Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 23:51, дипломная работа
Современные требования общества к развитию личности диктуют необходимость более полно реализовать идею индивидуализации обучения, учитывающего готовность детей к школе, состояние их здоровья, индивидуально-типологические особенности учащихся.
ВВЕДЕНИЕ …………………………….……………………………..………… 4
ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОЛЬНОЙ ПАМЯТИ И МОТИВАЦИИ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА.………………………………………...10
Память человека как феномен…………………………...…………10
Особенности памяти младших школьников и их проявление в процессе обучения…………………………………….…...……………………15
Влияние мотивации обучения на результативность учебного процесса в младшем школьном возрасте ………...……………………………25
Выводы по главе………………………………………………… ..….… 37
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ПРОИЗВОЛЬНОЙ ПАМЯТИ И МОТИВАЦИИ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ……………………………...………………...40
2.1. Выявление уровня сформированности произвольной памяти у детей младшего школьного возраста..……………...………………………..40
2.2. Работа по повышению мотивации и развитию произвольной памяти у младших школьников ………………………………………........…….……64
2.3. Анализ и интерпретация результатов опытно-экспериментальной работы ……………………………………………..……….…………………...80
Выводы по главе ………………………….………………………………93
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...96
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ..………………………….………101
ПРИЛОЖЕНИЕ ………………………………………………………….…106
Методика № 8
Результаты исследования, проведенного в экспериментальной группе, представлены в таблице 2.15. Как следует из таблицы, высокий уровень внешней мотивации демонстрируют 4 человека, средний уровень – 11 человек, низкий уровень – 1 человек. Высокий уровень внутренней мотивации демонстрируют 7 человек, средний уровень – 8 человек, низкий уровень – 1 человек. Высокий уровень общей учебной мотивации демонстрируют 6 человек, средний уровень – 9 человек, уровень ниже среднего – 1 человек. Низкий уровень общей учебной мотивации в группе не выявлен.
Таблица 2.15
Результаты исследования по методике № 8, проведенного на констатирующем этапе в экспериментальной группе
№ испытуемого |
Методика 8 | ||
Общий уровень учебной мотивации |
Уровень внутренней мотивации |
Уровень внешней мотивации | |
1 |
83 |
51 |
32 |
2 |
77 |
44 |
33 |
3 |
80 |
45 |
35 |
4 |
73 |
37 |
36 |
5 |
89 |
55 |
34 |
6 |
67 |
36 |
31 |
7 |
74 |
40 |
34 |
8 |
82 |
47 |
35 |
9 |
70 |
37 |
33 |
10 |
63 |
30 |
33 |
11 |
58 |
20 |
38 |
12 |
96 |
57 |
39 |
13 |
72 |
37 |
35 |
14 |
77 |
43 |
34 |
15 |
92 |
56 |
36 |
16 |
62 |
29 |
33 |
Результаты исследования, проведенного в контрольной группе, представлены в таблице 2.16. Как следует из таблицы, высокий уровень внешней мотивации демонстрируют 5 человек, средний уровень – 11 человек. Низкий уровень внешней мотивации в группе не выявлен. Высокий уровень внутренней мотивации демонстрируют 4 человека, средний уровень – 11 человек, низкий уровень – 1 человек. Высокий уровень общей учебной мотивации демонстрируют 2 человека, средний уровень – 13 человек, уровень ниже среднего – 1 человек. Низкий уровень общей учебной мотивации в группе не выявлен.
Таблица 2.16
Результаты исследования по методике № 8, проведенного на констатирующем этапе в контрольной группе
№ испытуемого |
Методика 8 | ||
Общий уровень учебной мотивации |
Уровень внутренней мотивации |
Уровень внешней мотивации | |
1 |
72 |
36 |
36 |
2 |
58 |
20 |
38 |
3 |
73 |
37 |
36 |
4 |
77 |
43 |
34 |
5 |
63 |
27 |
36 |
6 |
71 |
30 |
41 |
7 |
74 |
37 |
37 |
8 |
80 |
45 |
35 |
9 |
72 |
31 |
41 |
10 |
62 |
20 |
42 |
11 |
75 |
37 |
38 |
12 |
76 |
40 |
36 |
13 |
67 |
29 |
38 |
14 |
77 |
43 |
34 |
15 |
82 |
47 |
35 |
16 |
70 |
30 |
40 |
Из полученных данных видно, что учебная мотивация у младших школьников развита на среднем уровне, причем в части как внешних, так и внутренних мотивов.
Сводная таблица результатов исследования, проведенного на констатирующем этапе в экспериментальной и контрольной группах, представлена в Приложении 3.
Цель программы: создать условия организации обучения, которые способствуют повышению уровня учебной мотивации и развитию произвольной памяти у младших школьников.
Задачи программы:
Поставленные задачи
рассматриваются как единый комплекс,
т.к. только целостное воздействие
на личность ребенка может привести
к устойчивому позитивному
Принципы построения программы:
Принципы проведения занятий:
Мотивационный
компонент представлен в
О результативности проведенных занятий можно судить по следующим критериям:
Ожидаемые результаты:
Основным средством реализации индивидуального подхода и повышения учебной мотивации было выбрано дифференцированное обучение. Дифференцированным считается такой учебно-воспитательный процесс, для которого характерен учет типичных индивидуальных различий учащихся. Дифференциация в обучении предполагает разделение учащихся на группы по каким-либо признакам, которое осуществляется для последующего группирования, т.е. в дифференциации обязательно присутствует интеграция, выражающаяся в объединении учащихся. Другим не менее важным аспектом является различное построение процесса обучения в группах. Таким образом, при дифференциации обучения осуществляется учет индивидуально типологических особенностей личности в форме группировки учащихся и различное построение процесса обучения в выделенных группах.
Организация учителем внутриклассной дифференциации включает несколько этапов:
1. Определение критерия, на основе которого выделяются группы учащихся для дифференцированной работы.
2. Проведение диагностики по выработанному критерию.
3. Распределение детей по группам с учетом результатов диагностики.
4. Выбор способов дифференциации, разработка разноуровневых заданий для созданных групп учащихся.
5. Реализация
6. Диагностический контроль
за результатами работы
Для организации
Первая группа комплектовалась из учащихся с высоким уровнем учебных возможностей и высокими показателями успеваемости, а также из учащихся со средними учебными возможностями и высоким уровнем развития познавательного интереса. Для этой группы главным являлась организация обучения в соответствующем темпе, не тормозящая естественный ускоренный процесс развертывания психологических функций. Существенным моментом являлась ориентация на самостоятельность учащихся.
Вторая группа комплектовалась из учащихся со средними показателями успеваемости. Для этой группы наиболее важной была деятельность по формированию произвольной внутренней мотивации учащихся, стабилизации школьных интересов и личностной направленности на интеллектуальный труд.
Третью группу составили учащиеся с низкими познавательными способностями, низким уровнем сформированности познавательного интереса, низкими показателями успеваемости.
Осуществляя групповую дифференциацию, необходимо было создать атмосферу, благоприятную для учащихся, ибо для того, чтобы учебный процесс был мотивирован и ребенок учился согласно своим индивидуальным возможностям и особенностям, он должен четко представлять себе и понимать, чего от него ждут.
В работе использовались два основных критерия дифференциации: "обученность" и "обучаемость". Обученность – это определенный итог предыдущего обучения, т.е. характеристики психологического развития ребенка, которые сложились у него к сегодняшнему дню. Показателями обученности могут служить достигнутый уровень усвоения знаний, качества знаний и навыков, способы и приемы их приобретения. Обучаемость – это восприимчивость школьника к усвоению новых знаний и способов их добывания, готовность к переходу на новые уровни умственного развития. Важными показателями высокого уровня являются восприимчивость к помощи другого человека, умение осуществлять перенос, способность к самообучению, работоспособность и т.д.
Дифференцированное обучение
по своей структуре понятие