Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 12:04, дипломная работа
Во все века люди активно общались друг с другом. В разные эпохи существовали определенные формы общения, которые являлись символом принадлежности к тому или иному слою общества. Эти формы общения обобщенно называются этикетом, то есть представляют собой свод правил и норм поведения и общения. Существует целая классификация видов этикета: это придворный, международный, деловой этикет, и так далее.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития
речевых этикетных умений у старших дошкольников
8
1.1.Психолого-педагогические особенности развития культуры речи и общения у детей старшего дошкольного возраста
9
1.2.Понятие речевого этикета как формы общения 16
1.3. Условия формирования речевых этикетных умений у
дошкольников
27
1.4.Анализ программ воспитания и обучения
в детских дошкольных учреждениях
34
Глава 2. Аналитическое описание опытно–поисковой работы по совершенствованию речевых этикетных умений у старших дошкольников
45
2.1.Констатирующий этап опытно–поисковой работы 46
2.2.Формирующий этап опытно–поисковой работы 51
2.3. Описание и сравнительный анализ результатов
на контрольном этапе опытно–поисковой работы
54
Заключение 58
Список литературы
На первом этапе изучались теоретические подходы к решению данной проблемы, что сделано в первой главе.
На втором этапе определялись педагогические условия и методические формы работы с детьми дошкольного возраста. Здесь использовались и специальные занятия, и работа с детьми в повседневной жизни, и организация педагогических ситуаций. Данная работа была включена как часть в различные занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи, в другие виды деятельности.
На третьем этапе разрабатывался специальный комплекс занятий, игр и упражнений, направленный на совершенствование речевых этикетных умений у старших дошкольников, куда вошла также работа с персоналом и с семьей.
Четвертый этап – это констатирующий этап опытно-поисковой работы, который дает представление о первоначальном уровне развития навыков речевого этикета у данной группы старших дошкольников.
Пятый этап - формирующий этап опытно-поисковой работы, в ходе которого был реализован ранее разработанный комплекс занятий, игр и упражнений, направленный на совершенствование речевых этикетных умений у старших дошкольников.
Шестой
этап – это контрольный этап опытно-поисковой
работы, анализ и интерпретация полученных
результатов, разработка рекомендаций,
коррекция использованного в работе комплекса
занятий. Таким образом, опытно-поисковая
работа содержит в себе шесть этапов, каждый
из которых последовательно решает свои
задачи. В итоге результаты проделанной
работы получают свою научно-практическую
ценность для решения проблемы формирования
этикета у старших дошкольников.
2.1. Констатирующий этап
опытно-поисковой работы
Задачей констатирующего этапа опытно-поисковой работы является получение представлений о том, насколько дети обладают знаниями о правилах этикета, как они реализуют эти знания в повседневной жизни и в специально организованных ситуациях.
В эксперименте приняли участие 10 детей старшей группы, 5 девочек и 5 мальчиков в возрасте от 6 до 7 лет.
В течение недели проводилось наблюдение за детьми в повседневной жизни, в обычной обстановке. Во время наблюдений фиксировались употребление формул приветствия утром, выражения просьб о помощи или благодарности в течение дня, различные проявления вежливого общения в ситуациях, когда это было уместно и необходимо и пр.
Затем с каждым ребенком проводилась индивидуальная беседа на предмет выяснения знаний ребенка об этикете. Эти сведения сопоставлялись с результатами наблюдений.
Вопросы к беседе:
1.Какие ты знаешь слова приветствия при встрече?
2.Как можно обратиться с просьбой?
3.Как люди благодарят друг друга за помощь?
4.Как
можно попрощаться с
5.Как можно проявить вежливость в действиях и поступках?
6.Умеешь ли ты накрывать стол во время дежурства?
7.Как ведут себя за столом – в садике, в гостях, дома?
8.Знаешь ли ты, что такое этикет?
9.Как
лучше вести себя с другими
людьми – вежливо, приветливо
доброжелательно или
10.Как можно проявить знаки внимания взрослым и детям?
Уровень развития речевых этикетных умений у детей старшего возраста устанавливался по четырем показателям:
1) знание этикетных формул приветствия, прощания и общения между взрослыми и детьми, детьми и сверстниками в русле проявления вежливости;
2) действия и поступки детей, выражающие знаки внимания к взрослым и сверстникам: предложить стул пришедшему в группу сотруднику (старшей медсестре, заведующей, другим воспитателям), открыть дверь помощнице воспитателя, когда она несет пищу к завтраку или обеду, уступить место девочке со стороны мальчиков, исполнить просьбу о помощи со стороны взрослых и детей.
3) навыки сервировки стола (дежурные накрывают на столы, расставляют тарелки и чашки, салфетницы, раскладывают столовые приборы);
4) поведение за столом во время приема пищи, умение пользоваться ложкой и вилкой, салфеткой, аккуратный прием пищи в зависимости от ее вида, уборка посуды за собой после еды.
Каждый показатель оценивался в баллах, что соответствовало трем уровням: высокому, среднему, низкому (см. табл. 1).
Содержание критериев оценки поведения детей экспериментальной группы
Показатели
/ уровни |
Низкий – 1 балл | Средний
– 2 балла |
Высокий
–3 балла |
1.Владение этикетными формами | Знает в общем, употребляет с напоминанием | Все формы знает, употребляет не всегда | Постоянно пользуется без напоминания |
2.Действия, поступки детей | Не видит необходимости | Иногда проявляет инициативу | Всегда проявляет внимание |
3.Сервировка стола | Накрывает с помощью няни или других детей | Знает, как все делать, но путается в приборах | Отлично дежурит по столу, помогает другим |
4.Поведение за столом | Кушает неаккуратно, медленно, забывает убрать. | Иногда может пролить суп, компот или чай. | Аккуратно кушает, убирает за собой. |
На основании
данных критериев оценки, с учетом
результатов наблюдения и собеседования
с детьми были подведены итоги
констатирующего эксперимента, которые
оформлены в виде следующей таблицы:
Результаты обследования уровня развития этикетных умений у детей
старшей группы на констатирующем этапе исследования
№ | Имя | Формы этикета | Действия, поступки | Сервировка стола | Поведение за столом | Сумма
баллов |
1
2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
Алеша
Борис Витя Гоша Данил Аня Бася Вика Галя Даша |
2
1 2 1 1 3 1 3 3 2 |
1
1 3 1 2 1 1 2 2 2 |
1
2 1 1 2 2 2 3 1 2 |
1
1 2 1 2 1 3 3 3 3 |
5
5 8 4 7 7 7 11 9 9 |
итого | 19 | 16 | 19 | 20 |
Если учесть, что максимальное количество баллов для одного ребенка (4 показателя х на 3 балла) – 12, а минимальное – 4, то получается, что на высоком уровне (10 – 12 баллов) находится одна Вика, на среднем уровне (9 - 7 баллов) находятся 6 детей, и на низком (4 – 6 баллов) осталось трое детей. В процентном отношении высокий уровень – 10%, средний уровень 60%, низкий уровень – 30% .(См. Приложение 2, рис. 1).
Кроме того, интересно было узнать, что девочки гораздо успешнее усваивают правила этикета, все они находятся на высоком (1) и среднем (4) уровне, мальчики же показали средний уровень – 2, низкий - 3.
На основании этих данных можно выяснить, в какой области этикета дети преуспевают лучше, а где нужна воспитательно-образовательная работа.
Если принять максимум баллов за 30 (3х10), то можно сделать вывод: практически все дети находятся на среднем уровне развития этикета: по знанию этикетных форм и сервировке стола – 19 баллов, поведение за столом – 20 баллов, отстают показания по действию и поступку вежливости – 16 баллов.
В процентном отношении знание и употребление этикетных форм составляет 57%, этикетное поведение в быту 53%, умение сервировать стол – 57%, и умение вести себя за столом – 66% от высокого уровня развития данных умений и навыков (См. Приложение 2, рис. 3).
На основе результатов констатирующего этапа опытно-поисковой работы была проведена консультация для педагогического состава ДОУ с целью разъяснения смысла показателей развития этикетной речи и поведения для детей и родителей.
У родителей возникла масса вопросов о том, как развивать этикетные формы поведения и речи в быту и повседневной жизни. Поэтому в старшей и подготовительной к школе группе были оформлены стенды и папки-передвижки с целью ознакомления родителей с основами этикета, доступного детям старшего дошкольного возраста.
Далее подводится итог констатирующего этапа опытно-поисковой работы, где каждому ребенку дается краткая характеристика с оценкой его индивидуального уровня развития в плане владения правилами речевого и поведенческого этикета (См. Приложение 3). В соответствии с полученными данными строится работа со всей экспериментальной группой.
Таким
образом, следует сделать вывод,
что дети старшей группы в общем
имеют некоторые представления об этикете,
но нужна серьезная воспитательно-образовательная
как с детьми, так и с родителями, чтобы
дети овладели начатками этикетных отношений,
культурой поведения и стремлением быть
предельно внимательными к окружающим.
2.2. Формирующий этап
опытно-поисковой работы
Таким образом, как показал констатирующий этап исследования, уровень развития этикета у детей данной экспериментальной группы находится на среднем уровне в целом, что в принципе нормально, но требуется специальная работа по формированию у детей современных представлений об этикете, используемых в общении с окружающими взрослыми и сверстниками, а также в быту, чтобы дети глубоко овладели навыками и умениями этикетного поведения, и не смогли этот уровень снизить под влиянием любых обстоятельств реальной действительности.
Формирующий эксперимент имеет своей целью педагогическое воздействие на уровень представлений детей экспериментальной группы об этикете. И лично один экспериментатор здесь ничего не добьется, поэтому к работе необходимо привлечь весь персонал дошкольного учреждения и семьи детей.
Для этого с педагогами и младшим обслуживающим персоналом проводятся собеседования и консультации на различные темы, куда можно включить историю этикета, формы использования правил этикета в различных ситуациях – в быту, в официальной обстановке, методические советы по формированию у детей основ этикета.
Для родителей проводятся общее и групповые собрания, индивидуальные консультации по уровню владения детьми основами этикета.
Далее с детьми экспериментальной группы проводится практическая работа по программе (См. Приложение 1). Данная программа рассчитана на год, но можно выбрать несколько самых типичных занятий, и работать с детьми в повседневной жизни и в различных видах деятельности.
Индивидуальная работа с детьми строится согласно их уровню владения навыками этикета.
Конспект занятия по формированию у детей старшего дошкольного возраста представлений об этикете.
Цель: познакомить детей с понятием «этикет»
Образовательные задачи:
1.Сформировать навыки использования в речи вежливых слов и выражений;
2.Научить детей соблюдать этикет и быть приятными для окружающих;
3.Учить детей использовать формулы обращения к незнакомым людям.
Воспитательные задачи: формировать у детей навыки вежливости;
учить детей поступать с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой.
Информация о работе Развитие речевого этикета у детей дошкольного возраста