Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 12:04, дипломная работа
Во все века люди активно общались друг с другом. В разные эпохи существовали определенные формы общения, которые являлись символом принадлежности к тому или иному слою общества. Эти формы общения обобщенно называются этикетом, то есть представляют собой свод правил и норм поведения и общения. Существует целая классификация видов этикета: это придворный, международный, деловой этикет, и так далее.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития
речевых этикетных умений у старших дошкольников
8
1.1.Психолого-педагогические особенности развития культуры речи и общения у детей старшего дошкольного возраста
9
1.2.Понятие речевого этикета как формы общения 16
1.3. Условия формирования речевых этикетных умений у
дошкольников
27
1.4.Анализ программ воспитания и обучения
в детских дошкольных учреждениях
34
Глава 2. Аналитическое описание опытно–поисковой работы по совершенствованию речевых этикетных умений у старших дошкольников
45
2.1.Констатирующий этап опытно–поисковой работы 46
2.2.Формирующий этап опытно–поисковой работы 51
2.3. Описание и сравнительный анализ результатов
на контрольном этапе опытно–поисковой работы
54
Заключение 58
Список литературы
Ход занятия: При входе дети получают жетон с номером вагона (1, 2, 3, 4) и сразу же рассаживаются по своим вагонам. На доске: "Путешествие в Страну вежливости и доброты".
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами поговорим о таких человеческих качествах, как доброта и вежливость – ведь они неразделимы. Чтобы лучше запомнить слова доброты и вежливости, а так же ситуации, в которых нужно употреблять то или иное слово, давайте представим себе, что мы отправляемся в путешествие. Вы любите путешествовать? Конечно! Вот мы и посетим с вами необычную страну- страну Добра. Смотрите, перед вами карта этой страны. Давайте прочитаем, какие необычные остановки будут у нас: Народная мудрость, Ежели вы вежливы, Не попади впросак, В гостях у Буратино, Наш маленький театр. На каждой станции нас ждут приключения, а кое-где и испытания.
Итак, поезд трогается с песней "Улыбка" (поётся один куплет с припевом) и прибывает на первую станцию "Народная мудрость".
В народе всегда относились к доброте по-особому. Есть даже такая пословица: "Доброе слово и кошке приятно". Это значит, что не только каждому из нас нравится, когда к нему относятся с добротой. Доброту понимают даже животные. Какие пословицы и поговорки о доброте вы знаете?
Спеши
делать добро.
Добрые дела красят
человека.
Без добрых дел нет доброго
имени.\
Жизнь дана на добрые
дела.
Учись доброму – дурное
на ум не пойдёт.
Про доброе дело говори
смело.
Худо жить без ласкового
слова.
Не мудрён привет, а
сердце покоряет.
Ласковое слово лучше
мягкого пирога.
Спасибо – великое дело.
Доброе слово и кошке
приятно.
– Вы дали верные ответы, поэтому наш маршрут лежит дальше, поехали!
(Исполняется 2 куплет песни "Улыбка")
– Следующая остановка на станции "Ежели вы вежливы". Посмотрим, насколько мы вежливы. А то, может, нас и в город не пустят? Если вежливо – хлопайте 2 раза. Если невежливо – 1 раз.
–
Поздороваться при встрече?
– Толкнуть, не извиниться?
– Помочь подняться упавшему?
– Поднять упавшую вещь?
– Не встать, обращаясь к учителю?
– Взять билет в автобусе?
– Не уступить старшему место в транспорте?
– Не заметить недовольство мамы?
Вопросы. (На каждый вагон по вопросу).
- Как вы попросите передать на билет в автобусе?
- Как вы будете прощаться, уходя из гостей?
- Как вы будете просить о чём-то взрослого малознакомого человека?
- Как вы будете обращаться к маме, папе, бабушке утром?
Ежели
вы вежливы
В душе, а не для виду,
В автобус вы поможете
Взобраться инвалиду.
Ежели
вы вежливы,
То, сидя на уроке,
Не будете с товарищем
Трещать, как две сороки.
Ежели
вы вежливы,
Поможете вы маме
И помощь ей предложите
Без просьбы- то есть сами.
Ежели
вы вежливы,
То в разговоре с тётей,
И с бабушкой, и с дедушкой
Вы их не перебьёте.
Ежели
вы вежливы,
То вы в библиотеке
Некрасова и Гоголя
Возьмёте не навеки.
Ежели
вы вежливы,
То книжечку вернёте
В опрятном, не измазанном
И целом переплёте.
Ежели
вы вежливы,
Тому, кто послабее,
Вы будете защитником,
Пред сильным не робея.
– Внимание! Внимание! Остановка по предупреждению. Поступил сигнал: пришло письмо, жители Страны Добра просят о чём-то. (Зачитывается письмо.)
|
– Что будем делать, ребята? Давайте, превратим эти слова в слова, противоположные по значению. Я знаю, – у вас получится это волшебство.
щедрость
добродушие
нежность
ласка
вежливость
внимательность
предупредительность
снисходительность
правдивость
жалость
сочувствие
– Изгнали мы царицу Злобулю, новой царицей станет… (Дети придумывают имя.)
В этой стране жители имеют фамилии и корнем –добр-. Давайте придумаем им фамилии.(Добровы, Добрушины, Добрынины, Добрулькины и т. д.)
– А теперь мы отправляемся в гости к Буратино и Мальвине.
– Давайте послушаем, о чём же они спорят и поможем им разобраться в ситуации.
(Диалог между Буратино и Мальвиной.)
Мальвина: Здравствуй, Буратино!
Буратино: Здравствуй, Мальвина!
Мальвина: Что это ты невесёлый сегодня? Может быть, задание не выполнил?
Буратино: Плохо я справился с заданием.
Мальвина: Почему?
Буратино (злобно выкрикивает): Потому, что не умею себя сдерживать.
Мальвина: А как ты думаешь, приятно ли людям с тобой говорить, когда ты такой сердитый?
Буратино: Вот ещё! Кто не хочет, пусть со мной не разговаривает, плакать не буду.
Мальвина: Буратино, ответь, пожалуйста, каким тоном ты разговариваешь?
Буратино: Что значит – каким тоном? Обыкновенным!
Мальвина: Подожди, Буратино, пусть ребята тебе подскажут, действительно ли у тебя обыкновенный тон. (Ребята высказывают свои мнения). Я заметила, что ты говоришь таким тоном не только с ребятами, но, к сожалению, и с папой Карло.
Буратино: Не было этого, не было, не было…
Мальвина: Ну вот, опять ты за своё. А когда ты говорил папе Карло: "Хочу мороженое, Хочу мороженое"– или: "Хочу в школу, хочу в школу"– разве это не было сказано капризным, недовольным тоном?
Буратино: Может быть, я иногда и говорю немного громко или капризно. Зато я хороший товарищ, всем помогаю, люблю всех веселить. Только некоторые шуток не понимают. Вот вчера, например, иду и вижу: пьеро поскользнулся и как грохнется на землю. Я, конечно, начал смеяться и спросил у него: "Ну, как посадка прошла?"Он обиделся и почему-то ушёл: что я плохого ему сказал? Или вот учительница двойку ему за кляксу поставила, а я, чтобы утешить его, спел: "Клякса-вакса-гуталин, на носу горячий блин!"Что тут было! Он очень рассердился. А я ведь развеселить его хотел. Нехорошо он поступил, правда, ребята? (Выслушиваются ответы ребят).
Мальвина: Я думаю, что ребята правильно тебе сказали: ты поступил плохо. Нужно всегда вначале подумать: не обидишь ли ты человека тем, что ему скажешь. Нужно следить за своими словами.
Буратино: Я разве один так разговариваю? Да я, можно сказать, учусь у ребят. Вот они на меня нападают, объясняют, что правильно, что неправильно. А сами как разговаривают? Пусть скажут… А, замолчали? Потому что многие из них очень похожи на меня. Разве не так? Есть такие (переходит на шепот), что даже бранятся. Да, да, я сам слышал. Из-за мелочи называют друг друга грубыми словами, дразнятся, не уступают друг другу. А иногда смеются над неудачами товарищей! Давайте, ребята, не будем спорить, кто хуже или лучше себя ведёт, а просто все станем добрей. Хорошо я придумал, Мальвина?
Мальвина: Это ты здорово придумал! Недаром в народе говорят: "Слово лечит, слово и ранит". Запомните это!
– Следующая остановка "Наш маленький театр". Мы смотрим спектакль по стихотворению Маршака "Вежливое слово".
Театр открывается!
К началу всё готово!
Билеты прелагаются
За вежливое слово!
В три часа открылась касса,
Собралась народу масса.
Даже ёжик пожилой
Притащился чуть живой!
– Подходите, ёжик, ёжик!
– Вам билет в каком ряду?
– Мне поближе, плохо вижу,
Вот спасибо, ну, пойду!
Говорит
овечка:
Мне одно местечко!
Вот моё благодарю –
Доброе словечко.
Утка:
Кряк! Первый ряд!
Для меня и для ребят.
И достала утка "Доброе утро",
А
олень:
– "Добрый день".
Если только вам не лень,
Уважаемый кассир,
Я бы очень попросил
Мне, жене и дочке дайте
Лучшие места.
Вот моё "Пожалуйста".
И вдруг,
Отпихнув старух,
Стариков, барсуков, бурундуков,
Вдруг ворвался косолапый,
Отдавил хвосты и лапы,
Стукнул зайца пожилого:
– Касса, выдай мне билет!
– Ваше вежливое слово?
– У меня такого нет.
– Не получите билет.
– Мне билет!
Нет и нет!
Не стучите, не кричите,
До свидания, привет.
Ничего кассир не дал.
Косолапый зарыдал,
И ушёл он со слезами,
И ушёл к мохнатой маме.
Мама шлёпнула слегка
Косолапого сынка
И достала из комода
Очень вежливое слово,
Что-то развернула и стряхнула,
И чихнула и вздохнула:
– Ах, слова какие были!
И не мы ли их забыли?
Изволь, позволь…
Их давно уж съела моль.
Бедные "пожалуйста"–
Что от них осталося.
Театр открывается!
К началу всё готово!
Билеты прелагаются
За вежливое слово.
Вот уже второй звонок.
Медвежонок со всех ног
Подбегает к кассе:
– До свиданья. Здравствуйте.
Доброй ночи! И рассвета!
Замечательной зари!
И кассир даёт билеты-
Не один, а целых три.
– С Новым годом! С новосельем!
Разрешите вас обнять.
И кассир даёт билеты,
Не один, а целых пять.
Поздравляю с днём рожденья!
Приглашаю вас к себе.
И кассир от восхищенья
Постоял на голове.
И кассиру всё под силу,
Очень хочется запеть:
"Очень, очень, очень, очень,
Очень вежливый медведь".
– Благодарен, извиняюсь!
– Славный парень!
– Я стараюсь!
– Вот умница.
Вот идёт медведица,
И она волнуется
И от счастья светится.
– Здравствуйте, медведица!
Знаете, медведица?
Славный Миша, ваш сыниша,
Даже нам не верится.
– Почему не верится? – говорит медведица,
Мой сыночек молодец.
"До свидания!"
КОНЕЦ!
–
А вы когда-нибудь бывали
В городе Спасибоград,
Где на вежливом бульваре
Вежливо благодарят?
В обиходе культурного человека всегда присутствуют вежливые слова. С их помощью можно даже грустному человеку вернуть хорошее настроение. А что значит слово "здравствуйте"?
"Здравствуйте!"Добрая
ласковость слова
Стерлась на нет в ежедневном привете,
"Здравствуйте!"– это же "будьте
здоровы",
Это же "дольше живите на свете!"
Следующая наша игра так и называется – "Знаешь ли ты волшебные слова?" В этой волшебной стране растут цветы с волшебными словами. Их сердечки видны (на доске). А вот лепестки пока у вас столах. Давайте соберём эти слова. Первый цветок – слова приветствия; второй – слова прощания; третий – Слова просьбы и благодарности.
(Дети, называя записанные слова, прикрепляют лепестки вокруг сердечка своего цветка.)
– Ребята, а почему эти слова называют волшебными? Когда эти слова становятся действительно волшебными?
Игра "Давайте говорить друг другу комплименты".
Ребята, сегодня, вспомнив вежливые слова, мы посадили в Стране Доброты цветы. А теперь подумайте, какое настроение создало у вас это путешествие? Возьмите фломастер любого цвета и нарисуйте свой портрет в маленьком цветочке, что есть у каждого из вас. Давайте "посадим"эти ваши цветочные портреты в саду вежливости и доброты, чтобы любое общение с вами приносило людям праздничное настроение.
А какие добрые дела сделали вы?
(Ответы детей.)
– Доброта, вежливость, радость создают основу человеческого счастья. Человек, который делает добро другим, чувствует себя счастливым. Перед вами четыре ступеньки: несчастливый, счастливый, самый счастливый, очень счастливый. А в руках у вас модели человечков. Поместите своего человечка на ту ступень, каким человеком вы себя ощущаете. (Дети прикрепляют своих человечков на доску).
Релаксационная пауза "Сердце доброты".
– Представьте себе своё сердце, и сколько оно может вместить любви и добра. Сложите обе руки возле груди, раскройте ладошки. Представьте на них столько любви, добра, добрых чувств, сколько может поместиться и приложите, переложите эти чувства в своё сердце, в свою душу. Вот сейчас вы все чувствуете свою любовь, она вас согревает, делает добрыми. Поделитесь своей любовью, добротой с другими. (Дети по очереди прикладывают ладошки друг к другу).
Информация о работе Развитие речевого этикета у детей дошкольного возраста