Развитие речевого этикета у детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 12:04, дипломная работа

Краткое описание

Во все века люди активно общались друг с другом. В разные эпохи существовали определенные формы общения, которые являлись символом принадлежности к тому или иному слою общества. Эти формы общения обобщенно называются этикетом, то есть представляют собой свод правил и норм поведения и общения. Существует целая классификация видов этикета: это придворный, международный, деловой этикет, и так далее.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития
речевых этикетных умений у старших дошкольников

8
1.1.Психолого-педагогические особенности развития культуры речи и общения у детей старшего дошкольного возраста
9
1.2.Понятие речевого этикета как формы общения 16
1.3. Условия формирования речевых этикетных умений у
дошкольников

27
1.4.Анализ программ воспитания и обучения
в детских дошкольных учреждениях

34
Глава 2. Аналитическое описание опытно–поисковой работы по совершенствованию речевых этикетных умений у старших дошкольников
45
2.1.Констатирующий этап опытно–поисковой работы 46
2.2.Формирующий этап опытно–поисковой работы 51
2.3. Описание и сравнительный анализ результатов
на контрольном этапе опытно–поисковой работы
54
Заключение 58
Список литературы

Файлы: 1 файл

ВКР испр Багичева.doc

— 652.50 Кб (Скачать)

     Словарь: Здравствуйте! Добрый день! Будьте любезны! Помогите, пожалуйста! Садитесь, пожалуйста! Большое спасибо! До свидания.

     Наглядный материал: красивые вещи, сюжетные картинки (бабушка не может вдеть нитку в иголку, брат просит у сестры карандаш, мальчик разбил любимую папину чашку, девочка упала и больно ударилась и т. д.).

     Предварительная работа: чтение рассказа В. Осеевой «Волшебное слово».

     Инсценировка  сказки «Колобок» (от лица героя).

     Воспитатель: «Скажи, есть ли в группе красивые вещи? Назови их».

     Ребенок: «Игрушки, календарь, книги».

     Воспитатель: «Обрати внимание, как красиво  оформлена выставка детских работ. И когда ты с друзьями накрываешь на стол, то тоже стараешься сделать все красиво.

     Воспитатель: «Есть «волшебные» слова. Помнишь, они встретились нам в рассказе В. Осеевой «Волшебное слово»?»

     Ребенок: «Дайте, пожалуйста. Здравствуйте. Спасибо  и другие».

     Воспитатель: «Спасибо тебе, ты очень хорошо все рассказал».

     Воспитатель: «На прошлой неделе мы с вами разговаривали об этикете и о том, что в речи нужно использовать вежливые слова. Посмотрите, пожалуйста, на эти иллюстрации. Что на них изображено? Выберите любую картинку. Скажите, как надо поступить, если бабушка не может вдеть нитку в иголку (брат просит у тебя карандаш, ты разбил любимую папину чашку или девочка упала и больно ударилась и т. д.). Помните сказку «Колобок»? Как вы думаете, кто из героев сказки вежливый? Вспомните, как они общались?» (Ответы детей.)

     Проводится  игра-путешествие с использованием проблемной ситуации. Воспитатель: « Давайте, ребята, отправимся с вами в путешествие в страну феи Счастья. На чем вы хотите, чтобы мы с вами отправились?»

     Дети: «На корабле, самолете, машине и т.д.»

     Воспитатель: «А вы не боитесь, что с нами в  дороге будут происходить разные чудеса, ведь едем мы в страну феи Счастья».

     Дети: «Нет». Во время путешествия возникают различные ситуации. Дети должны показать, как следует себя вести. Дети «едут» в автобусе. На остановке входит бабушка (переодетый воспитатель). Она по очереди подходит к каждому ребенку и изображает, как ей тяжело стоять.

     Сели  отдохнуть на полянку, почитать книгу (педагог никак не может найти свои очки). Воспитатель предлагает детям поиграть, но с условием, что в игре участвует 1 — 2 человека. Дети должны обратиться к незнакомому человеку с просьбой помочь найти страну феи Счастья (цель: научиться использовать формулы привлечения внимания, обращения к незнакомому человеку с просьбой о помощи).

     Воспитатель подводит детей к мысли о том, что все путешествие, в котором они участвовали, это и была страна феи Счастья.

     Воспитатель предлагает детям разыграть сценку: кукла заболела, ее уложили в постель. Другие куклы и мишка пришли ее навестить. Кто-нибудь из детей может сыграть роль мамы и врача. На формирующем этапе с детьми проводится работа по программе развития навыков этикета (см. Приложение 1). 
 

     2.3. Описание и сравнительный анализ результатов

     на  контрольном этапе  опытно-поисковой работы  

     На  контрольном этапе опытно-поисковой работы проводится фронтальный срез знаний детей об этикете и применения их в быту. Дети  должны проявить все, что они получили и усвоили на предыдущем этапе.

     Снова проводятся наблюдения за детьми в повседневной жизни, индивидуальные собеседования с каждым из детей группы с тем, чтобы выяснить, как дети усвоили полученные знания и как они применяют их в быту.

                                                                                  Таблица 3.

     Результаты  обследования детей по уровню развития этикетных

     умений на контрольном этапе опытно-поисковой работы

Имя Формы этикета Действия, поступки Сервировка  стола Поведение за столом Сумма

баллов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Алеша

Борис

Витя

Гоша

Данил

Аня

Бася

Вика

Галя

Даша

3

3

2

2

2

3

2

3

3

3

2

2

3

2

2

2

2

3

3

2

2

3

2

2

2

3

2

3

2

3

2

2

3

2

2

2

3

3

3

3

9

9

10

8

8

10

9

12

11

11

  итого 26 23 24 25  

 

     Как это было на констатирующем этапе, уровни развития этикета определялись по следующей  шкале: низкий уровень: 4 – 6 баллов

     Средний уровень: 7 - 9 баллов, высокий уровень: 10 – 11 баллов.

     В результате на высоком уровне оказалось 5 детей, и на  среднем – тоже пятеро. Низкий уровень никто из детей не показал.

     В %м отношении это выражается как 50% - высокий уровень, и 50% - средний уровень развития этикетных умений и навыков.

       На констатирующем этапе выяснилось, что в  процентном отношении высокий уровень развития дети показали  – 10%, средний уровень 60%, низкий уровень – 30% .(См. Приложение 2, рис. 1).

     Кроме того, интересно было выяснить, что девочки гораздо успешнее усваивают правила этикета, все они находятся на высоком (1) и среднем (4) уровне, мальчики же показали средний уровень – 2, низкий - 3.

     На  контрольном этапе исследования выяснилось, что мальчики значительно продвинулись в овладении правил этикета, но 

     Если  принять максимум баллов за 30 (3х10), то практически все дети находятся  на среднем уровне развития этикета: по знанию этикетных форм и сервировке стола – 19 баллов, поведение за столом – 20 баллов, отстают показания по действию и поступку вежливости – 16 баллов.

     В процентном отношении знание и употребление этикетных форм составляет 57%, этикетное  поведение в быту 53%, умение сервировать  стол – 57%, и умение вести себя за столом – 66% от высокого уровня развития данных умений и навыков (См. Приложение 2, рис. 2).

     На  контрольном этапе исследования Теперь необходимо сравнить полученные на контрольном этапе исследования результаты с теми, что были получены на констатирующем этапе.

                                                                          Таблица 4.

     Сравнительные результаты констатирующего и контрольного этапов опытно-поисковой работы

Этапы / дети 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Констатирующий  этап 5 5 8 4 7 7 7 7 9 9
Контрольный этап 9 9 10 8 8 10 9 12 11 11
 

 

      Характеристики детей  экспериментальной  группы на контрольном  этапе исследования

     Алеша стал пользоваться речевыми этикетными формами с напоминанием взрослых, научился сервировке стола,  аккуратно кушает. Борис лучше ознакомился с формулировками встречи и прощания, стол накрывать умеет, не всегда аккуратно кушает. Витя знает формулы этикета, предлагает стул, уступает место и дорогу, за столом ведет себя аккуратно.

     Гоша  по всем параметрам улучшил свои показатели, достиг среднего уровня. Данил ознакомился с формулами этикета, всегда может и стул предложить, и стол сервировать, и за столом ведет себя адекватно.

     Аня усвоила все формулировки этикета, вышла на высокий уровень.

     Бася  усвоила формулировки этикета, пользуется ими без напоминания взрослых, умеет оказать внимания гостям, хорошо сервирует стол.

     Вика  и Галя по всем параметрам оказались  на высоте, знают, как предложить гостю  стул или спросить, как ему помочь.

     Даша  знает этикетные формулы, иногда забывает поздороваться или попрощаться, уступает дорогу, оказывает помощь, нормально сервирует стол и очень аккуратно ведет себя за столом.

     Далее необходимо рассмотреть результаты исследования по показателям этикета, сравнить их с результатами констатирующего этапа.

                                                                                    Таблица 5.

Сравнительные результаты исследования по основным показателям

этикета

Этапы / показатели Этикетные формы Действия, поступки Сервировка  стола Поведение за столом
Констатирующий  этап 19  16 19 20
В % 57 53 57 66
Контрольный этап 26 23 24 25
В % 85 76 79 83

     Все эти показатели в качестве результатов  исследования представлены в Приложении 2, рисунок 3.

     Выводы  по главе 2:

     1.В  настоящем исследовании приняли  участие 10 детей старшего дошкольного  возраста на предмет развития уровня этикетных норм и правил поведения в обществе. За основу было принято 4 параметра: знание этикетных формул, действия и поступки, направленные на проявление знаков внимания и вежливости, умение сервировать стол во время дежурства и навыки аккуратного приема пищи в зависимости от ее вида.

     2.Констатирующий  этап показал слабое развитие  данных параметров у детей: 10% высокий уровень (1 ребенок - Вика), 60% - средний уровень (большинство  девочек) и 30% низкий уровень  (мальчики).

     3.После проведения формирующего эксперимента дети показали более высокие результаты по усвоению умений и навыков этикета:

     50% - средний уровень, и 50% высокий  уровень (большинство девочек). Это говорит о том, что культуру поведения, моральные принципы взаимоотношений, этические формулы и правила дети старшего дошкольного возраста хорошо воспринимают, если с ними ежедневно проводится соответствующая воспитательно-образовательная работа.

     4.Педагогический  и вспомогательный состав сотрудников  ДОУ должен быть в курсе проводящейся работы по этикету и культуре поведения. Например, в некоторых ДОУ существует традиция угощения всех сотрудников, когда именинник в сопровождении воспитателя идет по всем помещениям и группам, угощает сотрудников конфетами, они его поздравляют, он, в свою очередь, благодарит их за труд и поздравление.

     5.Работа  по формированию начал этикетного  поведения может и должна проводиться  в каждом ДОУ, с тем, чтобы  его воспитанники, придя в школу,  имели представления о культуре  поведения, связи с моральными нормами и принципами поведения в обществе.

 

      Заключение 

     В данной работе была представлена тема «Совершенствование речевых этикетный умений у старших дошкольников». Были рассмотрены такие аспекты, как понятие речевого этикета, особенности развития культуры речи и общения в старшем дошкольном возрасте, основные  условия и факторы, определяющие его формирование, а также был проведен анализ программ воспитания по проблеме развития этикета.  

Информация о работе Развитие речевого этикета у детей дошкольного возраста