Развитие речевого этикета у детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 12:04, дипломная работа

Краткое описание

Во все века люди активно общались друг с другом. В разные эпохи существовали определенные формы общения, которые являлись символом принадлежности к тому или иному слою общества. Эти формы общения обобщенно называются этикетом, то есть представляют собой свод правил и норм поведения и общения. Существует целая классификация видов этикета: это придворный, международный, деловой этикет, и так далее.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития
речевых этикетных умений у старших дошкольников

8
1.1.Психолого-педагогические особенности развития культуры речи и общения у детей старшего дошкольного возраста
9
1.2.Понятие речевого этикета как формы общения 16
1.3. Условия формирования речевых этикетных умений у
дошкольников

27
1.4.Анализ программ воспитания и обучения
в детских дошкольных учреждениях

34
Глава 2. Аналитическое описание опытно–поисковой работы по совершенствованию речевых этикетных умений у старших дошкольников
45
2.1.Констатирующий этап опытно–поисковой работы 46
2.2.Формирующий этап опытно–поисковой работы 51
2.3. Описание и сравнительный анализ результатов
на контрольном этапе опытно–поисковой работы
54
Заключение 58
Список литературы

Файлы: 1 файл

ВКР испр Багичева.doc

— 652.50 Кб (Скачать)

     Даша знает этикетные формулы, иногда забывает поздороваться или попрощаться, уступает дорогу, оказывает помощь, нормально сервирует стол и очень аккуратно ведет себя за столом. 

     Рекомендации  родителям. Побуждайте детей использовать различные речевые формулы, которые помогают избежать конфликты между друзьями, между девочками и мальчиками, между молодыми и пожилыми  или между сильными и слабыми. Придумайте маленькую сказку об этикете.

     Учите детей вести себя за столом, в  гостях или во время приема гостей. Поведение родителей – пример для детей, их речь должна быть достойна подражания.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Приложение  4.

     Знакомство  детей с хорошими манерами

     Программное содержание:  познакомить детей с историей  этикета;  формировать навыки использования в речи вежливых слов; учить соблюдать этикет и быть приятными для окружающих; учить формировать свое мнение;  развивать память, внимание, мышление, общение; воспитывать у детей навыки вежливости.

     Словарная работа:  этикет, Здравствуйте!  Добрый день!  Рыцарь, сударыня, господин, государь и т.д.

     Предварительная работа: чтение  книги «  Уроки кота Этикета»,  чтение  книги « Уроки для маленьких леди и джельтменов», беседы по речевому этикету,  рассматривание иллюстраций  « История костюма»

     Материалы:  мини-музей:  шляпа мушкетера,  веер, подсвечник со свечами, шпага, перчатки, кружевные платочки,  иллюстрации  История костюма»,  куклы Барби,  персонажи кукольного театра, конверт с кружочками, волшебная палочка.

     Ход занятия: 

     Воспитатель:  Здравствуйте, ребята! Сегодня я хочу пригласить вас в музей «хороших манер».  Я расскажу вам об истории этикета, познакомлю вас с хорошими манерами  прекрасных принцесс и   храбрых принцев.  
Дети проходят к мини-музею, рассматривают предметы. 
Воспитатель:      Как только люди стали жить вместе, появилась потребность в правилах мирного сосуществования  В средние века рыцарь, входя в дом, поднимал забрало; мушкетер снимал свою шляпу, показывая тем самым, что пришел с мирными намерениями. И сейчас наши мальчики, мужчины входя в помещение, обязательно  снимают головной убор. По правилам старинного этикета спускаясь по лестнице, мужчина всегда должен идти впереди. Как вы думаете, почему?

     В далеком прошлом у принцесс, придворных дам были  длинные платья со шлейфом. Чтобы не наступить на этот шлейф и не опрокинуть на него свечу, кавалер спускался по лестнице впереди своей спутницы, освещая ей дорогу.

     В средние века рыцарь для защиты от нападения носил шпагу. Чтобы  не задеть шпагой спутницу, он шел слева  от нее, готовый в любой момент выхватить оружие. Поэтому  наши мальчики, мужчины всегда идут слева от своих спутниц. А еще прекрасные дамы пользовались веерами и красивыми кружевными платочками. Они умели вести беседу и обращались к друг другу, и к своим кавалерам: «Милостивый государь», «Ваше величество», «Сударыня, госпожа» и т.д., а какие были у них наряды и прически. Прекрасная дама никогда не приходила на бал неопрятно одетая, неумытая и непричесанная. Давайте пройдем в  зрительный зал и посмотрим отрывок из фильма «Три орешка для Золушки».

     Дети  садятся на стульчики.

     Воспитатель  (после просмотра):  Мы посетили музей и посмотрели отрывок из фильма.  Я думаю, что вам было интересно. А теперь, ребята, помогите мне закончить предложение:

     - Настоящий рыцарь – это….( храбрый,  вежливый,  помощник, защитник…)

     - Прекрасная дама - это  … (красиво причесанная, опрятная,  знает вежливые слова …)

     Молодцы, вы отлично справились с заданием. Я предлагаю нашим мальчикам, как настоящим кавалерам проводить  девочек  на свои места.

     Дети  садятся за столы.

     Воспитатель:   Ребята,   в основе всех хороших манер лежит забота о том, чтобы люди чувствовали себя хорошо вместе. Этикет – не что иное, как умение держать себя в обществе так, чтобы заслужить одобрение и никакими из своих действий не оскорбить, кого бы то ни было. 
Посмотрите, что произошло на улице нашего города.

     Кукольный театр   «Петушок и птичка».

     Воспитатель: Жила-была девочка. У нее было много  друзей. Но больше всех она дружила  с петушком и птичкой. Вот как-то раз вышла девочка во двор и видит: что-то произошло. Петушок и птичка не играют, как обычно, а сидят сердитые, надутые.

     Девочка: Что случилось? Отчего,  вы такие сердитые? Конечно, поссорились! Надо помириться!

     Птичка: Я с этим петушком мириться не буду! Он невежливый. Я сказала ему «здравствуй», а он не ответил!

     Петушок: А зачем опять говорить, я тебя только вчера видел. 
Птичка: Но я же сегодня сказала «здравствуй!»

     Петушок: Ну и что!  У меня еще вчерашнее не кончилось!

     Воспитатель  (прерывает показ сценки ): Ребята, а что означает слово «здравствуй!»?

     Ответы  детей: Слово «здравствуй» - слово  приветствия

     -  нужно радоваться встрече с человеком

     -  нужно улыбаться, когда здороваешься

     Воспитатель: Все верно, ребята. Но я предлагаю  посмотреть дальше 
Продолжение сценки

     Девочка: Да ты что, петушок, ты хочешь, чтобы  птичка заболела?

     Петушок: Почему? Я не хочу, чтобы она болела.

     Девочка: А что, ты для нее «здравствуй» пожалел? Ведь «здравствуй» - это значит будь здоров, не болей

     Петушок: А ты тоже не очень вежлива.

     Птичка: Это ты невежлив. Почему ты зовешь меня птицей?

     Девочка: А как ты зовешь петушка?

     Птичка: Никак. Я ему просто кричу: «Эй, ты!»

     Девочка: Значит, вы оба хороши. Надо друг друга  уважать. 
Петушок: Прости меня, птичка! Я буду всегда здороваться.

     Птичка: И ты прости меня,  петушок. Я буду всегда вежливой.

     Птичка  неожиданно роняет конверт с заданиями  и улетает.

     Воспитатель: Вот  так хорошо закончилась эта история.  Но что это? Какой красивый конверт! Откуда он взялся?

     Ответы  детей.

     Воспитатель:   Давайте посмотрим,  что же там внутри.  Ребята, птичка приготовила вам задание.

     (раздает  атрибуты для игры: флажки (кружочки).   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Игра “Хорошо – плохо”

     Детям предлагается оценить поступки своих  друзей с двух позиций: хорошо это  или плохо?

     Если  поступок хороший, то дети поднимают  красный флажок; если плохой,  то синий флажок.

     Примерный перечень детских поступков для  игры: 

     Плохие      Хорошие
       Чесаться, ковырять в зубах, плевать, причесывать волосы, чистить ногти  на людях;      Здороваться при встрече, используя слова приветствия;
       Жевать с открытым ртом, чавкать или причмокивать губами;      За  столом сидеть ровно, правильно пользоваться столовыми приборами;
       Садиться за стол неумытым, непричесанным, неаккуратно одетым;      Следить за своим внешним видом;
       Вести себя шумно и вызывающе в общественных местах;      Уступать  место пожилым людям в общественном транспорте;
       Говорить слишком громко, непрерывно болтать.      Уметь слушать других людей, не прерывать собеседника.
 

     Игровое упражнение “Ласковое  слово”

     -Ребята, а вы умеете быть добрыми,  вежливыми и внимательными? 
Я вас приглашаю сесть в большой круг, и подарить другу “ласковое слово”. 
“Волшебную палочку” в руки возьму, и ласковое слово другу подарю. 
(Дети, сидя в кругу, передают друг другу “волшебную палочку”, говоря при этом добрые, ласковые слова).

     -Очень  приятно слышать в свой адрес  ласковые слова. И настроение  становится замечательным и солнечным!  Сегодня мы с вами  говорили о вежливости, о вежливых словах. Но быть вежливыми, это не только говорить вежливые слова, но и стараться сделать приятное другим людям. Запомните это на всю жизнь. 
 

     Игра  «Бояре»

     Играющие  делятся на две команды. Желательно, чтобы в командах были ребята примерно равные по физической силе. Игра идет на ровной площадке. Команды выстраиваются друг против друга в цепь на расстоянии метров 10–15.

       Первая команда идет вперед со словами:

     - Бояре, а мы к вам пришли!

     и назад:

     - Дорогие, а мы к вам пришли!

     и оказываются на том же месте, где  и была.

     Другая  повторяет этот маневр со словами:

     - Бояре, а зачем пришли? Дорогие, а зачем пришли?

     Начинается  диалог:

     - Бояре, нам невеста нужна. Дорогие,  нам невеста нужна.

     - Бояре, а какая вам мила? Дорогие,  а какая вам мила?

     Первая  команда совещается и выбирает кого-то.

     - Бояре, нам вот эта мила (показывают). Дорогие нам вот эта мила.

     Выбранный человек поворачивается кругом и  теперь ходит и стоит в цепи, глядя в другую сторону. Вторая команда отвечает, продолжает свой диалог:

     - Бояре, она дурочка у нас.  Дорогие, она дурочка у нас.

     - Бояре, а мы плеточкой ее. Дорогие,  а мы плеточкой ее.

     - Бояре, она плеточки боится. Дорогие,  она плеточки боится.

     - Бояре, а мы пряничка дадим. Дорогие, а мы пряничка дадим.

     - Бояре, у ней зубки болят.  Дорогие, у ней зубки болят.

     - Бояре, а мы к доктору сведем. Дорогие, а мы к доктору сведем.

     - Бояре, она доктора укусит. Дорогие,  она доктора укусит.

     Первая  команда завершает:

     - Бояре, не валяйте дурака, отдавайте нам невесту навсегда!

     Тот, кого выбрали невестой, должен разбежаться  и прорвать цепь первой команды. Если ему это удается, то он возвращается в свою команду, взяв с собой любого игрока первой. Если цепь не прорвана, то невеста остается в первой команде, то есть выходит замуж. В любом случае второй кон начинает проигравшая команда. Задача команд: оставить у себя больше игроков. Можно изменить слова, придумывая их на ходу. Нельзя подныривать под руки при разбеге. 
 
 
 

     Игра  «Путешествие в страну Добра"

     Цель: расширить знания школьников о вежливых и добрых словах и их применении в жизненных ситуациях; развивать у детей способности анализировать свои действия; воспитывать чувства доброты, вежливости, взаимопонимания.

Информация о работе Развитие речевого этикета у детей дошкольного возраста