Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 12:04, дипломная работа
Во все века люди активно общались друг с другом. В разные эпохи существовали определенные формы общения, которые являлись символом принадлежности к тому или иному слою общества. Эти формы общения обобщенно называются этикетом, то есть представляют собой свод правил и норм поведения и общения. Существует целая классификация видов этикета: это придворный, международный, деловой этикет, и так далее.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития
речевых этикетных умений у старших дошкольников
8
1.1.Психолого-педагогические особенности развития культуры речи и общения у детей старшего дошкольного возраста
9
1.2.Понятие речевого этикета как формы общения 16
1.3. Условия формирования речевых этикетных умений у
дошкольников
27
1.4.Анализ программ воспитания и обучения
в детских дошкольных учреждениях
34
Глава 2. Аналитическое описание опытно–поисковой работы по совершенствованию речевых этикетных умений у старших дошкольников
45
2.1.Констатирующий этап опытно–поисковой работы 46
2.2.Формирующий этап опытно–поисковой работы 51
2.3. Описание и сравнительный анализ результатов
на контрольном этапе опытно–поисковой работы
54
Заключение 58
Список литературы
СОДЕРЖАНИЕ
Введение | 3 |
Глава
1. Теоретические основы развития
речевых этикетных умений у старших дошкольников |
8 |
1.1.Психолого- |
9 |
1.2.Понятие речевого этикета как формы общения | 16 |
1.3.
Условия формирования речевых этикетных
умений у
дошкольников |
27 |
1.4.Анализ
программ воспитания и в детских дошкольных учреждениях |
34 |
Глава 2. Аналитическое описание опытно–поисковой работы по совершенствованию речевых этикетных умений у старших дошкольников | 45 |
2.1.Констатирующий этап опытно–поисковой работы | 46 |
2.2.Формирующий этап опытно–поисковой работы | 51 |
2.3.
Описание и сравнительный анализ результатов
на
контрольном этапе опытно– |
54 |
Заключение | 58 |
Список литературы | 61 |
Приложение | 64 - 98 |
Введение
Во все века люди активно общались друг с другом. В разные эпохи существовали определенные формы общения, которые являлись символом принадлежности к тому или иному слою общества. Эти формы общения обобщенно называются этикетом, то есть представляют собой свод правил и норм поведения и общения. Существует целая классификация видов этикета: это придворный, международный, деловой этикет, и так далее.
Примером того, как резко может смениться публичный этикет в истории, могут служить самые переломные моменты истории. Всем известно, как Петр Великий насаждал в России европейские манеры поведения, Тогда в Россию пришла совсем другая эпоха, и этикет стал одной из внешних форм проявления глубинных внутренних изменений страны. Аналогичная смена этикета произошла после Февральской и Октябрьской революций 1917 года. Господа и дамы ушли в прошлое, остались одни товарищи, и простонародные манеры поведения вошли в быт всех без исключения слоев населения.
Таким образом, этикет является показателем состояния развития культуры общества.
ХХ век подвел итоги историческому развитию культуры человеческого общества, и оказалось, что самую главную роль играет человеческий фактор. То есть научно–технический прогресс развивается по законам науки и логики, но его движущая сила – люди – постоянно общаются между собой, и именно от уровня их общения зависят судьбы мира, всей Земли. Возможно, противоречия международного сосуществования будут решены на дипломатическом уровне, иначе говоря, путем соблюдения конкретных норм международного права, которое укладывается в определенные формулировки, то есть в слова.
Все вышесказанное наводит на мысль о том, что правила этикета и культуру общения следует воспитывать с детства.
Актуальность данной темы заключается в том, что культурно-речевое воспитание детей – дело большой социальной значимости. И чем раньше начинается речевое обучение ребенка, тем больше возможностей для прочного овладения разносторонними коммуникативными умениями.
-
если занятия по ознакомлению
с речевым этикетом будут
- если при изучении речевого этикета будет соблюдаться основное правило успешного общения – доброжелательное отношение к собеседнику.
Методы исследования:
2. Эмпирические:
База исследования: ????
Глава 1. Теоретические основы развития
речевых
этикетных умений у
старших дошкольников
Культура поведения помогает общению человека с окружающими, способствует обретению эмоционального благополучия, комфортного самочувствия и успешной жизнедеятельности. Первичные представления о нормах поведения, принятых в обществе, ребенок получает в семье и детском саду. С ранних лет родители внушают ему определенные нравственно-поведенческие правила. В детском саду ребенок видит, что соблюдение поведенческих правил необходимо для нормального и приятного сосуществования всего детского коллектива. Воспитатель терпеливо формирует его представления о нормах и правилах поведения, тем самым влияя на отношения дошкольника с родителями и сверстниками, со знакомыми и незнакомыми людьми, помогая ему ориентироваться в общественной жизни и развивать позитивное общение.
Для того чтобы провести опытно–поисковую работу по проблеме формирования у детей правил и норм современного этикета, необходимо представить понятие этикета, а также особенности формирования речевого общения у старших дошкольников.
Следует отметить, что в каждом дошкольном учреждении существуют свои нормы и правила общения между сотрудниками, между педагогами и детьми, и как следствие, специфика общения и между детьми.
Нельзя забывать о том, что в этикет входит и общение с родителями воспитанников. Эти нормы и правила являются одним из главных условий формирования этикета у детей с самого раннего возраста.
Кроме того, важно проанализировать программы воспитания в дошкольных учреждениях. В настоящее время имеется множество программ, авторы которых нацелены на самые разные вещи. Поэтому педагогам необходимо ориентироваться на ту цель, которую они преследуют в своей педагогической деятельности. Для того, чтобы формировать этикет у детей, необходимо самим знать о нем не только теоретически, но и следовать его правилам в повседневной жизни, особенно в педагогическом общении с детьми и их родителями. Программа формирования этикета должна органично вписываться в целостный процесс образования и воспитания будущих школьников, а затем и полноправных граждан нашего общества.
Нормы
и правила этикета в
Информация о работе Развитие речевого этикета у детей дошкольного возраста