Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 12:04, дипломная работа
Во все века люди активно общались друг с другом. В разные эпохи существовали определенные формы общения, которые являлись символом принадлежности к тому или иному слою общества. Эти формы общения обобщенно называются этикетом, то есть представляют собой свод правил и норм поведения и общения. Существует целая классификация видов этикета: это придворный, международный, деловой этикет, и так далее.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития
речевых этикетных умений у старших дошкольников
8
1.1.Психолого-педагогические особенности развития культуры речи и общения у детей старшего дошкольного возраста
9
1.2.Понятие речевого этикета как формы общения 16
1.3. Условия формирования речевых этикетных умений у
дошкольников
27
1.4.Анализ программ воспитания и обучения
в детских дошкольных учреждениях
34
Глава 2. Аналитическое описание опытно–поисковой работы по совершенствованию речевых этикетных умений у старших дошкольников
45
2.1.Констатирующий этап опытно–поисковой работы 46
2.2.Формирующий этап опытно–поисковой работы 51
2.3. Описание и сравнительный анализ результатов
на контрольном этапе опытно–поисковой работы
54
Заключение 58
Список литературы
–
Что можно сказать? (Подвести детей
к вариантам приветствий. При
приветствии можно сказать не только «Здравствуйте»,
но и «Доброе утор», «Добрый вечер», «Мы
рады вас видеть» и др.)
«Мы ходим в гости»
(Правила речевого поведения в гостях)
Цель: Формировать правила поведения в гостях. Вырабатывать навык вежливости, познакомить с вариантами приветствия и прощания.
Ход занятия:
– Доброе утро, дети. Любите ли вы ходить в гости?
Надо уметь вести себя в гостях, быть вежливым. Сегодня мы поиграем в «гостей».
Перед началом игры дети подготовительной группы покажут вам отрывок из сказки С.Я. Маршака «Кошкин дом». Сказка вам подскажет, как надо вести себя в гостях.
Вопросы:
Игры и задания:
Перед игрой в «гости» выбираем считалкой, кто будет хозяином и хозяйкой. В роли гостей – все остальные дети и педагог. Он тактично подсказывает и гостям, и хозяевам о правилах речевого поведения.
Перед игрой – повторить правила:
–
Как надо вести себя в гостях?
(не забывать приветствовать, вести
себя культурно, не забывать про «волшебные
слова, при уходе из гостей прощаться).
«Мы оказываем помощь»
(Правила
речевого поведения при
Цель: Формировать доброе, уважительное отношение друг к другу. Объяснять, кто такой истинно вежливый человек – это тот, кто не только знает «волшебные» слова, но и всегда делает приятное другим людям.
Ход занятия:
Специально подготовленный ребенок из младшей группы приходит к старшим детям; на специальном столике лежат грязные доски для лепки. Малыш просит о помощи.
– Мне дали задание вычистить эти доски, у нас завтра занятие.
– Как вы думаете, он один сможет быстро это сделать?
– А кто бы мог ему помочь?
– Как ты попросишь о помощи своих товарищей?
– Почему ты соглашаешься помочь ему?- Какие слова ты при этом использовал в своей речи?
Я знаю одного героя, которому тоже пришлось обращаться за помощью. Вы его все знаете и быстро отгадаете, как его зовут, когда я начну вам читать сказку.
Чтение главы «Глупые звери» из сказки К.И. Чуковского «Доктор Айболит».
Вопросы:
Игры и задания:
– Какими словами пользуетесь вы, когда просите о помощи?
У
тебя не получается застегнуть на сапогах
молнию. Как ты обратишься за помощью
к воспитателю? Что и как ты скажешь?
Игра «Волшебные витамины»
Доктор Айболит лечит зверей витаминами, И мы с вами поможем Айболиту, наполним эту баночку «волшебными витаминами», чтобы он смог лечить больных зверей.
Правило такое: вы берете витаминку, а чтобы она стала «волшебной», надо сказать вежливо, как вы просите о помощи и положить в баночку. Она будет «волшебной», если вы произнесете эти слова вежливо. А сейчас все закройте глаза и подумайте, у кого вы хотели бы попросить помощи.
После
занятия дети помогают малышу чистить
доски для лепки.
«Мы оказываем помощь другу»
(Правила
речевого поведения при
Цель: Упражнять в употреблении вежливых слов, воспитывать у детей вежливость. Показать, как вежливо обращаться с просьбой к своему другу, к окружающим. Приучать детей выполнять правила речевого поведения.
Ход занятия:
В зале атрибуты: печка, яблонька, имитация речки.
Вопросы:
Надо уметь предлагать свою помощь.
Сказка закончилась благополучно.
Игра «Волшебное яблоко» – использование наглядного пособия «Волшебные слова» (смотри Приложение № 1).
Правила:
дети встают в круг, передают по кругу
яблоко и называют свое или изображенное
на картинке «вежливое» слово.
«Баба-Яга и Машенька»
Жили-были старик со старухою, была у них внучка – Машенька. Пошли как-то девки в лес за ягодами, зашли за Машенькой. Не пускала бабка в лес Машеньку, потому что была внучка ма-а-хонькая, неразумная. Но подружки очень попросили бабку, и она согласилась, отпустила внучку в лес.
Ходили, ходили девки по лесу, а Машенька отстала от них и заблудилась. Искали они Машеньку, кричали, но она не откликнулась.
Долго ходила девочка по лесу и напала на один дом, а в доме жила Яга злая. Пригласила она Машеньку: – Пойдем ко мне. Зашла Машенька в дом, а злая Яга заставила качать себя в колоде (колода – бревно с выдолбленной серединой). Долго качала Машенька Ягу, и уснула Яга. Вышла девочка под окошко, сидит, плачет.
Видит – идет баран, бок разодран. Машенька спрашивает:
– Что с тобой, барашек?
– Волк хотел загрызть, да я убежал от него, – отвечает баран, – вот бок только разодрал, болит очень.
– Дай я помогу тебе.
Сорвала Машенька травки лечебной, приложила к боку, завязала своим платочком.
– Спасибо, Машенька, – поблагодарил баран. – А почему ты плакала?
– Как мне не плакать? Меня Яга заставила качать ее в колоде.
– Садись, – говорит баран, – на меня, коли жизнь дорога.
Села Машенька на него, и поехали они. Привез баран внучку к бабушке. А бабушка больно рада была.
А Яга
осталась жить в своем дому в лесу
одна, как прежде.
Вопросы:
Вспомнить мышку из сказки «Гуси-лебеди».
Был ослик очень вежливый,
Воспитанный он был.
Всем улыбался, кланялся
И «здравствуй» говорил.
Потом он отходил на шаг
И говорил:
– Тюлень – тюфяк,
А заяц – трус,
А лев – дурак,
А
слон – обжора и толстяк.
Вежливый, воспитанный ребенок всегда старается сделать приятное другим людям, помочь им, умеет вести себя культурно не только в присутствии взрослых.
Игры и задания:
Затем игра – драматизация по сказке З. Мошковской «Вежливое слово».
– Слушая сказку, посчитайте, сколько билетов получили звери в кассе за вежливые слова. За какие именно слова? Какие из этих слов показались необычными?
Подводим итог:
–
Кто из вас может объяснить, что
значит быть вежливым?
«Вежливый кролик»
Цель занятия: Вызвать у детей желание быть вежливым.
Ход занятия:
Вносим игрушку – кролика. Спрашиваем у детей:
– Хотите послушать сказку про кролика?
Сказка называется «Вежливый кролик».
Читается сказка.
«Вежливый кролик»
Жил-был Кролик, очень скромный и вежливый. Однажды шел он домой и вдруг увидел Лисицу. Она возвращалась в лес, ей не удалось стащить курицу с крестьянского двора, и она была голодна и сердита.
Кролик очень испугался. Бежать, но куда? Он опрометью бросился к пещере. Кролик не знал, что там его поджидала другая грозная опасность – в пещере жила Змея. Кролик, однако, был хорошо воспитан и знал, что без разрешения в чужой дом входить не полагается.
Информация о работе Развитие речевого этикета у детей дошкольного возраста