Развитие речевого этикета у детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 12:04, дипломная работа

Краткое описание

Во все века люди активно общались друг с другом. В разные эпохи существовали определенные формы общения, которые являлись символом принадлежности к тому или иному слою общества. Эти формы общения обобщенно называются этикетом, то есть представляют собой свод правил и норм поведения и общения. Существует целая классификация видов этикета: это придворный, международный, деловой этикет, и так далее.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития
речевых этикетных умений у старших дошкольников

8
1.1.Психолого-педагогические особенности развития культуры речи и общения у детей старшего дошкольного возраста
9
1.2.Понятие речевого этикета как формы общения 16
1.3. Условия формирования речевых этикетных умений у
дошкольников

27
1.4.Анализ программ воспитания и обучения
в детских дошкольных учреждениях

34
Глава 2. Аналитическое описание опытно–поисковой работы по совершенствованию речевых этикетных умений у старших дошкольников
45
2.1.Констатирующий этап опытно–поисковой работы 46
2.2.Формирующий этап опытно–поисковой работы 51
2.3. Описание и сравнительный анализ результатов
на контрольном этапе опытно–поисковой работы
54
Заключение 58
Список литературы

Файлы: 1 файл

ВКР испр Багичева.doc

— 652.50 Кб (Скачать)

     СОДЕРЖАНИЕ 
 

     Введение             3
     Глава 1. Теоретические основы развития

     речевых этикетных умений у старших дошкольников

 
     8      
     1.1.Психолого-педагогические особенности развития  культуры речи и общения у детей старшего дошкольного возраста  
     9
     1.2.Понятие  речевого этикета как формы общения      16
     1.3. Условия формирования речевых этикетных умений у

     дошкольников

 
     27
     1.4.Анализ  программ воспитания и обучения 

     в детских дошкольных учреждениях

     
 
     34
     Глава 2. Аналитическое описание опытно–поисковой работы по совершенствованию речевых этикетных умений у старших дошкольников  
     45      
     2.1.Констатирующий  этап опытно–поисковой работы      46
     2.2.Формирующий  этап опытно–поисковой работы      51
     2.3. Описание и сравнительный анализ результатов

     на  контрольном этапе опытно–поисковой работы

     
     54
     Заключение            58
     Список  литературы      61
     Приложение   64 - 98
 

     Введение 

     Во  все века люди активно общались друг с другом. В разные эпохи существовали определенные формы общения, которые  являлись символом принадлежности к  тому или иному слою общества. Эти формы общения обобщенно называются этикетом, то есть представляют собой свод правил и норм поведения и общения. Существует целая классификация видов этикета: это придворный, международный, деловой этикет, и так далее.

     Примером  того, как резко может смениться публичный этикет в истории, могут служить самые переломные моменты истории. Всем известно, как Петр Великий насаждал в России европейские манеры поведения, Тогда в Россию пришла совсем другая эпоха, и этикет стал одной из внешних форм проявления глубинных внутренних изменений страны. Аналогичная смена этикета произошла после Февральской и Октябрьской революций 1917 года. Господа и дамы ушли в прошлое, остались одни товарищи, и простонародные манеры поведения вошли в быт всех без исключения слоев населения.

     Таким образом, этикет является показателем  состояния развития культуры общества.

     ХХ  век подвел итоги историческому  развитию культуры человеческого общества, и оказалось, что самую главную роль играет человеческий фактор. То есть научно–технический прогресс развивается по законам науки и логики, но его движущая сила – люди – постоянно общаются между собой, и именно от уровня их общения зависят судьбы мира, всей Земли. Возможно, противоречия международного сосуществования будут решены на дипломатическом уровне, иначе говоря, путем соблюдения конкретных норм международного права, которое укладывается в определенные формулировки, то есть в слова.

     Выход новой России на международную арену  потребовал возвращения европейского этикета в дипломатическую среду государственных работников. Новое время поставило перед обществом задачу формирования нового поведенческого порядка. Слово «этикет» тогда применялось только в дипломатических и государственных сферах. В обществе же использовалось понятие «культура поведения», что тоже правильно, так как этикет - это достижения в области поведения и общения. К сожалению, нередко воспитание в семье и в общеобразовательных учреждениях не формирует социальную потребность в культурном поведении.

     Именно  поэтому дошкольным педагогам следует позаботиться и о культуре поведения и речи, и самих правилах этикета своих воспитанников с дошкольного возраста.

     В последнее время роль этикета  в нашем обществе как части  поведенческой культуры неизмеримо возрастает, поскольку этикет создает условия, благоприятные для общения и существования людей, различных по национальному и социальному положению, психологическим и возрастным особенностям, взглядам и образовательному уровню, по ролевым установкам.

     Важнейшее средство общения людей - речь. О  людях судят по тому, что и как они говорят, как доносят до окружающих свои мысли, чувства, впечатления, знания. Речевой этикет является словесным выражением уважительного отношения друг к другу. Он помогает отстоять свою позицию в споре, не задевая самолюбия оппонента, и воздействует на самочувствие людей, предотвращая негативные переживания.

     Все вышесказанное наводит на мысль  о том, что правила этикета  и культуру общения следует воспитывать с детства.

     Темой данной работы является совершенствование речевых этикетных умений у старших дошкольников.

     Актуальность  данной темы заключается в том, что  культурно-речевое воспитание детей  – дело большой социальной значимости. И чем раньше начинается речевое обучение ребенка, тем больше возможностей для прочного овладения разносторонними коммуникативными умениями. 

     Общеизвестно, что ребенок овладевает речью  постепенно, усваивая словарь родного  языка, развивает свой фонематический слух, затем овладевает различными грамматическими формами и связной речью.

     Прежде  всего, ребенок усваивает те нормы родного языка, которые имеют место в его окружении. Это может быть и культурная речь, и ненормативная лексика, что нередко в наше сложное время. Поэтому очень важно изучить условия формирования родной речи, в которую органично входит этикет: здороваться при встрече, прощаться, обращаться с просьбой, благодарить за помощь или угощение. Это и есть основы этикета в младшем дошкольном возрасте, которые становятся фундаментом усвоения основных правил речевого этикета.

     Имеется противоречие между тем, что требуют от ребенка взрослые в рамках речевого этикета, и тем, что ребенок слышит в обыденной жизни. Данное противоречие разрешается путем создания условий для формирования речевого этикета у старших дошкольников.

     Отсюда  вытекает цель данной работы: создание, апробация и доказательство эффективности комплекса занятий, игр и упражнений, направленных на совершенствование речевых этикетных умений у старших дошкольников.

     В задачи данной работы входит:

     1.Изучение и анализ педагогической и методической литературы по развитию речи детей старшего дошкольного возраста.

     2.Определение понятия речевого и поведенческого этикета в проекции на старший дошкольный возраст.

     3. Реализация на практике программного материала и методики совершенствования речевых этикетных умений у детей старшего дошкольного возраста.

     Объект  исследования: Процесс совершенствования речевых этикетных умений у старших дошкольников.

     Предмет исследования: Методы и приемы, направленные на совершенствование речевых этикетных умений у старших дошкольников.

     Гипотеза: Совершенствование речевых этикетных умений у старших дошкольников будет проходить более успешно при наличии следующих условий:

     - если знакомство детей с основными формулами вежливого общения и упражнение детей в их использовании будет проходить при помощи специально разработанного комплекса занятий;

       - если занятия по ознакомлению  с речевым этикетом будут включать развитие ценностного отношения младших школьников к  родной культуре;

       - если при изучении речевого  этикета будет соблюдаться основное правило успешного общения – доброжелательное отношение к собеседнику.

     «Словарь  по этике» определяет это понятие  так: «Этикет (французское etiquette - ярлык, этикетка) - совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям (обхождение с окружающими, формы обращения и приветствий, поведение в общественных местах, манеры и одежда)». Э.В. Арова в книге «Будьте добры» рассказывает, что древнейшие сведения об этикете содержатся уже в «Поучениях Кагемни фараону Снофри», которым около пяти тысяч лет. Во всех вышеуказанных примерах речь идёт об общих правилах поведения, которые непременно включают в себя и правила речевого поведения, мы же будем вести разговор в основном о речевых правилах, т.е. о речевом этикете.

       Методы исследования:

  1. Теоретические:
    • Изучение психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования;
    • Анализ и обобщение материала, полученного в беседах, наблюдениях, эксперименте;
    • Изучение и анализ образовательных программ.

     2.  Эмпирические:

  • Педагогическая опытно-поисковая работа (констатирующий, формирующий, контрольный этапы).
  • Наблюдение за детьми в повседневной жизни
  • Беседы с детьми, консультации и индивидуальные беседы с родителями

     База  исследования: ????

     Данная  выпускная квалификационная работа содержит в себе введение, две главы, заключение, список литературы по данной теме и приложения.

 

 

      Глава 1. Теоретические основы развития

     речевых этикетных умений у старших дошкольников 

       Культура  поведения помогает общению человека с окружающими, способствует обретению эмоционального благополучия, комфортного самочувствия и успешной жизнедеятельности. Первичные представления о нормах поведения, принятых в обществе, ребенок получает в семье и детском саду. С ранних лет родители внушают ему определенные нравственно-поведенческие правила. В детском саду ребенок видит, что соблюдение поведенческих правил необходимо для нормального и приятного сосуществования всего детского коллектива. Воспитатель терпеливо формирует его представления о нормах и правилах поведения, тем самым влияя на отношения дошкольника с родителями и сверстниками, со знакомыми и незнакомыми людьми, помогая ему ориентироваться в общественной жизни и развивать позитивное общение.

     Для того чтобы провести опытно–поисковую работу по проблеме формирования у детей правил и норм современного этикета, необходимо представить понятие этикета, а также особенности формирования речевого общения у старших дошкольников.

     Следует отметить, что в каждом дошкольном учреждении существуют свои нормы и правила общения между сотрудниками, между педагогами и детьми, и как следствие, специфика общения и между детьми.

       Нельзя забывать о том, что в этикет входит и общение с родителями воспитанников. Эти нормы и правила являются одним из главных условий формирования этикета у детей с самого раннего возраста.

     Кроме того, важно проанализировать программы  воспитания в дошкольных учреждениях. В настоящее время имеется множество программ, авторы которых нацелены на самые разные вещи. Поэтому педагогам необходимо ориентироваться на ту цель, которую они преследуют в своей педагогической деятельности. Для того, чтобы формировать этикет у детей, необходимо самим знать о нем не только теоретически, но и следовать его правилам в повседневной жизни, особенно в педагогическом общении с детьми и их родителями. Программа формирования этикета должна органично вписываться в целостный процесс образования и воспитания будущих школьников, а затем и полноправных граждан нашего общества.

     Нормы и правила этикета в повседневной жизни не являются чем-то, навязанным извне и обязательным для исполнения. Именно школа культурного поведения, красивых манер и соблюдение этикета придает особенный шарм, красоту и содержательную глубину любым человеческим отношениям.  

Информация о работе Развитие речевого этикета у детей дошкольного возраста