Развитие произвольной памяти у детей младшего школьного возраста посредством повышения уровня мотивации

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 23:51, дипломная работа

Краткое описание

Современные требования общества к развитию личности диктуют необходимость более полно реализовать идею индивидуализации обучения, учитывающего готовность детей к школе, состояние их здоровья, индивидуально-типологические особенности учащихся.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ …………………………….……………………………..………… 4



ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОЛЬНОЙ ПАМЯТИ И МОТИВАЦИИ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА.………………………………………...10


Память человека как феномен…………………………...…………10
Особенности памяти младших школьников и их проявление в процессе обучения…………………………………….…...……………………15
Влияние мотивации обучения на результативность учебного процесса в младшем школьном возрасте ………...……………………………25

Выводы по главе………………………………………………… ..….… 37



ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ПРОИЗВОЛЬНОЙ ПАМЯТИ И МОТИВАЦИИ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ……………………………...………………...40



2.1. Выявление уровня сформированности произвольной памяти у детей младшего школьного возраста..……………...………………………..40

2.2. Работа по повышению мотивации и развитию произвольной памяти у младших школьников ………………………………………........…….……64

2.3. Анализ и интерпретация результатов опытно-экспериментальной работы ……………………………………………..……….…………………...80

Выводы по главе ………………………….………………………………93



ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...96



БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ..………………………….………101



ПРИЛОЖЕНИЕ ………………………………………………………….…106

Файлы: 1 файл

диплом окончательный.doc

— 1.00 Мб (Скачать)

 

Министерство  образования и науки РФ

ФГБОУ  ВПО  Тульский государственный педагогический университет 

им. Л.Н. Толстого

 

 

Кафедра педагогики,  психологии и 

дисциплин начального образования

 

 

 

 

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

 

 

РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОЛЬНОЙ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ МОТИВАЦИИ ОБУЧЕНИЯ

 

 

 

 

Выполнена:

студентом 5 курса группы Б 

заочной формы обучения

факультета искусств, социальных и гуманитарных наук

Ветровой Валентиной Анатольевной

 

 

 

 

 

Тула 2012

Работа выполнена на факультете искусств, социальных и гуманитарных наук

ФГБОУ  ВПО  ТГПУ им. Л.Н. Толстого

 

 

Научный руководитель – Романов Владимир Алексеевич, профессор кафедры ППДНО, доктор педагогических наук, профессор

 

(Подпись, дата)

 

Работа допущена к защите:

Заведующий кафедрой педагогики,  психологии и 

дисциплин начального образования

Л.А. Зайцева

     (Подпись, дата)

 

 

Рецензент:

 

 

(Подпись, дата)

 

 

 

Защита  состоится «____» ________________ 2012 г. в учебном  корпусе № 4 ТГПУ им. Л.Н. Толстого, в  ауд. №________  в _______ часов.

Декан факультета искусств, социальных

и гуманитарных наук                                                                    Е.Ю. Ромашина

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ …………………………….……………………………..………… 4

 

ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОЛЬНОЙ ПАМЯТИ И МОТИВАЦИИ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА.………………………………………...10

 

    1. Память человека как феномен…………………………...…………10
    2. Особенности памяти младших школьников и их проявление в процессе обучения…………………………………….…...……………………15
    3. Влияние мотивации обучения на результативность учебного процесса в младшем школьном возрасте ………...……………………………25

Выводы по главе………………………………………………… ..….… 37

 

ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ  РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ПРОИЗВОЛЬНОЙ ПАМЯТИ И МОТИВАЦИИ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ……………………………...………………...40    

 

2.1. Выявление уровня сформированности произвольной памяти у детей младшего школьного возраста..……………...………………………..40

2.2. Работа по повышению мотивации и развитию произвольной памяти у младших школьников ………………………………………........…….……64

2.3. Анализ и интерпретация результатов опытно-экспериментальной работы ……………………………………………..……….…………………...80

Выводы по главе ………………………….………………………………93

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...96

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ..………………………….………101

 

ПРИЛОЖЕНИЕ ………………………………………………………….…106

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Современные требования общества к развитию личности диктуют  необходимость более полно реализовать  идею индивидуализации обучения, учитывающего готовность детей к школе, состояние их здоровья, индивидуально-типологические особенности учащихся. Построение учебно-воспитательного процесса с учетом индивидуального развития школьника важно для всех ступеней обучения, но особое значение реализация этого принципа имеет на начальной ступени, когда закладывается фундамент успешного обучения в целом.

Младший школьный возраст  – наиболее ответственный этап школьного  детства. Высокая сензитивность  этого возрастного периода определяет большие потенциальные возможности  разностороннего развития ребенка. Основные достижения этого возраста обусловлены ведущим характером учебной деятельности и во многом являются определяющими для последующих лет обучения: к концу младшего школьного возраста ребенок должен хотеть учиться, уметь учиться и верить в свои силы. Полноценное проживание этого возраста, его позитивные приобретения являются необходимым основанием, на котором выстраивается дальнейшее развитие ребенка как активного субъекта познания и деятельности. Основная задача взрослых в работе с детьми младшего школьного возраста – создание оптимальных условий для раскрытия и реализации возможностей детей с учетом индивидуальности каждого ребенка. Упущения на начальной ступени обучения проявляются пробелами в знаниях детей, несформированностью общеучебных умений и навыков, негативным отношением к школе, что бывает трудно скорригировать и компенсировать.

Развитие человеческих задатков, превращение их в способности  – одна из задач обучения и воспитания, которую нельзя решить без развития познавательных процессов. По мере их развития совершенствуются и сами способности, приобретая нужные качества. Знание психологической структуры познавательных процессов, законов их формирования необходимо для правильного выбора метода обучения и воспитания.

Особое место в структуре познавательных процессов имеет память, которая не является самостоятельной функцией, а тесно связана с личностью, ее внутренним миром, интересами, стремлениями. Поэтому развитие и совершенствование памяти происходит параллельно с развитием человека, а те или иные этапы памяти – это следствие изменения взаимоотношения человека с внешним миром.

Память, как и все  психические процессы, имеет особенности  возрастные и индивидуальные. Особое значение для развития памяти имеет  младший школьный возраст.

Изучением особенностей памяти в младшем школьном возрасте занимались такие исследователи, как Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, В.Я. Ляудис, Л.Ф. Обухова, В.П. Петрунек, Л.Н. Таран, В.Д. Шадриков, Н.Ф. Талызина, Л. Тихомирова, Е.Л.  Яковлева и др. В их работах проанализированы различные аспекты памяти и запоминания. Однако, на наш взгляд, в трудах вышеназванных авторов недостаточное внимание уделено взаимосвязи памяти и мотивации учебной деятельности. Спорным остается вопрос о том, что для развития памяти ребенка полезны не только и не столько специальные упражнения на запоминание, сколько формирование интереса к знаниям, к отдельным учебным предметам, развитие положительного отношения к ним.

Тем не менее, рассматривая память как одну из форм психической деятельности, необходимо при ее анализе учитывать роль всех компонентов, входящих в ее структуру. Существенную роль как в нормальном протекании, так и в нарушениях мнестической деятельности играет ее личностно-мотивационный компонент. Это обусловлено тем, что мотивации тесно взаимодействуют с механизмами памяти. Мотивации, формирующиеся под воздействием внутренних метаболических потребностей и факторов окружающей среды, обладают выраженной способностью по опережающему принципу извлекать из памяти генетический и индивидуальный опыт субъектов по удовлетворению лежащей в их основе доминирующей потребности.

Восходящие активирующие влияния, сформированные различными мотивациями, распространяются в протоплазме  отдельных нейронов мозга до механизмов синтеза специальных белковых молекул с участием генетического аппарата. Механизмы синтеза белковых молекул определяются предшествующими подкреплениями, т.е. удовлетворением соответствующих потребностей. Экспрессируемые под влиянием доминирующей мотивации белковые молекулы в свою очередь участвуют в формировании соответствующего поведения. Синтез этих белковых молекул подавляется при введении блокаторов синтеза белка и вследствие этого мотивация утрачивает способность трансформироваться в поведение. Мотивационное возбуждение выступает в роли ведущего фактора, формирующего предвидение конечного, удовлетворяющего исходную потребность, результата.

Итак, в системной организации  целенаправленных поведенческих актов  мотивации выступают как ведущий  фактор фиксации опыта в памяти, способности его удержания при наличии препятствий к достижению цели и обусловливают быстрое извлечение накопленного опыта из памяти. Из этого следует, что запоминание всегда успешно при наличии выраженной мотивации. Лучше запоминается тот предмет, который представляет для обучающегося наиболее значимый интерес.

Проведенный анализ научной  литературы свидетельствует, что 
проблеме учебной мотивации, вопросам ее формирования и развития 
посвящено значительное количество исследований. Так, ряд ученых 
рассматривает данную категорию в контексте развития общей мотивационной сферы личности (В.Г. Асеев, Б.И. Додонов, Ю.Н. Кулюткин, А.К. Маркова, Л.Ф. Обухова, Л.М. Фридман и др.); в контексте проблемы активизации умственной деятельности личности (Л.И. Божович, Н.Ф. Добрынин, Н.А. Менчинская, М.Н. Скаткин и др.); в аспекте синтеза интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер личности (А.Г. Архипов, А.Г. Волостникова, А.Г. Ковалев, В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн и др.); в аспекте избирательной направленностью личности (В.Б. Бондаревский, Л.М. Матюшкин, Г.И. Щукина, И.М. Цветков и др.); в качестве выражения потребности индивида (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Г.К. Гумницкий, Г.С. Костюк, А.Н. Леонтьев, Е.Ф. Рыбалко, Б.А. Теплов, Ю.В. Шаров и др.) и т.д.

Во многих исследованиях  формирование учебно-познавательной мотивации школьников связывается с развитием внимания, любознательности, наблюдательности, памяти и т.д., то есть становление учебной мотивации как психолого-педагогического феномена оказывает интегрирующее воздействия на компоненты сложной системы личностных процессов (Л.И. Божович, В.Г. Леонтьев, Н.Г. Морозова, И.Ф. Мягков, А.В. Петровский, Н.К. Постникова, М.С. Роговин, К.М. Рамонова и др.).

Ученые анализируют компонентный состав и уровни становления учебной мотивации (В.В. Давыдов, Н.Н. Костюков, А.К. Маркова, Н.Г. Морозова, В.В. Репкин, Г.И. Щукина и др.), условия и факторы, влияющие на формирование и развитие учебно-познавательной мотивации (А.А. Бодалев, Т.А. Матис, В.Ф. Моргун, Г.М. Шемякина и др.), методические аспекты процесса формирования мотивации как компонента учебной деятельности (Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев, Т.И. Лях, А.К. Маркова и др.) и т.д.

Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы, делом общественной важности. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов, формирования у них активной жизненной позиции, введением всеобщего обязательного среднего образования. В настоящее время наше общество требует от школы повышения качества обучения и воспитания.

Проблема формирования мотивации учения лежит на стыке  обучения и воспитания, является важнейшим  аспектом современного обучения. Это означает, что здесь в поле внимания учителя оказывается не только осуществляемое школьником учение, но и происходящее в ходе учения развитие личности учащегося. Формирование мотивации – это воспитание у школьников идеалов, мировоззренческих ценностей, принятых в нашем обществе, в сочетании с активным поведением ученика, что означает взаимосвязь осознаваемых и реально действующих мотивов, активную жизненную позицию школьника.

Вместе с тем исследования, посвященные проблеме активизации  процесса обучения, большей частью рассматривают вопрос о способах приведении учащегося в состояние готовности к усвоению знаний, и недостаточно затрагивают мотивационную сторону этого процесса, что обусловливает актуальность настоящего исследования, темой которого является "Развитие произвольной памяти у детей младшего школьного возраста посредством повышения мотивации обучения".

         Цель исследования - теоретически обосновать и опытным путем подтвердить эффективность повышения мотивации обучения, как одного из условий развития произвольной памяти у детей младшего школьного возраста.

Объект исследования – развитие произвольной памяти младших школьников.

Предмет исследования – разработка программы, активизирующей развитие произвольной памяти у детей младшего школьного возраста в комплексе с приемами и методами по повышению мотивации обучения.

На достижение поставленной цели направлено решение задач:

1. На основе анализа психолого-педагогической литературы по проблеме исследования выявить особенности развития произвольной памяти младших школьников и установить роль мотивации обучения в этом процессе.

2. Подобрать диагностический инструментарий исследования уровня развития произвольной памяти и мотивов обучения младших школьников.

3. Разработать и опытно-экспериментальным путем проверить эффективность заданий и упражнений, активизирующих развитие произвольной памяти у детей младшего школьного возраста в комплексе с приемами и методами по повышению мотивации обучения.

Гипотеза исследования: процесс развития произвольной памяти младших школьников посредством повышения уровня мотивации обучения будет протекать более успешно, если:

  • преподаватель в ходе учебно-воспитательной работы использует эффективные задания и упражнения, а также приемы и методы стимулирования и мотивации учебной деятельности;
  • методика преподавания учитывает потребности, установки, мотивы и цели младших школьников;
  • содержание учебного материала актуализирует проблему произвольного запоминания.

Информация о работе Развитие произвольной памяти у детей младшего школьного возраста посредством повышения уровня мотивации