чтоб тебя я повёз, мне не нужен овёс. Накорми меня бензином, дай копытца на резину, и тогда, поднявши пыль, побежит…(автомобиль).
2).Дом на улице идёт, на работу нас везёт. Не на курьих тонких ножках, а в резиновых сапожках.
Автомобиль- слово, составленное из греческого местоимения аутос, означающего «сам», и латинского прилагательного мобилис, которое значит «подвижный». Автомобиль – «сам собою подвижной».
Однокоренные слова. Автомобиль, автомобильчик, автомобилист, автомобилистка, автомобильный.
Синонимы: автомобиль, автомашина, машина.
Урок 3.
Словарное слово «прекрасный». Посмотрите на эти слова и выберите из них однокоренные: красивый, красный, красна, красота, прекрасный. Произнося слово красивый, прекрасный, вы всегда представляете что-то, отличающееся красотой. А почему можем поставить в этот ряд слово красный? Вспомните, древнейшим значением этого слова было «красивый»: красно солнышко, красна девица, красный день. Теперь понятно, как образовалось слово прекрасный: приставка пре- имеющая значение «очень» и слово красный в значении «красивый» . Составьте возможные словосочетания прилагательное + существительное:
прекрасный (-ое; -ая) погода
Урок 4.
Отгадайте загадку :
Стоят в поле сестрицы
Платья белены, шапочки зелены.(Береза)
Что оно обозначает? : «Это предмет – признак – действие?»
Берёза-это дерево. Прочитайте, не глядя на слово и скажите, какая буква не соответствует звуку. («Е») Ассоциативный образ - берёза по цвету белая, или берёза кудрявая (чтобы расчесать кудрявую берёзу, нужен гребень, по форме, напоминающий букву Е). Результат: бЕрёза – бЕлая – грЕбЕнь (Е)
Можно ли проверить эту орфограмму? (Нет) Назовите орфограмму? (Безударная непроверяемая гласная в корне БЕРЁЗА). Запишите в виде солнышка (образец на доске). Проговорите друг другу несколько раз данное слово. Посмотрите на слово, закройте глаза и представьте данное слово. Придумайте и запишите красивые стихотворения, используя эпитеты.
Урок 5.
Послушайте:
Помидором все довольны:
В помидорах витамин.
Я хорош соленый, свежий,
Я в салатах господин.
Я на кухне вам товарищ –
Без меня борща не сваришь!
Родина помидора – Италия. Помидор В переводе с итальянского языка «помидор» значит «золотое яблоко». В Россию его завез из Франции богач и его долгое время выращивали для красоты, как цветы на клумбе. В конце концов, нашелся смелый человек, отведал плоды – и остался жив. В России впервые помидор стали выращивать на огородах Одессы в 1850 году.
Запомните как пишется слово помидор. На букву «о» легко рисовать помидор, а буква «и» - это ножи, которыми можно нарезать пОмИдор .
Урок 6.
Отгадайте загадку:
Лето целое старалась: одевалась, одевалась,
А как осень подошла, все наряды отдала,
Сотню одежонок сложили мы в бочонок. (капуста)
Данные русской этимологии говорят, что совпадение «кусочка» кап в словах капуста и капитан не случайно, они состоят между собой в известном родстве, хоть и очень далёком.
Слово капуста произошло от латинского «капут» - «голова» = «кочан, головка капусты». А слово капитан = «голова, начальник».
Когда бы капуста
Хозяйкой была.
Капуста бы с толком
Хозяйство вела.
И все бы на кухне и грядке
Она содержала в порядке. (Б.Заходер)
Урок 7
2.3. Анализ результатов исследования
Для того чтобы проверить результаты нашей опытно-экспериментальной работы, по окончании формирующего эксперимента мы выявляли итоговый уровень степени обученности в словах с непроверяемыми орфограммами. С этой целью школьникам предлагалось написать контрольный диктант, в который вошли следующие 10 слов: дорога, автомобиль, береза, земляника, космонавт, медведь, помидор, прекрасный, картофель, капуста. Значение и правописание отобранных нами слов было разобрано в ходе формирующего эксперимента.
Количество испытуемых составило 12 учеников. Из них написали диктант без ошибок - 3 ученика, допустили в диктанте 1 - 2 ошибки 3 ученика. Проанализирован полученные результаты, отмечаем, что из 12 учащихся высокий уровень показали – 3 человека, что составляет – 25%. Средний уровень продемонстрировали – 3 человека, что составляет – 25%. Ниже среднего показали – 6 человек. Низкий уровень – 0 человек , что отражено в таблице 2.
Таблица 2.
Результаты итогового словарного диктанта
№ |
Имя учащегося |
Количество допущенных ошибок |
Уровень (оценка) |
1 |
Миша Б. |
0 |
Высокий (5) |
2 |
Артем К. |
3 |
Низкий (3) |
3 |
Никита К. |
0 |
Высокий (5) |
4 |
Анна М. |
0 |
Высокий (5) |
5 |
Иван М. |
2 |
Средний (4) |
6 |
Кирилл Ч. |
3 |
Низкий (3) |
7 |
Миша Ч. |
3 |
Низкий (3) |
8 |
Диана С. |
2 |
Средний (4) |
9 |
Игорь Ш. |
3 |
Низкий (3) |
10 |
Даниил Ш. |
1 |
Средний (4) |
11 |
Данила Ш. |
3 |
Низкий (3) |
12 |
Дарья Я. |
3 |
Низкий (3) |
Анализ результатов диктанта показал, что общее количество ошибок учащихся уменьшилось. Успеваемость составила – 100%, качество – 50%, СОУ – 59%. Свои показатели улучшили 12 учеников. Из приведённой ниже диаграммы мы можем наглядно увидеть, как изменился уровень степени обученности учащихся класса в сравнении с исходным.
Рисунок 2. Итоговый уровень степени обученности учащихся навыка усвоения словарных слов после проведения опытно-экспериментальной работы.