Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 12:04, дипломная работа
Во все века люди активно общались друг с другом. В разные эпохи существовали определенные формы общения, которые являлись символом принадлежности к тому или иному слою общества. Эти формы общения обобщенно называются этикетом, то есть представляют собой свод правил и норм поведения и общения. Существует целая классификация видов этикета: это придворный, международный, деловой этикет, и так далее.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития
речевых этикетных умений у старших дошкольников
8
1.1.Психолого-педагогические особенности развития культуры речи и общения у детей старшего дошкольного возраста
9
1.2.Понятие речевого этикета как формы общения 16
1.3. Условия формирования речевых этикетных умений у
дошкольников
27
1.4.Анализ программ воспитания и обучения
в детских дошкольных учреждениях
34
Глава 2. Аналитическое описание опытно–поисковой работы по совершенствованию речевых этикетных умений у старших дошкольников
45
2.1.Констатирующий этап опытно–поисковой работы 46
2.2.Формирующий этап опытно–поисковой работы 51
2.3. Описание и сравнительный анализ результатов
на контрольном этапе опытно–поисковой работы
54
Заключение 58
Список литературы
На
основании теоретических
Культурно-речевое воспитание детей – дело большой социальной значимости. Необходим личностно ориентированный подход к детям с учетом уровня их речевого развития. И чем раньше начинается речевое обучение ребенка, тем больше возможностей для прочного овладения разносторонними коммуникативными навыками и умениями. Работу по ознакомлению с основными формами речевого этикета целесообразнее начинать уже с дошкольного возраста, когда дети наиболее восприимчивы ко всему новому, когда легко формируются при познании окружающего новые условные связи.
Необходимость специального обучения правилам речевого поведения, основанного на этикетных нормах, становиться все более очевидной, ведь постепенно теряется связь формирующейся личности с лучшими языковыми традициями.
Именно поэтому данная работа носит социально полезный характер и может служить существенным подспорьем в работе педагогов, воспитателей, родителей, а также фундаментом последующих научных исследований, разработке новых гипотез, созданию новых креативных идей и принятию нестандартных решений.
Проблема становления межличностного общения на основе человечных отношений связана с дефицитом воспитанности, доброты, культуры, неустойчивые нравственными критериями в воспитании ребенка в сегодняшних условиях. Поэтому должное внимание в воспитательно-образовательной работе дошкольных учреждений должно быть уделено становлению межличностного общения сверстников.
Необходимость раннего формирования положительного опыта общения детей обусловлена тем, что его отсутствие приводит к стихийному возникновению у них негативных форм поведения, к ненужным конфликтам. Дети стремятся, но часто не умеют вступать в контакт, выбирать уместные способы общения со сверстниками, проявлять вежливое, доброжелательное отношение к ним, соблюдать, разговаривая, этикет, слушать партнера. У детей 6-го года жизни возможно сформировать следующие умения общения со сверстниками:
1-й
ряд умений — использовать
речевые этикетные формулы (
2-й ряд умений — внимательно относиться к собеседнику, понимать его эмоциональное состояние.
3
ряд умений – проявлять
Формирование межличностного общения у старших дошкольников протекает в соответствии с психолого-педагогическими особенностями их возраста.
Шестой
год жизни характеризуется
Для них важно общение как со взрослыми, так и со сверстниками.
Так,
взрослые расширяют представление
о человеке, выводя ребенка за пределы
воспринимаемой ситуации. Для дошкольника
становится важной оценка взрослым не
его умений, а личности в целом, поэтому
он старается все делать правильно, стремится
к сопереживанию и взаимопониманию со
взрослыми. Под руководством взрослого
пытается даже проанализировать и объяснить
свое поведение. Таким образом, у детей
к шести годам складывается внеситуативно-личностная
форма общения со взрослыми и сверстниками.
Список литературы:
1.Антонова Л.
Г. Развитие речи «Уроки
2.Акишина А. А., Формановская Н. И. Русский речевой этикет. — М.: Просвещение. 1978.
3.Акишина А. А., Формановская Н. И. Этикет русского письма. — М., 1981.
4.Ахутина Т.
В., Наумова Т. Н. Смысловой и
семантический синтаксис:
5.Безгина О.Ю. Речевой этикет старших дошкольников.
Методическое пособие. М., 2004.
6.Бычкова С.С. Формирование умения общения со сверстниками у
старших дошкольников: Методические рекомендации для воспитателей и методистов дошкольных образовательных учреждений. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: АРКТИ, 2003. — 96 с.
7.Н. Е. Богуславская, Н. А. Купина Веселый этикет (развитие коммуникативных способностей ребенка).— Екатеринбург: «АРГО», 1997. — 192 с.
8. Выготский
Л. С. История развития высших
психических функций // Собр. соч.: В 6 т.
Т. 3. М., 1983.
9.Глинкина А. И. Речевой этикет: Ты и Вы.
/ Русский язык за рубежом. 1988, № 6.
10.Гольдин В . В. Речь и этикет. — М., 1983.
11.Грудцына Н. Г. Азбука общения. — Самара, 1994.
12. Жинкин Н. И. Механизмы
речи. М., 1958.
13. Кронгауз М.А. Новое в этикете // Русский
язык, 2001. № 3.
14. Кудрявцев В.Т. Развитие речи и речевого
общения. Программа дошкольной ступени
в системе гимназического образования
(общие положения основные программные
и подпрограммные области). М., 1998.
15. Культура
русской речи: Учебник для вузов / Отв.
ред. д. ф. н., проф. Л. К. Граудина и д. ф. н.,
проф. Е. Н. Ширяев. — М.: Норма, 2005.
16.Курочкина И. Н. Этикет для детей и взрослых: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2001.-256 с.
17.Леонтьев А.
Н. Деятельность, сознание, личность.
М., 1975.
18. Леонтьев А. А. Слово в речевой деятельности:
Некоторые проблемы общей теории речевой
деятельности. М., 1965.
19. Лямина Г.М. Особенности развития речи
детей дошкольного возраста/ Хрестоматия
по теории и методике развития речи детей
дошкольного возраста. Сост. М.М. Алексеева,
В.И.Яшина. М.,2000.
20.Максимова А. А. Учим общаться детей 6 – 10 лет- М.: ТЦ сфера.2005.
21.Матвеев В., Панов А. В мире вежливости. — М., 1976.
22.Национально-культурная специфика речевого поведения/ Под ред. А. А. Леонтьева и др. — М., 1977.
23. Немов Р.С.
Практическая психология. М., 1998.
24. Развитие речи детей дошкольного возраста.
Под ред. Ф.А. Сохина. М., 1976.
25. Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития
психологии. М., 1959.
26. Проняева С. В Мир общения, или в стране
волшебных слов и интересных собеседников.
– Челябинск. 1999.
27.Смирнова Е. О. Особенности общения с дошкольниками – М.: Академия. 2000.
28.Соколова О.А.
Мир общения. Этикет для детей
дошкольного и младшего школьного
возраста. СПб., 2003.
29. Тихеева Е. И. Развитие речи детей раннего
и дошкольного возраста. – М: Просвещение.
1972.
30.Федоренко Ф.Х., Фомичева Г.А., Лотарев В.К. Методика развития речи детей дошкольного возраста - М.: Просвещение, 1977 г.
31.Формановская Н. И. Вы сказали: «Здравствуйте!» (Речевой этикет в нашем общении) — М., 1982.
32.Формановская Н. И. Употребление русского речевого этикета. — М., 1984.
33.Формановская Н. И. Русский речевой этикет: лингвистический и методический аспекты. — М., 1987.
34.Формановская Н. И. Речевой этикет и культура общения. — М., 1989.
35.Этикет и мы. — М., 1993.
36.Щепеткова
И. Журнал «Няня», 2003 год № 11
Программа реализации педагогических мероприятий
по совершенствованию этикетных умений
у детей
старшего дошкольного возраста
Формы
работы с детьми |
Задачи |
Методическое обеспечение | ||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||
|
1-я неделя | Предварительная работа. | Знакомить детей с произведениями В. Осеевой: Синие листья. После дождя. и другие. | Рассказ В. Осеевой «Волшебное слово». | ||||||||||||||
2-я неделя | Предварительная работа. | Учить детей инсценировать сказки, передавать пригласительные формулировки и характер героев сказки | Сказка «Колобок». | |||||||||||||||
3-я неделя | Уровень «А». Индивидуальная работа. | Закрепить знания детей об эстетике. Формировать у них представления о взаимосвязи этики и эстетики. | Яркие красивые вещи. | |||||||||||||||
4-я неделя | Уровень
«Б».Подгрупповая работа.
Беседа. |
Закрепить знания об этикете. Учить детей выполнять правила поведения. Формировать навыки вежливости. | Сюжетные картинки. | |||||||||||||||
1-я неделя | Уровень «В». Подгрупповая работа. Игра-путешествие с использованием проблемной ситуации. | Учить детей выполнять правила поведения; поступать с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой; быть приятными для окружающих. Формировать у них свое мнение, взгляды и интересы. | Модели поведения: взрослый – ребенок; гость в доме, ребенок в гостях | |||||||||||||||
|
2-я неделя | Уровень «Г». Фронтальная работа. Сюжетно-ролевые игры. Игровая ситуация. | Продолжать закреплять формулы знакомства, приветствия, поощрения, благодарности, извинения. Формировать навыки поведения в общественном месте. Учить самостоятельно выбирать модель поведения в зависимости от ситуации. Продолжать учить формировать свое мнение, взгляды, интересы. | Сценарии сюжетно-ролевых игр «Гостюшка», «Детский сад». | ||||||||||||||
| ||||||||||||||||||
ь | 3-я неделя | Предварительная работа. | Научить детей играть в игру «Бояре» (вместо слова «невеста» использовать слово «друг» или «подруга»). | Сценарий игры «Бояре». | ||||||||||||||
4-я неделя | Предварительная работа. | Знакомить детей с произведениями А. Барто. | Стихотворение А. Барто «Вовка - добрая душа». «Любочка», «Веревочка» | |||||||||||||||
|
1-я неделя | Уровень
«А».
. |
Учить детей называть свое имя, отчество и фамилию; полное имя, отчество родителей, родственников и знакомых. Создание проблемной ситуации во время режимных моментов | Социализация детей в жизни и быту, знание окружающей обстановки, отношений в семье и быту. | ||||||||||||||
2-я неделя | Уровень «Б». Беседа с детьми. | Объяснить детям, что имена бывают полные и неполные, что у каждого народа свои имена, что каждое имя имеет свое значение. | Книги, в которых встречаются русские имена и имена других народов. | |||||||||||||||
|
3-я неделя | Уровень
«В».
Викторина. |
Объяснить, что имена могут звучать ласково, строго, по-деловому. Формировать у детей навыки вежливости при общении друг с другом. | |||||||||||||||
|
4-я неделя | Уровень «Г». Составление рассказов. | Продолжать учить детей связной речи. Использовать в речи правила этикета при общении друг с другом. | |||||||||||||||
С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ УТРО ИЛИ СЛОВО ЗДРАВСТВУЙ» | ||||||||||||||||||
1-я неделя | Предварительная работа. | Продолжать знакомить детей с художественной литературой. | Произведение С. Козловой «Трям! Здравствуй!». | |||||||||||||||
2-я неделя | Предварительная работа. | Продолжать знакомить детей с творчеством А. Барто, С. Михалкова и др. | Произведения А. Барто, А. Кондратьевой, С. Михалкова, А. Яшина. | |||||||||||||||
3-я неделя | Работа во время режимных моментов. | Продолжать учить детей использовать в речи слова приветствия и прощания. Воспитывать уважение к взрослым. Учить использовать в речи формулы знакомства. | Игрушка-Незнайка. | |||||||||||||||
| ||||||||||||||||||
ь | 4-я неделя | Уровень «А». Беседа с детьми с опорой на наглядный материал. | Учить детей использовать в речи слова, которые помогают человеку при знакомстве. Рассказать, что знакомство помогает многое понять: как живут люди, о чем думают, что знают. | Незнайка, сюжетная картинка. | ||||||||||||||
1-я неделя |
Уровень «Б». Речевая проблемная ситуация. | Продолжать.учить детей использовать в речи формулы знакомства. Провести беседу на тему: «Может ли знакомый стать другом». | Книги. | |||||||||||||||
2-я неделя | Уровень «В». Игра «Лучшее знакомство». | Продолжать учить детей самостоятельно знакомиться. Расширять коммуникативные возможности детей. | Открытки, разрезанные пополам. | |||||||||||||||
| ||||||||||||||||||
3-я неделя | Предварительная работа. | Продолжать знакомить детей с художественной литературой. | 1 Произведения А. Барто, В. Осеевой. | |||||||||||||||
4-я неделя | Предварительная работа. | Продолжать формировать навыки общения друг с другом. | Сценарий игры «Вежливый ручеек». | |||||||||||||||
1-я неделя | Работа во время режимных моментов. | Продолжать учить детей использовать в речи добрые и «волшебные» слова. Учить решать некоторые этикетные задачи. Объяснить, что такое интересный разговор. Воспитывать в детях внимательное, доброжелательное, чуткое отношение к окружающим. Учить видеть хорошие качества своих близких. | Незнайка, сценарий игры «Вкусный мандарин». | |||||||||||||||
| ||||||||||||||||||
2-я неделя | Предварительная работа. | Продолжать знакомить детей с песнями и стихотворениями. Обращать внимание на единство внешней красоты и внутреннего содержания человека. | Стихотворение А. Барто «Любочка», песня В. Шаинского «Улыбка». | |||||||||||||||
3-я неделя | Игра
«Веселые переглядки». |
Продолжать учить детей осваивать мимику и жесты. | Игрушка. | |||||||||||||||
|
4-я неделя |
Упражнения. | Продолжать формировать у детей навыки использования вежливых слов и выражений. Формировать у них вежливый и ровный тон в общении с людьми. Учить детей быть искренними в проявлении любви к людям; относиться друг к другу доброжелательно. | Задания к детям, викторина. | ||||||||||||||
ТЕЛЕФОН И МЫ | ||||||||||||||||||
1н | Предвари- | Продолжать знакомить де | Сценарий игры | |||||||||||||||
тельная | тей с профессиями. Форми- | «Кто больше | ||||||||||||||||
работа. | ровать у детей дополнитель- | назовет про- | ||||||||||||||||
ные знания о телефоне. | фессий, где нужен телефон?» | |||||||||||||||||
|
Уровень «А». | Формировать у детей навыки использования вежливых слов и вы | Телефон. | |||||||||||||||
2-я неделя | Знакомство с телефоном. | ражений (согласно этикету). Учить осваивать предметную ситуацию: как набрать номер телефона, как пользоваться телефонной трубкой. Познакомить со значениями звуковых сигналов. Дать понятие детям, какие этикетные слова используются чаще, а какие реже. | ||||||||||||||||
|
Уровень «Б». | Учить детей кратко излагать | Два телефона. | |||||||||||||||
3-я неделя | Речевое поведение. | по телефону свои мысли; правильно начинать и заканчивать телефонный разговор; предварительно продумывать тему беседы; использовать в телефонной речи вежливые слова; замечать ошибки этикета в телефонных разговорах. | ||||||||||||||||
4 * |
Уровень «В». Официальный разговор. | Продолжать учить детей вежливо разговаривать по телефону; использовать в речи некоторые жанры телефонных разговоров: извинение, приглашение, сообщение какой-либо информации, просьба, официальный разговор. Формировать у детей вежливый и ровный тон при общении. Закрепить умение общаться с невидимым собеседником, используя различные ролевые позиции. Закрепить навыки освоения некоторых типичных речевых ситуаций. Объяснить, что разговор между друзьями должен быть непринужденным, но такие слова, как «ну», «ага», портят речь, затрудняют понимание. | Два телефона. | |||||||||||||||
Уровень «Г». Интегрировать в занятия «Основы безопасности детей». |
Продолжать учить детей вежливо разговаривать по телефону; ориентироваться в экстремальных ситуациях. Дети должны знать номера телефонов: «скорой помощи», пожарной охраны, милиции. Объяснить, что телефон - это важное средство общения. Итоговое занятие по развитию навыков этикетного поведения |
Карточки с номерами: 01, 02, 03. Иллюстрация «Пожар в доме», телефон, Незнайка. |
Приложение 2.
Рисунок 1. Результаты обследования речи детей на констатирующем этапе опытно-поисковой работы
Рисунок 2. Результаты обследования детей на контрольном этапе опытно-поисковой работы
Рисунок 3.График
изменения показателей на констатирующем
и контрольном этапах опытно-поисковой
работы
Приложение 3.
Характеристики детей экспериментальной группы на констатирующем этапе исследования:
Алеша пользуется речевыми этикетными формами с напоминанием взрослых, учится сервировке стола, не всегда аккуратно кушает.
Борис слабо знаком с формулировками встречи и прощания, он любит говорить: «привет» вместо «здравствуйте», «пока» вместо «до свидания», не умеет оказывать знаки внимания взрослым, стол накрывать умеет, но иногда путается в приборах, не очень аккуратно кушает.
Витя знает формулы этикета, предлагает стул, уступает место и дорогу, путает приборы, за столом ведет себя аккуратно.
Гоша по всем параметрам показал низкий результат. В данном случае необходима индивидуальная работа по формированию основ этикета, в том числе и работа с родителями.
Данил не очень знаком с формулами этикета, зато может и стул предложить, и стол сервировать, и за столом ведет себя адекватно.
Аня усвоила все формулировки этикета, но не со всеми кушаньями может аккуратно справиться: котлету ест с вилки, вместо того, чтобы делить ее по частям, и кушать вместе с гарниром.
Бася слабо знает формулировки этикета, пользуется ими с напоминанием взрослых, не умеет оказать внимания гостям, но хорошо сервирует стол и аккуратно кушает.
Вика и Галя почти по всем параметрам оказались на высоте, но не знают, как предложить гостю стул или спросить, как ему помочь.
Информация о работе Развитие речевого этикета у детей дошкольного возраста