Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 12:04, дипломная работа
Во все века люди активно общались друг с другом. В разные эпохи существовали определенные формы общения, которые являлись символом принадлежности к тому или иному слою общества. Эти формы общения обобщенно называются этикетом, то есть представляют собой свод правил и норм поведения и общения. Существует целая классификация видов этикета: это придворный, международный, деловой этикет, и так далее.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития
речевых этикетных умений у старших дошкольников
8
1.1.Психолого-педагогические особенности развития культуры речи и общения у детей старшего дошкольного возраста
9
1.2.Понятие речевого этикета как формы общения 16
1.3. Условия формирования речевых этикетных умений у
дошкольников
27
1.4.Анализ программ воспитания и обучения
в детских дошкольных учреждениях
34
Глава 2. Аналитическое описание опытно–поисковой работы по совершенствованию речевых этикетных умений у старших дошкольников
45
2.1.Констатирующий этап опытно–поисковой работы 46
2.2.Формирующий этап опытно–поисковой работы 51
2.3. Описание и сравнительный анализ результатов
на контрольном этапе опытно–поисковой работы
54
Заключение 58
Список литературы
Даша
знает этикетные формулы, иногда забывает
поздороваться или попрощаться, уступает
дорогу, оказывает помощь, нормально сервирует
стол и очень аккуратно ведет себя за столом.
Рекомендации родителям. Побуждайте детей использовать различные речевые формулы, которые помогают избежать конфликты между друзьями, между девочками и мальчиками, между молодыми и пожилыми или между сильными и слабыми. Придумайте маленькую сказку об этикете.
Учите
детей вести себя за столом, в
гостях или во время приема гостей.
Поведение родителей – пример для детей,
их речь должна быть достойна подражания.
Приложение 4.
Знакомство детей с хорошими манерами
Программное содержание: познакомить детей с историей этикета; формировать навыки использования в речи вежливых слов; учить соблюдать этикет и быть приятными для окружающих; учить формировать свое мнение; развивать память, внимание, мышление, общение; воспитывать у детей навыки вежливости.
Словарная работа: этикет, Здравствуйте! Добрый день! Рыцарь, сударыня, господин, государь и т.д.
Предварительная работа: чтение книги « Уроки кота Этикета», чтение книги « Уроки для маленьких леди и джельтменов», беседы по речевому этикету, рассматривание иллюстраций « История костюма»
Материалы: мини-музей: шляпа мушкетера, веер, подсвечник со свечами, шпага, перчатки, кружевные платочки, иллюстрации История костюма», куклы Барби, персонажи кукольного театра, конверт с кружочками, волшебная палочка.
Ход занятия:
Воспитатель:
Здравствуйте, ребята! Сегодня я хочу пригласить
вас в музей «хороших манер». Я расскажу
вам об истории этикета, познакомлю вас
с хорошими манерами прекрасных принцесс
и храбрых принцев.
Дети проходят к мини-музею, рассматривают
предметы.
Воспитатель: Как только люди стали жить
вместе, появилась потребность в правилах
мирного сосуществования В средние века
рыцарь, входя в дом, поднимал забрало;
мушкетер снимал свою шляпу, показывая
тем самым, что пришел с мирными намерениями.
И сейчас наши мальчики, мужчины входя
в помещение, обязательно снимают головной
убор. По правилам старинного этикета
спускаясь по лестнице, мужчина всегда
должен идти впереди. Как вы думаете, почему?
В далеком прошлом у принцесс, придворных дам были длинные платья со шлейфом. Чтобы не наступить на этот шлейф и не опрокинуть на него свечу, кавалер спускался по лестнице впереди своей спутницы, освещая ей дорогу.
В средние века рыцарь для защиты от нападения носил шпагу. Чтобы не задеть шпагой спутницу, он шел слева от нее, готовый в любой момент выхватить оружие. Поэтому наши мальчики, мужчины всегда идут слева от своих спутниц. А еще прекрасные дамы пользовались веерами и красивыми кружевными платочками. Они умели вести беседу и обращались к друг другу, и к своим кавалерам: «Милостивый государь», «Ваше величество», «Сударыня, госпожа» и т.д., а какие были у них наряды и прически. Прекрасная дама никогда не приходила на бал неопрятно одетая, неумытая и непричесанная. Давайте пройдем в зрительный зал и посмотрим отрывок из фильма «Три орешка для Золушки».
Дети садятся на стульчики.
Воспитатель (после просмотра): Мы посетили музей и посмотрели отрывок из фильма. Я думаю, что вам было интересно. А теперь, ребята, помогите мне закончить предложение:
- Настоящий рыцарь – это….( храбрый, вежливый, помощник, защитник…)
- Прекрасная дама - это … (красиво причесанная, опрятная, знает вежливые слова …)
Молодцы,
вы отлично справились с заданием.
Я предлагаю нашим мальчикам,
как настоящим кавалерам
Дети садятся за столы.
Воспитатель:
Ребята, в основе всех хороших манер лежит
забота о том, чтобы люди чувствовали себя
хорошо вместе. Этикет – не что иное, как
умение держать себя в обществе так, чтобы
заслужить одобрение и никакими из своих
действий не оскорбить, кого бы то ни было.
Посмотрите, что произошло на улице нашего
города.
Кукольный театр «Петушок и птичка».
Воспитатель: Жила-была девочка. У нее было много друзей. Но больше всех она дружила с петушком и птичкой. Вот как-то раз вышла девочка во двор и видит: что-то произошло. Петушок и птичка не играют, как обычно, а сидят сердитые, надутые.
Девочка: Что случилось? Отчего, вы такие сердитые? Конечно, поссорились! Надо помириться!
Птичка: Я с этим петушком мириться не буду! Он невежливый. Я сказала ему «здравствуй», а он не ответил!
Петушок:
А зачем опять говорить, я тебя
только вчера видел.
Птичка: Но я же сегодня сказала «здравствуй!»
Петушок: Ну и что! У меня еще вчерашнее не кончилось!
Воспитатель (прерывает показ сценки ): Ребята, а что означает слово «здравствуй!»?
Ответы детей: Слово «здравствуй» - слово приветствия
- нужно радоваться встрече с человеком
- нужно улыбаться, когда здороваешься
Воспитатель:
Все верно, ребята. Но я предлагаю
посмотреть дальше
Продолжение сценки
Девочка: Да ты что, петушок, ты хочешь, чтобы птичка заболела?
Петушок: Почему? Я не хочу, чтобы она болела.
Девочка: А что, ты для нее «здравствуй» пожалел? Ведь «здравствуй» - это значит будь здоров, не болей
Петушок: А ты тоже не очень вежлива.
Птичка: Это ты невежлив. Почему ты зовешь меня птицей?
Девочка: А как ты зовешь петушка?
Птичка: Никак. Я ему просто кричу: «Эй, ты!»
Девочка:
Значит, вы оба хороши. Надо друг друга
уважать.
Петушок: Прости меня, птичка! Я буду всегда
здороваться.
Птичка: И ты прости меня, петушок. Я буду всегда вежливой.
Птичка неожиданно роняет конверт с заданиями и улетает.
Воспитатель: Вот так хорошо закончилась эта история. Но что это? Какой красивый конверт! Откуда он взялся?
Ответы детей.
Воспитатель: Давайте посмотрим, что же там внутри. Ребята, птичка приготовила вам задание.
(раздает
атрибуты для игры: флажки (кружочки).
Игра “Хорошо – плохо”
Детям предлагается оценить поступки своих друзей с двух позиций: хорошо это или плохо?
Если поступок хороший, то дети поднимают красный флажок; если плохой, то синий флажок.
Примерный
перечень детских поступков для
игры:
|
Игровое упражнение “Ласковое слово”
-Ребята,
а вы умеете быть добрыми,
вежливыми и внимательными?
Я вас приглашаю сесть в большой круг,
и подарить другу “ласковое слово”.
“Волшебную палочку” в руки возьму, и
ласковое слово другу подарю.
(Дети, сидя в кругу, передают друг другу
“волшебную палочку”, говоря при этом
добрые, ласковые слова).
-Очень
приятно слышать в свой адрес
ласковые слова. И настроение
становится замечательным и солнечным!
Сегодня мы с вами говорили о вежливости,
о вежливых словах. Но быть вежливыми,
это не только говорить вежливые слова,
но и стараться сделать приятное другим
людям. Запомните это на всю жизнь.
Игра «Бояре»
Играющие делятся на две команды. Желательно, чтобы в командах были ребята примерно равные по физической силе. Игра идет на ровной площадке. Команды выстраиваются друг против друга в цепь на расстоянии метров 10–15.
Первая команда идет вперед со словами:
- Бояре, а мы к вам пришли!
и назад:
- Дорогие, а мы к вам пришли!
и оказываются на том же месте, где и была.
Другая повторяет этот маневр со словами:
- Бояре, а зачем пришли? Дорогие, а зачем пришли?
Начинается диалог:
-
Бояре, нам невеста нужна.
- Бояре, а какая вам мила? Дорогие, а какая вам мила?
Первая команда совещается и выбирает кого-то.
- Бояре, нам вот эта мила (показывают). Дорогие нам вот эта мила.
Выбранный человек поворачивается кругом и теперь ходит и стоит в цепи, глядя в другую сторону. Вторая команда отвечает, продолжает свой диалог:
- Бояре, она дурочка у нас. Дорогие, она дурочка у нас.
- Бояре, а мы плеточкой ее. Дорогие, а мы плеточкой ее.
- Бояре, она плеточки боится. Дорогие, она плеточки боится.
- Бояре, а мы пряничка дадим. Дорогие, а мы пряничка дадим.
- Бояре, у ней зубки болят. Дорогие, у ней зубки болят.
-
Бояре, а мы к доктору сведем.
Дорогие, а мы к доктору
- Бояре, она доктора укусит. Дорогие, она доктора укусит.
Первая команда завершает:
- Бояре, не валяйте дурака, отдавайте нам невесту навсегда!
Тот,
кого выбрали невестой, должен разбежаться
и прорвать цепь первой команды. Если
ему это удается, то он возвращается
в свою команду, взяв с собой любого
игрока первой. Если цепь не прорвана,
то невеста остается в первой команде,
то есть выходит замуж. В любом случае
второй кон начинает проигравшая команда.
Задача команд: оставить у себя больше
игроков. Можно изменить слова, придумывая
их на ходу. Нельзя подныривать под руки
при разбеге.
Игра «Путешествие в страну Добра"
Цель: расширить знания школьников о вежливых и добрых словах и их применении в жизненных ситуациях; развивать у детей способности анализировать свои действия; воспитывать чувства доброты, вежливости, взаимопонимания.
Информация о работе Развитие речевого этикета у детей дошкольного возраста