Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 23:51, дипломная работа
Современные требования общества к развитию личности диктуют необходимость более полно реализовать идею индивидуализации обучения, учитывающего готовность детей к школе, состояние их здоровья, индивидуально-типологические особенности учащихся.
ВВЕДЕНИЕ …………………………….……………………………..………… 4
ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОЛЬНОЙ ПАМЯТИ И МОТИВАЦИИ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА.………………………………………...10
Память человека как феномен…………………………...…………10
Особенности памяти младших школьников и их проявление в процессе обучения…………………………………….…...……………………15
Влияние мотивации обучения на результативность учебного процесса в младшем школьном возрасте ………...……………………………25
Выводы по главе………………………………………………… ..….… 37
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ПРОИЗВОЛЬНОЙ ПАМЯТИ И МОТИВАЦИИ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ……………………………...………………...40
2.1. Выявление уровня сформированности произвольной памяти у детей младшего школьного возраста..……………...………………………..40
2.2. Работа по повышению мотивации и развитию произвольной памяти у младших школьников ………………………………………........…….……64
2.3. Анализ и интерпретация результатов опытно-экспериментальной работы ……………………………………………..……….…………………...80
Выводы по главе ………………………….………………………………93
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...96
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ..………………………….………101
ПРИЛОЖЕНИЕ ………………………………………………………….…106
Для осуществления диагностического обследования младших школьников выделим следующие критерии индивидуально-личностного развития и раскрывающие их показатели.
Критерий – мотивация обучения младших школьников:
Критерий – качество памяти младших школьников:
Исследование проводилось в третьих классах школы № 1 г. Узловая. Экспериментальную группу составили 16 человек, из них 8 мальчиков и 8 девочек, контрольную группу – 16 человек, из них 10 мальчиков и 6 девочек.
Основным методом исследования было выбрано тестирование.
При проведении исследования использовались следующие методики:
Методика № 1
Цель: выявить преобладающий тип памяти.
Оборудование: четыре группы по десять слов.
Для запоминания вслух |
При зрительном восприятии |
При моторно-слуховом |
При комбинированном |
Лист Ваза Море Дом Банк Гроза Книга Лес, мяч Шкаф |
Свеча Ночи Бревно Вода Глаз Год Река Заря, гриб Чашка |
Сено Шутка Слива Гусь Ягода Парта Жук Ветер Мед, заяц |
Луна Капля Белка Поле Марка Сыр Труба Пол Торт, спица |
Процедура исследования: Начинают с прочтения всех слов первого ряда (интервал три секунды), затем испытуемые записывают запомнившиеся слова. После десяти минут отвлечения от опыта показывают карточку со словами второго ряда (в течение тридцати секунд), записывают и отдыхают десять минут. Слова третьего ряда читают вслух, а испытуемые шепотом повторяют их и записывают. Через десять минут показывают карточки четвертого ряд, которые затем зачитывают вслух. Учащиеся повторяют шепотом и "пишут" их в воздухе. Потом записывают.
Методика № 2
Цель: выявление влияния смысловых связей на запоминание и воспроизведение словесного материала, а также прочности запоминания при образовании логических связей.
Оборудование: десять пар слов, между которыми легко установить словесные связи
год-месяц шум-вода
нож-вилка сад - цветы
стол-обед путь-дорога
мост-река час-время
глаз-ухо снег-зима
Прядок исследования: Экспериментатор вначале читает каждую пару слов, а исследуемый старается установить связь между словами пары. Потом экспериментатор называет только первое слово пары, а исследуемый должен воспроизвести второе, пользуясь установленной связью.
Методика № 3
Цель: выявить соотношение смысловой и механической памяти учащихся.
Оборудование: десять пар слов для запоминания.
I ряд II ряд
лошадь-сани мухомор-диван
книга-учитель спичка-овца
бабочка-муха рыба-пожар
щетка-зубы море-мяч
масло-хлеб шапка-станок
Процедура эксперимента: испытуемому предъявляют два ряда слов; в первом ряду между словами существуют смысловые связи; во втором – отсутствуют. Экспериментатор читает испытуемому слова первого ряда (интервал между парой - пять секунд). После десяти минут перерыва читаются слова второго ряда (с интервалом десять секунд), а испытуемый записывает запомнившиеся слова.
Методика № 4
Цель: исследование слухоречевой памяти.
Оборудование: десять пар слов для запоминания. На первом этапе исследования использовался набор слов:
лес, хлеб, окно, стул, вода, брат, конь, гриб, игла, мед.
На втором этапе исследования использовался набор слов:
тень, волк, шар, дым, круг, луч, роза, жук, шуба, мост.
Процедура эксперимента: испытуемым дается следующая инструкция: "Сейчас я прочту десять слов. Слушать надо внимательно. Когда я окончу читать, сразу же повторите. Повторять можно в любом порядке. Слова следует читать медленно, четко". Когда ребенок повторяет слова, экспериментатор в протоколе отмечает названные слова в том порядке, как их произносит ребенок. На следующем этапе дается инструкция: "Сейчас я снова прочту те же самые слова, и вы опять должны их повторить, как те, которые вы называли, так и те, которые еще не называли, в любом порядке".
В случае, если ребенок называет лишние слова, они заносятся в протокол. Никаких разговоров во время исследования не допускается. После 5-кратного повторения слов экспериментатор переходит к другим методикам, через час снова просит испытуемого вспомнить слова без предварительной установки.
По результатам исследования строится кривая запоминания, которая может указать на ослабление активного внимания и на выраженную утомляемость ребенка, когда исследуемый ко второму воспроизведению вспоминает 8-9 слов, а затем все меньше и меньше слов. Зигзагообразная кривая свидетельствует о неустойчивости внимания, о его колебаниях.
В тех случаях, когда испытуемый каждый раз воспроизводит одно и то же количество слов (так называемое плато), это свидетельствует об эмоциональной вялости, а также об отношении к исследованию. Количество слов, воспроизведенных после перерыва, свидетельствует о памяти в узком смысле этого слова.
Методика № 5
Цель: исследование кратковременной зрительной памяти.
Оборудование: таблица с 16 рисунками.
Процедура эксперимента: Испытуемому предлагается за 20 секунд запомнить максимальное количество образов из предъявляемой таблицы. Затем в течение одной минуты он должен воспроизвести запомнившееся (записать или нарисовать).
Детям дается инструкция: "Сейчас я покажу вам таблицу с рисунками. Постарайтесь запомнить как можно больше из нарисованного. После того как я уберу таблицу, запишите или зарисуйте все, что успели запомнить. Время предъявления таблицы – 20 секунд".
После окончания эксперимента подсчитывается количество правильно воспроизведенных образов. В норме это 7±2 правильных ответов.
Методика № 6
Цель: исследование опосредованного запоминания.
Оборудование: ряд слов и словосочетаний: дом, прыгать высоко, веселый человек, солнце светит, часы стоят, дети играют в мяч, лодка плывет по реке, кошка ест рыбу, вкусный ужин, строгая учительница
Процедура эксперимента: экспериментатор предлагает испытуемому прослушать и запомнить несколько слов и словосочетаний и медленно читает их. Испытуемый должен одновременно с прослушиванием дать графическое изображение услышанного. Через час после окончания чтения под каждой пиктограммой, начиная с первой, испытуемый записывает то слово, которое он должен был запомнить, делая это изображение.
На основании анализа
полное воспроизведение материала с незначительными смысловыми искажениями;
неполное воспроизведение материала со значительными смысловыми искажениями.
При проведении метода пиктограмм традиционно подсчитывается индивидуальный индекс "качества воспроизведения" Q:
где N -общее число предъявленных понятий,
а - число ошибок второго типа.
Методика № 7
Анкета для оценки уровня школьной мотивации Н.Г. Лускановой.
Цель: исследование уровня школьной мотивации.
Оборудование: анкета из десяти вопросов, отражающих отношение детей к школе, к учебному процессу, их эмоциональные реакции на школьную ситуацию.
Для дифференциации детей по уровню школьной мотивации используется система балльных оценок:
- ответ ребенка,
- нейтральный ответ ("не знаю", "бывает по-разному" и т.п.) оценивается в один балл;
- ответ, позволяющий
судить об отрицательном
По результатам анкетирования выявляют пять основных уровней школьной мотивации.
Первый уровень – 25-30 баллов – высокий уровень школьной мотивации, учебной активности. У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки. В рисунках на школьную тему они изображают учителя у доски, процесс урока, учебный материал и т.п.
Второй уровень – 20-24
балла – хорошая школьная мотивация.
Подобные показатели имеют большинство
учащихся начальных классов, успешно
справляющихся с учебной
Третий уровень – 15-19 баллов – положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает. В рисунках на школьную тему такие ученики изображают, как правило, школьные, но не учебные ситуации.
Четвертый уровень – 10-14 баллов – низкая школьная мотивация. Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе. В рисунках на школьную тему такие дети изображают игровые сюжеты, хотя косвенно они связаны со школой.
Пятый уровень – ниже 10 баллов – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. Такие дети испытывают серьезные трудности в обучении: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. Маленькие дети (5-6 лет) часто плачут, просятся домой. В других случаях ученики могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нервно-психические нарушения. Рисунки таких детей не соответствуют предложенной школьной теме, а отражают индивидуальные пристрастия ребенка.
Бланк методики приведен в приложении 1.
Методика № 8
Методика выявления понимаемых мотивов учебной деятельности М.В. Матюхиной (в ред. А.А. Волочкова).
Цель: выявление преобладания внешних или внутренних мотивов в структуре учебной мотивации.
Оборудование: набор из 24 карточек, на каждой из которых – суждение, соответствующее определенному мотиву учения (12 карточек с внутренними мотивами и 12 - с внешними).
Процедура эксперимента: каждый мотив-суждение напечатан на отдельной карточке. Карточки должны быть тщательно "перетасованы". Кроме карточек испытуемый получает "лесенку", представляющую собой ступеньки из наклеенных друг на друга лесенкой 5 конвертов, по которым испытуемый должен разложить карточки в зависимости от их степени важности для него. "Ступеньки" конверты имеют следующие, надписи: "Самые важные" (верхняя ступенька); "Важные" (вторая сверху ступень); "Не очень важные"; "Имеют маленькое значение"; "Совсем для меня не важные" (нижняя ступенька "лесенки").
Детям дается следующая инструкция: "Все ребята учатся. У каждого из них свои причины, из-за которых они учатся, ходят в школу. Мы хотим знать, почему ты учишься, какие из причин для тебя самые главные; какие - важные; какие - не очень важные, а какие - совсем не имеют для тебя значения. Перед тобой 24 карточки, где написаны разные причины, по которым учатся дети. По моей команде все эти карточки надо одну за другой внимательно прочитать и разложить по 5-ти "ступенькам лесенки", каждая из которых - конверт, куда можно вложить ту или иную карточку (показать). Разложи карточки так: