Развитие произвольной памяти у детей младшего школьного возраста посредством повышения уровня мотивации

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 23:51, дипломная работа

Краткое описание

Современные требования общества к развитию личности диктуют необходимость более полно реализовать идею индивидуализации обучения, учитывающего готовность детей к школе, состояние их здоровья, индивидуально-типологические особенности учащихся.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ …………………………….……………………………..………… 4



ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОЛЬНОЙ ПАМЯТИ И МОТИВАЦИИ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА.………………………………………...10


Память человека как феномен…………………………...…………10
Особенности памяти младших школьников и их проявление в процессе обучения…………………………………….…...……………………15
Влияние мотивации обучения на результативность учебного процесса в младшем школьном возрасте ………...……………………………25

Выводы по главе………………………………………………… ..….… 37



ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ПРОИЗВОЛЬНОЙ ПАМЯТИ И МОТИВАЦИИ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ……………………………...………………...40



2.1. Выявление уровня сформированности произвольной памяти у детей младшего школьного возраста..……………...………………………..40

2.2. Работа по повышению мотивации и развитию произвольной памяти у младших школьников ………………………………………........…….……64

2.3. Анализ и интерпретация результатов опытно-экспериментальной работы ……………………………………………..……….…………………...80

Выводы по главе ………………………….………………………………93



ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...96



БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ..………………………….………101



ПРИЛОЖЕНИЕ ………………………………………………………….…106

Файлы: 1 файл

диплом окончательный.doc

— 1.00 Мб (Скачать)

Дед понял, что начался  лесной пожар, и огонь быстро идет прямо на него. По словам деда, и поезд не мог бы уйти от такого огня.

Дед побежал по кочкам, дым выедал ему глаза. Огонь почти  хватал его за плечи.

Вдруг из-под ног деда выскочил заяц. Он бежал медленно и  волочил задние лапы. Потом только дед заметил, что они у зайца обгорели.

Дед обрадовался зайцу, как родному. Дед знал, что звери  лучше человека чуют, откуда идет огонь, и всегда спасаются. Они гибнут тогда, когда огонь их окружает.

Дед побежал за зайцем. Он бежал, плакал от страха и кричал: "Погоди, милый, не беги так шибко!" Заяц вывел деда из огня.

Заяц и дед выбежали из леса к озеру. Оба упали от усталости. Дед подобрал зайца и принес домой. У зайца обгорели задние ноги и живот. Заяц страдал. Дед вылечил его и оставил у себя.

Это был тот самый зайчонок с рваным левым ухом, в которого стрелял дед на охоте.

После чтения рассказа задаются вопросы. Если ребенок испытывает какие-либо затруднения, вопросы могут задаваться экспериментатором или же сразу самим учеником.

Общие правила выделения  мнемических опор:

  1. Текст предварительно не разбивается на части.
  2. Главные мысли выделяются по ходу чтения материала.
  3. Части формируются сами собой вокруг главных мыслей.
  4. Главные мысли текста должны иметь единую смысловую связь - "ручеек".
  5. Правильно выделенные основные мысли должны составить короткий рассказ.
  6. Если какое-то записанное предложение не соответствует остальным, значит, выделена не главная мысль, и нужно вернуться к этому месту в тексте.
  7. Мнемические опорные пункты (главные мысли) должны представлять собой развернутые, самостоятельно составленные или взятые из текста, предложения.

Запомнить и пересказать  короткий рассказ (да еще об основном) не составит труда для любого ребенка  с нормальным интеллектом. Но мнемическую  деятельность можно сделать более эффективной, используя вторую часть методики.

Часть II. Составление плана

Эта часть упражнения направлена на обучение составлению плана как смысловой опоры запоминания. Выделенные главные мысли представляют собой не просто коротенький рассказ об основном, но могут являться планом текста. К ним предъявляются требования, с которыми сразу знакомятся учащиеся:

а) в пунктах плана должны быть выражены главные мысли, чтобы было понятно, о ком (или о чем) и что говорится в каждой части рассказа;

б) пункты плана должны быть связаны между собой по смыслу;

в) пункты плана должны быть четко выражены. Последнее требование означает, что пункты плана должны быть сформулированы в виде предложения, в котором есть подлежащее, сказуемое и другие члены предложения. Такое развернутое предложение действительно выражает главную мысль. И кроме того, план - это только инструмент, и каждый может выбрать такой инструмент, который ему больше нравится и позволяет достигнуть цель - запомнить.

После того как план составлен, нужно прочитать текст и отметить, что же говорится по первому пункту, по второму и т.д. Затем закрыть учебник и попробовать пересказать вслух все, что запомнил, подглядывая в план (но не в учебник). Затем прочитать еще раз текст, отмечая, что забылось при пересказе, а что помнится, и еще раз пересказать вслух.

Упражнение 3. "Слова, начинающиеся с одной буквы"

Каждому ученику поручается следить во время чтения небольшого рассказа за словами, начинающимися  с одной определенной буквы. Он должен запомнить 5-7 таких слов в том порядке, в каком он их услышал, и по окончании чтения в таком же порядке их записать.

При вторичном чтении рассказа проверяется правильность выполнения задания.

Упражнение 4. "Запомни  порядок"

Вариант 1. Разложить в ряд несколько (6-7) цветных карандашей. Попросить учеников посмотреть на них 20 сек., запомнить их порядок. Затем убрать карандаши. Ученик должен воспроизвести последовательность расположения карандашей. 

Вариант 2. 5–6 учеников выстраиваются в ряд в произвольном порядке. Один из учеников на 30-40 сек поворачивается в их сторону и запоминает порядок. Затек отворачивается и перечисляет, кто за кем стоит. После этого водящим становится другой ученик.

Упражнение 5. "Восстанови пропущенное слово"

Читается ряд из 5-7 слов, не связанных между собой, например: сахар, пуля, рыба, ящик, танец, груша. Второй раз ряд читается не полностью, одно из слов пропускается. Дети должны восстановить пропущенное слово. В конце можно попросить повторить весь ряд полностью.

Помимо вышеприведенных упражнений, перед началом каждого урока проводилось упражнение "Ленивые восьмерки", которое активизирует структуры, обеспечивающие запоминание: дети рисуют в воздухе в горизонтальной плоскости "восьмерки" по три раза каждой рукой, а затем обеими руками.

Также мы обучали младших школьников приемам и средствам запоминания, смысловой группировке материала. Исследования и наблюдения А.И. Леонтьев, М.П. Блонского и особенно А.А. Смирнова и Зинченко показали, что эффективным приемом запоминания является чередование чтения и попыток воспроизвести запоминаемый материал с элементами самоконтроля, самопроверки. Однако наблюдения свидетельствуют, что более или менее самостоятельно младший школьник использует один простейший прием запоминания – повторение. Поэтому для развития запоминания мы использовали следующие приемы:

1. Использование наглядности. Наглядность обогащает впечатления учащихся, расширяет чувственный опыт. Поэтому для запоминания материала очень важно опираться на наглядный материал. Например: разные пособия макеты, картины.

2. Повторение. Мы делали повторения разнообразными, ставили перед учениками какую-то новую задачу. Например, для усвоения детьми корня слова выполнялся ряд упражнений. Сначала дети подчеркивали корень в разных словах, написанных на доске, потом подбирали пары однокоренных слов, находили лишнее слово в ряду данных, давали пояснение своей работе, придумывали сами новые слова с заданным корнем.

3. Самоконтроль. Для того чтобы закрепить производимое действие, ученик должен знать полученный им результат. Например, "Напишите 5 раз букву Н. Теперь пусть каждый посмотрит на то, что он написал, и найдет ту букву, которая получилась самой красивой. Подчеркните эту букву. Теперь найдите ту букву, которая оказалась самой неудачной. Обведите ее кружочком. Почему она получилась некрасивой? Кто нашел причину? Самоконтроль для младших школьников имеет особое значение, потому что у детей воспитывает умение работать и чувство ответственности за выполнение задания.

4. Осмысливание запоминания. Продуктивность запоминания повышает осмысливание запоминаемого материала. Пути осмысливания запоминаемого различны. Для удержания в памяти какого-либо текста, рассказа, сказки большое значение имеет составление плана.

Организуя формирующую работу, мы учитывали, что для запоминания материала ребенок должен знать, для чего он должен запомнить предлагаемый материал, и хотеть этого добиться. Среди мотивов, побуждающих учеников приложить усилие овладеть учебными материалами, важнейшими являются познавательные интересы. Это стремление детей к узнаванию нового делает всю их учебную деятельность привлекательной и продуктивной.

2.3. Анализ  и интерпретация результатов  опытно-экспериментальной работы

 

Проанализируем результаты исследования, проведенного на контрольном этапе в экспериментальной группе.

 

Методика  № 1

 

Результаты исследования представлены в таблице 2.17. Как следует из таблицы, высокий уровень слуховой памяти демонстрируют 5 человек, средний уровень (60-80%) – 9 человек, низкий уровень (20-50%) – 2 человека.

 

Таблица 2.17

Результаты исследования по методике № 1, проведенного на контрольном этапе в экспериментальной группе

№ испытуемого

Методика 1

Слуховая память

Зрительная память

Моторно-слуховая память

Комбинированная память

1

90

90

100

100

2

90

80

80

100

3

80

90

80

100

4

70

70

60

100

5

90

100

100

100

6

60

60

60

80

7

70

80

70

100

8

80

80

80

100

9

60

50

50

70

10

60

50

60

60

11

50

60

50

60

12

100

100

100

100

13

60

80

60

100

14

80

90

80

100

15

90

100

90

100

16

50

60

60

60


 

Высокий уровень зрительной памяти (90-100%) демонстрируют 6 человек, средний уровень (60-80%) – 8 человек, низкий уровень (20-50%) – 2 человека..

Высокий уровень моторно-слуховой памяти демонстрируют 2 человека, средний  уровень (60-80%) – 10 человек, низкий уровень (20-50%) – 4 человека.

Высокий уровень комбинированной  памяти (90-100%) демонстрируют 11 человек, средний уровень (60-80%) – 5 человек. Низкий уровень комбинированной памяти в группе не выявлен.

Сравнивая результаты, полученные в экспериментальной группе на контрольном этапе, с результатами, полученными на констатирующем этапе в экспериментальной и контрольной группах (рис. 2.1), видим, что вследствие проведенной опытно-экспериментальной работы улучшились показатели всех типов памяти – слуховой, зрительной, моторно-слуховой и комбинированной.

 

Рис. 2.1. Сравнительные результаты исследования по методике № 1, проведенного на констатирующем этапе в экспериментальной и контрольной группах и на контрольном этапе в экспериментальной группе

 

 

Методика № 2

 

Результаты исследования представлены в таблице 2.18. Как следует из таблицы, все участники группы демонстрируют уровень влияния смысловых связей на запоминание и воспроизведение выше 50%.

Таблица 2.18

Результаты исследования по методике № 2, проведенного на контрольном этапе в экспериментальной группе

№ испытуемого

Методика 2

1

100

2

100

3

90

4

80

5

100

6

80

7

80

8

90

9

80

10

70

11

50

12

100

13

80

14

90

15

90

16

60


 

Сравнивая результаты, полученные в экспериментальной группе на контрольном  этапе, с результатами, полученными на констатирующем этапе в экспериментальной и контрольной группах (рис. 2.2), видим, что вследствие проведенной опытно-экспериментальной работы уровень влияния смысловых связей на запоминание и воспроизведение повысился.

 

Рис. 2.2. Сравнительные результаты исследования по методике № 2, проведенного на констатирующем этапе в экспериментальной и контрольной группах и на контрольном этапе в экспериментальной группе

 

Методика № 3

 

Результаты исследования представлены в таблице 2.19. Как следует из таблицы, высокий уровень смысловой памяти (90-100%) демонстрируют 12 человек, средний уровень (60-80%) – 4 человека. Низкий уровень смысловой памяти в группе не выявлен.

Высокий уровень механической памяти (90-100%) демонстрируют 7 человек, средний уровень (60-80%) – 8 человек, низкий уровень (20-50%) – 1 человек.

Сравнивая результаты, полученные в экспериментальной группе на контрольном  этапе, с результатами, полученными  на констатирующем этапе в экспериментальной  и контрольной группах (рис. 2.3), видим, что вследствие проведенной опытно-экспериментальной работы повысился уровень как смысловой, так и механической памяти.

 

 

Таблица 2.19

Результаты исследования по методике № 3, проведенного на контрольном этапе в экспериментальной группе

№ испытуемого

Методика 3

Смысловая память

Механическая память

1

100%

90%

2

100%

90%

3

100%

100%

4

100%

80%

5

100%

100%

6

80%

60%

7

100%

70%

8

100%

100%

9

90%

80%

10

70%

60%

11

60%

40%

12

100%

100%

13

100%

80%

14

100%

70%

15

100%

90%

16

80%

60%

Информация о работе Развитие произвольной памяти у детей младшего школьного возраста посредством повышения уровня мотивации