Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 23:51, дипломная работа
Современные требования общества к развитию личности диктуют необходимость более полно реализовать идею индивидуализации обучения, учитывающего готовность детей к школе, состояние их здоровья, индивидуально-типологические особенности учащихся.
ВВЕДЕНИЕ …………………………….……………………………..………… 4
ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОЛЬНОЙ ПАМЯТИ И МОТИВАЦИИ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА.………………………………………...10
Память человека как феномен…………………………...…………10
Особенности памяти младших школьников и их проявление в процессе обучения…………………………………….…...……………………15
Влияние мотивации обучения на результативность учебного процесса в младшем школьном возрасте ………...……………………………25
Выводы по главе………………………………………………… ..….… 37
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ПРОИЗВОЛЬНОЙ ПАМЯТИ И МОТИВАЦИИ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ……………………………...………………...40
2.1. Выявление уровня сформированности произвольной памяти у детей младшего школьного возраста..……………...………………………..40
2.2. Работа по повышению мотивации и развитию произвольной памяти у младших школьников ………………………………………........…….……64
2.3. Анализ и интерпретация результатов опытно-экспериментальной работы ……………………………………………..……….…………………...80
Выводы по главе ………………………….………………………………93
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...96
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ..………………………….………101
ПРИЛОЖЕНИЕ ………………………………………………………….…106
Таблица 2.6
Результаты исследования по методике № 3, проведенного на констатирующем этапе в контрольной группе
№ испытуемого |
Методика 3 | |
Смысловая память |
Механическая память | |
1 |
80% |
60% |
2 |
60% |
20% |
3 |
100% |
60% |
4 |
100% |
80% |
5 |
60% |
40% |
6 |
80% |
60% |
7 |
100% |
60% |
8 |
100% |
80% |
9 |
80% |
60% |
10 |
60% |
20% |
11 |
100% |
60% |
12 |
100% |
80% |
13 |
80% |
40% |
14 |
100% |
80% |
15 |
100% |
80% |
16 |
80% |
40% |
Средний уровень механической памяти (60-80%) демонстрируют 11 человек, низкий уровень (20-50%) – 5 человек. Высокий уровень механической памяти в группе не выявлен.
Из полученных данных видно, что у младшего школьника доминирует смысловая память.
Методика № 4
Результаты исследования, проведенного в экспериментальной группе, представлены в таблице 2.7. Как следует из таблицы, высокий уровень слухоречевой памяти демонстрируют 7 человек, средний уровень – 5 человек, уровень ниже среднего – 4 человека.
Таблица 2.7
Результаты исследования по методике № 4, проведенного на констатирующем этапе в экспериментальной группе
№ испытуемого |
Количество воспроизведенных слов | |||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Через час | |
1 |
10 |
10 |
8 |
8 |
7 |
9 |
2 |
9 |
9 |
9 |
8 |
8 |
9 |
3 |
9 |
8 |
8 |
7 |
7 |
9 |
4 |
10 |
10 |
10 |
9 |
8 |
8 |
5 |
7 |
7 |
5 |
5 |
4 |
9 |
6 |
8 |
8 |
7 |
7 |
7 |
7 |
7 |
10 |
10 |
7 |
7 |
6 |
8 |
8 |
9 |
9 |
7 |
5 |
5 |
9 |
9 |
8 |
8 |
9 |
9 |
8 |
8 |
10 |
10 |
10 |
10 |
9 |
9 |
7 |
11 |
8 |
8 |
8 |
7 |
8 |
6 |
12 |
9 |
9 |
10 |
8 |
9 |
9 |
13 |
10 |
10 |
9 |
9 |
9 |
8 |
14 |
9 |
8 |
8 |
9 |
9 |
8 |
15 |
9 |
10 |
9 |
9 |
10 |
9 |
16 |
10 |
10 |
9 |
9 |
8 |
6 |
Результаты исследования, проведенного в контрольной группе, представлены в таблице 2.8. Как следует из таблицы, высокий уровень слухоречевой памяти демонстрируют 7 человек, средний уровень – 7 человек, уровень ниже среднего – 2 человека.
Таблица 2.8
Результаты исследования по методике № 4, проведенного на констатирующем этапе в контрольной группе
№ испытуемого |
Количество воспроизведенных слов | |||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Через час | |
1 |
10 |
9 |
8 |
8 |
7 |
8 |
2 |
8 |
8 |
8 |
8 |
8 |
7 |
3 |
8 |
8 |
8 |
7 |
7 |
8 |
4 |
9 |
9 |
10 |
9 |
8 |
9 |
5 |
8 |
8 |
7 |
7 |
8 |
8 |
6 |
9 |
9 |
8 |
8 |
7 |
8 |
7 |
10 |
9 |
8 |
7 |
9 |
9 |
8 |
9 |
9 |
8 |
8 |
7 |
9 |
9 |
9 |
8 |
9 |
9 |
8 |
8 |
10 |
9 |
10 |
9 |
9 |
9 |
7 |
11 |
7 |
7 |
7 |
8 |
8 |
9 |
12 |
9 |
9 |
10 |
9 |
9 |
9 |
13 |
10 |
10 |
9 |
8 |
8 |
8 |
14 |
9 |
8 |
9 |
8 |
8 |
9 |
15 |
9 |
9 |
8 |
9 |
10 |
10 |
16 |
10 |
10 |
9 |
8 |
8 |
8 |
Из полученных данных видно, что уровень слухоречевой памяти у младшего школьника в основном средний и высокий.
Методика № 5
Результаты исследования, проведенного в экспериментальной группе, представлены в таблице 2.9. Как следует из таблицы, уровень кратковременной зрительной памяти выше нормы демонстрируют 2 человека, нормальный уровень – 10 человек, уровень ниже нормы – 4 человека.
Результаты исследования, проведенного в контрольной группе, представлены в таблице 2.10. Как следует из таблицы, уровень кратковременной зрительной памяти выше нормы демонстрируют 3 человека, нормальный уровень – 10 человек, уровень ниже нормы – 3 человека.
Таблица 2.9
Результаты исследования по методике № 5, проведенного на констатирующем этапе в экспериментальной группе
№ испытуемого |
Методика 5 |
1 |
9 |
2 |
8 |
3 |
8 |
4 |
7 |
5 |
9 |
6 |
6 |
7 |
7 |
8 |
8 |
9 |
7 |
10 |
6 |
11 |
5 |
12 |
10 |
13 |
7 |
14 |
8 |
15 |
10 |
16 |
5 |
Таблица 2.10
Результаты исследования по методике № 5, проведенного на констатирующем этапе в контрольной группе
№ испытуемого |
Методика 5 |
1 |
8 |
2 |
6 |
3 |
9 |
4 |
10 |
5 |
6 |
6 |
8 |
7 |
9 |
8 |
10 |
9 |
8 |
10 |
6 |
11 |
9 |
12 |
9 |
13 |
7 |
14 |
9 |
15 |
10 |
16 |
7 |
Из полученных данных видно, что кратковременная зрительная память у младшего школьника в основном в норме.
Методика № 6
Результаты исследования, проведенного в экспериментальной группе, представлены в таблице 2.11. Как следует из таблицы, высокий индекс опосредованного запоминания демонстрируют 6 человек, средний индекс – 5 человек, индекс ниже среднего– 5 человек.
Таблица 2.11
Результаты исследования по методике № 6, проведенного на констатирующем этапе в экспериментальной группе
№ испытуемого |
Методика 6 |
1 |
100 |
2 |
80 |
3 |
90 |
4 |
70 |
5 |
100 |
6 |
60 |
7 |
70 |
8 |
90 |
9 |
60 |
10 |
60 |
11 |
50 |
12 |
100 |
13 |
70 |
14 |
80 |
15 |
100 |
16 |
50 |
Результаты исследования, проведенного в контрольной группе, представлены в таблице 2.12. Как следует из таблицы, высокий индекс опосредованного запоминания демонстрируют 7 человек, средний индекс – 5 человек, индекс ниже среднего– 4 человека.
Из полученных данных видно, что опосредованное запоминание у младшего школьника неравномерно.
Таблица 2.12
Результаты исследования по методике № 6, проведенного на констатирующем этапе в контрольной группе
№ испытуемого |
Методика 6 |
1 |
80 |
2 |
50 |
3 |
80 |
4 |
100 |
5 |
60 |
6 |
70 |
7 |
90 |
8 |
100 |
9 |
70 |
10 |
50 |
11 |
90 |
12 |
90 |
13 |
60 |
14 |
100 |
15 |
100 |
16 |
60 |
Методика № 7
Результаты исследования, проведенного в экспериментальной группе, представлены в таблице 2.13. Как следует из таблицы, высокий уровень школьной мотивации демонстрируют 5 человек, уровень выше среднего – 5 человек, средний уровень – 2 человека, низкий уровень – 4 человека.
Результаты исследования, проведенного в контрольной группе, представлены в таблице 2.14. Как следует из таблицы, высокий уровень школьной мотивации демонстрируют 3 человека, уровень выше среднего – 5 человек, средний уровень – 3 человека, низкий уровень – 5 человек.
Из полученных данных видно, что школьная мотивация у младших школьников развита недостаточно.
Таблица 2.13
Результаты исследования по методике № 7, проведенного на констатирующем этапе в экспериментальной группе
№ испытуемого |
Методика 7 |
1 |
25 |
2 |
22 |
3 |
24 |
4 |
20 |
5 |
28 |
6 |
14 |
7 |
21 |
8 |
25 |
9 |
15 |
10 |
13 |
11 |
11 |
12 |
30 |
13 |
19 |
14 |
22 |
15 |
28 |
16 |
12 |
Таблица 2.14
Результаты исследования по методике № 7, проведенного на констатирующем этапе в контрольной группе
№ испытуемого |
Методика 6 |
1 |
20 |
2 |
11 |
3 |
20 |
4 |
28 |
5 |
13 |
6 |
15 |
7 |
21 |
8 |
28 |
9 |
19 |
10 |
12 |
11 |
22 |
12 |
23 |
13 |
14 |
14 |
25 |
15 |
30 |
16 |
14 |