Развитие произвольной памяти у детей младшего школьного возраста посредством повышения уровня мотивации

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 23:51, дипломная работа

Краткое описание

Современные требования общества к развитию личности диктуют необходимость более полно реализовать идею индивидуализации обучения, учитывающего готовность детей к школе, состояние их здоровья, индивидуально-типологические особенности учащихся.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ …………………………….……………………………..………… 4



ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОЛЬНОЙ ПАМЯТИ И МОТИВАЦИИ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА.………………………………………...10


Память человека как феномен…………………………...…………10
Особенности памяти младших школьников и их проявление в процессе обучения…………………………………….…...……………………15
Влияние мотивации обучения на результативность учебного процесса в младшем школьном возрасте ………...……………………………25

Выводы по главе………………………………………………… ..….… 37



ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ПРОИЗВОЛЬНОЙ ПАМЯТИ И МОТИВАЦИИ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ……………………………...………………...40



2.1. Выявление уровня сформированности произвольной памяти у детей младшего школьного возраста..……………...………………………..40

2.2. Работа по повышению мотивации и развитию произвольной памяти у младших школьников ………………………………………........…….……64

2.3. Анализ и интерпретация результатов опытно-экспериментальной работы ……………………………………………..……….…………………...80

Выводы по главе ………………………….………………………………93



ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...96



БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ..………………………….………101



ПРИЛОЖЕНИЕ ………………………………………………………….…106

Файлы: 1 файл

диплом окончательный.doc

— 1.00 Мб (Скачать)

Методика № 8

 

Результаты исследования, проведенного в экспериментальной  группе, представлены в таблице 2.15. Как следует из таблицы, высокий уровень внешней мотивации демонстрируют 4 человека, средний уровень – 11 человек, низкий уровень – 1 человек. Высокий уровень внутренней мотивации демонстрируют 7 человек, средний уровень – 8 человек, низкий уровень – 1 человек. Высокий уровень общей учебной мотивации демонстрируют 6 человек, средний уровень – 9 человек, уровень ниже среднего – 1 человек. Низкий уровень общей учебной мотивации в группе не выявлен.

Таблица 2.15

Результаты исследования по методике № 8, проведенного на констатирующем этапе в экспериментальной группе

№ испытуемого

Методика 8

Общий уровень учебной мотивации

Уровень внутренней мотивации

Уровень внешней мотивации

1

83

51

32

2

77

44

33

3

80

45

35

4

73

37

36

5

89

55

34

6

67

36

31

7

74

40

34

8

82

47

35

9

70

37

33

10

63

30

33

11

58

20

38

12

96

57

39

13

72

37

35

14

77

43

34

15

92

56

36

16

62

29

33


 

Результаты исследования, проведенного в контрольной группе, представлены в таблице 2.16. Как следует из таблицы, высокий уровень внешней мотивации демонстрируют 5 человек, средний уровень – 11 человек. Низкий уровень внешней мотивации в группе не выявлен. Высокий уровень внутренней мотивации демонстрируют 4 человека, средний уровень – 11 человек, низкий уровень – 1 человек. Высокий уровень общей учебной мотивации демонстрируют 2 человека, средний уровень – 13 человек, уровень ниже среднего – 1 человек. Низкий уровень общей учебной мотивации в группе не выявлен.

Таблица 2.16

Результаты исследования по методике № 8, проведенного на констатирующем этапе в контрольной группе

№ испытуемого

Методика 8

Общий уровень учебной мотивации

Уровень внутренней мотивации

Уровень внешней мотивации

1

72

36

36

2

58

20

38

3

73

37

36

4

77

43

34

5

63

27

36

6

71

30

41

7

74

37

37

8

80

45

35

9

72

31

41

10

62

20

42

11

75

37

38

12

76

40

36

13

67

29

38

14

77

43

34

15

82

47

35

16

70

30

40


 

Из полученных данных видно, что учебная мотивация у младших школьников развита на среднем уровне, причем в части как внешних, так и внутренних мотивов.

Сводная таблица результатов исследования, проведенного на констатирующем этапе в экспериментальной и контрольной группах, представлена в Приложении 3.

 

2.2. Работа  по повышению мотивации и развитию  произвольной памяти у младших школьников

 

Цель программы: создать условия организации обучения, которые способствуют повышению уровня учебной мотивации и развитию произвольной памяти у младших школьников. 

Задачи программы:

  • формировать учебно-познавательные мотивы;
  • способствовать удержанию внутренней позиции ученика;
  • повышать уверенность в себе и развивать самостоятельность;
  • формировать самосознание и адекватную самооценку;
  • обеспечивать атмосферу эмоционального принятия, снижающей чувства беспокойства и тревоги в ситуациях обучения и общения;
  • развивать рефлексию, возвращение чувства ответственности за результаты деятельности, воспитание воли;

Поставленные задачи рассматриваются как единый комплекс, т.к. только целостное воздействие  на личность ребенка может привести к устойчивому позитивному изменению (или формированию определенных психологических компонентов).

Принципы построения программы:

  • Принцип позитивности – создание поддерживающей, доброжелательной атмосферы помощи, сотрудничества.
  • Принцип целостности развития – усиливает значение всех прошлых этапов жизни в позитивном ключе, организует целостность самосознания и личности ребенка, помогает строить позитивное будущее.
  • Принципа индивидуального подхода – максимальный учет психологического своеобразия и индивидуального опыта каждого ребенка.
  • Принцип развития и саморазвития личности – активизация творческих возможностей, способности к самопознанию и самоусовершенствованию, саморегуляции.

Принципы проведения занятий:

  • системность подачи материала,
  • наглядность обучения,
  • цикличность построения занятия,
  • доступность,
  • проблемность,
  • развивающий и воспитательный характер учебного материала.

Мотивационный компонент представлен в занятиях в виде:

  • игрового преподнесения заданий;
  • подкрепление положительного отношения к школе;
  • формирования чувства уверенности в роли ученика.

О результативности проведенных занятий можно судить по следующим критериям:

  • возрастающий интерес к выполнению заданий для ребенка;
  • увеличение заинтересованности в специальных упражнениях на развитие учебных склонностей;
  • повышение уровня активности участников занятий, проявляющийся в желании сотрудничества;
  • повышение уровня заинтересованности в проведении совместных дел взрослого и ребенка.

Ожидаемые результаты: 

  • повышение мотивационной готовности школьников к обучению,
  • сформированность "внутренней позиции ученика",
  • возникновение эмоционально-положительного отношения к школе,
  • повышение уровня развития произвольной памяти.

Основным средством  реализации индивидуального подхода  и повышения учебной мотивации  было выбрано дифференцированное обучение. Дифференцированным считается такой учебно-воспитательный процесс, для которого характерен учет типичных индивидуальных различий учащихся.  Дифференциация в обучении предполагает разделение учащихся на группы по каким-либо признакам, которое осуществляется для последующего группирования, т.е. в дифференциации обязательно присутствует интеграция, выражающаяся в объединении учащихся. Другим не менее важным аспектом является различное построение процесса обучения в группах. Таким образом, при дифференциации обучения осуществляется учет индивидуально типологических особенностей личности в форме группировки учащихся и различное построение процесса обучения в выделенных группах.

Организация учителем внутриклассной дифференциации включает несколько  этапов:

1. Определение критерия, на основе которого выделяются группы учащихся для дифференцированной работы.

2. Проведение диагностики  по выработанному критерию.

3. Распределение детей  по группам с учетом результатов диагностики.

4. Выбор способов дифференциации, разработка разноуровневых заданий для созданных групп учащихся.

5. Реализация дифференцированного  подхода к школьникам на различных  этапах урока.

6. Диагностический контроль  за результатами работы учащихся, в соответствии с которым может  изменяться состав групп и  характер дифференцированных заданий.

Для организации дифференцированного  обучения была использована групповая форма. В группы детей формировали по способу обученности, а также на основании индивидуальных особенностей, способностей, интересов.

Первая группа комплектовалась из учащихся с высоким уровнем учебных возможностей и высокими показателями успеваемости, а также из учащихся со средними учебными возможностями и высоким уровнем развития познавательного интереса. Для этой группы главным являлась организация обучения в соответствующем темпе, не тормозящая естественный ускоренный процесс развертывания психологических функций. Существенным моментом являлась ориентация на самостоятельность учащихся.

Вторая группа комплектовалась из учащихся со средними показателями успеваемости. Для этой группы наиболее важной была деятельность по формированию произвольной внутренней мотивации учащихся, стабилизации школьных интересов и личностной направленности на интеллектуальный труд.

Третью группу составили учащиеся с низкими познавательными способностями, низким уровнем сформированности познавательного интереса, низкими показателями успеваемости.

Осуществляя групповую  дифференциацию, необходимо было создать атмосферу, благоприятную для учащихся, ибо для того, чтобы учебный процесс был мотивирован и ребенок учился согласно своим индивидуальным возможностям и особенностям, он должен четко представлять себе и понимать, чего от него ждут.

В работе использовались два основных критерия дифференциации: "обученность" и "обучаемость". Обученность – это определенный итог предыдущего обучения, т.е. характеристики психологического развития ребенка, которые сложились у него к сегодняшнему дню. Показателями обученности могут служить достигнутый уровень усвоения знаний, качества знаний и навыков, способы и приемы их приобретения. Обучаемость – это восприимчивость школьника к усвоению новых знаний и способов их добывания, готовность к переходу на новые уровни умственного развития. Важными показателями высокого уровня являются восприимчивость к помощи другого человека, умение осуществлять перенос, способность к самообучению, работоспособность и т.д.

Дифференцированное обучение по своей структуре понятие многогранное, поэтому на уроках, вводя элементы дифференциации, мы придерживались в основном одной цели – обеспечить одинаковый темп продвижения каждого ученика при выполнении самостоятельной работы. Т.е. исходили из того, чтобы каждый ученик работал в полную меру своих творческих сил, чувствовал уверенность в себе, ощущал радость труда, прочно и более сознательно усваивал программный материал.

Информация о работе Развитие произвольной памяти у детей младшего школьного возраста посредством повышения уровня мотивации