Развитие речевого этикета у детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 12:04, дипломная работа

Краткое описание

Во все века люди активно общались друг с другом. В разные эпохи существовали определенные формы общения, которые являлись символом принадлежности к тому или иному слою общества. Эти формы общения обобщенно называются этикетом, то есть представляют собой свод правил и норм поведения и общения. Существует целая классификация видов этикета: это придворный, международный, деловой этикет, и так далее.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития
речевых этикетных умений у старших дошкольников

8
1.1.Психолого-педагогические особенности развития культуры речи и общения у детей старшего дошкольного возраста
9
1.2.Понятие речевого этикета как формы общения 16
1.3. Условия формирования речевых этикетных умений у
дошкольников

27
1.4.Анализ программ воспитания и обучения
в детских дошкольных учреждениях

34
Глава 2. Аналитическое описание опытно–поисковой работы по совершенствованию речевых этикетных умений у старших дошкольников
45
2.1.Констатирующий этап опытно–поисковой работы 46
2.2.Формирующий этап опытно–поисковой работы 51
2.3. Описание и сравнительный анализ результатов
на контрольном этапе опытно–поисковой работы
54
Заключение 58
Список литературы

Файлы: 1 файл

ВКР испр Багичева.doc

— 652.50 Кб (Скачать)

     (Заключительная  часть.)

     Добрым  быть совсем, совсем непросто 
Не зависит доброта от роста. 
Не зависит доброта от цвета, 
Доброта не пряник, не конфета.

     Только  надо, надо добрым быть, 
И в беде друг друга не забыть. 
И завертится земля быстрей 
Если будем мы с тобой добрей.

     Добрым  быть совсем, совсем не просто 
Не зависит доброта от роста. 
Доброта приносит людям радость 
И взамен не требует награды.

     Доброта с годами не стареет, 
Доброта от холода согреет, 
Если доброта как солнце светит, 
Радуются взрослые и дети.

     Доброта нужна всем людям, 
Пусть побольше добрых будет. 
Говорят не зря при встрече 
"Добрый день"и "Добрый вечер".

     И не зря ведь есть у нас 
Пожеланье "в добрый час". 
Доброта она от века 
Украшенье человека.

     Клянёмся  вежливыми быть, 
Всегда "Спасибо"говорить, 
"Добрый день"и "До свидания". 
Нет в мире лучше звания.

     Клянёмся  добрыми мы быть 
И лень, и грубость позабыть, 
Учиться этикету, 
Науку помнить эту.

     Клянёмся  добрыми мы быть, 
В борьбе со злом добро дарить, 
Невеж разить мечом волшебным 
И строгим словом, и целебным. 
Клянёмся добрыми мы быть!

     – ДОБРОТА – это стремление человека дать полное счастье всем людям, всему человечеству. ВЕЖЛИВОСТЬ – это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой.

     Много добрых дел ждёт нас, но прежде мы должны вырасти настоящими людьми: добрыми, смелыми, отзывчивыми, вежливыми и весёлыми. А чтобы стать вежливыми, мы должны пользоваться волшебными словами, от которых становится теплее, радостнее.

     Не  только слова должны быть у нас  добрыми, но и поступки такими, чтобы  за них не приходилось краснеть ни нам, ни вашим родителям, ни друзьям. Надо стараться всегда и во всём быть полезными людям.

     Мы  думаем, что никогда не исчезнут с нашей земли настоящие друзья, мужественные и благородные люди, способные всегда прийти на помощь, защитить слабого, люди сильные, смелые и благородные.

     (Заканчивается путешествие песней "Дорога добра".)

     Спроси  у жизни строго, 
Какой идти дорогой, 
Куда по свету белому 
Отправиться с утра. 
Иди за солнцем следом 
Хоть этот путь неведом. 
Иди мой друг, всегда иди 
Дорогою добра.

     Забудь  свои заботы, 
Падения и взлёты, 
Не хнычь, когда судьба 
Себя ведёт не как сестра. 
Но если с другом худо 
Не уповай на чудо, 
Спеши к нему 
Всегда иди дорогою добра.

     Ах, сколько будет разных 
Сомнений и соблазнов, 
Не забывай, что эта жизнь 
Не детская игра. 
Ты прочь гони соблазны, 
Усвой закон негласный, 
Иди, мой друг, всегда иди 
Дорогою добра.

     (После исполнения песни дети получают в подарок воздушные шары в форме сердечка с написанными на них словами вежливости и доброты.)

     В завершение звучит песня "Маленькая страна". 
 
 
 
 
 
 
 

     «Доброе слово лечит, а худое калечит»

     (Правила  этики)

     Цель занятия: Познакомить детей с правилами этики, с тем, что словом можно воздействовать на чувства и поведение людей.

   Ход занятия:

   Педагог: Много-много лет назад, когда человек  стал переделывать окружающий мир, делать его лучше, появилась культуру. И сразу же возникла необходимость в правилах взаимоотношений людей друг с другом.

   Если  человек делает только то, что ему  захочется, не считаясь с окружающими, мы говорим о том, что он не соблюдает правила этики, или правила приличия. Таких людей не уважают, их не любят.

   Нередко красивый внешне человек ведет себя грубо, неприлично. Такой человек никому не в радость. И, наоборот, есть не очень красивые, но очень добрые и вежливые люди. И вам хочется дружить с ними, быть похожими на них. Культурный человек никогда не станет кричать и оскорблять, потому что знает, что своим криком оскорбляет, прежде всего, себя. Существует много правил, с ними мы будем знакомиться на наших занятиях. Надо только твердо знать – всегда быть вежливым и доброжелательным к людям.

   Педагог спрашивает детей, знают ли они, что  с помощью слова можно творить чудеса. Существует пословица: «Доброе слово лечит, а худое калечит».

   Об  этом есть прекрасные русские сказки: «Морозко», «Привередница», «Дочь и падчерица».

   Послушайте  сказку «Дочь и падчерица» и подумайте: кому из героев сказки доброе слово  помогло, а кого худое искалечило. 

   «Дочь и падчерица»

   Жил старик со старухою, и была у него дочь. Вот старуха-то померла, а старик обождал немного и женился на вдове, у которой была своя дочка. Плохое житье настало стариковой дочери. Мачеха была ненавистная, отдыху не дает старику:

   – Вези свою дочь в лес, в землянку, там она больше напрядет. Что делать! Послушал мужик бабу – свез дочку  в землянку, дал ей кремень, огниво да мешочек крупы и говорит:

   – Вот тебе огоньку; огонек не переводи, кашу вари, а сама не зевай – сиди да пряди.

   Пришла  ночь. Красная девица затопила печь, заварила кашу; откуда ни возьмись, мышка – говорит:

   – Девица, девица! Дай мне ложечку  кашки!

   – Ой, моя мышенька! Разговори мою  скуку – я тебе дам не одну ложку, а досыта накормлю.

   Наелась мышка и ушла. Ночью вломился медведь:

   – Ну-ка, девица, туши огни да давай в  жмурки играть.

   Мышка вскарабкалась на плечо стариковой дочери, и шепчет ей на ушко:

   – Не бойся, девица! Скажи: Давай! Потуши огонь да под печь полезай, а я  за тебя стану бегать и в колокольчик  звенеть.

   Так и сделалось. Гоняется медведь за мышкой – не поймает. Стал реветь да поленьями бросать. Бросал-бросал, ни разу не попал, устал и молвил:

   – Мастерица ты, девица, в жмурки играть! За то пришлю тебе утром стадо коней да воз серебра.

   Наутро  говорит баба:

   – Поезжай, старик, проведай-ка дочь, что  напряла она за ночь. Уехал старик, а баба сидит да ждет: как-то дочерние косточки привезет. Пришло время старику ворочаться, а собака:

   – Тяф-тяф-тяф! Со стариком дочка едет, стадо коней гонит, воз серебра  везет.

   – Врешь, мерзкая собачонка! Это в  кузове косточки гремят!

   Вот ворота заскрипели, кони во двор вбежали, а дочка с отцом на возу сидят: полон воз серебра. У бабы от жадности глаза загорелись.

   – Экая важность! – кричит. – Повези-ка мою дочку в лес; моя дочка  два стада коней пригонит, два воза серебра притащит.

   Повез мужик и Бабину дочь в землянку; дал ей кремень, огниво, мешочек круп и оставил одну. Об вечеру заварила она кашу. Прибежала мышка и просит:

   – Наташка! Наташка! Сладка ль твоя кашка? Дай хоть ложечку!

   – Ишь какая! – закричала Наташка  и швырнула в нее ложкой.

   Мышка убежала, а Наташка знай себе уписывает  одна кашу. Съела полный горшок, огни задула, прилегла в углу и заснула. Пришла полночь, вломился медведь и говорит:

   – Эй, где ты, девица? Давай в жмурки играть.

   Девица  испугалась, молчит, только со страху зубами стучит.

   – А, ты вот где! На колокольчик, бегай, а я буду ловить.

   Взяла колокольчик, рука дрожит, колокольчик бесперечь звонит, а мышка приговаривает:

   – Злой девице живой не быть!

   Медведь бросился ловить бабину дочку и, как  только изловил ее, сейчас задушил и съел. Наутро шлет баба старика в лес:

   – Ступай! Моя дочка два воза привезет, два табуна пригонит.

   Мужик уехал, а баба за воротами ждет. Вот  прибежала собачка:

   – Тяф-тяф-тяф! Не бывать домой Бабиной  дочери, старик на пустом возу сидит, костьми  в кузове гремит!

   – Врешь ты, мерзкая собачонка! То моя  дочка едет, стада гонит, возы везет. На, скушай блин да говори: Бабину дочь в злате, в серебре привезут, а стариковой женихи не возьмут!

   Собачка съела блин и залаяла:

   – Тяф-тяф-тяф! Старикову дочь замуж  отдадут, а бабиной в кузове косточки привезут.

   Что ни делала баба с собачкой: и блины ей давала, и била ее, – она знай свое твердит… Глядь, а старик у ворот, жене кузов подает; баба кузов открыла, глянула на косточки и завыла, да так разозлилась, что с горя и злости на другой же день померла. Старик выдал свою дочь замуж за хорошего жениха, и стали они жить-поживать да добра наживать.

   Вопросы:

  • Кому из героев доброе слово помогло выжить? (падчерице)
  • Кого худое слово сгубило? (дочку Наташку)
  • Как она разговаривала с мышкой? (грубо)
  • Вспомните, какими словами она ответила мышке?
  • Что произошло с дочкой? Почему?
  • Кого вы больше всего уважаете в сказке? За что?
  • Кому бы в первую очередь вы хотели помочь? Как?
  • Что бы вы сказали Наташе, если бы она была в вашей группе?
 
 

     
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   «Мы встречаем гостей»

   (Правила  речевого поведения при встрече  с незнакомыми людьми)

   Цель: Учить детей быть вежливыми, упражнять в употреблении вежливых слов, в умении правильно, вежливо поступать в разных ситуациях.

   Ход занятия:

   Есть  не очень красивые, но очень вежливые, добрые люди. И вам с ними хочется общаться.

   Я знаю одного такого героя, который одет в поношенный голубой кафтан, на голове старая потертая шляпа и внешне он непривлекателен, но, прожив на свете один день, стал вежливым.

   Хотите  узнать, кто это? Тогда слушайте. (Чтение главы «Страшила» из книги А. Волкова «Волшебник Изумрудного города»).

   Вопросы:

  • Как звали вежливого героя? (Страшила)
  • Почему его так назвали?
  • Понравился вам этот герой? Почему?
  • Как он приветствовал девочку? («Добрый день»)
  • Что он спросил у Элли? («Как ты поживаешь?»)
  • Почему Тотошка обиделся на Страшилу? ( Потому что тот забыл поздороваться с ним).
  • Как поприветствовал Тотошку Страшила? (Ах, виноват, виноват! - извинился Страшила и пожал песику лапу. Честь имею представиться: Страшила!)
  • Какие еще вежливые слова употреблял в своей речи Страшила7 (Спасибо, чрезвычайно признателен, спокойной ночи, извините, здравствуйте)
  • Скажите, пожалуйста, а Элли и Страшила были знакомы? (нет, они встретились первый раз)
  • Какие правила речевого этикета использовал Страшила при встрече с Элли? (говорил вежливым тоном, использовал в речи «волшебные слова)
 

   Игры  и задания: К вам в группу пришла незнакомая воспитательница посмотреть, как вы занимаетесь. Что вы будете делать? (скажем: «Здравствуйте», принесем стул и скажем: «Садитесь, пожалуйста»).

   Как вы думаете, что будет чувствовать эта воспитательница после ваших слов? (она будет радоваться и улыбаться вам, потому что она увидит, какие вы вежливые и как вы внимательны к ней).

   Разыгрывание  сценки: Кто-то из детей по желанию  изображает воспитателя, который приходит в гости.

Информация о работе Развитие речевого этикета у детей дошкольного возраста