Развитие произвольной памяти у детей младшего школьного возраста посредством повышения уровня мотивации

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 23:51, дипломная работа

Краткое описание

Современные требования общества к развитию личности диктуют необходимость более полно реализовать идею индивидуализации обучения, учитывающего готовность детей к школе, состояние их здоровья, индивидуально-типологические особенности учащихся.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ …………………………….……………………………..………… 4



ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОЛЬНОЙ ПАМЯТИ И МОТИВАЦИИ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА.………………………………………...10


Память человека как феномен…………………………...…………10
Особенности памяти младших школьников и их проявление в процессе обучения…………………………………….…...……………………15
Влияние мотивации обучения на результативность учебного процесса в младшем школьном возрасте ………...……………………………25

Выводы по главе………………………………………………… ..….… 37



ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ПРОИЗВОЛЬНОЙ ПАМЯТИ И МОТИВАЦИИ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ……………………………...………………...40



2.1. Выявление уровня сформированности произвольной памяти у детей младшего школьного возраста..……………...………………………..40

2.2. Работа по повышению мотивации и развитию произвольной памяти у младших школьников ………………………………………........…….……64

2.3. Анализ и интерпретация результатов опытно-экспериментальной работы ……………………………………………..……….…………………...80

Выводы по главе ………………………….………………………………93



ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...96



БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ..………………………….………101



ПРИЛОЖЕНИЕ ………………………………………………………….…106

Файлы: 1 файл

диплом окончательный.doc

— 1.00 Мб (Скачать)

Основные методы исследования:

- теоретические;

- эмпирические;

- статистические методы обработки данных;

- методы презентации данных.

 Опытно-экспериментальной базой исследования выступают младшие классы школы № 1 г. Узловой Тульской области. Экспериментальная и контрольная группы сформированы из 16 учащихся третьих классов каждая.

Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав – теоретической и практической, заключения, библиографического списка и приложений.

Практическая значимость исследования состоит в возможности  использования предложенных педагогических мер по повышению мотивации обучения и развитию произвольной памяти младших школьников в деятельность педагога начальных классов.

Глава 1. РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОЛЬНОЙ ПАМЯТИ И МОТИВАЦИИ  ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК  психолого-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

1.1. Память  человека как феномен

 

Память – самая долговечная из наших способностей. В старости мы помним события детства восьмидесятилетней, а то и большей давности. Случайно оброненное слово, может воскресить для нас, казалось, давно забытые черты лица, имя, морской или горный пейзаж. Память определяет нашу индивидуальность и заставляет действовать тем или иным способом в большей степени, чем любая другая отдельно взятая особенность нашей личности. Вся наша жизнь есть не что иное, как путь из пережитого прошлого в неизвестное будущее, освящаемый лишь в то ускользающее мгновение, тот миг реально испытываемых ощущений, который мы называем "настоящим". Тем не менее настоящее - это продолжение прошлого, оно вырастает из прошлого и формируется им благодаря памяти. Именно память спасает прошлое от забвения, не дает ему стать таким же непостижимым, как будущее. Иными словами, память придает направленность ходу времени.

Память человека можно  определить как психофизиологические и культурные процессы, выполняющие в жизни функции запоминания, сохранения и воспроизведения информации [31, с. 12]. Память является жизненно важнейшей основополагающей способностью человека. Без памяти невозможно нормальное функционирование личности и ее развитие. В этом легко убедиться, если обратить свое внимание на людей, страдающих серьезными расстройствами памяти.

Память есть у всех живых организмов, но наиболее высоко развита у человека. Кроме генетической и механической памяти, присущей животным, человек обладает другими более продуктивными видами памяти, связанными с использованием различных мнемонических средств. Так, например, у человека есть такие виды памяти, как произвольная, логическая и опосредствованная [31, с. 17].

В целом, память человека можно представить как своеобразный инструмент, служащий для накопления и использования жизненного опыта.

Под памятью понимают свойство живых систем, в частности, ЦНС, воспринимать, фиксировать, хранить и воспроизводить следы ранее действующих раздражителей.

Память характерна не только для ЦНС; существует генетическая память, иммунная память. Нервная память, осуществляемая ЦНС, характеризуется тем, что хранение информации о прошедших событиях внешнего мира и об ответных реакциях организма на эти события используется организмом для построения модели текущего или будущего поведения. "Запись" информации, которая хранится в ЦНС, получила название энграммы.

Важнейшей характеристикой памяти является ее избирательность. Свойство избирательности, равно как и свойство забывания, позволяют мозгу не быть "затопленным" потоком непрерывно поступающих сигналов, позволяет избежать своего рода "информационной катастрофы". Чтобы быть запомненной, информация должна удовлетворять двум требованиям: быть новой и быть для человека значимой (интересной).

В зависимости от длительности хранения материала выделяют мгновенную, кратковременную, оперативную, долговременную и генетическую память [31, с. 39].

Мгновенная (иконическая) память представляет собой непосредственное отражение образа информации, воспринятого органами чувств. Ее длительность от 0,1 до 0,5 с.

Кратковременная память сохраняет в течение короткого  промежутка времени (в среднем около 20 с) обобщенный образ воспринятой  информации, ее наиболее существенные элементы. Объем кратковременной  памяти составляет 5 - 9 единиц информации и определяется количеством информации, которую человек способен точно воспроизвести после однократного предъявления. Важнейшей особенностью кратковременной памяти является ее избирательность. Из мгновенной памяти в нее попадает только та информация, которая соответствует актуальным потребностям и интересам человека, привлекает к себе его повышенное внимание. "Мозг среднего человека, - говорил Эдисон, - не воспринимает и тысячной доли того, что видит глаз" [46, с. 138].

Оперативная память рассчитана на сохранение информации в течение  определенного, заранее заданного  срока, необходимого для выполнения некоторого действия или операции. Длительность оперативной памяти от нескольких секунд до нескольких дней.

Долговременная память способна хранить информацию в течение практически неограниченного срока, при этом существует (но не всегда) возможность ее многократного воспроизведения. На практике функционирование долговременной памяти обычно связано с мышлением и волевыми усилиями.

Особенностью долговременной памяти является то, что она, по мнению С.Л. Рубинштейна, практически неограниченна  по объему и длительности хранения в ней информации [47, с. 311].

Генетическая память обусловлена генотипом и передается из поколения в поколение. Очевидно, что влияние человека на этот вид памяти очень ограничено (если оно вообще возможно).

В зависимости от преобладающего в процессе функционирования памяти анализатора выделяют двигательную, зрительную, слуховую, {осязательную, обонятельную, вкусовую}, эмоциональную и другие виды памяти.

У человека преобладающим  является зрительное восприятие. Так, например, мы часто знаем человека в лицо, хотя не можем вспомнить, как его зовут. За сохранение и  воспроизведение зрительных образов  отвечает зрительная память. Она напрямую связана с развитым воображением: то, что человек зрительно может себе представить, он, как правило, легче запоминает и воспроизводит. У китайцев есть пословица: "Лучше один раз увидеть, чем тысячу раз услышать". Дейл Карнеги объясняет этот феномен тем, что "нервы, ведущие от глаз к мозгу, в двадцать пять раз толще, чем те, которые ведут от уха к мозгу" [27, с. 340].

Слуховая память – это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков, например, музыкальных, речевых. Особую разновидность речевой памяти составляет словесно-логическая, которая тесным образом связана со словом, мыслью и логикой.

Двигательная память представляет собой запоминание  и сохранение, а при необходимости  и воспроизведение с достаточной  точностью многообразных сложных движений. Она участвует в формировании двигательных умений и навыков. Ярким примером двигательной памяти является рукописное воспроизведение текста, подразумевающее, как правило, автоматическое написание когда-то изученных символов.

Эмоциональная память - это память на переживания. Она участвует в работе всех видов памяти, но особенно проявляется в человеческих отношениях. На эмоциональной памяти основана прочность запоминания материала: то, что у человека вызывает эмоции, запоминается без особого труда и на более долгий срок.

Возможности осязательной, обонятельной, вкусовой и других видов  памяти по сравнению со зрительной, слуховой, двигательной и эмоциональной  памятью очень ограничены; и особой роли в жизни человека не играют.

Рассмотренные выше виды памяти лишь характеризуют источники исходной информации и не хранятся в памяти в чистом виде. В процессе запоминания (воспроизведения) информация претерпевает разнообразные изменения: сортировку, отбор, обобщение, кодирование, синтез, а также другие виды обработки информации.

По характеру участия  воли в процессе запоминания и  воспроизведения материала память делят на произвольную и непроизвольную [31, с. 62].

В первом случае перед  человеком ставится специальная  мнемоническая задача (на запоминание, узнавание, сохранение и воспроизведение), осуществляемая благодаря волевым усилиям. Непроизвольная память функционирует автоматически, без особых на то усилий со стороны человека. Непроизвольное запоминание не обязательно является более слабым, чем произвольное, во многих случаях жизни оно превосходит его.

Процесс запоминания  может протекать более эффективно, если сосредоточиться на усваиваемом  материале. Установлено, что лучше  усваивается информация, которая  является объектом внимания и сознания, выступает в качестве цели. Таким образом, сокращается объем исходной информации, облегчается работа по ее переработке.

Другим мнемоническим  приемом является запоминание путем  повторения. Этот механизм основан  на том, что запоминаемый материал посредством  сознательного повторения удерживается в кратковременной памяти на более длительный срок, чем несколько секунд; повышается шанс перевода информации в долговременное хранилище. Обычно же без повторения в долговременной памяти оказывается лишь то, что находится в сфере внимания.

Одним из возможных механизмов кратковременного запоминания является временное кодирование, то есть отражение  запоминаемого материала в виде определенных, последовательно расположенных  знаков в слуховой и зрительной системе  человека. Как правило, информация перекодируется в акустическую форму, а затем сохраняется в долговременной памяти в смысловой форме. Именно смысл вспоминаемого приходит на память первым, мы в конечном счете можем вспомнить желаемое или по крайней мире заменить его тем, что достаточно близко к нему по смыслу. На этом, в частности, основан процесс узнавания когда-то виденного или слышанного.

Память человека не является постоянной, а изменяется в течение  жизни. Рассмотрим типичные изменения, происходящие в памяти по мере социализации индивида.

С раннего детства  процесс развития памяти ребенка  идет по нескольким направлениям.

Во-первых, начинают действовать  аффективная (эмоциональная) и механическая (моторная, двигательная) память, которая  постепенно дополняется и замещается логической и образной.

Во-вторых, непосредственное запоминание со временем превращается в опосредствованное, связанное  с активным и осознанным использованием для запоминания и воспроизведения  различных мнемотехнических приемов  и средств.

В-третьих, непроизвольное запоминание, доминирующее в детстве, у взрослого человека превращается в произвольное. Кроме того, и сами средства-стимулы для запоминания подчиняются некоторой закономерности: сначала они выступают как внешние (например, завязывание узелков на память, использование для запоминания различных предметов, зарубок, пальцев рук, записей и т.п.), а затем становятся внутренними (речь, чувство, ассоциация, представление, образ, мысль). Характерно, что в формировании внутренних средств запоминания центральная роль принадлежит речи, которая также из чисто внешней функции общения все больше превращается во внутреннюю.

Таким образом, особенно большое значение для младших школьников имеет такой познавательный процесс как память. Сознание человека не ограничивается только формами непосредственного отражения. Отражаемые воздействия реального мира оставляют своеобразные образы, накопление которых памятью лежит в основе опыта учащихся, обеспечивая ему возможность приобретать новые сведения, учиться и овладевать профессиональным мастерством.

1.2. Особенности  памяти младших школьников и  их проявление в процессе обучения

 

В младшем школьном возрасте память, как и все другие психические  процессы, претерпевает существенные изменения. Суть их состоит в том, что память ребенка постепенно приобретает черты произвольности, становясь сознательно регулируемой и опосредствованной. Связано это с тем, что, согласно Л.С. Выготскому, с началом школьного обучения в центр сознательной деятельности ребенка выдвигается мышление. Развитие словесно-логического, рассуждающего мышления, происходящее в ходе усвоения научных знаний, перестраивает и все другие познавательные процессы: "память в этом возрасте становится мыслящей, а восприятие – думающим" [58, с. 56]. Усвоение в ходе учебной деятельности основ теоретического сознания и мышления ведет к возникновению и развитию таких новых качественных образований, как рефлексия, анализ, внутренний план действий.

Память, опиравшаяся в дошкольном возрасте на эмоциональное сопереживание герою сказки или на вызывающие положительное отношение наглядные образы, превращается в смысловую память, в основе которой лежит установление связей внутри запоминаемого материала, связей смысловых, логических. Главное, что происходит с психическим процессом, - его вооружение новыми средствами и способами, которые формируются, прежде всего, внутри задач, решаемых словесно-логическим мышлением. Это приводит к тому, что память становится более управляемой.

Впервые оказывается возможным выбор средств для решения специфических задач памяти. Средства теперь можно выбирать в зависимости от конкретного содержания задач. Для запоминания стихотворений существенное значение имеет осмысливание каждого слова, употребленного поэтом, а для запоминания таблицы умножения – установление функциональных отношений между произведением и сомножителями при увеличении одного из них на единицу.

Информация о работе Развитие произвольной памяти у детей младшего школьного возраста посредством повышения уровня мотивации