Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 12:04, дипломная работа
Во все века люди активно общались друг с другом. В разные эпохи существовали определенные формы общения, которые являлись символом принадлежности к тому или иному слою общества. Эти формы общения обобщенно называются этикетом, то есть представляют собой свод правил и норм поведения и общения. Существует целая классификация видов этикета: это придворный, международный, деловой этикет, и так далее.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития
речевых этикетных умений у старших дошкольников
8
1.1.Психолого-педагогические особенности развития культуры речи и общения у детей старшего дошкольного возраста
9
1.2.Понятие речевого этикета как формы общения 16
1.3. Условия формирования речевых этикетных умений у
дошкольников
27
1.4.Анализ программ воспитания и обучения
в детских дошкольных учреждениях
34
Глава 2. Аналитическое описание опытно–поисковой работы по совершенствованию речевых этикетных умений у старших дошкольников
45
2.1.Констатирующий этап опытно–поисковой работы 46
2.2.Формирующий этап опытно–поисковой работы 51
2.3. Описание и сравнительный анализ результатов
на контрольном этапе опытно–поисковой работы
54
Заключение 58
Список литературы
Культурные
и социальные нормы жизни, тонкости
психологических отношений
5.
ВЫ-общение и ТЫ-общение. В
Принято считать, что Ты-общение всегда является проявлением душевного согласия и духовной близости и что переход на Ты-общение является попыткой интимизации отношений; ср. пушкинские строки:, «Пустое Вы сердечным Ты она, обмолвясь, заменила...». Однако при Ты-общении часто теряется ощущение уникальности личности и феноменальности межличностных отношений. Паритетные отношения как главная составляющая общения не меняют возможности выбора Вы-общения и Ты-общения в зависимости от нюансов социальных ролей и психологических дистанций. Одни и те же участники общения в различных ситуациях могут употреблять местоимения «вы» и «ты» в неофициальной обстановке. Это может свидетельствовать об отчуждении, о желании ввести в речевую ситуацию элементы ритуального обращения.
Таким образом, среди функциональных разновидностей языка особое место занимает разговорная речь. Разговорной является такая речь носителей литературного языка, которая реализуется спонтанно (без всякого предварительного обдумывания) в неофициальной обстановке при непосредственном: участии партнёров общения. Разговорная речь имеет существенные особенности на всех языковых уровнях, и поэтому ее часто рассматривают как особую языковую систему. Поскольку языковые особенности разговорной речи не зафиксированы в грамматиках и словарях, ее называют некодифицированной, противопоставляя тем самым кодифицированным функциональным разновидностям языка. Важно подчеркнуть, что разговорная речь — это особая функциональная разновидность именно литературного языка (а не какая-то нелитературная форма). Неверно думать, что языковые особенности разговорной речи — это речевые ошибки, которых следует избегать. Отсюда вытекает важное требование к культуре речи: в условиях проявления разговорной речи не следует стремиться говорить по - письменному, хотя надо помнить, что и в разговорной речи могут быть речевые погрешности, их надо отличать от разговорных особенностей. Функциональная разновидность языка «разговорная речь» исторически сложилась под влиянием правил: языкового поведения людей в различных жизненных ситуациях, т. е. под влиянием условий коммуникативного взаимодействия людей. Все нюансы феномена человеческого сознания находят свое выражение в жанрах речи, в способах ее организации. Говорящий человек всегда заявляет, о себе как о личности, и только в этом случае возможно установлениё контакта с другими людьми.
Успешное
речевое общение – это
грамматики и словаря, умение выражать
смысл всеми возможными способами, знание
социокультурных норм и стереотипов речевого
поведения, которая позволяет соотнести
уместность того или иного языкового факта
с замыслом говорящего, наконец, делает
возможным выражение собственного осмысления
и индивидуального представления информации.
Причины коммуникативных неудач коренятся в незнании языковых норм, в различии фоновых знаний говорящего и слушателя, в разнице их социокультурных стереотипов и психологии, а также в наличии «внешних помех» (чуждой среде общения, дистантности собеседников, присутствии посторонних). Коммуникативные цели собеседников обусловливают речевые стратегии, тактики, модальность и приемы ведения диалога. К составляющим речевого поведения относятся экспрессивность и эмотивность высказываний.
Приемы
речевой выразительности
художественной литературы и ораторского
искусства. Сравним приемы:
анафоры, антитезы, гиперболы, литоты;
цепочки синонимов, градации, повторы,
эпитеты, вопросы без ответа, вопросы -
самоверификации, метафоры, метонимии,
иносказания, намеки, аллюзии, перифразы,
переадресацию третьему участнику; такие
средства выражения субъективной авторской
модальности, как вводные слова и предложения.
Разговорная речь имеет свою эстетическую атмосферу, которая обусловлена глубинными процессами, соединяющими человека с обществом и культурой.
Исторически
сложились относительно устойчивые
формы речевого общения — жанры.
Все жанры подчинены правилам
речевой этики и языковым канонам.
Этика речевого общения предписывает
говорящему и слушающему создание благожелательной
тональности разговора, которая приводит
к согласию и успешности диалога.
1.3. Условия формирования речевых этикетных умений
у
дошкольников
Культурно-речевое воспитание детей — дело большой социальной значимости. Как писал известный русский ученый А. М. Пешковский, «там, где дети усиленно учатся говорить, ...там люди не оскорбляют друг друга на каждом шагу, потому что лучше понимают друг друга». И чем раньше начинается речевое обучение ребенка, тем больше возможностей для прочного овладения разносторонними коммуникативными умениями.
Развитые коммуникативные умения предполагают способность человека в разных ситуациях общения эффективно осуществлять речевую деятельность, то есть уметь говорить и слушать других. Основа культуры общения — соблюдение этических норм речевого поведения (речевого этикета). В этой связи можно говорить о широком и узком понимании речевого этикета. В широком смысле — это все правила, регулирующие поведение говорящего и слушающего (мимику, жесты, позу, содержание речи, ее тон, выбор выражений). В узком смысле — это собственно речевые правила, которые определяют использование так называемых этикетных формул, то есть слов и выражений, закрепленных за типовыми ситуациями общения: отношение и обращение, приветствие и прощание, извинение и благодарность, просьба и совет, знакомство и приглашение, согласие и отказ, утешение, поздравление и некоторые другие. Речевые стереотипы комбинируются в тематические ряды. Каждый из таких рядов имеет формулу базовую и формулы периферийные, обычно стилистически и эмоционально окрашенные. Например, базовой формуле приветствия «здравствуй(-те)» противостоят разговорная формула «привет» и книжная, эмоциональная «очень рад вас приветствовать» .
Требования,
предъявляемые современным
Работа с людьми требует особого терпения и такта, и правила этикета могут оказать здесь огромную помощь. Перед дошкольным работником нередко возникают различные вопросы делового характера: как создать имидж делового человека, выбрать деловой костюм, отстоять свою позицию в споре, убедить в правильности своих взглядов, сделать комплимент или подарок коллеге; как убедить родителей воспитанников в своей профессиональной позиции, какую манеру поведения и общения выработать во взаимоотношениях с воспитанниками, их родителями, а также с коллегами.
Воспитатель для дошкольника — первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий его умение вписаться в человеческий социум и активно, с успехом взаимодействовать в нем. На воспитателе лежит огромная ответственность не только за сегодняшнюю жизнь своего воспитанника, но и за будущую, за его умение в дальнейшем активно и успешно войти в мир человеческих отношений. Такая ответственность требует от педагога высокого профессионализма и огромных душевных сил. Он формирует культуру поведения у дошкольников и через них способствует развитию внутренней и внешней культуры их родителей, таким образом влияя на современное состояние общества.
Особенностям и возможностям использования поведенческой культуры специалистом дошкольного учреждения посвящена данная работа. Наша задача — определить, насколько нужен и нужен ли этикет в детском саду.
Следование правилам этикета, связанное всегда в нашем сознании с гармонией и общественным порядком, демонстрирует нравственную и эстетическую сущность человека и всего общества, которое требует вести себя не только правильно, по правилам этикета, но и в соответствии с нормами морали, сообразно понятию красоты, идеалу прекрасного, вызывая своим поведением эстетическое переживание. Тем самым этикет влияет на этическое и эстетическое развитие общества, способствует формированию эстетики чувств. Нравственные нормы лежат в основе этикетного поведения, а эстетика поведения — его необходимое условие.
Для педагогов, занимающихся обучением детей правилам поведения, хорошо понятна воспитательная роль этикета. Мы воспитываем человека, формируя у него понимание необходимости соблюдения этикетных правил как для самого воспитанника, так и для тех, кто его окружает.
Итак, этикет выполняет в обществе регулятивную, опознавательную, идентификационную, коммуникативную, этическую, эстетическую, воспитательную функции.
Перед педагогами, активными созидателями общества, встают проблемы дальнейшего развития поведенческой культуры, осознания ее роли в развитии человеческого социума, преодоления конфликта между этикетом и реальным поведением, в котором нередко проявляется несоответствие того, что мы желаем видеть и что есть на самом деле. Педагог решает эту задачу путем воспитания, обучая детей правилам этикета на базе эмоционально-нравственной и эстетической основы и «перенося» через детей на родителей поведенческие принципы общества. Когда действие, определенное этикетом как техника поведения, подкреплено нравственной позицией и воспринято как необходимость, оно, закрепившись в сознании человека, проявляется в его поведении в виде нравственно-поведенческих убеждений и поступков.
Дети каждой возрастной группы общаются со своим воспитателем в хозяйственно-бытовой и трудовой деятельности, он организует их игры, он говорит с ними на всех занятиях, предусмотренных программой, знакомит детей с речью авторов художественных произведений во время чтения. Следовательно, развивающий потенциал речевой среды в детском воспитательном учреждении целиком зависит от качества речи воспитателя. Для воспитателя детского сада владение образцовой речью — это показатель его профессиональной подготовленности. Поэтому забота о совершенствовании своей речи — нравственный и общественный долг каждого будущего педагога. Он обязан развить в себе совершенное владение теми речевыми навыками, которые потом передаст детям.
Культурой речи называют ее правильность, т. е. соответствие нормам орфоэпии, грамматики, лексики, стилистики, правописания, установленным традицией для литературного языка.
Культура речи каждого отдельного человека зависит от того, насколько развито у него чувство языка, или языковое чутье. Высшей культурой речи называют обладание чувством стиля. Поэтому будущие педагоги должны иметь хотя бы общее представление о стилях литературного языка, т. е. о том, что люди дифференцируют свою речь в зависимости от того, где, с кем и о чем они говорят.
Человек общается с близкими, знакомыми людьми в быту, в частной жизни, и тогда его речь — разговорного стиля; в общественной жизни он говорит иначе, пользуясь уже речью книжного стиля, его разновидностями — научной, публицистической, поэтической, деловой речью.
Для дошкольников представление о стиле речи соотносится, прежде всего, с представлением о речевом этикете, требующем и определенного поведения говорящих (такие качества личности, как вежливость, уважительность, скромность, предупредительность, доброжелательность, собственное достоинство проявляются в определенном речевом поведении); кроме того, совершенствование стилистического чутья ребенка является основным средством его эстетического воспитания.
Следовательно, обучение стилю речи включает в себя определенные воспитательные задачи.
Воспитатель
обязан не только интуитивно владеть чувством
стиля, но и уметь осознанно анализировать
языковые средства, с помощью которых
создается определенный стиль, т. е. он
должен иметь соответствующие знания
в области лингвистики. Это поможет ему
и при отборе необходимого дидактического
материала, на котором он будет воспитывать
чувство стиля у детей.
Знание синонимии родного языка поможет
будущему педагогу не только улучшить
собственную речь, но и даст ему легкий
и очень эффективный прием обучения речи
детей: если ребенок не понимает какого-то
слова или какой-то грамматической формы,
достаточно бывает (конечно, в средней
и старших группах) предложить соответствующий
синоним, чтобы он все понял.
Информация о работе Развитие речевого этикета у детей дошкольного возраста