6. Исследование кратковременной зрительной
памяти показало, что кратковременная
зрительная память у младшего школьника
в основном в норме.
7. Исследование опосредованного запоминания
показало, что опосредованное запоминание
у младшего школьника неравномерно.
8. Исследование уровня школьной мотивации
показало, что школьная мотивация у младших
школьников развита недостаточно.
9. Выявление преобладания внешних или внутренних
мотивов в структуре учебной мотивации
показало, что учебная мотивация у младших
школьников развита на среднем уровне,
причем в части как внешних, так и внутренних
мотивов.
10. Была разработана программа, направленная на создание
условий организации обучения, которые
способствуют повышению уровня учебной
мотивации и развитию произвольной памяти
у младших школьников. Основным средством
реализации индивидуального подхода и
повышения учебной мотивации было выбрано
дифференцированное обучение.
Сравнив результаты, полученные в экспериментальной
группе на контрольном этапе, с результатами,
полученными на констатирующем этапе
в экспериментальной и контрольной группах,
выявили, что вследствие проведенной опытно-экспериментальной
работы:
- улучшились показатели всех типов памяти – слуховой, зрительной, моторно-слуховой и комбинированной,
- уровень влияния смысловых связей на запоминание и воспроизведение повысился,
- повысился уровень как смысловой, так и механической памяти,
- уровень слухоречевой памяти повысился,
- уровень кратковременной зрительной памяти повысился,
- уровень опосредованного запоминания повысился,
- уровень школьной мотивации повысился,
- повысился уровень как внутренней, так и внешней мотивации, в результате чего увеличился и уровень общей учебной мотивации.
Корреляционный
анализ результатов, проведенный с помощью
коэффициента ранговой корреляции Спирмена,
показал, что статистически значимой является
взаимосвязь уровня учебной мотивации
со всеми видами памяти.
Заключение
Целью настоящего исследования было теоретическое
обоснование и экспериментальное подтверждение
путей повышения мотивации обучения как
одного из условий развития произвольной
памяти у детей младшего школьного возраста.
В ходе проделанной работы
было выявлено следующее:
1. Память ребенка отличается
большой пластичностью, что создает
благоприятные условия для быстрого
пассивного запечатления материала
и его легкого забывания. С
развитием ребенка память приобретает
избирательный характер: ребенок
лучше и на больший срок запоминает то, что ему интересно,
и использует этот материал в своей деятельности.
2. Развитие памяти в младшем школьном возрасте выражается
в том, что:
а) увеличивается объем
запоминаемого;
б) нарастает полнота,
системность и точность воспроизводимого материала;
в) удлиняется скрытый (латентный)
период;
г) запоминание все
чаще опирается на смысловые связи,
что обеспечивает ученику возможность
свободно оперировать приобретенными
знаниями в разных условиях, обеспечивает
больший объем запоминания и
длительность сохранения;
д) память приобретает
произвольный характер;
е) дети осваивают рациональные
способы заучивания;
ж) память освобождается
из плена восприятия, узнавание теряет
свое исключительное значение, все
большую роль начинает играть свободное
воспроизведение старшими детьми сохранившегося
материала.
3. Содержанием памяти
ребенка являются образы ранее
воспринятых предметов, выполненных
движений и действий, пережитых
чувств. Начиная со второго года
жизни ребенок удерживает в
памяти слова, затем целые цепи слов. Позднее содержанием памяти
становятся не только слова, но и мысли.
Разнообразие и гибкость знаний, составляющих
богатство памяти ребенка и взрослого,
обеспечивают возможности широкого и
разнообразного их использования в творческой
деятельности.
4. Развитие памяти
ребенка повышает возможности
развития его воображения. Предвосхищение
результата собственного действия
является началом развития воображения.
Формируясь на основе подражания
и собственной активности ребенка,
воображение из воспроизводящего, фрагментарного и диффузного (у дошкольников)
становится все более творческим, логичным
и богатым. В процессе развития деятельность
непроизвольного воображения, выступающая
у младших дошкольников прежде всего в
играх и практических действиях, освобождается
от этих опор. Старшие дошкольники произвольно
оперируют словесно оформленными образами,
которые принимают все более обобщенный
и связный характер. Для сохранения смыслового
образа особое значение имеет слово, которым
он назван. Развитие подвижности знаний
есть результат и условие упражнения учеников
в творческом оперировании ими.
5. В процессе общего
развития ребенка деятельность
памяти становится все более
управляемой. Развивается произвольная
память. Это обеспечивается расширяющимися
возможностями самостоятельной разнообразной деятельности
ребенка и все более активным его включением
в разные виды общения со взрослыми и сверстниками.
Непроизвольное запоминание сохраняет
свое значение. В зависимости от разных
мотивов этот вид памяти оказывается у
школьника иногда более продуктивным,
чем память волевая.
6. Деятельность памяти
и воображения изменяется и
в зависимости от тех мотивов,
которые побуждают ребенка к
усилию: запоминанию и припоминанию
воспринятого материала, к созданию
нового рисунка, сочинению или постройке. Из чисто игрового мотив
превращается в учебный. Подражательная
и непроизвольная деятельность превращается
в творческую, которой ребенок научается
управлять, подчиняя ее принятой задаче.
Было сделано предположение
о том, что повышение мотивации обучения способствует развитию
высших психических функций, в том числе
произвольной памяти. Для проверки этого
утверждения на практике был проведен
констатирующий эксперимент, целью которого
было исследовать взаимосвязь особенностей
произвольной памяти в младшем школьном
возрасте с мотивацией обучения. Он показал
следующее:
1. Выявление преобладающего типа памяти
показало, что у младших школьников преобладает
комбинированный тип памяти, так как количество
запоминаемых слов возрастает до 100 %, чего
нет у других типов памяти.
2. Выявление влияния смысловых связей на
запоминание и воспроизведение словесного
материала, а также прочности запоминания
при образовании логических связей показало,
что у подавляющего большинства исследуемых
преобладает смысловое (логическое) запоминание,
основой которого является понимание
связей, отражающих существенные стороны
и отношения. Ученики прочнее и больше
запоминают тот материал, который им понятней.
3. Выявление соотношения смысловой и механической
памяти учащихся показало, что у младшего
школьника доминирует смысловая память.
4. Исследование слухоречевой памяти показало,
что уровень слухоречевой памяти у
младшего школьника в основном средний
и высокий.
5. Исследование кратковременной зрительной
памяти показало, что кратковременная
зрительная память у младшего школьника
в основном в норме.
6. Исследование опосредованного запоминания
показало, что опосредованное запоминание
у младшего школьника неравномерно.
7. Исследование уровня школьной мотивации
показало, что школьная мотивация у младших
школьников развита недостаточно.
8. Выявление преобладания внешних или внутренних
мотивов в структуре учебной мотивации
показало, что учебная мотивация у младших
школьников развита на среднем уровне,
причем в части как внешних, так и внутренних
мотивов.
Была разработана программа, направленная на создание
условий организации обучения, которые
способствуют повышению уровня учебной
мотивации и развитию произвольной памяти
у младших школьников. Основным средством
реализации индивидуального подхода и
повышения учебной мотивации было выбрано
дифференцированное обучение.
Сравнив результаты, полученные
в экспериментальной группе на контрольном
этапе, с результатами, полученными
на констатирующем этапе в экспериментальной
и контрольной группах, выявили, что вследствие проведенной опытно-экспериментальной
работы:
- улучшились показатели всех типов памяти – слуховой, зрительной, моторно-слуховой и комбинированной,
- уровень влияния смысловых связей на запоминание и воспроизведение повысился,
- повысился уровень как смысловой, так и механической памяти,
- уровень слухоречевой памяти повысился,
- уровень кратковременной зрительной памяти повысился,
- уровень опосредованного запоминания повысился,
- уровень школьной мотивации повысился,
- повысился уровень как внутренней, так и внешней мотивации, в результате чего увеличился и уровень общей учебной мотивации.
Корреляционный анализ
результатов, проведенный с помощью
коэффициента ранговой корреляции Спирмена,
показал, что статистически значимой
является взаимосвязь уровня учебной мотивации со всеми видами
памяти.
В результате выполненной работы мы можем
констатировать, что цель достигнута,
гипотеза подтверждена, задачи выполнены.
Библиографический
список
- Айламадян А.М. Выбор мотивов деятельности: теоретические аспекты проблемы и экспериментальное изучение // Вопросы психологии. - 1990. - № 4. – С. 62-70.
- Арестова О.Н. Влияние мотивации на структуру целеполагания // Вестник МГУ. Серия "Психология". - 1998. - № 4. – С. 11-18.
- Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. - М.: Мысль, 1996. – 89с.
- Асеев В.Г. Мотивация учебной деятельности и формирование личности. – М.: Просвещение, 1986. – 216с.
- Аткинсон Дж.В. Теория о развитии мотивации. – СПб.: Питер, 1996. – 302с.
- Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. – М.: Генезис. 2002. – 298с.
- Бодалев А.А. Мотивация и личность. Сборник научных трудов. – М.: Изд-во АПН СССР, 1982. – 316с.
- Божович Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков. - М.: Изд-во АПН СССР, 1982. – 202с.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.: Наука, 1988. – 256с.
- Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии, 1988.- № 4. – С. 26-37.
- Вартанова И.И. К проблеме диагностики мотивации // Вестник МГУ. Серия "Психология", 1998. - № 2. – С. 22-28.
- Вербицкий А.А., Бакмаева Н.А. Проблема трансформации мотивов и контекстном обучении // Вопросы психологии, 1997. - № 4. – С. 15-19.
- Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. – М.: Наука, 1990. – 216с.
- Вилюнас В.К. Теория деятельности и проблемы мотивации // А.Н. Леонтьев и современная психология. - М.: Наука, 1983. - С. 66-78.
- Власова Н.Н. Изучение особенностей доминирования мотивов у детей младшего школьного возраста // Вопросы психологии, 1997. - № 3. - С. 30-36.
- Возрастные возможности усвоения знаний (младшие классы школы) / Под ред. Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова. – М.: Наука, 2006. – 278с.
- Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология. – М.: Владос, 2002. – 315 с.
- Волокитина М.Н. Очерки психологии младших школьников. – М.: Изд. АПН РСФСР, 1995. – 218с.
- Волочков А.А. Диагностика учебной мотивации младших школьников // Школьный психолог, 2002. - № 2. - С. 56-62.
- Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий // Психология как объективная наука: Избранные психологические труды / Под ред. А.И. Подольского. – М.: Институт практической психологии, 1998. - С. 118-202.
- Давыдов В.В. Психическое развитие в младшем школьном возрасте. – М.: Педагогика, 2007. – 216с.
- Диагностика и коррекционная работа школьного психолога / Под ред. Дубровиной И.В. – М.: Просвещение, 1997. – 304с.
- Елфимова Н.Е. Диагностика и коррекция мотивации учения у дошкольников и младших школьников. – М.: МГУ, 1991. – 216с.
- Забродин Ю.М., Сосновский Б.А. Мотивационно-смысловые связи в структуре направленности личности // Вопросы психологии, 1989. - №6. - С. 52-58.
- Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб.: Питер, 2004. – 512с.
- Исмаилов А.Д. Изменение способов действий у младших школьников в процессе учебной деятельности // Психология учебной деятельности школьников. – М.: Педагогика, 1982.
- Карнеги Д. Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично. – М.: Прогресс, 1989. – 102с.
- Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельности. – М.: Изд-во АН СССР, 1988. – 302с.
- Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы, эмоции: конспект лекций. – М.: Изд-во МГУ, 2007. – 232с.
- Лусканова Н.Г. Оценка школьной мотивации учащихся начальных классов // Школьный психолог, 2000. - № 4. - С. 37-42.
- Ляудис В.Я. Память в процессе развития. – М., 1996. – 64с.
- Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. – М: Просвещение, 1990. – 302с.
- Маркова А.К., Орлов А.Б., Фридман Л.М. Мотивация учения и ее воспитание у школьников // Вопросы психологии, 1989. - № 1. - С. 15-22.
- Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников. – М.: Педагогика, 1984. – 218с.
- Матюхина М.В. Особенности мотивации учения младших школьников // Вопросы психологии, 1985. - № 1. - С. 43-49.
- Менчинская Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьника. - М.: Педагогика, 1989. – 116с.
- Мерлин В.С. Лекции по методике мотивов человека. – Пермь: Изд-во Пермского гос. пед. ин-та, 1998. – 112с.
- Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе: Пособие для практических психологов, педагогов и родителей. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 302с.
- Обухова Л.Ф. Возрастная психология: Уч. пособие. – М., 1999. – 234с.
- Петрунек В.П., Таран Л.Н. Младший школьник. – М.: Педагогика, 1981. – 216с.
- Познавательные процессы и способности в обучении / Под ред. В.Д. Шадрикова. – М., 1990.
- Психическое развитие младших школьников / Под ред. В.В. Давыдова. – М.: Педагогика, 1990. - 160с.
- Психологические проблемы учебной деятельности школьника / Под ред. В.В. Давыдова. – М., 2007. – 187с.
- Психология мотивации и эмоций / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, М.В. Фаликман. – М.: БЕК, 2002. – 316с .
- Редковец И.А. Формирование у учащихся общественно ценной мотивации самообразования. – Волгоград, 1997. – 86с.
- Роуз С. Устройство памяти: от молекул к сознанию. – М.: Мир, 1995.
- Рубинштейн С.Л. Основы общий психологии. – СПб.: Питер, 1999. – 726с.
- Рудик П.А. Мотивы поведения и деятельности. – М.: Наука, 1988. – 96с.
- Самохвалова В.И. Возрастные и индивидуальные различия запоминания разных видов материала // Возрастные и индивидуальные различия памяти: Сб. статей / под ред. А.А. Смирнова. – М.: Просвещение, 1997. - С. 202-208.
- Симонов П.В. Мотивированный мозг. Высшая нервная деятельность и естественные основы общей психологии. – М.: Мысль, 1987. – 216с.
- Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших
школьников.– М., 1988.
- Тихомирова Л. Формирование и развитие интеллектуальных способностей ребенка. Младшие школьники. – М., 2000. – 247с.
- Формирование мотивации учения / Маркова А.А., Матис Т.А., Орлов А.Б. и др. – М.: Сфера, 1990. – 256с.
- Чирков В.И. Мотивация учебной деятельности. – Ярославль, 1991. – 92с.
- Чувалова О.А. Формирование действенности мотивации учения: Автореф. дисс. канд. пед. наук. – М., 1985. – 26с.
- Шевандрин Н.И., Коваленко И.В. Мотивация // Детский психолог, 1995. - № 7. - С. 11-14.
- Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. – М.: Просвещение, 2009. – 112с.
- Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. – М., 2007.
- Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. – М.: Наука, 1999. – 216с.
- Яковлева Е.Л. Диагностика и коррекция внимания и памяти школьников // Маркова А.К., Лидерс А.Г., Яковлева Е.Л. Диагностика и коррекция умственного развития в школьном и дошкольном возрасте. – Петрозаводск, 1992. – 98с.
Бархатова С. Г. Быстрота и прочность запоминания и их
соотношение у школьников.— В сб.: Возрастные
и индивидуальные особенности памяти.
— М., 1967, С. 112—243.
Зинченко П. И. Непроизвольное
запоминание. М., 1997. – 82 с.