Развитие произвольной памяти у детей младшего школьного возраста посредством повышения уровня мотивации

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 23:51, дипломная работа

Краткое описание

Современные требования общества к развитию личности диктуют необходимость более полно реализовать идею индивидуализации обучения, учитывающего готовность детей к школе, состояние их здоровья, индивидуально-типологические особенности учащихся.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ …………………………….……………………………..………… 4



ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОЛЬНОЙ ПАМЯТИ И МОТИВАЦИИ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА.………………………………………...10


Память человека как феномен…………………………...…………10
Особенности памяти младших школьников и их проявление в процессе обучения…………………………………….…...……………………15
Влияние мотивации обучения на результативность учебного процесса в младшем школьном возрасте ………...……………………………25

Выводы по главе………………………………………………… ..….… 37



ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ПРОИЗВОЛЬНОЙ ПАМЯТИ И МОТИВАЦИИ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ……………………………...………………...40



2.1. Выявление уровня сформированности произвольной памяти у детей младшего школьного возраста..……………...………………………..40

2.2. Работа по повышению мотивации и развитию произвольной памяти у младших школьников ………………………………………........…….……64

2.3. Анализ и интерпретация результатов опытно-экспериментальной работы ……………………………………………..……….…………………...80

Выводы по главе ………………………….………………………………93



ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...96



БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ..………………………….………101



ПРИЛОЖЕНИЕ ………………………………………………………….…106

Файлы: 1 файл

диплом окончательный.doc

— 1.00 Мб (Скачать)

        Для осуществления диагностического обследования младших школьников выделим следующие критерии индивидуально-личностного развития и раскрывающие их показатели.

        Критерий – мотивация обучения  младших школьников:

    • мотивы учения;
    • отношение учащихся к учебе и школе;
    • степень удовлетворенности школьной жизнью;
    • степень удовлетворенности различными сторонами жизни коллектива;
    • отношение к жизненным ценностям;
    • уровень мотивации обучения (высокая – нормальная – положительное отношение к школе, но … -  низкая).

          Критерий – качество памяти  младших школьников:

    • быстрота запоминания;
    • прочность сохранения;
    • точность памяти;
    • готовность памяти.

 

Исследование проводилось  в третьих классах школы № 1 г. Узловая. Экспериментальную группу составили 16 человек, из них 8 мальчиков и 8 девочек, контрольную группу – 16 человек, из них 10 мальчиков и 6 девочек.

Основным методом исследования было выбрано тестирование.

При проведении исследования использовались следующие методики:

 

 

Методика № 1

 

Цель: выявить преобладающий тип памяти.

Оборудование: четыре группы по десять слов.

 

Для запоминания вслух

При зрительном восприятии

При моторно-слуховом

При комбинированном

Лист

Ваза

Море

Дом

Банк

Гроза

Книга

Лес, мяч

Шкаф

Свеча

Ночи

Бревно

Вода

Глаз

Год

Река

Заря, гриб

Чашка

Сено

Шутка

Слива

Гусь

Ягода

Парта

Жук

Ветер

Мед, заяц

Луна

Капля

Белка

Поле

Марка

Сыр

Труба

Пол

Торт, спица


 

Процедура исследования: Начинают с прочтения всех слов первого ряда (интервал три секунды), затем испытуемые  записывают запомнившиеся слова. После десяти минут отвлечения от опыта показывают карточку со словами второго ряда (в течение тридцати секунд), записывают и отдыхают десять минут. Слова третьего ряда читают вслух, а испытуемые шепотом  повторяют их и записывают. Через десять минут показывают карточки четвертого ряд, которые затем зачитывают вслух. Учащиеся повторяют шепотом и "пишут" их в воздухе. Потом записывают.

 

Методика  № 2

 

Цель: выявление влияния смысловых связей на запоминание и воспроизведение словесного материала, а также прочности запоминания при образовании логических связей.

Оборудование: десять пар слов, между которыми легко установить словесные связи

 

год-месяц           шум-вода

нож-вилка          сад - цветы

стол-обед           путь-дорога

мост-река           час-время

глаз-ухо             снег-зима

Прядок  исследования: Экспериментатор вначале читает каждую пару слов, а исследуемый старается установить связь между словами пары. Потом экспериментатор называет только первое слово пары, а исследуемый должен воспроизвести второе, пользуясь установленной связью.

 

Методика  № 3

 

Цель: выявить соотношение смысловой и механической памяти учащихся.

Оборудование: десять пар слов для запоминания.

 

      I ряд          II ряд

лошадь-сани                     мухомор-диван

книга-учитель                   спичка-овца

бабочка-муха                    рыба-пожар

щетка-зубы                       море-мяч

масло-хлеб                       шапка-станок

 

Процедура эксперимента: испытуемому предъявляют два ряда слов; в первом ряду между словами существуют смысловые связи; во втором – отсутствуют. Экспериментатор читает испытуемому слова первого ряда (интервал между парой - пять секунд). После десяти минут перерыва читаются слова второго ряда (с интервалом десять секунд), а испытуемый записывает запомнившиеся слова.

 

Методика № 4

 

Цель: исследование слухоречевой памяти.

Оборудование: десять пар слов для запоминания. На первом этапе исследования использовался набор слов:

лес, хлеб, окно, стул, вода, брат, конь, гриб, игла, мед.

 

На втором этапе исследования использовался набор слов:

 

тень, волк, шар, дым, круг, луч, роза, жук, шуба, мост.

 

Процедура эксперимента: испытуемым дается следующая инструкция: "Сейчас я прочту десять слов. Слушать надо внимательно. Когда я окончу читать, сразу же повторите. Повторять можно в любом порядке. Слова следует читать медленно, четко". Когда ребенок повторяет слова, экспериментатор в протоколе отмечает названные слова в том порядке, как их произносит ребенок. На следующем этапе дается инструкция: "Сейчас я снова прочту те же самые слова, и вы опять должны их повторить, как те, которые вы называли, так и те, которые еще не называли, в любом порядке".

В случае, если ребенок  называет лишние слова, они заносятся  в протокол. Никаких разговоров во время исследования не допускается. После 5-кратного повторения слов экспериментатор переходит к другим методикам, через час снова просит испытуемого вспомнить слова без предварительной установки.

По результатам исследования строится кривая запоминания, которая может  указать на ослабление активного внимания и на выраженную утомляемость ребенка, когда исследуемый ко второму воспроизведению вспоминает 8-9 слов, а затем все меньше и меньше слов. Зигзагообразная кривая свидетельствует о неустойчивости внимания, о его колебаниях.

В тех случаях, когда испытуемый каждый раз воспроизводит одно и то же количество слов (так называемое плато), это свидетельствует об эмоциональной вялости, а также об отношении к исследованию. Количество слов, воспроизведенных после перерыва, свидетельствует о памяти в узком смысле этого слова.

 

Методика № 5

 

Цель: исследование кратковременной зрительной памяти.

Оборудование: таблица с 16 рисунками.

 

 

Процедура эксперимента: Испытуемому предлагается за 20 секунд запомнить максимальное количество образов из предъявляемой таблицы. Затем в течение одной минуты он должен воспроизвести запомнившееся (записать или нарисовать).

Детям дается инструкция: "Сейчас я  покажу вам таблицу с рисунками. Постарайтесь запомнить как можно  больше из нарисованного. После того как я уберу таблицу, запишите или зарисуйте все, что успели запомнить. Время предъявления таблицы – 20 секунд".

После окончания эксперимента подсчитывается количество правильно воспроизведенных образов. В норме это 7±2 правильных ответов.

 

Методика № 6

 

Цель: исследование опосредованного запоминания.

Оборудование: ряд слов и словосочетаний: дом, прыгать высоко, веселый человек, солнце светит, часы стоят, дети играют в мяч, лодка плывет по реке, кошка ест рыбу, вкусный ужин, строгая учительница

Процедура эксперимента: экспериментатор предлагает испытуемому прослушать и запомнить несколько слов и словосочетаний и медленно читает их. Испытуемый должен одновременно с прослушиванием дать графическое изображение услышанного. Через час после окончания чтения под каждой пиктограммой, начиная с первой, испытуемый записывает то слово, которое он должен был запомнить, делая это изображение.

На основании анализа воспроизведения  вербального материала с помощью  пиктограмм можно выделить три основные тенденции процесса воспроизведения и, соответственно, два типа ошибок;

полное воспроизведение  материала с незначительными  смысловыми искажениями;

неполное воспроизведение  материала со значительными смысловыми искажениями.

При проведении метода пиктограмм традиционно подсчитывается индивидуальный индекс "качества воспроизведения" Q:

,

где  N -общее число предъявленных понятий,

а - число ошибок второго  типа.

Методика № 7

 

Анкета для  оценки уровня школьной мотивации Н.Г. Лускановой.

Цель: исследование уровня школьной мотивации.

Оборудование: анкета из десяти вопросов, отражающих отношение детей к школе, к учебному процессу, их эмоциональные реакции на школьную ситуацию.

Для дифференциации детей  по уровню школьной мотивации используется система балльных оценок:

- ответ ребенка, свидетельствующий  о его положительном отношении к школе и предпочтении им учебных ситуаций, оценивается в три балла;

- нейтральный ответ  ("не знаю", "бывает по-разному"  и т.п.) оценивается в один балл;

- ответ, позволяющий  судить об отрицательном отношении  ребенка к той или иной школьной ситуации, оценивается в ноль баллов.

По результатам анкетирования  выявляют пять основных уровней школьной мотивации.

Первый уровень – 25-30 баллов – высокий уровень школьной мотивации, учебной активности. У  таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки. В рисунках на школьную тему они изображают учителя у доски, процесс урока, учебный материал и т.п.

Второй уровень – 20-24 балла – хорошая школьная мотивация. Подобные показатели имеют большинство  учащихся начальных классов, успешно  справляющихся с учебной деятельностью. В рисунках на школьную тему они  также изображают учебные ситуации, а при ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жестких требований и норм. Подобный уровень мотивации является средней нормой.

Третий уровень – 15-19 баллов – положительное отношение  к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает. В рисунках на школьную тему такие ученики изображают, как правило, школьные, но не учебные ситуации.

Четвертый уровень – 10-14 баллов – низкая школьная мотивация. Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе. В рисунках на школьную тему такие дети изображают игровые сюжеты, хотя косвенно они связаны со школой.

Пятый уровень – ниже 10 баллов – негативное отношение  к школе, школьная дезадаптация. Такие  дети испытывают серьезные трудности  в обучении: они не справляются  с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. Маленькие дети (5-6 лет) часто плачут, просятся домой. В других случаях ученики могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нервно-психические нарушения. Рисунки таких детей не соответствуют предложенной школьной теме, а отражают индивидуальные пристрастия ребенка.

Бланк методики приведен в приложении 1.

 

 

Методика № 8

 

Методика выявления  понимаемых мотивов учебной деятельности М.В. Матюхиной (в ред. А.А. Волочкова).

Цель: выявление преобладания внешних или внутренних мотивов в структуре учебной мотивации.

Оборудование: набор из 24 карточек, на каждой из которых – суждение, соответствующее определенному мотиву учения (12 карточек с внутренними мотивами и 12 - с внешними).

Процедура эксперимента: каждый мотив-суждение напечатан на отдельной карточке. Карточки должны быть тщательно "перетасованы". Кроме карточек испытуемый получает "лесенку", представляющую собой ступеньки из наклеенных друг на друга лесенкой 5 конвертов, по которым испытуемый должен разложить карточки в зависимости от их степени важности для него. "Ступеньки" конверты имеют следующие, надписи: "Самые важные" (верхняя ступенька); "Важные" (вторая сверху ступень); "Не очень важные"; "Имеют маленькое значение"; "Совсем для меня не важные" (нижняя ступенька "лесенки").

Детям дается следующая инструкция: "Все ребята учатся. У каждого из них свои причины, из-за которых они учатся, ходят в школу. Мы хотим знать, почему ты учишься, какие из причин для тебя самые главные; какие - важные; какие - не очень важные, а какие - совсем не имеют для тебя значения. Перед тобой 24 карточки, где написаны разные причины, по которым учатся дети. По моей команде все эти карточки надо одну за другой внимательно прочитать и разложить по 5-ти "ступенькам лесенки", каждая из которых - конверт, куда можно вложить ту или иную карточку (показать). Разложи карточки так:

Информация о работе Развитие произвольной памяти у детей младшего школьного возраста посредством повышения уровня мотивации