Развитие произвольной памяти у детей младшего школьного возраста посредством повышения уровня мотивации

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 23:51, дипломная работа

Краткое описание

Современные требования общества к развитию личности диктуют необходимость более полно реализовать идею индивидуализации обучения, учитывающего готовность детей к школе, состояние их здоровья, индивидуально-типологические особенности учащихся.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ …………………………….……………………………..………… 4



ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОЛЬНОЙ ПАМЯТИ И МОТИВАЦИИ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА.………………………………………...10


Память человека как феномен…………………………...…………10
Особенности памяти младших школьников и их проявление в процессе обучения…………………………………….…...……………………15
Влияние мотивации обучения на результативность учебного процесса в младшем школьном возрасте ………...……………………………25

Выводы по главе………………………………………………… ..….… 37



ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ПРОИЗВОЛЬНОЙ ПАМЯТИ И МОТИВАЦИИ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ……………………………...………………...40



2.1. Выявление уровня сформированности произвольной памяти у детей младшего школьного возраста..……………...………………………..40

2.2. Работа по повышению мотивации и развитию произвольной памяти у младших школьников ………………………………………........…….……64

2.3. Анализ и интерпретация результатов опытно-экспериментальной работы ……………………………………………..……….…………………...80

Выводы по главе ………………………….………………………………93



ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...96



БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ..………………………….………101



ПРИЛОЖЕНИЕ ………………………………………………………….…106

Файлы: 1 файл

диплом окончательный.doc

— 1.00 Мб (Скачать)

в конверт-"ступеньку", на котором написано "Самые важные" (показать), отложи карточки с самыми важными, главными причинами, по которым  ты учишься;

в конверт с надписью "Важные" отложи карточки, которые для тебя имеют важное, но не самое главное значение;

в конверт-"ступеньку" с надписью "Не очень важные" отложишь карточки с причинами, которые  для тебя в учебе не очень важны;

в конверт-"ступеньку" с надписью "Имеют маленькое  значение" отложи карточки с теми причинами в учебе, которые для тебя имеют значение, но очень маленькое;

в самый нижний конверт-"ступеньку" отложи карточки, на которых написаны те причины, являющиеся для тебя совсем не важными, не имеющие никакого значения.

На любой ступеньке может быть любое количество карточек. В том, как вы раскладываете карточки, нет правильных или неправильных вариантов ответов. У каждого – свое отношение к разным причинам, по которым учатся в школе дети".

Обработка: Каждая карточка на лицевой стороне имеет номер (от 1 до 24), совпадающий с указанным порядком суждений. Это позволяет быстро обработать полученные результаты. Суждения 1-12 направлены на выявление уровня внутренней, а суждения 13-24 - на выявление уровня внешней мотивации учебной деятельности.

Каждая карточка получает тот или иной балл в зависимости  от того, в каком конверте она  оказалась (на какой "ступеньке"). Карточки, попавшие в конверт с  самыми важными причинами (верхняя "ступенька") оцениваются в 5 баллов, а попавшие на нижнюю ступеньку "лесенки" - в 1 балл.

Сумма баллов за все 24 карточки дает общий показатель учебной мотивации (УМ).

Сумма баллов за карточки с номерами 1-12 дает количественный показатель внутренней мотивации (УМ1). Сумма баллов за карточки 13-24 - показатель внешней мотивации (УМ2).

Таким образом, шкала  учебной мотивации будет иметь  значения от 24 (если все карточки опущены  в конверт с надписью "Совсем не важные для меня") до 120 баллов (если все карточки уместились на одной  верхней ступеньке "лесенки"). Соответственно шкалы внутренней и внешней мотивации будут иметь значения от 12 до 60 баллов каждая.

Полученные результаты оцениваются следующим образом:

- общий показатель  учебной мотивации (УМ)

более 100 баллов – очень  высокий уровень,

от 80 до 100 баллов – высокий  уровень,

от 60 до 80 баллов – средний  уровень,

от 40 до 60 баллов – ниже среднего,

ниже 40 баллов – низкий уровень;

- показатель внутренней  мотивации (УМ1) и показатель внешней  мотивации (УМ2)

от 40 до 60 баллов – высокий  уровень,

от 20 до 40 баллов – средний уровень,

ниже 20 баллов – низкий уровень.

Бланк методики приведен в приложении 2.

Проанализируем результаты исследования, проведенного на констатирующем этапе в экспериментальной и  контрольной группах.

 

Методика  № 1

 

Результаты исследования, проведенного в экспериментальной группе, представлены в таблице 2.1. Как следует из таблицы, средний уровень слуховой памяти (60-80%) демонстрируют 7 человек, низкий уровень (20-50%) – 9 человек. Высокий уровень слуховой памяти в группе не выявлен.

Средний уровень зрительной памяти (60-80%) демонстрируют 8 человек, низкий уровень (20-50%) – 8 человек. Высокий уровень зрительной памяти в группе не выявлен.

 

Таблица 2.1

Результаты исследования по методике № 1, проведенного на констатирующем этапе в экспериментальной группе

№ испытуемого

Методика 1

Слуховая память

Зрительная память

Моторно-слуховая память

Комбинированная память

1

70

60

70

90

2

60

60

60

90

3

60

60

60

90

4

50

50

40

80

5

70

70

70

100

6

40

30

30

50

7

50

50

50

80

8

60

60

60

90

9

40

30

30

60

10

30

20

30

50

11

20

20

20

30

12

80

70

80

100

13

40

50

40

70

14

50

60

60

90

15

70

70

70

100

16

20

20

30

40


 

Средний уровень моторно-слуховой памяти (60-80%) демонстрируют 8 человек, низкий уровень (20-50%) – 8 человек. Высокий уровень  моторно-слуховой памяти в группе не выявлен.

Высокий уровень комбинированной  памяти (90-100%) демонстрируют 3 человека, средний уровень (60-80%) – 9 человек, низкий уровень (20-50%) – 4 человека.

Результаты исследования, проведенного в контрольной группе, представлены в таблице 2.2. Как следует из таблицы, средний уровень слуховой памяти (60-80%) демонстрируют 9 человек, низкий уровень (20-50%) – 7 человек. Высокий уровень слуховой памяти в группе не выявлен.

Средний уровень зрительной памяти (60-80%) демонстрируют 8 человек, низкий уровень (20-50%) – 8 человек. Высокий уровень зрительной памяти в группе не выявлен.

 

Таблица 2.2

Результаты исследования по методике № 1, проведенного на констатирующем этапе в контрольной группе

№ испытуемого

Методика 1

Слуховая память

Зрительная память

Моторно-слуховая память

Комбинированная память

1

60

50

50

80

2

20

30

30

50

3

60

60

50

80

4

70

60

70

100

5

40

40

40

60

6

50

50

40

70

7

60

60

50

80

8

70

70

70

100

9

50

50

50

70

10

30

40

40

60

11

60

60

50

90

12

60

60

60

100

13

40

40

40

60

14

60

60

60

100

15

80

80

70

100

16

40

40

40

70


 

Средний уровень моторно-слуховой памяти (60-80%) демонстрируют 5 человек, низкий уровень (20-50%) – 11 человек. Высокий уровень моторно-слуховой памяти в группе не выявлен.

Высокий уровень комбинированной памяти (90-100%) демонстрируют 6 человек, средний уровень (60-80%) – 9 человек, низкий уровень (20-50%) – 1 человек.

Таким образом, мы видим, что у младших школьников преобладает  комбинированный тип памяти, так  как количество запоминаемых слов возрастает до 100 %, чего нет у других типов памяти.

 

Методика № 2

 

Результаты исследования, проведенного в экспериментальной группе, представлены в таблице 2.3. Как следует из таблицы, уровень влияния смысловых связей на запоминание и воспроизведение ниже 50% демонстрируют 3 человека, выше 50% – 13 человек.

 

Таблица 2.3

Результаты исследования по методике № 2, проведенного на констатирующем этапе в экспериментальной группе

№ испытуемого

Методика 2

1

80

2

70

3

70

4

60

5

80

6

60

7

60

8

70

9

60

10

40

11

30

12

90

13

60

14

70

15

80

16

40


 

Результаты исследования, проведенного в контрольной группе, представлены в таблице 2.4. Как следует из таблицы, уровень влияния смысловых связей на запоминание и воспроизведение ниже 50% демонстрируют 6 человек, выше 50% – 10 человек.

Исходя из полученных данных, видно, что у подавляющего большинства исследуемых преобладает смысловое (логическое) запоминание, основой которого является понимание связей, отражающих существенные стороны и отношения. Ученики прочнее и больше запоминают тот материал, который им понятней.

 

 

Таблица 2.4

Результаты исследования по методике № 2, проведенного на констатирующем этапе в контрольной группе

№ испытуемого

Методика 2

1

60

2

40

3

60

4

70

5

40

6

50

7

60

8

70

9

60

10

40

11

60

12

70

13

50

14

70

15

80

16

50


 

Методика № 3

 

Результаты исследования, проведенного в экспериментальной  группе, представлены в таблице 2.5. Как  следует из таблицы, высокий уровень  смысловой памяти (90-100%) демонстрируют 4 человека, средний уровень (60-80%) – 11 человек, низкий уровень (20-50%) – 1 человек.

Средний уровень механической памяти (60-80%) демонстрируют 12 человек, низкий уровень (20-50%) – 4 человека. Высокий уровень механической памяти в группе не выявлен.

Результаты исследования, проведенного в контрольной группе, представлены в таблице 2.6. Как следует из таблицы, высокий уровень смысловой памяти (90-100%) демонстрируют 8 человек, средний уровень (60-80%) – 8 человек. Низкий уровень смысловой памяти в группе не выявлен.

 

 

Таблица 2.5

Результаты исследования по методике № 3, проведенного на констатирующем этапе в экспериментальной группе

№ испытуемого

Методика 3

Смысловая память

Механическая память

1

100%

80%

2

80%

80%

3

80%

80%

4

80%

60%

5

100%

80%

6

60%

40%

7

80%

60%

8

80%

80%

9

60%

60%

10

60%

40%

11

40%

20%

12

100%

80%

13

80%

60%

14

80%

60%

15

100%

80%

16

60%

40%

Информация о работе Развитие произвольной памяти у детей младшего школьного возраста посредством повышения уровня мотивации