Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 23:51, дипломная работа
Современные требования общества к развитию личности диктуют необходимость более полно реализовать идею индивидуализации обучения, учитывающего готовность детей к школе, состояние их здоровья, индивидуально-типологические особенности учащихся.
ВВЕДЕНИЕ …………………………….……………………………..………… 4
ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОЛЬНОЙ ПАМЯТИ И МОТИВАЦИИ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА.………………………………………...10
Память человека как феномен…………………………...…………10
Особенности памяти младших школьников и их проявление в процессе обучения…………………………………….…...……………………15
Влияние мотивации обучения на результативность учебного процесса в младшем школьном возрасте ………...……………………………25
Выводы по главе………………………………………………… ..….… 37
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ПРОИЗВОЛЬНОЙ ПАМЯТИ И МОТИВАЦИИ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ……………………………...………………...40
2.1. Выявление уровня сформированности произвольной памяти у детей младшего школьного возраста..……………...………………………..40
2.2. Работа по повышению мотивации и развитию произвольной памяти у младших школьников ………………………………………........…….……64
2.3. Анализ и интерпретация результатов опытно-экспериментальной работы ……………………………………………..……….…………………...80
Выводы по главе ………………………….………………………………93
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...96
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ..………………………….………101
ПРИЛОЖЕНИЕ ………………………………………………………….…106
Министерство образования и науки РФ
ФГБОУ ВПО Тульский государственный педагогический университет
им. Л.Н. Толстого
Кафедра педагогики, психологии и
дисциплин начального образования
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОЛЬНОЙ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ МОТИВАЦИИ ОБУЧЕНИЯ
Выполнена:
студентом 5 курса группы Б
заочной формы обучения
факультета искусств, социальных и гуманитарных наук
Ветровой Валентиной Анатольевной
Тула 2012
Работа выполнена на факультете искусств, социальных и гуманитарных наук
ФГБОУ ВПО ТГПУ им. Л.Н. Толстого
Научный руководитель – Романов Владимир Алексеевич, профессор кафедры ППДНО, доктор педагогических наук, профессор
(Подпись, дата)
Работа допущена к защите:
Заведующий кафедрой педагогики, психологии и
дисциплин начального образования
Л.А. Зайцева
(Подпись, дата)
Рецензент:
(Подпись, дата)
Защита состоится «____» ________________ 2012 г. в учебном корпусе № 4 ТГПУ им. Л.Н. Толстого, в ауд. №________ в _______ часов.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ …………………………….………………………
ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОЛЬНОЙ ПАМЯТИ И МОТИВАЦИИ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА.………………………………………...10
Выводы по главе………………………………………………… ..….… 37
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ПРОИЗВОЛЬНОЙ ПАМЯТИ И МОТИВАЦИИ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ……………………………...………………...40
2.1. Выявление уровня сформированности произвольной
памяти у детей младшего школьного возраста..……………...………………………..
2.2. Работа по повышению мотивации и развитию произвольной памяти у младших школьников ………………………………………........…….……64
2.3. Анализ и интерпретация результатов
опытно-экспериментальной работы ……………………………………………..……….…………………
Выводы по главе ………………………….………………………………93
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ..………………………….………101
ПРИЛОЖЕНИЕ …………………………………………………
Современные требования
общества к развитию личности диктуют
необходимость более полно
Младший школьный возраст
– наиболее ответственный этап школьного
детства. Высокая сензитивность
этого возрастного периода
Развитие человеческих задатков, превращение их в способности – одна из задач обучения и воспитания, которую нельзя решить без развития познавательных процессов. По мере их развития совершенствуются и сами способности, приобретая нужные качества. Знание психологической структуры познавательных процессов, законов их формирования необходимо для правильного выбора метода обучения и воспитания.
Особое место в структуре познавательных процессов имеет память, которая не является самостоятельной функцией, а тесно связана с личностью, ее внутренним миром, интересами, стремлениями. Поэтому развитие и совершенствование памяти происходит параллельно с развитием человека, а те или иные этапы памяти – это следствие изменения взаимоотношения человека с внешним миром.
Память, как и все психические процессы, имеет особенности возрастные и индивидуальные. Особое значение для развития памяти имеет младший школьный возраст.
Изучением особенностей памяти в младшем школьном возрасте занимались такие исследователи, как Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, В.Я. Ляудис, Л.Ф. Обухова, В.П. Петрунек, Л.Н. Таран, В.Д. Шадриков, Н.Ф. Талызина, Л. Тихомирова, Е.Л. Яковлева и др. В их работах проанализированы различные аспекты памяти и запоминания. Однако, на наш взгляд, в трудах вышеназванных авторов недостаточное внимание уделено взаимосвязи памяти и мотивации учебной деятельности. Спорным остается вопрос о том, что для развития памяти ребенка полезны не только и не столько специальные упражнения на запоминание, сколько формирование интереса к знаниям, к отдельным учебным предметам, развитие положительного отношения к ним.
Тем не менее, рассматривая память как одну из форм психической деятельности, необходимо при ее анализе учитывать роль всех компонентов, входящих в ее структуру. Существенную роль как в нормальном протекании, так и в нарушениях мнестической деятельности играет ее личностно-мотивационный компонент. Это обусловлено тем, что мотивации тесно взаимодействуют с механизмами памяти. Мотивации, формирующиеся под воздействием внутренних метаболических потребностей и факторов окружающей среды, обладают выраженной способностью по опережающему принципу извлекать из памяти генетический и индивидуальный опыт субъектов по удовлетворению лежащей в их основе доминирующей потребности.
Восходящие активирующие влияния, сформированные различными мотивациями, распространяются в протоплазме отдельных нейронов мозга до механизмов синтеза специальных белковых молекул с участием генетического аппарата. Механизмы синтеза белковых молекул определяются предшествующими подкреплениями, т.е. удовлетворением соответствующих потребностей. Экспрессируемые под влиянием доминирующей мотивации белковые молекулы в свою очередь участвуют в формировании соответствующего поведения. Синтез этих белковых молекул подавляется при введении блокаторов синтеза белка и вследствие этого мотивация утрачивает способность трансформироваться в поведение. Мотивационное возбуждение выступает в роли ведущего фактора, формирующего предвидение конечного, удовлетворяющего исходную потребность, результата.
Итак, в системной организации
целенаправленных поведенческих актов
мотивации выступают как
Проведенный анализ научной
литературы свидетельствует, что
проблеме учебной мотивации, вопросам
ее формирования и развития
посвящено значительное количество исследований.
Так, ряд ученых
рассматривает данную категорию в контексте развития общей мотивационной
сферы личности (В.Г. Асеев, Б.И. Додонов,
Ю.Н. Кулюткин, А.К. Маркова, Л.Ф. Обухова,
Л.М. Фридман и др.); в контексте проблемы
активизации умственной деятельности
личности (Л.И. Божович, Н.Ф. Добрынин, Н.А.
Менчинская, М.Н. Скаткин и др.); в аспекте
синтеза интеллектуальной, эмоциональной
и волевой сфер личности (А.Г. Архипов,
А.Г. Волостникова, А.Г. Ковалев, В.Н. Мясищев,
С.Л. Рубинштейн и др.); в аспекте избирательной
направленностью личности (В.Б. Бондаревский,
Л.М. Матюшкин, Г.И. Щукина, И.М. Цветков
и др.); в качестве выражения потребности
индивида (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Г.К.
Гумницкий, Г.С. Костюк, А.Н. Леонтьев, Е.Ф.
Рыбалко, Б.А. Теплов, Ю.В. Шаров и др.) и
т.д.
Во многих исследованиях формирование учебно-познавательной мотивации школьников связывается с развитием внимания, любознательности, наблюдательности, памяти и т.д., то есть становление учебной мотивации как психолого-педагогического феномена оказывает интегрирующее воздействия на компоненты сложной системы личностных процессов (Л.И. Божович, В.Г. Леонтьев, Н.Г. Морозова, И.Ф. Мягков, А.В. Петровский, Н.К. Постникова, М.С. Роговин, К.М. Рамонова и др.).
Ученые анализируют компонентный состав и уровни становления учебной мотивации (В.В. Давыдов, Н.Н. Костюков, А.К. Маркова, Н.Г. Морозова, В.В. Репкин, Г.И. Щукина и др.), условия и факторы, влияющие на формирование и развитие учебно-познавательной мотивации (А.А. Бодалев, Т.А. Матис, В.Ф. Моргун, Г.М. Шемякина и др.), методические аспекты процесса формирования мотивации как компонента учебной деятельности (Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев, Т.И. Лях, А.К. Маркова и др.) и т.д.
Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы, делом общественной важности. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов, формирования у них активной жизненной позиции, введением всеобщего обязательного среднего образования. В настоящее время наше общество требует от школы повышения качества обучения и воспитания.
Проблема формирования мотивации учения лежит на стыке обучения и воспитания, является важнейшим аспектом современного обучения. Это означает, что здесь в поле внимания учителя оказывается не только осуществляемое школьником учение, но и происходящее в ходе учения развитие личности учащегося. Формирование мотивации – это воспитание у школьников идеалов, мировоззренческих ценностей, принятых в нашем обществе, в сочетании с активным поведением ученика, что означает взаимосвязь осознаваемых и реально действующих мотивов, активную жизненную позицию школьника.
Вместе с тем исследования, посвященные проблеме активизации процесса обучения, большей частью рассматривают вопрос о способах приведении учащегося в состояние готовности к усвоению знаний, и недостаточно затрагивают мотивационную сторону этого процесса, что обусловливает актуальность настоящего исследования, темой которого является "Развитие произвольной памяти у детей младшего школьного возраста посредством повышения мотивации обучения".
Цель исследования - теоретически обосновать и опытным путем подтвердить эффективность повышения мотивации обучения, как одного из условий развития произвольной памяти у детей младшего школьного возраста.
Объект исследования – развитие произвольной памяти младших школьников.
Предмет исследования – разработка программы, активизирующей развитие произвольной памяти у детей младшего школьного возраста в комплексе с приемами и методами по повышению мотивации обучения.
На достижение поставленной цели направлено решение задач:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы по проблеме исследования выявить особенности развития произвольной памяти младших школьников и установить роль мотивации обучения в этом процессе.
2. Подобрать диагностический инструментарий исследования уровня развития произвольной памяти и мотивов обучения младших школьников.
3. Разработать и опытно-экспериментальным путем проверить эффективность заданий и упражнений, активизирующих развитие произвольной памяти у детей младшего школьного возраста в комплексе с приемами и методами по повышению мотивации обучения.
Гипотеза исследования: процесс развития произвольной памяти младших школьников посредством повышения уровня мотивации обучения будет протекать более успешно, если: