Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 12:04, дипломная работа
Во все века люди активно общались друг с другом. В разные эпохи существовали определенные формы общения, которые являлись символом принадлежности к тому или иному слою общества. Эти формы общения обобщенно называются этикетом, то есть представляют собой свод правил и норм поведения и общения. Существует целая классификация видов этикета: это придворный, международный, деловой этикет, и так далее.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития
речевых этикетных умений у старших дошкольников
8
1.1.Психолого-педагогические особенности развития культуры речи и общения у детей старшего дошкольного возраста
9
1.2.Понятие речевого этикета как формы общения 16
1.3. Условия формирования речевых этикетных умений у
дошкольников
27
1.4.Анализ программ воспитания и обучения
в детских дошкольных учреждениях
34
Глава 2. Аналитическое описание опытно–поисковой работы по совершенствованию речевых этикетных умений у старших дошкольников
45
2.1.Констатирующий этап опытно–поисковой работы 46
2.2.Формирующий этап опытно–поисковой работы 51
2.3. Описание и сравнительный анализ результатов
на контрольном этапе опытно–поисковой работы
54
Заключение 58
Список литературы
(Заключительная часть.)
Добрым
быть совсем, совсем непросто
Не зависит доброта от роста.
Не зависит доброта от цвета,
Доброта не пряник, не конфета.
Только
надо, надо добрым быть,
И в беде друг друга не забыть.
И завертится земля быстрей
Если будем мы с тобой добрей.
Добрым
быть совсем, совсем не просто
Не зависит доброта от роста.
Доброта приносит людям радость
И взамен не требует награды.
Доброта
с годами не стареет,
Доброта от холода согреет,
Если доброта как солнце светит,
Радуются взрослые и дети.
Доброта
нужна всем людям,
Пусть побольше добрых будет.
Говорят не зря при встрече
"Добрый день"и "Добрый вечер".
И
не зря ведь есть у нас
Пожеланье "в добрый час".
Доброта она от века
Украшенье человека.
Клянёмся
вежливыми быть,
Всегда "Спасибо"говорить,
"Добрый день"и "До свидания".
Нет в мире лучше звания.
Клянёмся
добрыми мы быть
И лень, и грубость позабыть,
Учиться этикету,
Науку помнить эту.
Клянёмся
добрыми мы быть,
В борьбе со злом добро дарить,
Невеж разить мечом волшебным
И строгим словом, и целебным.
Клянёмся добрыми мы быть!
– ДОБРОТА – это стремление человека дать полное счастье всем людям, всему человечеству. ВЕЖЛИВОСТЬ – это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой.
Много добрых дел ждёт нас, но прежде мы должны вырасти настоящими людьми: добрыми, смелыми, отзывчивыми, вежливыми и весёлыми. А чтобы стать вежливыми, мы должны пользоваться волшебными словами, от которых становится теплее, радостнее.
Не только слова должны быть у нас добрыми, но и поступки такими, чтобы за них не приходилось краснеть ни нам, ни вашим родителям, ни друзьям. Надо стараться всегда и во всём быть полезными людям.
Мы
думаем, что никогда не исчезнут
с нашей земли настоящие
(Заканчивается путешествие песней "Дорога добра".)
Спроси
у жизни строго,
Какой идти дорогой,
Куда по свету белому
Отправиться с утра.
Иди за солнцем следом
Хоть этот путь неведом.
Иди мой друг, всегда иди
Дорогою добра.
Забудь
свои заботы,
Падения и взлёты,
Не хнычь, когда судьба
Себя ведёт не как сестра.
Но если с другом худо
Не уповай на чудо,
Спеши к нему
Всегда иди дорогою добра.
Ах,
сколько будет разных
Сомнений и соблазнов,
Не забывай, что эта жизнь
Не детская игра.
Ты прочь гони соблазны,
Усвой закон негласный,
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою добра.
(После исполнения песни дети получают в подарок воздушные шары в форме сердечка с написанными на них словами вежливости и доброты.)
В
завершение звучит песня "Маленькая
страна".
«Доброе слово лечит, а худое калечит»
(Правила этики)
Цель занятия: Познакомить детей с правилами этики, с тем, что словом можно воздействовать на чувства и поведение людей.
Ход занятия:
Педагог: Много-много лет назад, когда человек стал переделывать окружающий мир, делать его лучше, появилась культуру. И сразу же возникла необходимость в правилах взаимоотношений людей друг с другом.
Если человек делает только то, что ему захочется, не считаясь с окружающими, мы говорим о том, что он не соблюдает правила этики, или правила приличия. Таких людей не уважают, их не любят.
Нередко красивый внешне человек ведет себя грубо, неприлично. Такой человек никому не в радость. И, наоборот, есть не очень красивые, но очень добрые и вежливые люди. И вам хочется дружить с ними, быть похожими на них. Культурный человек никогда не станет кричать и оскорблять, потому что знает, что своим криком оскорбляет, прежде всего, себя. Существует много правил, с ними мы будем знакомиться на наших занятиях. Надо только твердо знать – всегда быть вежливым и доброжелательным к людям.
Педагог спрашивает детей, знают ли они, что с помощью слова можно творить чудеса. Существует пословица: «Доброе слово лечит, а худое калечит».
Об этом есть прекрасные русские сказки: «Морозко», «Привередница», «Дочь и падчерица».
Послушайте
сказку «Дочь и падчерица» и подумайте:
кому из героев сказки доброе слово
помогло, а кого худое искалечило.
«Дочь и падчерица»
Жил старик со старухою, и была у него дочь. Вот старуха-то померла, а старик обождал немного и женился на вдове, у которой была своя дочка. Плохое житье настало стариковой дочери. Мачеха была ненавистная, отдыху не дает старику:
– Вези свою дочь в лес, в землянку, там она больше напрядет. Что делать! Послушал мужик бабу – свез дочку в землянку, дал ей кремень, огниво да мешочек крупы и говорит:
– Вот тебе огоньку; огонек не переводи, кашу вари, а сама не зевай – сиди да пряди.
Пришла ночь. Красная девица затопила печь, заварила кашу; откуда ни возьмись, мышка – говорит:
– Девица, девица! Дай мне ложечку кашки!
– Ой, моя мышенька! Разговори мою скуку – я тебе дам не одну ложку, а досыта накормлю.
Наелась мышка и ушла. Ночью вломился медведь:
– Ну-ка, девица, туши огни да давай в жмурки играть.
Мышка вскарабкалась на плечо стариковой дочери, и шепчет ей на ушко:
– Не бойся, девица! Скажи: Давай! Потуши огонь да под печь полезай, а я за тебя стану бегать и в колокольчик звенеть.
Так и сделалось. Гоняется медведь за мышкой – не поймает. Стал реветь да поленьями бросать. Бросал-бросал, ни разу не попал, устал и молвил:
– Мастерица ты, девица, в жмурки играть! За то пришлю тебе утром стадо коней да воз серебра.
Наутро говорит баба:
– Поезжай, старик, проведай-ка дочь, что напряла она за ночь. Уехал старик, а баба сидит да ждет: как-то дочерние косточки привезет. Пришло время старику ворочаться, а собака:
– Тяф-тяф-тяф! Со стариком дочка едет, стадо коней гонит, воз серебра везет.
– Врешь, мерзкая собачонка! Это в кузове косточки гремят!
Вот ворота заскрипели, кони во двор вбежали, а дочка с отцом на возу сидят: полон воз серебра. У бабы от жадности глаза загорелись.
– Экая важность! – кричит. – Повези-ка мою дочку в лес; моя дочка два стада коней пригонит, два воза серебра притащит.
Повез мужик и Бабину дочь в землянку; дал ей кремень, огниво, мешочек круп и оставил одну. Об вечеру заварила она кашу. Прибежала мышка и просит:
– Наташка! Наташка! Сладка ль твоя кашка? Дай хоть ложечку!
– Ишь какая! – закричала Наташка и швырнула в нее ложкой.
Мышка убежала, а Наташка знай себе уписывает одна кашу. Съела полный горшок, огни задула, прилегла в углу и заснула. Пришла полночь, вломился медведь и говорит:
– Эй, где ты, девица? Давай в жмурки играть.
Девица испугалась, молчит, только со страху зубами стучит.
– А, ты вот где! На колокольчик, бегай, а я буду ловить.
Взяла колокольчик, рука дрожит, колокольчик бесперечь звонит, а мышка приговаривает:
– Злой девице живой не быть!
Медведь бросился ловить бабину дочку и, как только изловил ее, сейчас задушил и съел. Наутро шлет баба старика в лес:
– Ступай! Моя дочка два воза привезет, два табуна пригонит.
Мужик уехал, а баба за воротами ждет. Вот прибежала собачка:
– Тяф-тяф-тяф! Не бывать домой Бабиной дочери, старик на пустом возу сидит, костьми в кузове гремит!
– Врешь ты, мерзкая собачонка! То моя дочка едет, стада гонит, возы везет. На, скушай блин да говори: Бабину дочь в злате, в серебре привезут, а стариковой женихи не возьмут!
Собачка съела блин и залаяла:
– Тяф-тяф-тяф! Старикову дочь замуж отдадут, а бабиной в кузове косточки привезут.
Что ни делала баба с собачкой: и блины ей давала, и била ее, – она знай свое твердит… Глядь, а старик у ворот, жене кузов подает; баба кузов открыла, глянула на косточки и завыла, да так разозлилась, что с горя и злости на другой же день померла. Старик выдал свою дочь замуж за хорошего жениха, и стали они жить-поживать да добра наживать.
Вопросы:
«Мы встречаем гостей»
(Правила
речевого поведения при
Цель: Учить детей быть вежливыми, упражнять в употреблении вежливых слов, в умении правильно, вежливо поступать в разных ситуациях.
Ход занятия:
Есть не очень красивые, но очень вежливые, добрые люди. И вам с ними хочется общаться.
Я знаю одного такого героя, который одет в поношенный голубой кафтан, на голове старая потертая шляпа и внешне он непривлекателен, но, прожив на свете один день, стал вежливым.
Хотите узнать, кто это? Тогда слушайте. (Чтение главы «Страшила» из книги А. Волкова «Волшебник Изумрудного города»).
Вопросы:
Игры и задания: К вам в группу пришла незнакомая воспитательница посмотреть, как вы занимаетесь. Что вы будете делать? (скажем: «Здравствуйте», принесем стул и скажем: «Садитесь, пожалуйста»).
Как вы думаете, что будет чувствовать эта воспитательница после ваших слов? (она будет радоваться и улыбаться вам, потому что она увидит, какие вы вежливые и как вы внимательны к ней).
Разыгрывание сценки: Кто-то из детей по желанию изображает воспитателя, который приходит в гости.
Информация о работе Развитие речевого этикета у детей дошкольного возраста