Развитие произвольной памяти у детей младшего школьного возраста посредством повышения уровня мотивации

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 23:51, дипломная работа

Краткое описание

Современные требования общества к развитию личности диктуют необходимость более полно реализовать идею индивидуализации обучения, учитывающего готовность детей к школе, состояние их здоровья, индивидуально-типологические особенности учащихся.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ …………………………….……………………………..………… 4



ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОЛЬНОЙ ПАМЯТИ И МОТИВАЦИИ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА.………………………………………...10


Память человека как феномен…………………………...…………10
Особенности памяти младших школьников и их проявление в процессе обучения…………………………………….…...……………………15
Влияние мотивации обучения на результативность учебного процесса в младшем школьном возрасте ………...……………………………25

Выводы по главе………………………………………………… ..….… 37



ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ПРОИЗВОЛЬНОЙ ПАМЯТИ И МОТИВАЦИИ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ……………………………...………………...40



2.1. Выявление уровня сформированности произвольной памяти у детей младшего школьного возраста..……………...………………………..40

2.2. Работа по повышению мотивации и развитию произвольной памяти у младших школьников ………………………………………........…….……64

2.3. Анализ и интерпретация результатов опытно-экспериментальной работы ……………………………………………..……….…………………...80

Выводы по главе ………………………….………………………………93



ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...96



БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ..………………………….………101



ПРИЛОЖЕНИЕ ………………………………………………………….…106

Файлы: 1 файл

диплом окончательный.doc

— 1.00 Мб (Скачать)

 

Таблица 2.6

Результаты исследования по методике № 3, проведенного на констатирующем этапе в контрольной группе

№ испытуемого

Методика 3

Смысловая память

Механическая память

1

80%

60%

2

60%

20%

3

100%

60%

4

100%

80%

5

60%

40%

6

80%

60%

7

100%

60%

8

100%

80%

9

80%

60%

10

60%

20%

11

100%

60%

12

100%

80%

13

80%

40%

14

100%

80%

15

100%

80%

16

80%

40%


 

Средний уровень механической памяти (60-80%) демонстрируют 11 человек, низкий уровень (20-50%) – 5 человек. Высокий уровень механической памяти в группе не выявлен.

Из полученных данных видно, что у младшего школьника доминирует смысловая память.

 

Методика № 4

 

Результаты исследования, проведенного в экспериментальной группе, представлены в таблице 2.7. Как следует из таблицы, высокий уровень слухоречевой памяти демонстрируют 7 человек, средний уровень – 5 человек, уровень ниже среднего – 4 человека.

Таблица 2.7

Результаты исследования по методике № 4, проведенного на констатирующем этапе в экспериментальной группе

№ испытуемого

Количество воспроизведенных слов

1

2

3

4

5

Через час

1

10

10

8

8

7

9

2

9

9

9

8

8

9

3

9

8

8

7

7

9

4

10

10

10

9

8

8

5

7

7

5

5

4

9

6

8

8

7

7

7

7

7

10

10

7

7

6

8

8

9

9

7

5

5

9

9

8

8

9

9

8

8

10

10

10

10

9

9

7

11

8

8

8

7

8

6

12

9

9

10

8

9

9

13

10

10

9

9

9

8

14

9

8

8

9

9

8

15

9

10

9

9

10

9

16

10

10

9

9

8

6


 

Результаты исследования, проведенного в контрольной группе, представлены в таблице 2.8. Как следует из таблицы, высокий уровень слухоречевой памяти демонстрируют 7 человек, средний уровень – 7 человек, уровень ниже среднего – 2 человека.

Таблица 2.8

Результаты исследования по методике № 4, проведенного на констатирующем этапе в контрольной группе

№ испытуемого

Количество воспроизведенных слов

 

1

2

3

4

5

Через час

1

10

9

8

8

7

8

2

8

8

8

8

8

7

3

8

8

8

7

7

8

4

9

9

10

9

8

9

5

8

8

7

7

8

8

6

9

9

8

8

7

8

7

10

9

8

7

9

9

8

9

9

8

8

7

9

9

9

8

9

9

8

8

10

9

10

9

9

9

7

11

7

7

7

8

8

9

12

9

9

10

9

9

9

13

10

10

9

8

8

8

14

9

8

9

8

8

9

15

9

9

8

9

10

10

16

10

10

9

8

8

8


 

Из полученных данных видно, что уровень слухоречевой памяти у младшего школьника в основном средний и высокий.

 

Методика № 5

 

Результаты исследования, проведенного в экспериментальной  группе, представлены в таблице 2.9. Как следует из таблицы, уровень кратковременной зрительной памяти выше нормы демонстрируют 2 человека, нормальный уровень – 10 человек, уровень ниже нормы – 4 человека.

Результаты исследования, проведенного в контрольной группе, представлены в таблице 2.10. Как следует из таблицы, уровень кратковременной зрительной памяти выше нормы демонстрируют 3 человека, нормальный уровень – 10 человек, уровень ниже нормы – 3 человека.

Таблица 2.9

Результаты исследования по методике № 5, проведенного на констатирующем этапе в экспериментальной группе

№ испытуемого

Методика 5

1

9

2

8

3

8

4

7

5

9

6

6

7

7

8

8

9

7

10

6

11

5

12

10

13

7

14

8

15

10

16

5


 

Таблица 2.10

Результаты исследования по методике № 5, проведенного на констатирующем этапе в контрольной группе

№ испытуемого

Методика 5

1

8

2

6

3

9

4

10

5

6

6

8

7

9

8

10

9

8

10

6

11

9

12

9

13

7

14

9

15

10

16

7


 

Из полученных данных видно, что кратковременная зрительная память у младшего школьника в основном в норме.

 

Методика № 6

 

Результаты исследования, проведенного в экспериментальной группе, представлены в таблице 2.11. Как следует из таблицы, высокий индекс опосредованного запоминания демонстрируют 6 человек, средний индекс – 5 человек, индекс ниже среднего– 5 человек.

Таблица 2.11

Результаты исследования по методике № 6, проведенного на констатирующем этапе в экспериментальной группе

№ испытуемого

Методика 6

1

100

2

80

3

90

4

70

5

100

6

60

7

70

8

90

9

60

10

60

11

50

12

100

13

70

14

80

15

100

16

50


 

Результаты исследования, проведенного в контрольной группе, представлены в таблице 2.12. Как следует из таблицы, высокий индекс опосредованного запоминания демонстрируют 7 человек, средний индекс – 5 человек, индекс ниже среднего– 4 человека.

Из полученных данных видно, что опосредованное запоминание у младшего школьника неравномерно.

              Таблица 2.12

Результаты исследования по методике № 6, проведенного на констатирующем этапе в контрольной группе

№ испытуемого

Методика 6

1

80

2

50

3

80

4

100

5

60

6

70

7

90

8

100

9

70

10

50

11

90

12

90

13

60

14

100

15

100

16

60


 

Методика № 7

 

Результаты исследования, проведенного в экспериментальной  группе, представлены в таблице 2.13. Как следует из таблицы, высокий уровень школьной мотивации демонстрируют 5 человек, уровень выше среднего – 5 человек, средний уровень – 2 человека, низкий уровень – 4 человека.

Результаты исследования, проведенного в контрольной группе, представлены в таблице 2.14. Как следует из таблицы, высокий уровень школьной мотивации демонстрируют 3 человека, уровень выше среднего – 5 человек, средний уровень – 3 человека, низкий уровень – 5 человек.

Из полученных данных видно, что школьная мотивация у младших школьников развита недостаточно.

Таблица 2.13

Результаты исследования по методике № 7, проведенного на констатирующем этапе в экспериментальной группе

№ испытуемого

Методика 7

1

25

2

22

3

24

4

20

5

28

6

14

7

21

8

25

9

15

10

13

11

11

12

30

13

19

14

22

15

28

16

12


Таблица 2.14

Результаты исследования по методике № 7, проведенного на констатирующем этапе в контрольной группе

№ испытуемого

Методика 6

1

20

2

11

3

20

4

28

5

13

6

15

7

21

8

28

9

19

10

12

11

22

12

23

13

14

14

25

15

30

16

14

Информация о работе Развитие произвольной памяти у детей младшего школьного возраста посредством повышения уровня мотивации