Развитие речевого этикета дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 19:40, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить теоретическое формирование речевого этикета дошкольников.
Определение объекта, предмета, цели позволили сформулировать следующие задачи:
1) Проанализировать психолого-педагогическую, лингвистическую и методическую литературу по теме исследования;
2) Раскрыть сущность понятия речевогоэтикета;

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………….
Глава I. Теоретические основы формирования речевого этикета
дошкольников………………………………………………………………………..
I.1. Понятие речевого этикета……………………………………………..
I.2. Содержание образования в ДОУ (применение речевого этикета)…..
I.3. Приемы речевого воспитания…………………………………………..
Заключение…………………………………………………………………………….
Список литературы………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

курсовая исправл.docx

— 47.41 Кб (Скачать)

 

Государственное бюджетное  образовательное учреждение

среднего профессионального  образования

педагогический  колледж

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

Тема: «Теоретические основы формирования речевого этикета дошкольников»

 

Специальность 050144«Дошкольное образование»

Выполнил (а):

Руководитель:

 

       Рег.№  __________________

       Дата  сдачи: _____________

 

 

 

 

Содержание

Введение……………………………………………………………………………….

Глава I. Теоретические основы формирования речевого этикета

дошкольников………………………………………………………………………..

I.1. Понятие речевого этикета……………………………………………..

I.2. Содержание образования в ДОУ (применение речевого этикета)…..

I.3. Приемы речевого воспитания…………………………………………..

Заключение…………………………………………………………………………….

Список литературы………………………………………………………………

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Мы постоянно находимся  среди людей. Дома нас окружают родные нам люди, на работе – сотрудники, в гостях – друзья, в стенах детского сада, школы, института – знакомые, малознакомые люди, на улице, в автобусе, в кино, магазине, на отдыхе – чаще всего совсем незнакомые. И так везде и всегда.

Общая культура поведения  проявляется во всех областях человеческих отношений: общественных, политических, служебных, семейных, личных. Любые  отступления от правил культуры поведения  или отсутствие культуры как таковой  всегда ведут к нарушениям отношений между людьми.

Воспитание культуры речи – проблема нравственная, имеющая  социальную значимость. Передавая из поколения в поколение богатство и чистоту родного языка, мы сохраняем связь времён, традиции и дух народа. Воспитанность и культура человека ярко проявляются в умении оформлять мысль в слова, манере говорить и общаться, богатстве словарного запаса. В.А. Сухомлинский говорил, что: «Речевая культура человека – это зеркало его духовной культуры».{20,34}.

Исследованиями речевого этикета занимались такие ученые  как Б.Н. Головин, Т.О.Винокур, М.Р.Львов, Б.В. Бушелев, Н.И.Формановская и д.р.

Воспитатель для дошкольника - первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни  в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий его взаимодействие в человеческом социуме. На нём лежит огромная ответственность за сегодняшнюю и будущую жизнь воспитанника, которая требует от педагога высокого профессионализма и огромных душевных сил.

Актуальность исследования формирования речевого этикета дошкольника заключается всложившейся в настоящее время культурной ситуацией нравственного кризиса общества и утраты морально-эстетических ориентиров. 

Объектом исследования является процесс формирования речевого этикета в ДОУ.

Предметом исследования выступает специфика формирования речевого этикета у дошкольников.

Цель исследования: изучить теоретическое формирование речевого этикета дошкольников.

Определение объекта, предмета, цели позволили сформулировать следующие задачи:

  1. Проанализировать психолого-педагогическую, лингвистическую и методическую литературу по теме исследования;
  2. Раскрыть сущность понятия речевогоэтикета;
  3. Проанализировать содержание программ обучения в ДОУ;
  4. Подобрать приемы формирования речевого этикета в ДОУ.

 

 

 

Глава I. Теоретические  основы формирования речевого этикета  дошкольников

I.1. Понятие речевого  этикета

Этикет – нормы и  правила, отражающие представления  о должном поведении людей  в обществе.

Этикет – это один из аспектов внешних приличий, это так  называемый код, на котором написаны  все ожидания социального повеления; этикет в обязательном порядке основан  на нормах общества, социального класса и группы. Этикет это обычно не писаные  нормы, хотя иногда их увековечивают  на бумаге. Обычно этикет отражает правила  поведения, присущие той или иной традиции, он может служить индикатором  ценностей той или иной исторической эпохи.

Грубые нарушения этикета  могут вызвать публичное порицание  и глубоко задеть чувства, создать  ситуацию непонимания или глубокой обиды и боли, иногда они могут  послужить даже причиной смерти.

Этикет стоит рассматривать  как консенсус общения в цивилизованном обществе  и не забывать, что это  родственное слово к слову  «этика».

РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ – принятая в данной культуре совокупность требований к  форме, содержанию, порядку, характеру  и ситуативной уместности высказываний. Известный исследователь речевого этикета Н.И.Формановская дает такое определение: «Под речевым этикетом понимаются регулирующие правила речевого поведения, система национально специфичных стереотипных, устойчивых формул общения, принятых и предписанных обществом для установления контакта собеседников, поддержания и прерывания контакта в избранной тональности».{15,25}

К речевому этикету, в частности, относятся  слова и выражения, употребляемые  людьми для прощания, просьбы, извинения, принятые в различных ситуациях  формы обращения, интонационные  особенности, характеризующие вежливую речь и т.д. Изучение речевого этикета  занимает особое положение на стыке лингвистики, теории и истории культуры, этнографии, страноведения, психологии и других гуманитарных дисциплин. Границы явления речевого этикета. В широком смысле слова речевой этикет характеризует практически любой успешный акт коммуникации.  Это постулаты, сформулированные Г.П.Грайсом в 1975, которые выводятся из лежащего в основе всякого общения принципа кооперации. К постулатам речевого общения относятся:

  • постулаты качества: сообщение не должно быть ложным или не имеющим под собой должных оснований,
  • постулаты количества: сообщение не должно быть не слишком кратким, ни слишком пространным,
  • постулаты отношения: сообщение должно быть релевантным для адресата,
  • постулаты способа: сообщение должно быть ясным, четким, не содержать непонятных для адресата слов и выражений и т.д.

Нарушение одного или нескольких из этих постулатов в той или иной степени влечет за собой коммуникативную  неудачу. Другие важные требования, например, постулаты вежливости, всякое сообщение должно быть вежливым, тактичным и т.д., не включаются Грайсом в число основополагающих, поскольку задачей сообщения считается эффективная передача информации. Показательно, что даже при столь утилитарной постановке задачи приходится рассматривать требования речевого этикета как необходимые условия успешной коммуникации. Тем более эти требования значимы для сообщений, которые имеют другие функции налаживания межличностных контактов, привлечения слушателей на свою сторону и т.д. В этих случаях постулаты вежливости неизбежно выступают на передний план. Другие же, например постулаты отношения, оттесняются на периферию.

К сфере речевого этикета  относятся, в частности, принятые в  данной культуре способы выражения  сочувствия, жалобы, вины, горя и т.д. Так, например, в одних культурах  принято жаловаться на трудности  и проблемы, в других не принято. В одних культурах рассказ о своих успехах является допустимым, в других вовсе нет. Сюда же могут относиться и конкретные предписания речевого этикета, что может служить предметом разговора, что нет, и в какой ситуации.

Речевой этикет, в узком смысле слова, может быть охарактеризован как система языковых средств, в которых проявляются этикетные отношении. Элементы речевого этикета усваиваются настолько глубоко, что они воспринимаются наивным языковым сознанием как часть повседневного, естественного и закономерного поведения людей. Незнание же требований речевого этикета и, как следствие, их невыполнение, например, обращение к взрослому незнакомому человеку на «Ты» воспринимается, как желание оскорбить или как невоспитанность. С другой стороны, речевой этикет может рассматриваться с точки зрения языковой нормы. Так, представление о правильной, культурной, нормированной речи включает в себя и определенные представления о норме в области речевого этикета. Например, каждому носителю языка известны формулы извинения за неловкость, однако нормой приветствуются одни «Извините меня», «Прошу прощения» и отвергаются или не рекомендуются другие, например, «Извиняюсь» причем иногда подобному разграничению даются обоснования вроде нельзя извинять себя, можно только просить извинения у других и пр. Само употребление или неупотребление единиц речевого этикета также может быть предметом нормализации, например формулы извинения уместны в случае, если говорящий причиняет беспокойство своему собеседнику, однако слишком часто извиняться не следует, так как этим собеседник ставится в неловкое положение и пр. Кроме того, нарушение норм и правил литературного языка, особенно если оно выглядит как небрежность, само по себе может рассматриваться как нарушение речевого этикета.

Итак, требования речевого этикета  образуют своего рода иерархию. В какой-то мере они являются неотъемлемой частью активной и пассивной языковой практики каждого носителя языка с другой стороны, эти требования связываются с определенным уровнем культуры речи, более или менее высоким. 

Например, каждому носителю языка с раннего возраста известно, что при встрече необходимо здороваться. Далее, ребенку объясняют, что надо здороваться в соответствии с определенными правилами, младший приветствует старшего первый, используя для этого вполне определенные формулы не «Привет» или «Здорово», а «Здравствуйте», или лучше «Здравствуйте, Иван Иванович». Наконец, в дальнейшем носитель языка узнает и о других тонкостях речевого этикета и учится их использовать в своей повседневной практике. Граница между повседневной речевой практикой и нормой в речевом этикете неизбежно является подвижной. Практическое применение речевого этикета всегда несколько отличается от нормативных моделей, и не только из-за недостаточного знания участниками его правил. Отклонение от нормы или чересчур дотошное следование ей может быть связано с желанием говорящего продемонстрировать свое отношение к собеседнику или подчеркнуть свое видение ситуации.

Речевой этикет так или иначе привязывается к ситуации речевого общения и ее параметрам: личностям собеседников, теме, месту, времени, мотиву и цели общения. Прежде всего, он представляет собой комплекс языковых явлений, ориентированных на адресата, хотя личность говорящего или пишущего также учитывается. Это может быть наилучшим образом продемонстрировано на употреблении Ты- и Вы-форм в общении. Общий принцип состоит в том, что Вы-формы употребляются как знак уважения и большей формальности общения, Ты-формы, напротив, соответствуют неформальному общению между равными. Однако реализация этого принципа может представать в различных вариантах в зависимости от того, как участники речевого общения соотносятся по возрастной или служебной иерархии, находятся ли они в родственных или дружеских отношениях от возраста и социального положения каждого из них и т.д.

Речевой этикет обнаруживает себя по-разному также в зависимости  от темы, места, времени, мотива и цели общения. Так, например, правила речевого общения могут различаться в  зависимости от того, являются темой  общения печальные или радостные  для участников общения события  существуют специфические этикетные  правила, связанные с местом общения  застолье, присутственное место, производственное совещание и т.д.

Таким образом, речевой этикет не является жесткой системой правил, он в достаточной мере пластичен, и эта пластичность создает довольно обширное пространство для маневра.

 

I.2. Содержание образования в ДОУ (применение речевого этикета)

Детский речевой  этикет можно рассматривать как  процесс овладения ребёнком этических  норм речевого общения. В данном процессе важно не только дать понятие этикета, а привить и развить у ребенка хорошие привычки, манеры, культуру речевого общения. Наиболее эффективным средством осуществления этой работы может служить театрализованная деятельность.

Основными задачами развития общения являются:

  1. формирование  у  детей  умений  и   навыков  практического   владения   выразительными движениями (мимикой, жестами, пантомимой) - средствами человеческого общения.
  2. обучение детей речевым средствам общения, так называемому речевому этикету.

Основными средствами обучения речевому этикету будут:

  • развивающие игры (игры - драматизации., с - р и др.)
  • упражнения (подражательно-исполнительского и творческого характера)
  • этюды
  • различные импровизации и др.

В театрализованной деятельности мы используем схему моделирования  игровых ситуаций. Её же можно использовать для обучения детей речевому этикету.

1.   "День  рождения"

Именинник

Гости

Подарки

Угощение

Развлечения

Незваный  гость

Счастливый  конец


Персонажи для  этой модели выбираются произвольно  или в соответствии с сюжетом  сказки. Модель театрализованной игры "День рождения" чрезвычайно удобна для разных видов образовательной деятельности по речевому этикету:

  • как преподнести подарок имениннику, какие слова при этом необходимо произнести;
  • как именинник должен его принять, какими словами поблагодарить;
  • как гости ведут себя за столом;
  • появление нежданного гостя тоже требует определенных правил приема, и т.д.

В игре можно безболезненно  для самолюбия детей показать ошибки тех или иных персонажей. Эти ошибки могут быть подмечены воспитателем в повседневной жизни детей.

Информация о работе Развитие речевого этикета дошкольников