Развитие речевого этикета у детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 12:04, дипломная работа

Краткое описание

Во все века люди активно общались друг с другом. В разные эпохи существовали определенные формы общения, которые являлись символом принадлежности к тому или иному слою общества. Эти формы общения обобщенно называются этикетом, то есть представляют собой свод правил и норм поведения и общения. Существует целая классификация видов этикета: это придворный, международный, деловой этикет, и так далее.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития
речевых этикетных умений у старших дошкольников

8
1.1.Психолого-педагогические особенности развития культуры речи и общения у детей старшего дошкольного возраста
9
1.2.Понятие речевого этикета как формы общения 16
1.3. Условия формирования речевых этикетных умений у
дошкольников

27
1.4.Анализ программ воспитания и обучения
в детских дошкольных учреждениях

34
Глава 2. Аналитическое описание опытно–поисковой работы по совершенствованию речевых этикетных умений у старших дошкольников
45
2.1.Констатирующий этап опытно–поисковой работы 46
2.2.Формирующий этап опытно–поисковой работы 51
2.3. Описание и сравнительный анализ результатов
на контрольном этапе опытно–поисковой работы
54
Заключение 58
Список литературы

Файлы: 1 файл

ВКР испр Багичева.doc

— 652.50 Кб (Скачать)

     Ход занятия: При входе дети получают жетон с номером вагона (1, 2, 3, 4) и сразу же рассаживаются по своим вагонам. На доске: "Путешествие в Страну вежливости и доброты".

     Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами поговорим о таких человеческих качествах, как доброта и вежливость – ведь они неразделимы. Чтобы лучше запомнить слова доброты и вежливости, а так же ситуации, в которых нужно употреблять то или иное слово, давайте представим себе, что мы отправляемся в путешествие. Вы любите путешествовать? Конечно! Вот мы и посетим с вами необычную страну- страну Добра. Смотрите, перед вами карта этой страны. Давайте прочитаем, какие необычные остановки будут у нас: Народная мудрость, Ежели вы вежливы, Не попади впросак, В гостях у Буратино, Наш маленький театр. На каждой станции нас ждут приключения, а кое-где и испытания.

     Итак, поезд трогается с песней "Улыбка" (поётся один куплет с припевом) и прибывает на первую станцию "Народная мудрость".

     В народе всегда относились к доброте  по-особому. Есть даже такая пословица: "Доброе слово и кошке приятно". Это значит, что не только каждому из нас нравится, когда к нему относятся с добротой. Доброту понимают даже животные. Какие пословицы и поговорки о доброте вы знаете?

     Спеши делать добро. 
Добрые дела красят человека. 
Без добрых дел нет доброго имени.\ 
Жизнь дана на добрые дела. 
Учись доброму – дурное на ум не пойдёт. 
Про доброе дело говори смело. 
Худо жить без ласкового слова. 
Не мудрён привет, а сердце покоряет. 
Ласковое слово лучше мягкого пирога. 
Спасибо – великое дело. 
Доброе слово и кошке приятно.

     – Вы дали верные ответы, поэтому наш  маршрут лежит дальше, поехали!

     (Исполняется  2 куплет песни "Улыбка")

     – Следующая остановка на станции "Ежели вы вежливы". Посмотрим, насколько мы вежливы. А то, может, нас и в город не пустят? Если вежливо – хлопайте 2 раза. Если невежливо – 1 раз.

     – Поздороваться при встрече? 
– Толкнуть, не извиниться? 
– Помочь подняться упавшему? 
– Поднять упавшую вещь? 
– Не встать, обращаясь к учителю? 
– Взять билет в автобусе? 
– Не уступить старшему место в транспорте? 
– Не заметить недовольство мамы?

     Вопросы. (На каждый вагон по вопросу).

     - Как вы попросите передать на билет в автобусе?

     - Как вы будете прощаться, уходя из гостей?

     - Как вы будете просить о чём-то взрослого малознакомого человека?

     - Как вы будете обращаться к маме, папе, бабушке утром?

     Ежели вы вежливы 
В душе, а не для виду, 
В автобус вы поможете 
Взобраться инвалиду.

     Ежели вы вежливы, 
То, сидя на уроке, 
Не будете с товарищем 
Трещать, как две сороки.

     Ежели вы вежливы, 
Поможете вы маме 
И помощь ей предложите 
Без просьбы- то есть сами.

     Ежели вы вежливы, 
То в разговоре с тётей, 
И с бабушкой, и с дедушкой 
Вы их не перебьёте.

     Ежели вы вежливы, 
То вы в библиотеке 
Некрасова и Гоголя 
Возьмёте не навеки.

     Ежели вы вежливы, 
То книжечку вернёте 
В опрятном, не измазанном 
И целом переплёте.

     Ежели вы вежливы, 
Тому, кто послабее, 
Вы будете защитником, 
Пред сильным не робея.

     – Внимание! Внимание! Остановка по предупреждению. Поступил сигнал: пришло письмо, жители Страны Добра просят о чём-то. (Зачитывается письмо.)

     "Ребята! У нас беда!

     В стране захватила власть страшная царица Злобуля. Она замуровала в стенку все добрые слова, поступки, песни, стихи и музыку. Сделала своими приближёнными

жадность 
зависть 
грубость 
дерзость 
сплетни 
жестокость

     Теперь  у нас хмуро даже днём: дерутся, обижают все друг друга. Помогите нам исправить положение, чтобы  все снова стали добрыми, вежливыми, заботливыми".

     – Что будем делать, ребята? Давайте, превратим эти слова в слова, противоположные по значению. Я знаю, – у вас получится это волшебство.

щедрость 
добродушие 
нежность 
ласка 
вежливость 
внимательность 
предупредительность 
снисходительность 
правдивость 
жалость 
сочувствие

     – Изгнали мы царицу Злобулю, новой  царицей станет… (Дети придумывают имя.)

     В этой стране жители имеют фамилии  и корнем –добр-. Давайте придумаем им фамилии.(Добровы, Добрушины, Добрынины, Добрулькины и т. д.)

     – А теперь мы отправляемся в гости к Буратино и Мальвине.

     – Давайте послушаем, о чём же они  спорят и поможем им разобраться в ситуации.

     (Диалог между Буратино и Мальвиной.)

     Мальвина: Здравствуй, Буратино!

     Буратино: Здравствуй, Мальвина!

     Мальвина: Что это ты невесёлый сегодня? Может быть, задание не выполнил?

     Буратино: Плохо я справился с заданием.

     Мальвина: Почему?

     Буратино (злобно выкрикивает): Потому, что не умею себя сдерживать.

     Мальвина: А как ты думаешь, приятно ли людям с тобой говорить, когда ты такой сердитый?

     Буратино: Вот ещё! Кто не хочет, пусть со мной не разговаривает, плакать не буду.

     Мальвина: Буратино, ответь, пожалуйста, каким тоном ты разговариваешь?

     Буратино: Что значит – каким тоном? Обыкновенным!

     Мальвина: Подожди, Буратино, пусть ребята тебе подскажут, действительно ли у тебя обыкновенный тон. (Ребята высказывают свои мнения). Я заметила, что ты говоришь таким тоном не только с ребятами, но, к сожалению, и с папой Карло.

     Буратино: Не было этого, не было, не было…

     Мальвина: Ну вот, опять ты за своё. А когда ты говорил папе Карло: "Хочу мороженое, Хочу мороженое"– или: "Хочу в школу, хочу в школу"– разве это не было сказано капризным, недовольным тоном?

     Буратино: Может быть, я иногда и говорю немного громко или капризно. Зато я хороший товарищ, всем помогаю, люблю всех веселить. Только некоторые шуток не понимают. Вот вчера, например, иду и вижу: пьеро поскользнулся и как грохнется на землю. Я, конечно, начал смеяться и спросил у него: "Ну, как посадка прошла?"Он обиделся и почему-то ушёл: что я плохого ему сказал? Или вот учительница двойку ему за кляксу поставила, а я, чтобы утешить его, спел: "Клякса-вакса-гуталин, на носу горячий блин!"Что тут было! Он очень рассердился. А я ведь развеселить его хотел. Нехорошо он поступил, правда, ребята? (Выслушиваются ответы ребят).

     Мальвина: Я думаю, что ребята правильно тебе сказали: ты поступил плохо. Нужно всегда вначале подумать: не обидишь ли ты человека тем, что ему скажешь. Нужно следить за своими словами.

     Буратино: Я разве один так разговариваю? Да я, можно сказать, учусь у ребят. Вот они на меня нападают, объясняют, что правильно, что неправильно. А сами как разговаривают? Пусть скажут… А, замолчали? Потому что многие из них очень похожи на меня. Разве не так? Есть такие (переходит на шепот), что даже бранятся. Да, да, я сам слышал. Из-за мелочи называют друг друга грубыми словами, дразнятся, не уступают друг другу. А иногда смеются над неудачами товарищей! Давайте, ребята, не будем спорить, кто хуже или лучше себя ведёт, а просто все станем добрей. Хорошо я придумал, Мальвина?

     Мальвина: Это ты здорово придумал! Недаром в народе говорят: "Слово лечит, слово и ранит". Запомните это!

     – Следующая остановка "Наш маленький  театр". Мы смотрим спектакль по стихотворению Маршака "Вежливое слово".

Театр открывается! 
К началу всё готово! 
Билеты прелагаются 
За вежливое слово! 
В три часа открылась касса, 
Собралась народу масса. 
Даже ёжик пожилой 
Притащился чуть живой! 
– Подходите, ёжик, ёжик! 
– Вам билет в каком ряду? 
– Мне поближе, плохо вижу, 
Вот спасибо, ну, пойду!

     Говорит овечка: 
Мне одно местечко! 
Вот моё благодарю –  
Доброе словечко.

     Утка: 
Кряк! Первый ряд! 
Для меня и для ребят. 
И достала утка "Доброе утро",

     А олень: 
– "Добрый день". 
Если только вам не лень, 
Уважаемый кассир, 
Я бы очень попросил 
Мне, жене и дочке дайте 
Лучшие места. 
Вот моё "Пожалуйста". 
И вдруг, 
Отпихнув старух, 
Стариков, барсуков, бурундуков, 
Вдруг ворвался косолапый, 
Отдавил хвосты и лапы, 
Стукнул зайца пожилого: 
– Касса, выдай мне билет! 
– Ваше вежливое слово? 
– У меня такого нет. 
– Не получите билет. 
– Мне билет! 
Нет и нет! 
Не стучите, не кричите, 
До свидания, привет. 
Ничего кассир не дал. 
Косолапый зарыдал, 
И ушёл он со слезами, 
И ушёл к мохнатой маме. 
Мама шлёпнула слегка 
Косолапого сынка 
И достала из комода 
Очень вежливое слово, 
Что-то развернула и стряхнула, 
И чихнула и вздохнула: 
– Ах, слова какие были! 
И не мы ли их забыли? 
Изволь, позволь… 
Их давно уж съела моль. 
Бедные "пожалуйста"– 
Что от них осталося. 
Театр открывается! 
К началу всё готово! 
Билеты прелагаются 
За вежливое слово. 
Вот уже второй звонок. 
Медвежонок со всех ног 
Подбегает к кассе: 
– До свиданья. Здравствуйте. 
Доброй ночи! И рассвета! 
Замечательной зари! 
И кассир даёт билеты- 
Не один, а целых три. 
– С Новым годом! С новосельем! 
Разрешите вас обнять. 
И кассир даёт билеты, 
Не один, а целых пять. 
Поздравляю с днём рожденья! 
Приглашаю вас к себе. 
И кассир от восхищенья 
Постоял на голове. 
И кассиру всё под силу, 
Очень хочется запеть: 
"Очень, очень, очень, очень, 
Очень вежливый медведь". 
– Благодарен, извиняюсь! 
– Славный парень! 
– Я стараюсь! 
– Вот умница. 
Вот идёт медведица, 
И она волнуется 
И от счастья светится. 
– Здравствуйте, медведица! 
Знаете, медведица? 
Славный Миша, ваш сыниша, 
Даже нам не верится. 
– Почему не верится? – говорит медведица, 
Мой сыночек молодец. 
"До свидания!" 
КОНЕЦ!

     – А вы когда-нибудь бывали 
В городе Спасибоград, 
Где на вежливом бульваре 
Вежливо благодарят?

     В обиходе культурного человека всегда присутствуют вежливые слова. С их помощью  можно даже грустному человеку вернуть хорошее настроение. А что значит слово "здравствуйте"?

     "Здравствуйте!"Добрая ласковость слова 
Стерлась на нет в ежедневном привете, 
"Здравствуйте!"– это же "будьте здоровы", 
Это же "дольше живите на свете!"

     Следующая наша игра так и называется –  "Знаешь ли ты волшебные слова?" В этой волшебной стране растут цветы с волшебными словами. Их сердечки видны (на доске). А вот лепестки пока у вас столах. Давайте соберём эти слова. Первый цветок – слова приветствия; второй – слова прощания; третий – Слова просьбы и благодарности.

     (Дети, называя записанные слова, прикрепляют лепестки вокруг сердечка своего цветка.)

     – Ребята, а почему эти слова называют волшебными? Когда эти слова становятся действительно волшебными?

     Игра "Давайте говорить друг другу комплименты".

     Ребята, сегодня, вспомнив вежливые слова, мы посадили в Стране Доброты цветы. А теперь подумайте, какое настроение создало у вас это путешествие? Возьмите фломастер любого цвета и нарисуйте свой портрет в маленьком цветочке, что есть у каждого из вас. Давайте "посадим"эти ваши цветочные портреты в саду вежливости и доброты, чтобы любое общение с вами приносило людям праздничное настроение.

     А какие добрые дела сделали вы?

     (Ответы детей.)

     – Доброта, вежливость, радость создают  основу человеческого счастья. Человек, который делает добро другим, чувствует себя счастливым. Перед вами четыре ступеньки: несчастливый, счастливый, самый счастливый, очень счастливый. А в руках у вас модели человечков. Поместите своего человечка на ту ступень, каким человеком вы себя ощущаете. (Дети прикрепляют своих человечков на доску).

     Релаксационная пауза "Сердце доброты".

     – Представьте себе своё сердце, и  сколько оно может вместить любви и добра. Сложите обе руки возле груди, раскройте ладошки. Представьте на них столько любви, добра, добрых чувств, сколько может поместиться и приложите, переложите эти чувства в своё сердце, в свою душу. Вот сейчас вы все чувствуете свою любовь, она вас согревает, делает добрыми. Поделитесь своей любовью, добротой с другими. (Дети по очереди прикладывают ладошки друг к другу).

Информация о работе Развитие речевого этикета у детей дошкольного возраста