Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 23:51, дипломная работа
Современные требования общества к развитию личности диктуют необходимость более полно реализовать идею индивидуализации обучения, учитывающего готовность детей к школе, состояние их здоровья, индивидуально-типологические особенности учащихся.
ВВЕДЕНИЕ …………………………….……………………………..………… 4
ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОЛЬНОЙ ПАМЯТИ И МОТИВАЦИИ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА.………………………………………...10
Память человека как феномен…………………………...…………10
Особенности памяти младших школьников и их проявление в процессе обучения…………………………………….…...……………………15
Влияние мотивации обучения на результативность учебного процесса в младшем школьном возрасте ………...……………………………25
Выводы по главе………………………………………………… ..….… 37
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ПРОИЗВОЛЬНОЙ ПАМЯТИ И МОТИВАЦИИ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ……………………………...………………...40
2.1. Выявление уровня сформированности произвольной памяти у детей младшего школьного возраста..……………...………………………..40
2.2. Работа по повышению мотивации и развитию произвольной памяти у младших школьников ………………………………………........…….……64
2.3. Анализ и интерпретация результатов опытно-экспериментальной работы ……………………………………………..……….…………………...80
Выводы по главе ………………………….………………………………93
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...96
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ..………………………….………101
ПРИЛОЖЕНИЕ ………………………………………………………….…106
Рис. 2.3. Сравнительные результаты исследования по методике № 3, проведенного на констатирующем этапе в экспериментальной и контрольной группах и на контрольном этапе в экспериментальной группе
Методика № 4
Результаты исследования представлены в таблице 2.20. Как следует из таблицы, высокий уровень слухоречевой памяти демонстрируют 14 человек, средний уровень – 2 человека. Уровень ниже среднего в группе не выявлен.
Таблица 2.20
Результаты исследования по методике № 4, проведенного на контрольном этапе в экспериментальной группе
№ испытуемого |
Количество воспроизведенных слов | |||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Через час | |
1 |
10 |
10 |
10 |
8 |
8 |
10 |
2 |
9 |
9 |
9 |
9 |
8 |
10 |
3 |
9 |
8 |
8 |
8 |
7 |
10 |
4 |
10 |
10 |
10 |
10 |
9 |
10 |
5 |
7 |
7 |
7 |
5 |
5 |
10 |
6 |
8 |
8 |
8 |
7 |
7 |
9 |
7 |
10 |
10 |
10 |
7 |
7 |
10 |
8 |
9 |
9 |
9 |
7 |
5 |
10 |
9 |
8 |
8 |
8 |
9 |
9 |
10 |
10 |
10 |
10 |
10 |
10 |
9 |
9 |
11 |
8 |
8 |
8 |
8 |
7 |
8 |
12 |
9 |
9 |
9 |
10 |
8 |
10 |
13 |
10 |
10 |
10 |
9 |
9 |
10 |
14 |
9 |
8 |
8 |
8 |
9 |
10 |
15 |
9 |
10 |
10 |
9 |
9 |
10 |
16 |
10 |
10 |
10 |
9 |
9 |
8 |
Сравнивая результаты, полученные в экспериментальной группе на контрольном этапе, с результатами, полученными на констатирующем этапе в экспериментальной и контрольной группах (рис. 2.4), видим, что вследствие проведенной опытно-экспериментальной работы уровень слухоречевой памяти повысился.
Рис. 2.4. Сравнительные результаты исследования по методике № 4, проведенного на констатирующем этапе в экспериментальной и контрольной группах и на контрольном этапе в экспериментальной группе
Методика № 5
Результаты исследования представлены в таблице 2.21. Как следует из таблицы, уровень кратковременной зрительной памяти выше нормы демонстрируют 8 человек, нормальный уровень – 8 человек. Уровень ниже нормы в группе не выявлен.
Сравнивая результаты, полученные в экспериментальной группе на контрольном этапе, с результатами, полученными на констатирующем этапе в экспериментальной и контрольной группах (рис. 2.5), видим, что вследствие проведенной опытно-экспериментальной работы уровень кратковременной зрительной памяти повысился.
Таблица 2.21
Результаты исследования по методике № 5, проведенного на контрольном этапе в экспериментальной группе
№ испытуемого |
Методика 5 |
1 |
10 |
2 |
10 |
3 |
10 |
4 |
9 |
5 |
10 |
6 |
8 |
7 |
9 |
8 |
10 |
9 |
9 |
10 |
8 |
11 |
8 |
12 |
10 |
13 |
9 |
14 |
10 |
15 |
10 |
16 |
8 |
Рис. 2.5. Сравнительные результаты исследования по методике № 5, проведенного на констатирующем этапе в экспериментальной и контрольной группах и на контрольном этапе в экспериментальной группе
Методика № 6
Результаты исследования представлены в таблице 2.22. Как следует из таблицы, высокий индекс опосредованного запоминания демонстрируют 10 человек, средний индекс – 6 человек. Индекс ниже среднего в группе не выявлен.
Таблица 2.22
Результаты исследования по методике № 6, проведенного на контрольном этапе в экспериментальной группе
№ испытуемого |
Методика 6 |
1 |
100 |
2 |
100 |
3 |
100 |
4 |
90 |
5 |
100 |
6 |
80 |
7 |
90 |
8 |
100 |
9 |
80 |
10 |
80 |
11 |
70 |
12 |
100 |
13 |
80 |
14 |
90 |
15 |
100 |
16 |
70 |
Сравнивая результаты, полученные в экспериментальной группе на контрольном этапе, с результатами, полученными на констатирующем этапе в экспериментальной и контрольной группах (рис. 2.6), видим, что вследствие проведенной опытно-экспериментальной работы уровень опосредованного запоминания повысился.
Рис. 2.6. Сравнительные результаты исследования по методике № 6, проведенного на констатирующем этапе в экспериментальной и контрольной группах и на контрольном этапе в экспериментальной группе
Методика № 7
Результаты исследования представлены в таблице 2.23. Как следует из таблицы, высокий уровень школьной мотивации демонстрируют 10 человек, уровень выше среднего – 3 человека, средний уровень – 3 человека. Низкий уровень в группе не выявлен.
Сравнивая результаты, полученные в экспериментальной группе на контрольном этапе, с результатами, полученными на констатирующем этапе в экспериментальной и контрольной группах (рис. 2.7), видим, что вследствие проведенной опытно-экспериментальной работы уровень школьной мотивации повысился.
Таблица 2.23
Результаты исследования по методике № 7, проведенного на контрольном этапе в экспериментальной группе
№ испытуемого |
Методика 7 |
1 |
28 |
2 |
25 |
3 |
26 |
4 |
25 |
5 |
30 |
6 |
20 |
7 |
25 |
8 |
28 |
9 |
20 |
10 |
16 |
11 |
15 |
12 |
30 |
13 |
22 |
14 |
25 |
15 |
29 |
16 |
15 |
Рис. 2.7. Сравнительные результаты исследования по методике № 7, проведенного на констатирующем этапе в экспериментальной и контрольной группах и на контрольном этапе в экспериментальной группе
Методика № 8
Результаты исследования представлены в таблице 2.24. Как следует из таблицы, высокий уровень внешней мотивации демонстрируют 10 человек, средний уровень – 6 человек, низкий уровень в группе не выявлен. Высокий уровень внутренней мотивации демонстрируют 13 человек, средний уровень – 3 человека, низкий уровень в группе не выявлен. Очень высокий уровень общей учебной мотивации демонстрируют 2 человека, высокий уровень – 11 человек, средний уровень – 3 человека. Уровень ниже среднего и низкий уровень общей учебной мотивации в группе не выявлен.
Таблица 2.24
Результаты исследования по методике № 8, проведенного на контрольном этапе в экспериментальной группе
№ испытуемого |
Методика 8 | ||
Общий уровень учебной мотивации |
Уровень внутренней мотивации |
Уровень внешней мотивации | |
1 |
102 |
58 |
44 |
2 |
98 |
48 |
50 |
3 |
86 |
50 |
36 |
4 |
82 |
42 |
40 |
5 |
97 |
60 |
37 |
6 |
89 |
42 |
47 |
7 |
92 |
41 |
51 |
8 |
88 |
52 |
36 |
9 |
82 |
42 |
40 |
10 |
78 |
38 |
40 |
11 |
65 |
34 |
31 |
12 |
105 |
60 |
45 |
13 |
84 |
43 |
41 |
14 |
89 |
46 |
43 |
15 |
97 |
60 |
37 |
16 |
74 |
35 |
39 |
Сравнивая результаты, полученные в экспериментальной группе на контрольном этапе, с результатами, полученными на констатирующем этапе в экспериментальной и контрольной группах (рис. 2.8, 2.9), видим, что вследствие проведенной опытно-экспериментальной работы повысился уровень как внутренней, так и внешней мотивации, в результате чего увеличился и уровень общей учебной мотивации.
Рис. 2.8. Сравнительные результаты исследования по методике № 8, проведенного на констатирующем этапе в экспериментальной и контрольной группах и на контрольном этапе в экспериментальной группе
Рис. 2.9. Сравнительные результаты исследования по методике № 8, проведенного на констатирующем этапе в экспериментальной и контрольной группах и на контрольном этапе в экспериментальной группе
Сводная таблица результатов исследования, проведенного на контрольном этапе в экспериментальной группе, представлена в Приложении 4.
Проведем анализ полученных
данных с помощью методов
Корреляционный анализ
результатов, проведенный с помощью коэффици
Проведя
опытно-экспериментальную работ
1. Целью констатирующего этапа эксперимента было исследовать взаимосвязь особенностей произвольной памяти в младшем школьном возрасте с мотивацией обучения.
2. Выявление преобладающего типа памяти показало, что у младших школьников преобладает комбинированный тип памяти, так как количество запоминаемых слов возрастает до 100 %, чего нет у других типов памяти.
3. Выявление влияния смысловых связей на запоминание и воспроизведение словесного материала, а также прочности запоминания при образовании логических связей показало, что у подавляющего большинства исследуемых преобладает смысловое (логическое) запоминание, основой которого является понимание связей, отражающих существенные стороны и отношения. Ученики прочнее и больше запоминают тот материал, который им понятней.
4. Выявление соотношения смысловой и механической памяти учащихся показало, что у младшего школьника доминирует смысловая память.
5. Исследование слухоречевой памяти показало, что уровень слухоречевой памяти у младшего школьника в основном средний и высокий.