Развитие речевого этикета у детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 12:04, дипломная работа

Краткое описание

Во все века люди активно общались друг с другом. В разные эпохи существовали определенные формы общения, которые являлись символом принадлежности к тому или иному слою общества. Эти формы общения обобщенно называются этикетом, то есть представляют собой свод правил и норм поведения и общения. Существует целая классификация видов этикета: это придворный, международный, деловой этикет, и так далее.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития
речевых этикетных умений у старших дошкольников

8
1.1.Психолого-педагогические особенности развития культуры речи и общения у детей старшего дошкольного возраста
9
1.2.Понятие речевого этикета как формы общения 16
1.3. Условия формирования речевых этикетных умений у
дошкольников

27
1.4.Анализ программ воспитания и обучения
в детских дошкольных учреждениях

34
Глава 2. Аналитическое описание опытно–поисковой работы по совершенствованию речевых этикетных умений у старших дошкольников
45
2.1.Констатирующий этап опытно–поисковой работы 46
2.2.Формирующий этап опытно–поисковой работы 51
2.3. Описание и сравнительный анализ результатов
на контрольном этапе опытно–поисковой работы
54
Заключение 58
Список литературы

Файлы: 1 файл

ВКР испр Багичева.doc

— 652.50 Кб (Скачать)

   – Что можно сказать? (Подвести детей  к вариантам приветствий. При  приветствии можно сказать не только «Здравствуйте», но и «Доброе утор», «Добрый вечер», «Мы рады вас видеть» и др.) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   «Мы ходим в гости»

   (Правила  речевого поведения в гостях)

   Цель: Формировать правила поведения в гостях. Вырабатывать навык вежливости, познакомить с вариантами приветствия и прощания.

   Ход занятия:

   – Доброе утро, дети. Любите ли вы ходить в гости?

   Надо  уметь вести себя в гостях, быть вежливым. Сегодня мы поиграем в «гостей».

   Перед началом игры дети подготовительной группы покажут вам отрывок из сказки С.Я. Маршака «Кошкин дом». Сказка вам подскажет, как надо вести себя в гостях.

   Вопросы:

  • Кто в роли хозяйки и хозяина?
  • Как приветствовали гости и хозяева друг друга («Мое почтение», «Привет», «Здорово»)
  • Как еще можно поприветствовать? («Здравствуйте», «Добрый вечер», «Я рада вас видеть» и др.)
  • Кто пришел в гости? (Козел, Коза, Петух, Курица)
  • Как вы считаете, все ли герои сказки культурно вели себя в гостях? (нет)
  • Почему вы так думаете? (Коза собралась есть стул; Коза, Свинья и Курица начинают спорить в гостях; Коза обращается невежливо: «Слушай, дурень»)
  • Как прощались гости? («Прощай хозяюшка», «Я от души благодарю», «Прощайте», «До свидания», «Спасибо за компанию»)
  • А можно прощаться еще по-другому («До завтра», «До встречи», «Всего доброго», «Доброй ночи», «Всего хорошего»)

Игры  и задания:

   Перед игрой в «гости» выбираем считалкой, кто будет хозяином и хозяйкой. В роли гостей – все остальные дети и педагог. Он тактично подсказывает и гостям, и хозяевам о правилах речевого поведения.

   Перед игрой – повторить правила:

   – Как надо вести себя в гостях? (не забывать приветствовать, вести  себя культурно, не забывать про «волшебные слова, при уходе из гостей прощаться). 
 
 
 
 
 
 

   «Мы оказываем помощь»

   (Правила  речевого поведения при оказании  помощи) 

   Цель: Формировать доброе, уважительное отношение друг к другу. Объяснять, кто такой истинно вежливый человек – это тот, кто не только знает «волшебные» слова, но и всегда делает приятное другим людям.

   Ход занятия:

   Специально  подготовленный ребенок из младшей  группы приходит к старшим детям; на специальном столике лежат грязные доски для лепки. Малыш просит о помощи.

   – Мне дали задание вычистить эти доски, у нас завтра занятие.

   – Как вы думаете, он один сможет быстро это сделать?

   – А кто бы мог ему помочь?

   – Как ты попросишь о помощи своих  товарищей?

   – Почему ты соглашаешься помочь ему?- Какие  слова ты при этом использовал в своей речи?

   Я знаю одного героя, которому тоже пришлось обращаться за помощью. Вы его все знаете и быстро отгадаете, как его зовут, когда я начну вам читать сказку.

   Чтение  главы «Глупые звери» из сказки К.И. Чуковского «Доктор Айболит».

   Вопросы:

  • Почему доктору Айболиту пришлось обратиться за помощью (больных много, а он один).
  • Как он попросил?
  • Как ему ответили?
  • Что же произошло с детенышами животных?
  • Почему автор назвал главу «Глупые звери»?
  • Как они исправили свою ошибку?
  • Какие слова использовали при этом?
  • Как поступил доктор?
  • Как можно назвать доктора Айболита?

Игры  и задания:

   – Какими словами пользуетесь вы, когда  просите о помощи?

   У тебя не получается застегнуть на сапогах  молнию. Как ты обратишься за помощью к воспитателю? Что и как ты скажешь? 
 
 

Игра «Волшебные витамины»

   Доктор  Айболит лечит зверей витаминами, И мы с вами поможем Айболиту, наполним эту баночку «волшебными витаминами», чтобы он смог лечить больных зверей.

   Правило такое: вы берете витаминку, а чтобы  она стала «волшебной», надо сказать вежливо, как вы просите о помощи и положить в баночку. Она будет «волшебной», если вы произнесете эти слова вежливо. А сейчас все закройте глаза и подумайте, у кого вы хотели бы попросить помощи.

   После занятия дети помогают малышу чистить  доски для лепки. 

   «Мы оказываем помощь другу»

   (Правила  речевого поведения при оказании  помощи другу)

   Цель: Упражнять в употреблении вежливых слов, воспитывать у детей вежливость. Показать, как вежливо обращаться с просьбой к своему другу, к окружающим. Приучать детей выполнять правила речевого поведения.

   Ход занятия:

   В зале атрибуты: печка, яблонька, имитация речки.

   Вопросы:

  • Из какой сказки эти персонажи?
  • О чем эта сказка?
  • Сразу ли помогла речка, яблонька и печка девочке?
  • Как вы думаете, почему?
  • Почему девочка не умела применять правила речевого поведения?
  • Кто научил ее пользоваться правилами?
  • А могло ли быть по-другому: девочка не нашла своего братца?
  • Как нужно было поступить девочке, чтобы она быстрее нашла своего братца?
  • А кто еще в этой сказке помог девочке?

      Надо  уметь предлагать свою помощь.

  • Как мышка предложила свою помощь? (вежливо обратилась)
  • Как вы своему другу предложите свою помощь?
  • В каких случаях нужно и можно это делать?

      Сказка  закончилась благополучно.

  • Как вы думаете, почему?
  • Как вы считаете: после всего случившегося, девочка будет вежливой?
  • А вы вежливые?
  • Какие вежливые слова вы знаете?
  • Давайте поиграем и посмотрим, какие вежливые слова вы знаете.
 
 

   Игра  «Волшебное яблоко» – использование наглядного пособия «Волшебные слова» (смотри Приложение № 1).

   Правила: дети встают в круг, передают по кругу яблоко и называют свое или изображенное на картинке «вежливое» слово. 

«Баба-Яга  и Машенька»

   Жили-были старик со старухою, была у них внучка – Машенька. Пошли как-то девки в лес за ягодами, зашли за Машенькой. Не пускала бабка в лес Машеньку, потому что была внучка ма-а-хонькая, неразумная. Но подружки очень попросили бабку, и она согласилась, отпустила внучку в лес.

   Ходили, ходили девки по лесу, а Машенька отстала от них и заблудилась. Искали они Машеньку, кричали, но она не откликнулась.

   Долго ходила девочка по лесу и напала на один дом, а в доме жила Яга  злая. Пригласила она Машеньку: –  Пойдем ко мне. Зашла Машенька в дом, а злая Яга заставила качать себя в колоде (колода – бревно с выдолбленной серединой). Долго качала Машенька Ягу, и уснула Яга. Вышла девочка под окошко, сидит, плачет.

   Видит – идет баран, бок разодран. Машенька спрашивает:

   – Что  с тобой, барашек?

   – Волк хотел загрызть, да я убежал от него, – отвечает баран, – вот бок  только разодрал, болит очень.

   – Дай я помогу тебе.

   Сорвала Машенька травки лечебной, приложила  к боку, завязала своим платочком.

   – Спасибо, Машенька, – поблагодарил баран. –  А почему ты плакала?

   – Как  мне не плакать? Меня Яга заставила  качать ее в колоде.

   – Садись, – говорит баран, – на меня, коли жизнь дорога.

   Села  Машенька на него, и поехали они. Привез баран внучку к бабушке. А бабушка больно рада была.

   А Яга  осталась жить в своем дому в лесу одна, как прежде. 

   Вопросы:

  • Как спаслась Машенька от Бабы-Яги?
  • Почему баран захотел помочь девочке?
  • А Маша просила о помощи?
  • Как вы думаете, Маша и баран были вежливыми?
  • Почему вы так считаете? Докажите словами.
  • Какие слова они использовали?
  • Маша могла и пройти мимо барана. Тогда мог ли быть другой конец у сказки? (не помогли они друг другу, Баба-Яга съела бы девочку)

      Вспомнить мышку из сказки «Гуси-лебеди».

  • Как мышка предложила помощь девочке? (сравнить эти две сказки)
  • Хотели бы вы, ребята, подружиться с Машей? Почему?
  • Говорить вежливые слова, конечно же, нужно всегда, но для воспитанного человека этого мало. Я знаю одного ослика, который знал много вежливых слов. Вот послушайте:
 

      Был ослик очень вежливый,

      Воспитанный он был.

      Всем  улыбался, кланялся

      И «здравствуй» говорил.

      Потом он отходил на шаг

      И говорил:

      – Тюлень – тюфяк,

      А заяц – трус,

      А лев – дурак,

      А слон – обжора и толстяк. 

      
  • Как вы думаете, ребята, можно ли назвать ослика вежливым? Почему?
  • Хотели ли вы быть похожими на ослика?

  Вежливый, воспитанный ребенок всегда старается  сделать приятное другим людям, помочь им, умеет вести себя культурно  не только в присутствии взрослых.

  Игры  и задания:

  Затем игра – драматизация по сказке З. Мошковской  «Вежливое слово».

  – Слушая сказку, посчитайте, сколько  билетов получили звери в кассе  за вежливые слова. За какие именно слова? Какие из этих слов показались необычными?

  Подводим  итог:

  – Кто из вас может объяснить, что  значит быть вежливым? 
 
 
 
 
 
 
 

     «Вежливый кролик»

     Цель занятия: Вызвать у детей желание быть вежливым.

     Ход занятия:

     Вносим  игрушку – кролика. Спрашиваем у  детей:

     – Хотите послушать сказку про кролика?

     Сказка  называется «Вежливый кролик».

  • Как вы понимаете слово «вежливый»?
  • Что значит быть вежливым?
  • Кого из вашей группы можно назвать вежливым и почему?

     Читается  сказка.

     «Вежливый кролик»

     Жил-был  Кролик, очень скромный и вежливый. Однажды шел он домой и вдруг увидел Лисицу. Она возвращалась в лес, ей не удалось стащить курицу с крестьянского двора, и она была голодна и сердита.

     Кролик  очень испугался. Бежать, но куда? Он опрометью бросился к пещере. Кролик не знал, что там его поджидала другая грозная опасность – в пещере жила Змея. Кролик, однако, был хорошо воспитан и знал, что без разрешения в чужой дом входить не полагается.

Информация о работе Развитие речевого этикета у детей дошкольного возраста