Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 23:51, дипломная работа
Современные требования общества к развитию личности диктуют необходимость более полно реализовать идею индивидуализации обучения, учитывающего готовность детей к школе, состояние их здоровья, индивидуально-типологические особенности учащихся.
ВВЕДЕНИЕ …………………………….……………………………..………… 4
ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОЛЬНОЙ ПАМЯТИ И МОТИВАЦИИ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА.………………………………………...10
Память человека как феномен…………………………...…………10
Особенности памяти младших школьников и их проявление в процессе обучения…………………………………….…...……………………15
Влияние мотивации обучения на результативность учебного процесса в младшем школьном возрасте ………...……………………………25
Выводы по главе………………………………………………… ..….… 37
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ПРОИЗВОЛЬНОЙ ПАМЯТИ И МОТИВАЦИИ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ……………………………...………………...40
2.1. Выявление уровня сформированности произвольной памяти у детей младшего школьного возраста..……………...………………………..40
2.2. Работа по повышению мотивации и развитию произвольной памяти у младших школьников ………………………………………........…….……64
2.3. Анализ и интерпретация результатов опытно-экспериментальной работы ……………………………………………..……….…………………...80
Выводы по главе ………………………….………………………………93
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...96
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ..………………………….………101
ПРИЛОЖЕНИЕ ………………………………………………………….…106
в конверт-"ступеньку", на котором написано "Самые важные" (показать), отложи карточки с самыми важными, главными причинами, по которым ты учишься;
в конверт с надписью "Важные" отложи карточки, которые для тебя имеют важное, но не самое главное значение;
в конверт-"ступеньку" с надписью "Не очень важные" отложишь карточки с причинами, которые для тебя в учебе не очень важны;
в конверт-"ступеньку" с надписью "Имеют маленькое значение" отложи карточки с теми причинами в учебе, которые для тебя имеют значение, но очень маленькое;
в самый нижний конверт-"ступеньку" отложи карточки, на которых написаны те причины, являющиеся для тебя совсем не важными, не имеющие никакого значения.
На любой ступеньке может быть любое количество карточек. В том, как вы раскладываете карточки, нет правильных или неправильных вариантов ответов. У каждого – свое отношение к разным причинам, по которым учатся в школе дети".
Обработка: Каждая карточка на лицевой стороне имеет номер (от 1 до 24), совпадающий с указанным порядком суждений. Это позволяет быстро обработать полученные результаты. Суждения 1-12 направлены на выявление уровня внутренней, а суждения 13-24 - на выявление уровня внешней мотивации учебной деятельности.
Каждая карточка получает тот или иной балл в зависимости от того, в каком конверте она оказалась (на какой "ступеньке"). Карточки, попавшие в конверт с самыми важными причинами (верхняя "ступенька") оцениваются в 5 баллов, а попавшие на нижнюю ступеньку "лесенки" - в 1 балл.
Сумма баллов за все 24 карточки дает общий показатель учебной мотивации (УМ).
Сумма баллов за карточки с номерами 1-12 дает количественный показатель внутренней мотивации (УМ1). Сумма баллов за карточки 13-24 - показатель внешней мотивации (УМ2).
Таким образом, шкала учебной мотивации будет иметь значения от 24 (если все карточки опущены в конверт с надписью "Совсем не важные для меня") до 120 баллов (если все карточки уместились на одной верхней ступеньке "лесенки"). Соответственно шкалы внутренней и внешней мотивации будут иметь значения от 12 до 60 баллов каждая.
Полученные результаты оцениваются следующим образом:
- общий показатель учебной мотивации (УМ)
более 100 баллов – очень высокий уровень,
от 80 до 100 баллов – высокий уровень,
от 60 до 80 баллов – средний уровень,
от 40 до 60 баллов – ниже среднего,
ниже 40 баллов – низкий уровень;
- показатель внутренней мотивации (УМ1) и показатель внешней мотивации (УМ2)
от 40 до 60 баллов – высокий уровень,
от 20 до 40 баллов – средний уровень,
ниже 20 баллов – низкий уровень.
Бланк методики приведен в приложении 2.
Проанализируем результаты исследования, проведенного на констатирующем этапе в экспериментальной и контрольной группах.
Методика № 1
Результаты исследования, проведенного в экспериментальной группе, представлены в таблице 2.1. Как следует из таблицы, средний уровень слуховой памяти (60-80%) демонстрируют 7 человек, низкий уровень (20-50%) – 9 человек. Высокий уровень слуховой памяти в группе не выявлен.
Средний уровень зрительной памяти (60-80%) демонстрируют 8 человек, низкий уровень (20-50%) – 8 человек. Высокий уровень зрительной памяти в группе не выявлен.
Таблица 2.1
Результаты исследования по методике № 1, проведенного на констатирующем этапе в экспериментальной группе
№ испытуемого |
Методика 1 | |||
Слуховая память |
Зрительная память |
Моторно-слуховая память |
Комбинированная память | |
1 |
70 |
60 |
70 |
90 |
2 |
60 |
60 |
60 |
90 |
3 |
60 |
60 |
60 |
90 |
4 |
50 |
50 |
40 |
80 |
5 |
70 |
70 |
70 |
100 |
6 |
40 |
30 |
30 |
50 |
7 |
50 |
50 |
50 |
80 |
8 |
60 |
60 |
60 |
90 |
9 |
40 |
30 |
30 |
60 |
10 |
30 |
20 |
30 |
50 |
11 |
20 |
20 |
20 |
30 |
12 |
80 |
70 |
80 |
100 |
13 |
40 |
50 |
40 |
70 |
14 |
50 |
60 |
60 |
90 |
15 |
70 |
70 |
70 |
100 |
16 |
20 |
20 |
30 |
40 |
Средний уровень моторно-слуховой памяти (60-80%) демонстрируют 8 человек, низкий уровень (20-50%) – 8 человек. Высокий уровень моторно-слуховой памяти в группе не выявлен.
Высокий уровень комбинированной памяти (90-100%) демонстрируют 3 человека, средний уровень (60-80%) – 9 человек, низкий уровень (20-50%) – 4 человека.
Результаты исследования, проведенного в контрольной группе, представлены в таблице 2.2. Как следует из таблицы, средний уровень слуховой памяти (60-80%) демонстрируют 9 человек, низкий уровень (20-50%) – 7 человек. Высокий уровень слуховой памяти в группе не выявлен.
Средний уровень зрительной памяти (60-80%) демонстрируют 8 человек, низкий уровень (20-50%) – 8 человек. Высокий уровень зрительной памяти в группе не выявлен.
Таблица 2.2
Результаты исследования по методике № 1, проведенного на констатирующем этапе в контрольной группе
№ испытуемого |
Методика 1 | |||
Слуховая память |
Зрительная память |
Моторно-слуховая память |
Комбинированная память | |
1 |
60 |
50 |
50 |
80 |
2 |
20 |
30 |
30 |
50 |
3 |
60 |
60 |
50 |
80 |
4 |
70 |
60 |
70 |
100 |
5 |
40 |
40 |
40 |
60 |
6 |
50 |
50 |
40 |
70 |
7 |
60 |
60 |
50 |
80 |
8 |
70 |
70 |
70 |
100 |
9 |
50 |
50 |
50 |
70 |
10 |
30 |
40 |
40 |
60 |
11 |
60 |
60 |
50 |
90 |
12 |
60 |
60 |
60 |
100 |
13 |
40 |
40 |
40 |
60 |
14 |
60 |
60 |
60 |
100 |
15 |
80 |
80 |
70 |
100 |
16 |
40 |
40 |
40 |
70 |
Средний уровень моторно-слуховой памяти (60-80%) демонстрируют 5 человек, низкий уровень (20-50%) – 11 человек. Высокий уровень моторно-слуховой памяти в группе не выявлен.
Высокий уровень комбинированной памяти (90-100%) демонстрируют 6 человек, средний уровень (60-80%) – 9 человек, низкий уровень (20-50%) – 1 человек.
Таким образом, мы видим, что у младших школьников преобладает комбинированный тип памяти, так как количество запоминаемых слов возрастает до 100 %, чего нет у других типов памяти.
Методика № 2
Результаты исследования, проведенного в экспериментальной группе, представлены в таблице 2.3. Как следует из таблицы, уровень влияния смысловых связей на запоминание и воспроизведение ниже 50% демонстрируют 3 человека, выше 50% – 13 человек.
Таблица 2.3
Результаты исследования по методике № 2, проведенного на констатирующем этапе в экспериментальной группе
№ испытуемого |
Методика 2 |
1 |
80 |
2 |
70 |
3 |
70 |
4 |
60 |
5 |
80 |
6 |
60 |
7 |
60 |
8 |
70 |
9 |
60 |
10 |
40 |
11 |
30 |
12 |
90 |
13 |
60 |
14 |
70 |
15 |
80 |
16 |
40 |
Результаты исследования, проведенного в контрольной группе, представлены в таблице 2.4. Как следует из таблицы, уровень влияния смысловых связей на запоминание и воспроизведение ниже 50% демонстрируют 6 человек, выше 50% – 10 человек.
Исходя из полученных данных, видно, что у подавляющего большинства исследуемых преобладает смысловое (логическое) запоминание, основой которого является понимание связей, отражающих существенные стороны и отношения. Ученики прочнее и больше запоминают тот материал, который им понятней.
Таблица 2.4
Результаты исследования по методике № 2, проведенного на констатирующем этапе в контрольной группе
№ испытуемого |
Методика 2 |
1 |
60 |
2 |
40 |
3 |
60 |
4 |
70 |
5 |
40 |
6 |
50 |
7 |
60 |
8 |
70 |
9 |
60 |
10 |
40 |
11 |
60 |
12 |
70 |
13 |
50 |
14 |
70 |
15 |
80 |
16 |
50 |
Методика № 3
Результаты исследования, проведенного в экспериментальной группе, представлены в таблице 2.5. Как следует из таблицы, высокий уровень смысловой памяти (90-100%) демонстрируют 4 человека, средний уровень (60-80%) – 11 человек, низкий уровень (20-50%) – 1 человек.
Средний уровень механической памяти (60-80%) демонстрируют 12 человек, низкий уровень (20-50%) – 4 человека. Высокий уровень механической памяти в группе не выявлен.
Результаты исследования, проведенного в контрольной группе, представлены в таблице 2.6. Как следует из таблицы, высокий уровень смысловой памяти (90-100%) демонстрируют 8 человек, средний уровень (60-80%) – 8 человек. Низкий уровень смысловой памяти в группе не выявлен.
Таблица 2.5
Результаты исследования по методике № 3, проведенного на констатирующем этапе в экспериментальной группе
№ испытуемого |
Методика 3 | |
Смысловая память |
Механическая память | |
1 |
100% |
80% |
2 |
80% |
80% |
3 |
80% |
80% |
4 |
80% |
60% |
5 |
100% |
80% |
6 |
60% |
40% |
7 |
80% |
60% |
8 |
80% |
80% |
9 |
60% |
60% |
10 |
60% |
40% |
11 |
40% |
20% |
12 |
100% |
80% |
13 |
80% |
60% |
14 |
80% |
60% |
15 |
100% |
80% |
16 |
60% |
40% |