Развитие речевого этикета дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 19:40, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить теоретическое формирование речевого этикета дошкольников.
Определение объекта, предмета, цели позволили сформулировать следующие задачи:
1) Проанализировать психолого-педагогическую, лингвистическую и методическую литературу по теме исследования;
2) Раскрыть сущность понятия речевогоэтикета;

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………….
Глава I. Теоретические основы формирования речевого этикета
дошкольников………………………………………………………………………..
I.1. Понятие речевого этикета……………………………………………..
I.2. Содержание образования в ДОУ (применение речевого этикета)…..
I.3. Приемы речевого воспитания…………………………………………..
Заключение…………………………………………………………………………….
Список литературы………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

курсовая исправл.docx

— 47.41 Кб (Скачать)

Работа по развитию речевого этикета у детей ведется  по нескольким направлениям

1.   Учимся  представляться. Будем знакомы

Основная задача - помочь ребенку составить представление  об основных правилах знакомства.

Лиса встречается  с Волком в театрализованном вечере развлечений "День рожденья у козлят" 
Лиса:    Здравствуй, серый Волк-дружище, не меня ль сегодня ищешь?

Волк:    Здравствуй, здравствуй, Лисавета. Замерзает серый Волк

              Мерзнут лапы, мерзнет хвост, ох, сердит в лесу мороз!

Каждое приветствие  сопровождается небольшим поклоном, как принято в русских народных сказках.

Учить детей речевому этикету знакомства можно разыгрывая небольшие этюды. Например, встретились два героя разных сказок. Предложить детям подумать и разыграть, как бы эти персонажи приветствовали друг друга. Причем интересно взять персонажей как разных по характеру и поведению (например, Баба-Яга и Доктор Айболит), так и схожих (например, Снегурочка и Дюймовочка).

2. Правила гостеприимства  предполагают определенную схему  разговора с гостем. Быть гостеприимным хозяином - целая наука. Например:

Театр ложек "Теремок"

Мышка: Это что за теремок? Из трубы идет дымок.

За окошком  виден свет. Есть тут кто-то, или  нет?

Лягушка:        Здесь мы с зайкою живем, и не скучно нам вдвоем. Кто ты, что с тобой случилось?

Мышка: Залила вода мне норку, без жилья осталась я,

Лишь мешок  зерна остался, помогите мне, друзья.

Лягушка: Конечно, пустим мы ее, пусть будет у нее  жилье

Заяц: Заходи скорее в дом, будем жить теперь втроем

Знакомя детей  с правилами речевого этикета  в определенных ситуациях, необходимо показать и неправильное, отрицательное поведение, а также возможности выхода из него. Такие приемы помогают закрепить у детей правила речевого этикета.

В младшем дошкольном возрасте, когда работа по речевому этикету только начинается, создаются условия для развития театрализованной игры, мы учим детей так называемым "вежливым словам". Например, театрализованный вечер развлечений "День рожденья у козлят":

Ведущий:        Театр открывается, к началу все  готово. Билеты предлагаются за вежливое слово.

Кассир: Проходите, милый ежик, вам билет в каком ряду? 
Еж                  Мне поближе, плохо вижу. Вот спасибо! Ну, пойду!

Кузнец: Добрый день! Если только вам не лень, 
Уважаемый кассир, я бы очень попросил 
Нам билеты с петухом во втором рядочке, 
Дайте лучшие места, вот мое "пожалуйста"!

А чтобы еще  раз обратить внимание на необходимость  и нужность "вежливых слов", на сцене появляется невоспитанный Волк.

Ведущий:        И вдруг, отпихнув стариков, барсуков, ворвался Волк. Отдавил хвосты и лапы...

Волк: Касса, выдай мне билет!

Кассир: Ваше вежливое слово?

Волк: У меня такого нет!

Кассир: Ах, у вас такого нет? 
Не получите билет!

Волк: Мне билет!

 

Таким образом, в течении дошкольного детства ребёнок через театрализованную деятельность овладевает основными этическими нормами, которые помогут его полноценному общению с окружающими, позволят естественно и свободно войти в широкий мир человеческих отношений

 

I.3. Приемы речевого воспитания

1. Обращение взрослых  и сверстников

Взрослые должны подавать пример детям, дети видят, как обращаются взрослые, и также начинают поступать.

Также смотря на сверстников, дети хотят быть похожими на них, хотят  дружить с ними и для этого  подстраиваются под них с помощью  индивидуальных качеств ребёнка.

2. Беседа

Целенаправленное обсуждение чего-либо, организованный, подготовленный диалог на заранее выбранную тему. Метод развития связной речи.

Ценность беседы заключается  в том, что взрослый учит ребёнка  логически мыслить, помогает думать, поднимает от конкретного способа  мышления на более высокую ступень  простейшего абстрагирования. В  беседе ребёнок должен припоминать, анализировать, сравнивать, высказывать  суждения и делать умозаключения, выводы. В беседе вместе с мышлением развивается речь. Формируются диалогические и монологические формы связной речи, и прежде всего разговорной речи: умения слушать и понимать собеседника, ясно выражать свои мысли в слове, обучение детей умению вести разговор, участвовать в беседе всегда сочетается с воспитание навыков культуры поведения: ребёнок должен научится внимательно слушать того, кто говорит, не перебивать собеседника. В беседе, следовательно, воспитываются сдержанность, вежливость и в целом культура речевого общения.

Речевая деятельность ребёнка  в беседе отличается от разговора, прежде всего внутренним программированием, обдумыванием своего высказывания. Словарный  запас детей активизируется, уточняется и дополняется. Беседа строится на постоянной мобилизации детского внимания, памяти, мышления. Ребёнку приходится всё  время следить за ходом беседы, не уклоняясь от темы, слушать собеседников, самому формулировать свои мысли  и высказывать их.

Беседа считается одним  из наиболее сложных методов развития речи.

Речевая активность детей  в беседе - один из показателей её эффективности. Педагог должен стремиться к тому, чтобы как можно большее  количество детей принимали участие  в коллективном разговоре. Дети и  взрослые должны соблюдать правила  соблюдать правила речевого общения, этикета. Детям следует отвечать по одному, не перебивать говорящего, уметь  молчать, быть сдержанным, не повышать голоса, употреблять формулы вежливости. Воспитатель должен корректно формулировать  и задавать вопрос, не прерывать  без особой надобности отвечающего  ребёнка, приходить на помощь затрудняющемуся, соблюдать эталонную речь, обучать  умению вести разговор.

3. Чтение художественных  произведений

Должен быть обоснованный выбор произведения в соответствии с разработанными критериями, требуется  провести литературный анализ художественного  текста: понять основной замысел автора, характер действующих лиц, их взаимоотношения, мотивы поступков. Далее идёт работа над выразительностью передачи: овладение  средствами эмоциональной и образной выразительности (основной тон, интонация); расстановка логических ударений, пауз; выработка правильного произношения.

Подготовка к восприятию литературного текста, к осмыслению его содержания и формы. Объяснение незнакомых слов - обязательный приём, обеспечивающий полноценное восприятие произведения.

В структуре типичного  занятия можно выделить три части. В 1-ой части происходит знакомство с произведением, основная цель - обеспечить детям правильное и яркое восприятие путём художественного слова. Во 2-ой части проводится беседа о прочитанном, с целью уточнения содержания и литературно-художественной формы, средств художественной выразительности. В 3-ей части организуется повторное чтение текста с целью закрепления эмоционального впечатления и углубление воспринятого.

По окончании чтения, пока дети находятся под впечатлением прослушанного, необходима небольшая  нагрузка.

Большое значение имеет чтение книг с моральным содержанием. В  них через художественные образы воспитываются нравственные качества.

Чтение этих книг обязательно  сопровождается беседой. Дети учатся оценивать  поступки персонажей, их мотивы. Педагог  помогает детям осмысливать отношение  к героям, добивается понимания главной  идеи. При правильной постановке вопросов у ребёнка возникает желание  подражать нравственным поступкам  героев.

4. Заучивание стихотворений

Одно из средств умственного, нравственного и эстетического  воспитания детей. Вопрос о заучивании детьми стихотворений должен быть связан с развитием эстетического восприятия поэзии, художественного слова. В  дошкольном возрасте важно учить  детей воспринимать и оценивать  поэтическое произведение, воспитывать  художественный вкус. Легче запоминаются стихи с яркими, конкретными образами, так как мышление ребёнка отличается образностью. Воспринимая стихотворение, дети мысленно «рисуют» его содержание.

С целью более глубокого  восприятия стихотворения и подготовки к его воспроизведению проводится его анализ. Это беседа о стихотворении, которая ведется с опорой на текст: система вопросов, помогающая углубить понимание содержания и особенности  художественной формы в их единстве. В ходе беседы у ребёнка вырабатывается личное отношение к героям и событиям, формируются эстетические оценки прекрасного.

5. Сюжетно-ролевая игра

С помощью сюжетно-ролевой  игры дети учатся правильно общаться, правильно вести себя, так как  в сюжетно-ролевой игре могут  быть различные жизненные ситуации.

6. Дидактическая игра  с куклой типа: детский сад встречает новенькую девочку.

С помощью этой игры закрепляются и обобщаются знания о речевом  этикете. Дети проигрывают ситуацию и применяют свои знания на практике. Долгое время при характеристике цели речевого развития особенно подчёркивалось такое требование к речи ребёнка, как её нравственность. Ставилась  задача «научить детей чисто и  правильно говорить на родном языке, т.е. свободно пользоваться правильным русским языком в общении друг с другом и взрослыми в различной  деятельности, свойственной дошкольному  возрасту». Правильная речь рассматривалась  как:

а) правильное произношение звуков и слов;

б) правильное по смыслу употребление слов; в) умение правильно изменять слова согласно грамматике русского языка.

 

 

 

Заключение

В результате изучения научной литературы по теме исследования мы выяснили, что проблема формирования речевого этикета у детей дошкольного возраста требует повышенного внимания со стороны педагогов, всвязи с ситуацией культурного и нравственного кризиса общества и утраты морально-эстетических ориентиров. 

Ребёнок - великий наблюдатель  и подражатель - замечает любые мамины и папины поступки, слышит все их слова, перенимает от них суждения и  манеру поведения, поэтому важной задачей  является установление взаимосвязи  между уровнем представления  о речевом этикете у детей  и родителей. Ребёнку постепенно внушают разумность этих правил, а  с 5-6лет приступают к их осознанному  обучению. Постепенно в игровой форме  и с помощью различных методов  доводят их до сознания дошкольников. И только родительское терпение и любовь помогают детям дома справиться с неудачами и закрепить правила столового этикета, соблюдение которого столь важно в жизни каждого человека для приобретения уверенности в себе и осознания себя культурным человеком.

В слове – суть мысли. Вот почему важно, чтобы растущий человек с самого раннего возраста учился и мыслить, и обозначать мысль словом, умел общаться посредством слова, соблюдая общепринятый речевой этикет.

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Арушанова А. Г. «Речь и речевое общение детей. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада».// М.: Мозаика-Синтез, 1999 г.
  2. Алябьева Е.А.«Тематические дни и недели в детском саду: Планирование и конспекты».// М.: ТЦ Сфера, 2005 г.
  3. Бушелева Б.В. «Этика и этикет общения» // Петр.Камч.,1993 г.
  4. Головин Б.Н «Основы культуры речи» // М.: Просвет,2005 г.
  5. Алябьева Е.А. «Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками».// М.: ТЦ Сфера, 2003 г.
  6. Алексеева М.М., Яшина В.И. «Речевое развитие дошкольников».// М.: Академия,1998 г.
  7. Безруких М.М. « Я и другие или правила поведения для всех» // М. 1991 г
  8. Богданова О.С., Калинина О.Д. «Содержание и методика этических   бесед с младшими школьниками» //М. 1982г.
  9. . Борисова Н. О нравственном воспитании дошкольников.// ж. «Дошкольное воспитание», №5, 1998г.
  10. «Детство. Программа развития и воспитания детей в детском саду».//под. ред. Бабаевой Т.И., Михайловой З.А, Гурович М.Л. – С.Пб. Акундент, 1997г.
  11. Дормачева Т.В. «Речевой этикет». // М. Просвещение, 1991г.
  12. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. «Учим детей общению» // Ярославль 1997г.
  13. Кудрявцева В. От педагогики повседневности к педагогике развития. // ж. «Дошкольное воспитание», №3, 2005г.
  14. Курочкина И.Н., Черник Т. В. Этикет в нашей жизни. // М., 1994г.
  15. Лаврентьева Г.П. «Культура общения у дошкольников»// Киев,2007
  16. Львов М.Р. «Риторика. Культура речи» // М.; Изд-й центр, 2005 г.
  17. Николаева С.О. «Занятия по культуре поведения с дошкольниками и младшими школьниками» // М., Владос  2000 г.
  18. Николаева Т.Н., Илларионов С.И. «Этикет и мы» // М., 1993 г.
  19. Одинцова Л. Воспитание навыков культуры поведения в коллективе сверстников. // ж. «Дошкольное воспитание» №1, 1988г.
  20. Сухомлинский В.А. «Сердце отдаю детям» // Радяньска школа, 1985 г.
  21. http://www.kiddybook.ru/det-itikey.html
  22. http://sdo-journal.ru/sdo/info/13401.html
  23. http://www.krugosvet.ru/enc/gumanitarnye_nauki/lingvistika/RECHEVO_ETIKET.html
  24. http://homeclass.ru/raznoe/rechevoy-etiket.html

Информация о работе Развитие речевого этикета дошкольников