Развитие речевого этикета у детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 12:04, дипломная работа

Краткое описание

Во все века люди активно общались друг с другом. В разные эпохи существовали определенные формы общения, которые являлись символом принадлежности к тому или иному слою общества. Эти формы общения обобщенно называются этикетом, то есть представляют собой свод правил и норм поведения и общения. Существует целая классификация видов этикета: это придворный, международный, деловой этикет, и так далее.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития
речевых этикетных умений у старших дошкольников

8
1.1.Психолого-педагогические особенности развития культуры речи и общения у детей старшего дошкольного возраста
9
1.2.Понятие речевого этикета как формы общения 16
1.3. Условия формирования речевых этикетных умений у
дошкольников

27
1.4.Анализ программ воспитания и обучения
в детских дошкольных учреждениях

34
Глава 2. Аналитическое описание опытно–поисковой работы по совершенствованию речевых этикетных умений у старших дошкольников
45
2.1.Констатирующий этап опытно–поисковой работы 46
2.2.Формирующий этап опытно–поисковой работы 51
2.3. Описание и сравнительный анализ результатов
на контрольном этапе опытно–поисковой работы
54
Заключение 58
Список литературы

Файлы: 1 файл

ВКР испр Багичева.doc

— 652.50 Кб (Скачать)

     На  первом этапе изучались теоретические подходы к решению данной проблемы, что сделано в первой главе.

     На  втором этапе определялись педагогические условия и методические формы  работы с детьми дошкольного возраста. Здесь использовались и специальные занятия, и работа с детьми в повседневной жизни, и организация педагогических ситуаций. Данная работа была включена как часть в различные занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи, в другие виды деятельности.

     На  третьем этапе разрабатывался  специальный комплекс занятий, игр и упражнений, направленный на совершенствование речевых этикетных умений у старших дошкольников, куда вошла также работа с персоналом и с семьей.

     Четвертый этап – это констатирующий этап опытно-поисковой работы, который дает представление о первоначальном уровне развития навыков речевого этикета у данной группы старших дошкольников.

     Пятый этап - формирующий этап опытно-поисковой работы, в ходе которого был реализован ранее разработанный комплекс занятий, игр и упражнений, направленный на совершенствование речевых этикетных умений у старших дошкольников.

     Шестой  этап – это контрольный этап опытно-поисковой работы, анализ и интерпретация полученных результатов, разработка рекомендаций, коррекция использованного в работе комплекса занятий. Таким образом, опытно-поисковая работа содержит в себе шесть этапов, каждый из которых последовательно решает свои задачи. В итоге результаты проделанной работы получают свою научно-практическую ценность для решения проблемы формирования этикета у старших дошкольников. 

 

      2.1. Констатирующий этап опытно-поисковой работы 

     Задачей констатирующего этапа опытно-поисковой работы является получение представлений о том, насколько дети обладают знаниями о правилах этикета, как они реализуют эти знания в повседневной жизни и в специально организованных ситуациях.

     В эксперименте приняли участие 10 детей  старшей группы, 5 девочек и 5 мальчиков в возрасте от 6 до 7 лет.

     В течение недели проводилось наблюдение за детьми в повседневной жизни, в обычной обстановке. Во время наблюдений фиксировались употребление формул приветствия утром, выражения просьб о помощи или благодарности в течение дня, различные проявления вежливого общения в ситуациях, когда это было уместно и необходимо и пр.

     Затем с каждым ребенком проводилась индивидуальная беседа на предмет выяснения знаний ребенка об этикете. Эти сведения сопоставлялись с результатами наблюдений.

     Вопросы к беседе:

     1.Какие  ты знаешь слова приветствия  при встрече?

     2.Как  можно обратиться с просьбой?

     3.Как  люди благодарят друг друга  за помощь?

     4.Как  можно попрощаться с воспитателями  и детьми?

     5.Как  можно проявить вежливость в действиях и поступках?

     6.Умеешь  ли ты накрывать стол во  время дежурства?

     7.Как  ведут себя за столом – в  садике, в гостях, дома?

     8.Знаешь  ли ты, что такое этикет?

     9.Как  лучше вести себя с другими  людьми – вежливо, приветливо  доброжелательно или невнимательно и грубо?

     10.Как  можно проявить знаки внимания  взрослым и детям? 

     Уровень развития речевых этикетных умений у детей старшего возраста устанавливался по четырем показателям:

     1) знание этикетных формул приветствия, прощания и общения между взрослыми и детьми, детьми и сверстниками в русле проявления вежливости;

     2) действия и поступки детей, выражающие знаки внимания к взрослым и сверстникам: предложить стул пришедшему в группу сотруднику (старшей медсестре, заведующей, другим воспитателям), открыть дверь помощнице воспитателя, когда она несет пищу к завтраку или обеду, уступить место девочке со стороны мальчиков, исполнить просьбу о помощи со стороны взрослых и детей.

     3) навыки сервировки стола (дежурные накрывают на столы, расставляют тарелки и чашки, салфетницы, раскладывают столовые приборы);

     4) поведение за столом во время приема пищи, умение пользоваться ложкой и вилкой, салфеткой, аккуратный прием пищи в зависимости от ее вида, уборка посуды за собой после еды.

     Каждый  показатель оценивался в баллах, что соответствовало трем уровням: высокому, среднему, низкому (см. табл. 1).

                                                                                                  Таблица 1.

     Содержание критериев оценки поведения детей экспериментальной группы

Показатели

             / уровни

Низкий – 1 балл Средний

– 2 балла

Высокий

 –3 балла

1.Владение  этикетными формами Знает в общем, употребляет с напоминанием Все формы знает, употребляет не всегда Постоянно пользуется без напоминания
2.Действия, поступки детей Не видит  необходимости Иногда проявляет  инициативу Всегда проявляет  внимание
3.Сервировка  стола Накрывает с  помощью няни или других детей Знает, как все  делать, но путается в приборах Отлично дежурит  по столу, помогает другим
4.Поведение  за столом Кушает неаккуратно, медленно, забывает убрать. Иногда может  пролить суп, компот или чай. Аккуратно кушает, убирает за собой.
 

На основании  данных критериев оценки, с учетом результатов наблюдения и собеседования  с детьми были подведены итоги  констатирующего эксперимента, которые оформлены в виде следующей таблицы: 

                                                                                                              Таблица 2.

Результаты  обследования уровня развития этикетных умений у детей

старшей группы на констатирующем этапе исследования

Имя Формы этикета Действия, поступки Сервировка  стола Поведение за столом Сумма

баллов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Алеша

Борис

Витя

Гоша

Данил

Аня

Бася

Вика

Галя

Даша

2

1

2

1

1

3

1

3

3

2

1

1

3

1

2

1

1

2

2

2

1

2

1

1

2

2

2

3

1

2

1

1

2

1

2

1

3

3

3

3

5

5

8

4

7

7

7

11

9

9

  итого 19 16 19 20  

     Если  учесть, что максимальное количество баллов для одного ребенка (4 показателя х на 3 балла) – 12, а минимальное – 4, то получается, что на высоком уровне (10 – 12 баллов) находится одна Вика, на среднем уровне (9 - 7 баллов) находятся 6 детей, и на низком (4 – 6 баллов)  осталось трое детей.  В процентном отношении высокий уровень – 10%, средний уровень 60%, низкий уровень – 30% .(См. Приложение 2, рис. 1).

     Кроме того, интересно было узнать, что девочки гораздо успешнее усваивают правила этикета, все они находятся на высоком (1) и среднем (4) уровне, мальчики же показали средний уровень – 2, низкий - 3.

     На основании этих данных можно выяснить, в какой области этикета дети преуспевают лучше, а где нужна воспитательно-образовательная работа.

     Если  принять максимум баллов за 30 (3х10), то можно сделать вывод: практически все дети находятся на среднем уровне развития этикета: по знанию этикетных форм и сервировке стола – 19 баллов, поведение за столом – 20 баллов, отстают показания по действию и поступку вежливости – 16 баллов.

     В процентном отношении знание и употребление этикетных форм составляет 57%, этикетное  поведение в быту 53%, умение сервировать  стол – 57%, и умение вести себя за столом – 66% от высокого уровня развития данных умений и навыков (См. Приложение 2, рис. 3).

     На  основе результатов констатирующего  этапа опытно-поисковой работы была проведена консультация для педагогического состава ДОУ с целью разъяснения смысла показателей развития этикетной речи и поведения для детей и родителей.

     У родителей возникла масса вопросов о том, как развивать этикетные формы поведения и речи в быту и повседневной жизни. Поэтому в старшей и подготовительной к школе группе были оформлены стенды и папки-передвижки с целью ознакомления родителей с основами этикета, доступного детям старшего дошкольного возраста.

     Далее подводится итог констатирующего этапа опытно-поисковой работы, где каждому ребенку дается краткая характеристика с оценкой его индивидуального уровня развития в плане владения правилами речевого и поведенческого этикета (См. Приложение 3). В соответствии с полученными данными строится работа со всей экспериментальной группой.

     Таким образом, следует сделать вывод, что дети старшей группы в общем имеют некоторые представления об этикете, но нужна серьезная воспитательно-образовательная как с детьми, так и с родителями, чтобы дети овладели начатками этикетных отношений, культурой поведения и стремлением быть предельно внимательными к окружающим. 
 

 

      2.2. Формирующий этап опытно-поисковой работы 

     Таким образом, как показал констатирующий этап исследования, уровень развития этикета у детей данной экспериментальной  группы находится на среднем уровне в целом, что в принципе нормально, но требуется специальная работа по формированию у детей современных представлений об этикете, используемых в общении с окружающими взрослыми и сверстниками, а также в быту, чтобы дети глубоко овладели навыками и умениями этикетного поведения, и не смогли этот уровень снизить под влиянием любых обстоятельств реальной действительности.

     Формирующий эксперимент имеет своей целью  педагогическое воздействие на уровень представлений детей экспериментальной группы об этикете. И лично один экспериментатор здесь ничего не добьется, поэтому к работе необходимо привлечь весь персонал дошкольного учреждения и семьи детей.

     Для этого с педагогами и младшим  обслуживающим персоналом проводятся собеседования и консультации  на различные темы, куда можно включить историю этикета, формы использования правил этикета в различных ситуациях – в быту, в официальной обстановке, методические советы по формированию у детей основ этикета.

     Для родителей проводятся общее и  групповые собрания, индивидуальные консультации по уровню владения детьми основами этикета.

     Далее с детьми экспериментальной группы проводится практическая работа по программе (См. Приложение 1). Данная программа  рассчитана на год, но можно выбрать  несколько самых типичных занятий, и работать с детьми в повседневной жизни и в различных видах деятельности.

     Индивидуальная  работа с детьми строится согласно их уровню владения навыками этикета.

     Конспект  занятия по формированию у детей старшего дошкольного возраста представлений об этикете.

Цель: познакомить детей с понятием «этикет»

Образовательные задачи:

1.Сформировать навыки использования в речи вежливых слов и выражений;

2.Научить  детей соблюдать этикет и быть  приятными для окружающих;

3.Учить детей использовать формулы обращения к незнакомым людям.  

Воспитательные  задачи: формировать у детей навыки вежливости;

учить детей поступать с другими  так, как хочешь, чтобы поступали с тобой.

Информация о работе Развитие речевого этикета у детей дошкольного возраста