Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 12:04, дипломная работа
Во все века люди активно общались друг с другом. В разные эпохи существовали определенные формы общения, которые являлись символом принадлежности к тому или иному слою общества. Эти формы общения обобщенно называются этикетом, то есть представляют собой свод правил и норм поведения и общения. Существует целая классификация видов этикета: это придворный, международный, деловой этикет, и так далее.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития
речевых этикетных умений у старших дошкольников
8
1.1.Психолого-педагогические особенности развития культуры речи и общения у детей старшего дошкольного возраста
9
1.2.Понятие речевого этикета как формы общения 16
1.3. Условия формирования речевых этикетных умений у
дошкольников
27
1.4.Анализ программ воспитания и обучения
в детских дошкольных учреждениях
34
Глава 2. Аналитическое описание опытно–поисковой работы по совершенствованию речевых этикетных умений у старших дошкольников
45
2.1.Констатирующий этап опытно–поисковой работы 46
2.2.Формирующий этап опытно–поисковой работы 51
2.3. Описание и сравнительный анализ результатов
на контрольном этапе опытно–поисковой работы
54
Заключение 58
Список литературы
Реализация развивающих задач в процессе повседневного свободного общения ребенка с воспитателем должна сочетаться со специальными занятиями. Причем число их целесообразно сократить, а форму организации разнообразить. Проведение занятий с небольшими подгруппами детей обеспечит наибольшую познавательную активность каждого воспитанника, поможет установить обратную связь и учесть продвижение детей.
Таковы общие требования к программам воспитания и образования детей в дошкольном образовательном учреждении.
Рассмотрим некоторые из современных образовательных программ, используемых в настоящее время.
Работа по программе «Радуга» для воспитания и обучения детей от 3 до 6 лет в детском саду ведется с 1989 года по заказу Минобразования России. Авторский коллектив – сотрудники лаборатории дошкольного воспитания Института общего образования Министерства общего и профессионального образования РФ, под руководством Т. Н. Дороновой. [Ерофеева. С.32]. Педагогическая работа с детьми строится на основе теоретических позиций о ведущей роли деятельности в психическом развитии ребенка, тогда как формирование связной речи происходит в русле общения. То есть программа «Радуга» является как бы вчерашним днем в образовании детей дошкольного возраста, это, скорее всего, экспериментальная программа, которая может использоваться фрагментарно, поскольку не содержит в себе цельного, комплексного подхода к развитию речи детей.
Программа «Детский сад – дом радости», авторы Н. М. Крылова, кандидат пед. наук, В. Т. Иванова, воспитатель-новатор, ориентирована на самобытность развития личности ребенка. Овладение деятельностью несет в себе три взаимосвязанных признака: инициативу, независимость, ответственность. Таким образом, в данной программе общение также остается вне внимания педагогов. Позитивом является особое внимание к игре. Но задачей является расширение действий ребенка, и никак не отмечается отражение действий в речи, что является существенным недостатком данной программы [Там же с. 46].
Программа «Развитие», по которой работает множество ДОУ, созданная авторским коллективом, начало которому положил Л. А. Венгер, продолжила работу О. М. Дъяченко, опирается на положение А. В. Запорожца о самоценности дошкольного периода, и концепцию Л. А. Венгера о развитии способностей детей дошкольного возраста. Эти способности понимаются и трактуются как универсальные действия ориентировки в окружающем с помощью специфических для дошкольников образных средств решения задач.
В данной программе материал расположен по возрастам, в отличие от предыдущих в нашем обзоре, что дает возможность педагогам сориентироваться в выборе форм, методов и средств воспитания и образования.
Большое место в данной программе уделяется моделированию, что подводит детей к восприятию абстрактных форм мышления на основе наглядно – действенного и словесно – образного мышления [там же, с. 60].
Программа «Одаренный ребенок» разработана Л. А. Венгер и О. М. Дъяченко, и содержит в себе те же теоретические основы, что и программа «Развитие», но она обращена к тем педагогам, которые занимаются с детьми, проявившими какие-либо способности к творчеству [там же, с. 76].
Программа «Истоки» (авторы Л. А. Парамонова, А. Н. Давидчук, С. Л. Новоселова, К. В. Тарасова, Л. Ф. Обухова и другие), разрабатывалась как базисная программа развития дошкольника, основанная на многолетних психолого–педагогических исследованиях, проводимых под руководством академика А. В. Запорожца, с учетом современных требований и тенденций развития дошкольного воспитания.
Данная программа нацелена на социальное развитие ребенка, начиная с младенческого возраста. [26. с. 84].
Программа «Детство», разработанная коллективом авторов Т. И Бабаевой, З. А. Михайловой, Л. М. Гурович, под руководством В. И. Логиновой, создавалась как программа обогащенного, многогранного развития и воспитания ребенка – дошкольника, опять же в разных видах деятельности. По данной программе работает множество ДОУ, как и по программе «Развитие» [26. с. 99].
Содержание программа условно объединено вокруг четырех основных блоков: «Познание», «Гуманное отношение», «Созидание», «Здоровый образ жизни».
Раздел «Развиваем речь детей» раскрывает центральные задачи речевого развития для каждого возрастного периода, в том числе для старшего дошкольного возраста: работа над нарастанием контекстности детской речи, развитие творческой речевой деятельности ребенка и выразительности его речи; развитие индивидуальных способностей; воспитание интереса к речи как к особому объекту познания. То есть развитие связной речи в данной программе не предусмотрено.
Следует обратить особое внимание на программу «Из детства в отрочество», по которой работают многие учреждения под общим названием «Школа - сад», где дети плавно переходят к школьному обучению с 6 лет. Эти школы в основном платные, частные, или кооперативные.
Авторский коллектив данной программы, руководимый Дороновой Т. И., разложил равную ответственность за воспитание и образование детей между педагогами и родителями. Именно в данной программе уделяется особое внимание развитию связной речи [26. с. 107].
Связная речь — одно из ведущих направлений в процессе развития ребенка. Развитая связная речь позволяет ему осуществлять полноценное общение со сверстниками и взрослыми, дает возможность поделиться с ними накопленными впечатлениями, а также получить необходимую информацию. Связная речь существует в двух формах— диалоге и монологе. Обе формы отличаются друг от друга, но их объединяет единая природа происхождения — необходимость людей общаться друг с другом. Диалог и монолог неравномерно формируются в дошкольном возрасте и играют разную роль в жизни ребенка.
Монологическая речь — сложная форма речевого общения, развитие и становление которой требует от ребенка определенного уровня общего развития. Поэтому ребенок овладевает ею не сразу. Она развивается на базе диалога. Постепенно от диалога ребенок переходит к формам связной монологической речи: сначала появляются высказывания в виде повествования, затем — описание и уже в школе осваивается рассуждение. Монологические высказывания дошкольников 4—7 лет далеки от совершенства; они характеризуются сильным тяготением к диалогу. Часто для правильного понимания прослушанного необходимы дополнительные вопросы. Успешное овладение монологической речью подразумевает целенаправленное обучение, формирование определенных навыков построения связных высказываний.
Однако взрослым (воспитателям и родителям) следует помнить, что для ребенка дошкольного возраста первостепенное значение имеет овладение диалогической речью — необходимым условием полноценного социального развития ребенка. Развитый диалог позволяет ребенку легко входить в контакт как со взрослыми, так и со сверстниками. Дети достигают больших успехов в развитии диалогической речи в условиях социального благополучия, которое подразумевает, что окружающие их взрослые (в первую очередь семья) относятся к ним с чувством любви и уважения, а также когда взрослые считаются с ребенком, чутко прислушиваясь к его мнению, интересам, потребностям и т. д., когда взрослые не только говорят сами, но и умеют слушать своего ребенка, занимая позицию тактичного собеседника.
Все остальные программы, рассмотренные в книге Ерофеевой, носят более узкий характер, и могут рассматриваться только как прикладные: «ТРИЗ» (теория решения изобретательских задач), «Юный эколог», «Я - человек», «Дружные ребята», «Наследие», «Основы безопасности детей дошкольного возраста», «Дошкольник и экономика». Даже из названий видно, на что они нацелены.
Существенной частью социального опыта, подлежащего усвоению являются умения, необходимые для осуществления исторически сложившихся видов деятельности: игровые, интеллектуальные, трудовые, коммуникативные. Умения являются одной из самых важных категорий педагогики и психологии и рассматриваются как компоненты деятельности (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн).
В педагогике дошкольного детства широко распространен подход, согласно которому общение рассматривается как коммуникативная деятельность (М. И. Лисина, Т.А. Репина, А.Г. Рузская). Осуществление ее возможно в случае приобретения широкого круга коммуникативных умений.
Анализ психолого-
Показателями уровня сформированности коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста являются:
• понимание детьми необходимости и важности общения как средства удовлетворения своих потребностей в признании;
• инициативность и самостоятельность в общении;
• владение вербальными и невербальными средствами;
• соотнесенность и координация действий с партнерами по общению;
• оценка и самооценка результатов общения.
В существующей практике
Таким образом, анализ современных программ воспитания и образования дошкольников показывает, что следует придерживаться традиционных форм, методов и средств формирования связной речи, в то время как множество современных программ не содержат в себе такой цели, решая иные задачи, созвучные сегодняшнему дню.
Пожалуй, что программа «Дружные ребята» ближе к исследуемой в данной работе проблеме, и то там речь идет больше об усвоении детьми нравственных ценностей, общественной морали, о дружелюбии, о формировании начал дружбы. Поэтому на основании изучения различных программ для дошкольников можно сделать вывод, что программа формирования первоначальных навыков этикета у детей дошкольного возраста крайне необходима для дошкольных педагогов.
Выводы по первой главе:
1.Процесс
развития речи детей
2.Проблема
формирования основ этикета
А) Бычкова С.С. «Формирование умения общения со сверстниками у старших дошкольников»;
Б) Курочкина И. Н. «Этикет для детей и взрослых» , 2 части.
В) Богуславская Н. Я., Купина Н. А. «Веселый этикет».
3. Основные условия формирования этикета у дошкольников – это использование этикетных формул, этичного поведения и доброжелательности в повседневной действительности.
4. Как научить ребенка основным правилам вежливости, культурного поведения, как сформировать стремление вести себя достойно и приятно для окружающих, что и является основой этикета – это насущная проблема педагогов детского сада.
Отсюда
возникает проблема диагностики, или
констатации уровня развития этикета
в речи детей, и разработка на основе результатов
исследования формирующей этикет методики,
о чем и пойдет речь в следующей главе.
Глава 2. Аналитическое описание опытно-поисковой работы
по совершенствованию речевых этикетных умений у старших дошкольников
Опытно-поисковая работа по совершенствованию речевых этикетных умений у старших дошкольников проводилась в несколько этапов.
Информация о работе Развитие речевого этикета у детей дошкольного возраста