Развитие произвольной памяти у детей младшего школьного возраста посредством повышения уровня мотивации

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 23:51, дипломная работа

Краткое описание

Современные требования общества к развитию личности диктуют необходимость более полно реализовать идею индивидуализации обучения, учитывающего готовность детей к школе, состояние их здоровья, индивидуально-типологические особенности учащихся.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ …………………………….……………………………..………… 4



ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОЛЬНОЙ ПАМЯТИ И МОТИВАЦИИ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА.………………………………………...10


Память человека как феномен…………………………...…………10
Особенности памяти младших школьников и их проявление в процессе обучения…………………………………….…...……………………15
Влияние мотивации обучения на результативность учебного процесса в младшем школьном возрасте ………...……………………………25

Выводы по главе………………………………………………… ..….… 37



ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ПРОИЗВОЛЬНОЙ ПАМЯТИ И МОТИВАЦИИ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ……………………………...………………...40



2.1. Выявление уровня сформированности произвольной памяти у детей младшего школьного возраста..……………...………………………..40

2.2. Работа по повышению мотивации и развитию произвольной памяти у младших школьников ………………………………………........…….……64

2.3. Анализ и интерпретация результатов опытно-экспериментальной работы ……………………………………………..……….…………………...80

Выводы по главе ………………………….………………………………93



ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...96



БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ..………………………….………101



ПРИЛОЖЕНИЕ ………………………………………………………….…106

Файлы: 1 файл

диплом окончательный.doc

— 1.00 Мб (Скачать)

 

Рис. 2.3. Сравнительные результаты исследования по методике № 3, проведенного на констатирующем этапе в экспериментальной и контрольной группах и на контрольном этапе в экспериментальной группе

 

 

Методика № 4

 

Результаты исследования представлены в таблице 2.20. Как следует из таблицы, высокий уровень слухоречевой памяти демонстрируют 14 человек, средний уровень – 2 человека. Уровень ниже среднего в группе не выявлен.

 

Таблица 2.20

Результаты исследования по методике № 4, проведенного на контрольном этапе в экспериментальной группе

№ испытуемого

Количество воспроизведенных слов

1

2

3

4

5

Через час

1

10

10

10

8

8

10

2

9

9

9

9

8

10

3

9

8

8

8

7

10

4

10

10

10

10

9

10

5

7

7

7

5

5

10

6

8

8

8

7

7

9

7

10

10

10

7

7

10

8

9

9

9

7

5

10

9

8

8

8

9

9

10

10

10

10

10

10

9

9

11

8

8

8

8

7

8

12

9

9

9

10

8

10

13

10

10

10

9

9

10

14

9

8

8

8

9

10

15

9

10

10

9

9

10

16

10

10

10

9

9

8


 

Сравнивая результаты, полученные в экспериментальной группе на контрольном  этапе, с результатами, полученными  на констатирующем этапе в экспериментальной и контрольной группах (рис. 2.4), видим, что вследствие проведенной опытно-экспериментальной работы уровень слухоречевой памяти повысился.

Рис. 2.4. Сравнительные результаты исследования по методике № 4, проведенного на констатирующем этапе в экспериментальной и контрольной группах и на контрольном этапе в экспериментальной группе

 

Методика № 5

 

Результаты исследования представлены в таблице 2.21. Как следует из таблицы, уровень кратковременной зрительной памяти выше нормы демонстрируют 8 человек, нормальный уровень – 8 человек. Уровень ниже нормы в группе не выявлен.

Сравнивая результаты, полученные в экспериментальной группе на контрольном  этапе, с результатами, полученными  на констатирующем этапе в экспериментальной  и контрольной группах (рис. 2.5), видим, что вследствие проведенной опытно-экспериментальной работы уровень кратковременной зрительной памяти повысился.

 

 

Таблица 2.21

Результаты исследования по методике № 5, проведенного на контрольном этапе в экспериментальной группе

№ испытуемого

Методика 5

1

10

2

10

3

10

4

9

5

10

6

8

7

9

8

10

9

9

10

8

11

8

12

10

13

9

14

10

15

10

16

8


 

Рис. 2.5. Сравнительные результаты исследования по методике № 5, проведенного на констатирующем этапе в экспериментальной и контрольной группах и на контрольном этапе в экспериментальной группе

 

 

Методика № 6

 

Результаты исследования представлены в таблице 2.22. Как следует из таблицы, высокий индекс опосредованного запоминания демонстрируют 10 человек, средний индекс – 6 человек. Индекс ниже среднего в группе не выявлен.

Таблица 2.22

Результаты исследования по методике № 6, проведенного на контрольном этапе в экспериментальной группе

№ испытуемого

Методика 6

1

100

2

100

3

100

4

90

5

100

6

80

7

90

8

100

9

80

10

80

11

70

12

100

13

80

14

90

15

100

16

70


 

Сравнивая результаты, полученные в экспериментальной группе на контрольном  этапе, с результатами, полученными  на констатирующем этапе в экспериментальной  и контрольной группах (рис. 2.6), видим, что вследствие проведенной опытно-экспериментальной работы уровень опосредованного запоминания повысился.

 

 

Рис. 2.6. Сравнительные результаты исследования по методике № 6, проведенного на констатирующем этапе в экспериментальной и контрольной группах и на контрольном этапе в экспериментальной группе

 

Методика № 7

 

Результаты исследования представлены в таблице 2.23. Как следует из таблицы, высокий уровень школьной мотивации демонстрируют 10 человек, уровень выше среднего – 3 человека, средний уровень – 3 человека. Низкий уровень в группе не выявлен.

Сравнивая результаты, полученные в экспериментальной группе на контрольном  этапе, с результатами, полученными  на констатирующем этапе в экспериментальной  и контрольной группах (рис. 2.7), видим, что вследствие проведенной опытно-экспериментальной работы уровень школьной мотивации повысился.

 

 

Таблица 2.23

Результаты исследования по методике № 7, проведенного на контрольном этапе в экспериментальной группе

№ испытуемого

Методика 7

1

28

2

25

3

26

4

25

5

30

6

20

7

25

8

28

9

20

10

16

11

15

12

30

13

22

14

25

15

29

16

15


 

Рис. 2.7. Сравнительные результаты исследования по методике № 7, проведенного на констатирующем этапе в экспериментальной и контрольной группах и на контрольном этапе в экспериментальной группе

 

Методика № 8

 

Результаты исследования представлены в таблице 2.24. Как следует из таблицы, высокий уровень внешней мотивации демонстрируют 10 человек, средний уровень – 6 человек, низкий уровень в группе не выявлен. Высокий уровень внутренней мотивации демонстрируют 13 человек, средний уровень – 3 человека, низкий уровень в группе не выявлен. Очень высокий уровень общей учебной мотивации демонстрируют 2 человека, высокий уровень – 11 человек, средний уровень – 3 человека. Уровень ниже среднего и низкий уровень общей учебной мотивации в группе не выявлен.

 

Таблица 2.24

Результаты исследования по методике № 8, проведенного на контрольном этапе в экспериментальной группе

№ испытуемого

Методика 8

Общий уровень учебной мотивации

Уровень внутренней мотивации

Уровень внешней мотивации

1

102

58

44

2

98

48

50

3

86

50

36

4

82

42

40

5

97

60

37

6

89

42

47

7

92

41

51

8

88

52

36

9

82

42

40

10

78

38

40

11

65

34

31

12

105

60

45

13

84

43

41

14

89

46

43

15

97

60

37

16

74

35

39


 

Сравнивая результаты, полученные в экспериментальной группе на контрольном этапе, с результатами, полученными на констатирующем этапе в экспериментальной и контрольной группах (рис. 2.8, 2.9), видим, что вследствие проведенной опытно-экспериментальной работы повысился уровень как внутренней, так и внешней мотивации, в результате чего увеличился и уровень общей учебной мотивации.

 

Рис. 2.8. Сравнительные результаты исследования по методике № 8, проведенного на констатирующем этапе в экспериментальной и контрольной группах и на контрольном этапе в экспериментальной группе

Рис. 2.9. Сравнительные результаты исследования по методике № 8, проведенного на констатирующем этапе в экспериментальной и контрольной группах и на контрольном этапе в экспериментальной группе

 

Сводная таблица результатов исследования, проведенного на контрольном этапе в экспериментальной группе, представлена в Приложении 4.

Проведем анализ полученных данных с помощью методов математической статистики.

Корреляционный анализ результатов, проведенный с помощью коэффициента ранговой корреляции Спирмена средствами MS Excel (Приложение 5), показал, что статистически значимой (rs>0,75) является взаимосвязь уровня учебной мотивации со всеми видами памяти.

Выводы  по главе

 

       Проведя  опытно-экспериментальную работу по развитию произвольной памяти и мотивации обучения младших школьников делаем выводы:

1. Целью констатирующего этапа эксперимента было исследовать взаимосвязь особенностей произвольной памяти в младшем школьном возрасте с мотивацией обучения.

2. Выявление преобладающего типа памяти показало, что у младших школьников преобладает комбинированный тип памяти, так как количество запоминаемых слов возрастает до 100 %, чего нет у других типов памяти.

3. Выявление влияния смысловых связей на запоминание и воспроизведение словесного материала, а также прочности запоминания при образовании логических связей показало, что у подавляющего большинства исследуемых преобладает смысловое (логическое) запоминание, основой которого является понимание связей, отражающих существенные стороны и отношения. Ученики прочнее и больше запоминают тот материал, который им понятней.

4. Выявление соотношения смысловой и механической памяти учащихся показало, что у младшего школьника доминирует смысловая память.

5. Исследование слухоречевой памяти показало, что уровень слухоречевой памяти  у младшего школьника в основном средний и высокий.

Информация о работе Развитие произвольной памяти у детей младшего школьного возраста посредством повышения уровня мотивации