Подготовка и проведения урока русского языка

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 21:03, методичка

Краткое описание

I этап - осознание цели, задач и ориентировка в условиях методической деятельности. Это процесс многоплановый, многокомпонентный, и именно здесь, как правило, не все продумывает, учителем. В чем же 'нужно сориентироваться, что для себя решить?
1) Ориентировка в предметном содержании урока, т. е. в самом лингвистическом материале.
- Что именно предстоит изучать? Зачем? Какова роль этого явления в языке, в речи?
- Что я сам об этом явлении знаю? Какими признаками оно характеризуется, как они выявляются?
- С какими другими лингвистическими понятиями связано изучаемое: с какими стоит в одном ряду, на какие опирается, для каких служит базой? Почему это понятие вводится именно данный момент обучения?
2) Ориентировка в конкретных условиях обучения.

Файлы: 1 файл

материалы для подготовки к уроку русского языка.doc

— 75.50 Кб (Скачать)

      Методические  рекомендации для  студентов

      ПОДГОТОВКА  И ПРОВЕДЕНИЕ УРОКА  РУССКОГО ЯЗЫКА 

      I этап - осознание  цели, задач и ориентировка  в условиях методической  деятельности. Это процесс многоплановый, многокомпонентный, и именно здесь, как правило, не все продумывает, учителем. В чем же 'нужно сориентироваться, что для себя решить? 

      1) Ориентировка в предметном содержании  урока, т. е. в самом лингвистическом  материале. 

      - Что именно предстоит изучать?  Зачем? Какова роль этого явления   в языке, в речи?

      - Что я сам об этом явлении знаю? Какими признаками оно характеризуется, как они выявляются?

      - С какими другими лингвистическими  понятиями связано изучаемое:  с какими стоит в одном ряду, на какие опирается, для каких  служит базой? Почему это понятие  вводится именно данный момент обучения? 

      2) Ориентировка в конкретных условиях  обучения.

      --Что  учащиеся об этом понятии знают,  что узнают в будущем? Что  должны узнать, отработать на  данном уроке, в какой степени,  до какого уровня?

      - Какие признаки понятия должны  быть в центре внимания?

      - На какие смежные знания и  умения в ходе работы следует  опереться?

      - Какие учебные действия необходимы  для освоения материала?

      - Какие конкретные трудности должны  быть преодолены?

      -Каковы  возможные ошибки учащихся, еще  не овладевших всеми признаками понятия?

      - Какая другая языковая (речевая)  работа может быть органично  связана с освоением данного  понятия, умения? Почему? 

      3) Ориентировка в методическом  арсенале способов и средств  обучения.

      -Какие  способы организации учебной  работы, виды заданий, средства обучения, отвечающие общему замыслу урока, я знаю?

      -Как  предлагает работать учебник?  Какова цель каждого из заданий,  логика их расположения?

      -Какие  способы работы, какой конкретный  материал подсказывают другие  средства методической помощи (собственная методическая картотека, пособия, журнальные статьи и т. п.)?

      -Как,  по каким критериям оценить,  освоили ли ученики понятие,  способ действия? 

      Как видим, первый этап методической деятельности учителя по подготовке урока довольно объемен по своему содержанию.

      Результатом его должны быть, во-первых, уяснение темы урока и его места в  ряду других; во-вторых, актуализация собственных  лингвистических и методических знаний в рамках темы, в-третьих примерное  определение основной направленности работы (главных акцентов) и возможных содержательных границ, т. е. того, чему целесообразно учить на данном языковом материале. 

      II этап - составление  плана урока.

      1. Какова цель урока, т. е. каким  должен быть конечный результат? (Какое понятие ввести, какие его  признаки помочь учащимся осознать, какие действия они должны освоить или закрепить?) 

      2. Как прийти к достижению цели  урока, через решение каких  промежуточных задач? (Что по логике  действий нужно выполнить? Выяснить  сначала, что потом и т. д.?)  

       3. Какие дополнительные задачи обучения (из области лексики, грамматики, орфографии, речи и т. д.) следует реализовать на этом уроке? На каких его этапах? Почему? 

      4. Как организовать урок?

      1) Как поставить перед детьми  учебную задачу, чтобы включить  их в активную деятельность: а) что нужно сделать, чтобы учащиеся обнаружили, что какого-то знания или умения им недостает; б) как сделать, чтобы это знание или умение оказалось им «нужным», чтобы возникло желание узнать, научиться, преодолеть «барьер»? 

      2) Как обеспечить усвоение на уроке необходимой информации? (Можно ли организовать, чтобы дети сами «открыли» нужный признак, закон, способ действия; если да, то как этого добиться; если нет, то как поступить: отослать ли школьников к учебнику, сообщить все в готовом виде или, сообщив часть информации, организовать совместный поиск окончательного ответа и т. п.?) 

      3) Как добиться освоения детьми  необходимых действий и в целом  осознанное овладение материалом? (Как использовать способы и  средства обучения, в какой последовательности, какой дидактический материал и т. д.?) 

        Как видим, на этапе планирования  происходит окончательное решение  учителем вопросов, во-первых, о целях  урока, о промежуточных задачах  и их последовательности; во-вторых, об основных видах деятельности  детей на каждом из этапов урока (где она должна быть частично поисковой, где может носить характер восприятия готовой информации, где необходимо только. Исполнительство, т. е. действие по образцу, где репродуктивной деятельности особенно важно придать осознанный характер, добиться осуществления пошагового самоконтроля и т. п.) и, в-третьих, о средствах и способах организации деятельности детей, в частности о способах мотивации познавательного интереса, постановки учебной задачи, руководства ее решением, отработки необходимых учебных действий и подведения итогов урока. (Возможные виды деятельности и конкретные способы обучения будут показаны в дальнейших главах пособия в связи с рассмотрением различных направлений работ.)  

      Оценивая  план урока, прежде всего, следует исходить из следующих общих требований:

      -все  ли лингвистически грамотно в  плане (или конспекте) урока,  правильно ли отражена сущность  изучаемого явления;

      - удалось ли органично соединить  обучение школьников с развитием  у них познавательного интереса  и готовности приобретать конкретные знания и умения, добиваться решения возникших вопросов, с воспитанием других личностных качеств;

      - получился ли урок целостным,  завершенным, ясна ли логика  движения мысли ученика, логика  его действий, полнокровен ли  урок, т. е. достаточно ли использованы возможности, предоставляемые темой, языковым материалом, для развития мышления детей, их речи (устной или письменной), языкового чутья, внимания к слову и т. Д.;

      -удалось  ли учителю отвести себе в  уроке роль человека, не только спрашивающего, объясняющего, оценивающего школьников, но и активно участвующего в коллективном познавательном деле, интересно ли будет ученикам на уроке.

      Такой анализ составленного плана - это  элемент самоконтроля, который обязательно  должен присутствовать на всех этапах работы над уроком. 

      III этап методической  деятельности учителя  - реализация на  практике намеченного  плана, т. е.  проведение урока. 

      IV этап - итоговая самооценка  урока, которая  предполагает: а) решение вопроса о том, удалось ли осуществить намеченную программу; б) анализ конкретных результатов обучения, выявление достижении, удач, недостатков, просчетов; в) внесение необходимых уточнений, изменений в план дальнейшей работы по теме. 
 
 
 
 
 

      Алгоритм  действий студента при  подготовке к урокам русского языка и чтения в начальной школе.

      Схема анализа проведенного урока. 
 

      Алгоритм  действий студента при подготовке к  уроку 

      1.Учёт  особенностей учащихся класса

      2.Учёт  своих индивидуальных особенностей

      3.Соблюдение  правил, обеспечивающих успешное  проведение урока. 

      Примерное содержание разделов поурочного плана 

      1. Тема урока  

      1. Дидактическая цель и задачи  урока.

      2. Тип, структура урока.

      3. Общие методы. Приемы работы учеников.

      4. Средства наглядности. Источники  информации, ТСО, ЭВТ. 

      П. Повторение опорных  знаний  

      1. Какие ранее изученные понятия,  законы надо активизировать в  сознании учащихся, чтобы подготовить  их к восприятию нового материала.

      2. Самостоятельная работа учащихся (ее объем, смысл).

      3. Способы развития интереса учащихся к теме, к пpeдмету.

      4. Формы контроля за работой  класса, отдельных учащихся. 

      Ш. Усвоение новых знаний  

      1. Новые понятия, законы и способы  усвоения.

      2. Что должны узнать или усвоить  ученики.

      Познавательные  учебные задачи.

      3. Самостоятельная работа и ее  содержание (дидактическое назначение).

      4. Проблемные и информационные  вопрocы.

      5. Варианты решения проблемы.

      6. Варианты закрепления изученного. 

      IV. Формирование умений  и навыков  

      1.·Конкретные  умения и навыки для отработки.

      2. Виды устных и письменных самостоятельных работ, упражнений и образец их выполнений.

      3. Способы «обратной связи».

      4. Фaмилии учащихся, кoтoрые будут  опрошены. 

      V. Домашнее задание. 

      1. Что повторить и приготовить  к уроку.

      2. Творческая самостоятельная работа.

      3. Объем и время выполнения домашнего задания (сообщить учащимся). 
 

      Планирование  образовательно –  воспитательно –  развивающих задач 

      1. Образовательные задачи (какие знания, умения и навыки возможно развивать·на  учебном материале урока): 

      2. Воспитательные задачи (к какому  мировоззренческому выводу возможно подвести учащихся и какие воспитательные возможности реализовать на учебном материале урока): 

      3. Задачи развития учащихся (какие  познавательные способности учащихся  развивать конкретно, как осуществлять  развитие воли, эмоций, познавательных интересов). 

      Подготовка  к уроку непосредственно  перед звонком 

      1 . Мысленное воспроизведение основных, моментов урока.

      2. Воспроизведение плана урока,  мысленное представление класса  и отдельных учеников.

       3. Стремление вызвать соответствующий эмоциональный настрой. 

      Создание  перед уроком соответствующего эмоционального настроя 

      1. Мысленное воспроизведение намеченных  ранее эмоциональных акцентов.

      2. Стремление oттoлкнуться от наиболее  яркого момента в материале  урока.

      3. Мысленное представление ожидаемого восприятия классом или отдельным учеником. 

      Способствуют  успеху урока 

      1.Хорошее  знание материала урока.

      2.Бодрое  самочувствие

      3. Продуманный план урока.

Информация о работе Подготовка и проведения урока русского языка