Развитие произвольной памяти у детей младшего школьного возраста посредством повышения уровня мотивации

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 23:51, дипломная работа

Краткое описание

Современные требования общества к развитию личности диктуют необходимость более полно реализовать идею индивидуализации обучения, учитывающего готовность детей к школе, состояние их здоровья, индивидуально-типологические особенности учащихся.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ …………………………….……………………………..………… 4



ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОЛЬНОЙ ПАМЯТИ И МОТИВАЦИИ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА.………………………………………...10


Память человека как феномен…………………………...…………10
Особенности памяти младших школьников и их проявление в процессе обучения…………………………………….…...……………………15
Влияние мотивации обучения на результативность учебного процесса в младшем школьном возрасте ………...……………………………25

Выводы по главе………………………………………………… ..….… 37



ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ПРОИЗВОЛЬНОЙ ПАМЯТИ И МОТИВАЦИИ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ……………………………...………………...40



2.1. Выявление уровня сформированности произвольной памяти у детей младшего школьного возраста..……………...………………………..40

2.2. Работа по повышению мотивации и развитию произвольной памяти у младших школьников ………………………………………........…….……64

2.3. Анализ и интерпретация результатов опытно-экспериментальной работы ……………………………………………..……….…………………...80

Выводы по главе ………………………….………………………………93



ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...96



БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ..………………………….………101



ПРИЛОЖЕНИЕ ………………………………………………………….…106

Файлы: 1 файл

диплом окончательный.doc

— 1.00 Мб (Скачать)

Таким образом, совершенствование памяти в младшем школьном возрасте обусловлено в первую очередь приобретением в ходе учебной деятельности различных способов и стратегий запоминания, связанных с организацией и обработкой запоминаемого материала. Однако без специальной работы, направленной на формирование таких способов, они складываются стихийно и нередко оказываются непродуктивными. Необходимыми условиями развития памяти являются заинтересованность ребенка в школьных занятиях, его активная позиция, высокая познавательная мотивация.

1.3. Влияние  мотивации обучения на результативность  учебного процесса в младшем  школьном возрасте

 

Основой успешной учебной деятельности любого школьника является высокий уровень мотивации к данному виду деятельности.

Надо сказать, что мотивации  как одному из ведущих факторов любой  деятельности придавалось огромное значение с древних времен. Свидетельством этого можно могут служить работы Аристотеля, Демокрита, Платона, которые изучали потребность как основу получения знаний, опыта, рассматривали ее как основную движущую силу. Предпринимались попытки объяснить, что и как заставляет человека действовать. Другими словами уже в то время ученые пытались выяснить структуру мотивации, условия ее формирования, механизмы действия.

В нашей стране вопросами  мотивации поведения человека занимались А.Ф. Лазурский, Н.Н. Ланге, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн [29; 47]. Л.С. Выготский первым начал изучать вопрос формирования произвольной мотивации. Огромный вклад в развитие мотивации учебной деятельности был сделан Л.И. Божович и А.К. Марковой [8; 32].

Все ученые, занимавшиеся проблемой учебной мотивации, подчеркивают большую значимость ее формирования и развития у школьников, так как именно она является гарантом формирования познавательной активности учащегося, вследствие чего развивается мышление, приобретаются знания, необходимые для успешной деятельности личности в последующей жизни.

В задачи учителя входит формирование и развитие мотивации  учебной деятельности, познавательной активности школьника. Это весьма сложный  и долгий процесс, требующий учета  многих факторов, среди которых индивидуальные различия школьников, их возрастные особенности развития.

При нормальном развитии познавательной деятельности у детей  уже в дошкольном возрасте возникает  потребность в решении особых познавательных задач. Первоначально  такие познавательные задачи включены в игровую и практическую деятельность детей и возникают лишь эпизодически, не изменяя своего строя детского мышления. Однако постепенно у дошкольников начинает формироваться новый вид интеллектуальной деятельности, которая характеризуется, прежде всего новой познавательной мотивацией, способной определить характер рассуждения детей и систему используемых ребенком интеллектуальных операций. В процессе решения школьниками разных возрастов головоломок у них постепенно возникает и формируется умение преследовать интеллектуальные цели и так как, именно интеллектуальное содержание задачи становиться для детей главным содержанием их познавательной деятельности. К концу дошкольного возраста у детей, с одной стороны, явно падает интерес к побочным моментам, связанным с решением головоломок (интерес к игре, в условиях которой давалась головоломка; к выигрышу, являющемуся вследствие удачного решения и пр.), с другой стороны – у них возникает в качестве ведущего мотива их деятельности мотив научиться решать трудные задачи [45, с. 11].

Таким образом, к концу дошкольного и к началу школьного возраста у детей возникает качественно своеобразный этап в развитии познавательной потребности – потребность в приобретении новых знаний и умений, которая реализуется в наших общественных условиях в учении и общественно значимой деятельности, создающей ребенку свою социальную позицию. К концу дошкольного и к началу школьного возраста у детей возникает новообразование, характеризующиеся изменением мотивационного плана и формированием "внутренней позиции дошкольника", необходимой для овладения учебной деятельностью.

Мотивация учения складывается из ряда постоянно изменяющихся и  вступающих в новые отношения  друг с другом побуждений (потребности  и смысл учения для школьника, его мотивы, цели, эмоции, интересы). Поэтому становление мотивации есть не простое возрастание положительного или углубление отрицательного отношения к учению, а стоящее за ним усложнение структуры мотивационной сферы, входящих в нее побуждений, появление новых более зрелых, иногда противоречивых отношений между ними. Соответственно при анализе мотивации учения стоит задача определения не только доминирующего побудителя (мотива), но и учета всей структуры мотивационной сферы. Рассматривая эту сферу применительно к учению, А.К. Маркова подчеркивает иерархичность ее строения. В нее входят: потребности в учении, смысл учения, мотив учения, цель, эмоции, отношение и интерес. Рассмотрим только один элемент этой сферы – мотив учения.

По А.К. Марковой, мотив  учения – это направленность ученика  на различные стороны учебной деятельности. Мотив показывает, ради чего ребенок учится [32, с. 17].

Мотивы по отношению  к содержанию деятельности делятся  на:

  • внешние (мотивы долга и обязанности; мотивы оценки, достижения успеха, мотивы самоутверждения, престижа, положения; мотивы личного благополучия, избегания неприятностей);
  • внутренние (интерес к содержанию деятельности; к ее процессу; к овладению способами данной деятельности и тем самым к саморазвитию).

Внешние мотивы могут  оказывать заметное негативное влияние  на характер и результаты учебного процесса. Одной из основных задач учителя является повышение в структуре мотивации учащихся доли внутренней мотивации [32, с. 18].

Наряду с вышеназванными мотивами, выделяют познавательные и  социальные мотивы.

Познавательные мотивы заложены в самой учебной деятельности, они связаны с содержанием учебной деятельности или с самим процессом учения. Их делят на:

  • широкие учебные (направлены на усвоение новых знаний),
  • учебно-познавательные (направлены на добывание знаний),
  • мотив самообразования (направлен на совершенствование способов добывания знаний).

Социальные – это  мотивы, связанные с тем, что лежит  вне самой учебной деятельности. Их делят на:

  • широкие социальные мотивы (стремление получить знание, чтобы быть полезным обществу),
  • позиционные социальные мотивы (стремление добиться авторитета и одобрения окружающих),
  • мотив сотрудничества с другими людьми в ходе учения.

В младшем школьном возрасте особо значимыми являются широкие  социальные мотивы учения, или мотивы, связанные "с потребностями ребенка в общении с другими людьми, в их оценке и одобрении, с желаниями ученика занять определенное место в системе доступных ему общественных отношений"; а также мотивы, связанные непосредственно с учебной деятельностью, или "познавательные интересы детей, потребность в интеллектуальной активности и в овладении новыми умениями, навыками и знаниями" [28, с. 26-28].

Истинно познавательная мотивация не требует опосредования. Детей, имеющих ее, можно охарактеризовать как любознательных. Любознательность в отличие от любопытства (оно быстро возникает и, удовлетворившись внешним видом предмета или явления, не проникая в их суть, гаснет; важно только то, что случилось, а не почему) – мышление, поиск того, что стоит за внешними обстоятельствами, где всегда перемешаны связи существенные и несущественные. Интерес нарастает в связи с удовлетворением. Деятельность не прекращается с полученным ответом, наоборот, человек обнаруживает у себя недостаток каких-то знаний, и это служит стимулом к их обогащению. Любознательные дети хотят много знать, нередко приходят в класс, уже умея считать и писать, а в школу стремятся, чтобы узнать еще больше.

В случаях доминирования  социальных мотивов учения ребенок  стремится в школу, чтобы занять в обществе новую позицию, позицию  школьника. Поэтому его интересует исполнение роли ученика, заданной новой социальной позицией. В общих чертах первоклассник знает, как он должен исполнять роль ученика. Информацию об исследованиях этой роли он получает от учителя в виде оценки прилежания и поведения. Первоклассник с хорошо сформированными социальными мотивами учения ориентирован на похвалу и одобрение учителя, которые по существу позволяют ему удовлетворить его потребность в общении на новом уровне. В новой социальной позиции, в конечном счете, именно похвала учителя мотивирует учебную деятельность ребенка.

При условии, если социальный мотив является доминирующим, можно  прогнозировать два пути дальнейшего  развития ребенка: либо у него сформируется учебный мотив, непосредственно  связанный с учебной деятельностью, либо он станет отстающим, если у него не возникнут новые социальные мотивы, типа получения в будущем определенной специальности. Длительное выполнение заданий ради похвалы учителя может привести к тому, что ученик заинтересуется самим содержанием учебной деятельности и у него появиться познавательная потребность. Таким образом, для первоначального этапа обучения социальная мотивация играет важную роль. Стремление в школу, готовность соблюдать школьные обязанности, то есть внутренняя позиция школьника, является "основой психологической готовности к школе, основой того, что в новой обстановке ребенок будет чувствовать себя комфортно" [54, с. 11].

И социальные, и познавательные мотивы имеют две психологические  характеристики: содержательную и динамическую.

К содержательным характеристикам  относятся:

  • наличие личностного смысла учения,
  • действенность – влияние мотива на учение и поведение, которое проявляется в активности ученика, в его инициативе, в зрелости и развернутости всех компонентов учебной деятельности,
  • место мотива – он может быть ведущим или подчиненным,
  • самостоятельность возникновения и проявления мотива, который может возникать в самостоятельной учебной работе как внутренний или с помощью взрослого как внешний,
  • уровень сознания,
  • степень распространения мотива на разные виды деятельности:
  • аморфная, неясная локализация – общий интерес к учению, требующий побуждения извне;
  • широкая локализация интересов при отсутствии глубины познания;
  • локализованные стержневые интересы [54, с. 13].

Динамическими характеристиками являются:

  • устойчивость, когда мотив проявляется достаточно постоянно,
  • модальность или эмоциональная окраска мотива,
  • сила мотива,
  • быстрота возникновения [28, с. 39-42].

Мотивы, даже самые положительные  и разнообразные, создают лишь потенциальную возможность развития ученика, поскольку реализация мотивов зависит от процессов целеполагания, то есть умений школьников ставить цель и достигать их в обучении. Цель – это ожидаемые конечные и промежуточные результаты тех действий ученика, которые ведут к реализации их мотивов [32, с. 104].

А.К. Маркова, рассматривая содержание целеполагания, выделяет виды, уровни, этапы, качества, проявления этого  процесса.

Видами целей в учении могут быть конечные (получение правильного  результата решения) и промежуточные (различие способа работы и результата, нахождение нескольких способов решения и так далее) цели. Уровни целей связаны с уровнями мотивов; выделяют широкие познавательные цели, учебно-познавательные цели, цели самообразования, социальные цели (например, занять позицию в общении, найти оптимальный способ сотрудничества и другие).

Этапами реализации целей  являются постановка цели; ее обоснование; мысленное предвидение результата и способа его достижения; апробирование  цели действием; конкретизация конечной цели в виде промежуточных; выбор из нескольких целей одной, наиболее реалистичной; обоснование расхода времени и сил; построение плана действия; достижение цели; проверка степени достижения цели по соотношению между требуемым, желательным и фактическим результатами.

Качества целей: новые, нестереотипные, гибкие, перспективные, устойчивые.

Проявления целей: доведение  работы до конца или ее постоянное откладывание, стремление к завершенности  учебных действий или их незавершеннось, преодоление препятствий или срыв работы при их возникновении, отсутствие отвлечений или постоянная отвлекаемость.

Для продуктивного усвоения знаний важно чтобы цель стала  самостоятельной силой, превратилась в мотив. Для этого необходимо, чтобы ученик четко сформулировал цель (что узнать, чему научиться), ее значение (зачем и для чего это нужно), выделил способы достижения цели, проконтролировал, насколько выполнение соответствует цели, насколько успешно идет продвижение к цели. Необходимо участие детей не только в постановке цели, но и в анализе, обсуждении условий ее достижения (повторить задание, вдуматься в содержание, наметить план выполнения и т.п.). До тех пор пока цель не станет самостоятельной побудительной силой, будет существовать разрыв между мотивами и целями.

Слабость процессов  целеобразования является одной  из причин отрицательного отношения  к учению и к школе. В этом случае учителю важно соотносить свои требования к каждому ученику с реальными  возможностями его произвольного  поведения, а также последовательно и систематически помогать ученикам в их стремлении подчинить свое учебное поведение нужным целям.

Для более широкого раскрытия  сущности понятия учебной мотивации  необходимо сказать об интересе в  мотивационной сфере и о влиянии  эмоций на мотивацию учения.

Информация о работе Развитие произвольной памяти у детей младшего школьного возраста посредством повышения уровня мотивации