Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 09:49, курсовая работа
Цель данной курсовой работы заключается в изучении технологии модульного обучения и разработки трех обучающих модулей по предмету «Арифметические и логические основы вычислительной техники».
В задачи курсовой работы входит:
1) Дать определение модульной технологи
2) Показать структуру технологии модульного обучения
3) Рассмотреть предметно-деятельностный подход в системе обучения
4) Рассмотреть структуру обучающий модуль
5) разработать три обучающих модуля
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Технология модульного обучения………………………………………….…5
1.1 Особенности модульного обучения………………………………….....5
1.2 Предметно-деятельностный подход к организации обучения………..8
1.3 Обучающий модуль…………………………………………………….11
2. Разработка обучающих модулей по теме «Арифметические и
логические основы вычислительной техники»……………………………..14
2.1 Обучающий модуль по теме: арифметические операции....................14
2.2 Обучающий модуль по теме: функциональные комбинационные
узлы цифровой техники…………………………………………………….29
2.3 Обучающий модуль по теме: системы счисления……………………43
Заключение………………………………………………………………………57
Список литературы………………………………………………………………59
1.3 Обучающий модуль
Обучающий модуль представляет собой совокупность содержания обучения по конкретной модульной единице, системы управлениями учебными действиями обучаемого, системы контроля знаний и умений и методических материалов для обучающего и педагога [4]. Обучающий модуль состоит из следующих блоков:
- информационного, содержащего теоретический материал, подлежащий изучению и структурированный на учебные элементы;
- исполнительского, включающего комплекты заданий различного уровня сложности и схемы ориентировочных основ действия, лабораторные и практические работы, методические рекомендации по их выполнению, алгоритмы деятельности;
- контролирующего, содержащего входные, промежуточные и выходные тесты, задания и проверочные упражнения различной степени сложности;
- методического, включающего методические указания по усвоению и передаче учебного материала, методические рекомендации по организации и проведению лабораторных и практических работ, указания попроведению контроля и оценки деятельности обучающихся.
Структура обучающего модуля соответствует структуре учебной деятельности, описанной В. П. Беспалько[?]
УД = ОД + ИД + КД + КорД
УД – учебная деятельность;
ОД – ориентировочные действия;
ИД – исполнительские действия;
КД – контролирующие действия;
КорД – корректировочные действия.
Информация в информационном блоке может быть представлена в виде текста лекции, конспекта учебного материала, опорного конспекта, структурно-логической схемы и т. д. При этом учебная информация отбирается и конструируется по различным учебникам, пособиям. Информация представляется отдельно для каждого учебного элемента.
Если содержание отдельных учебных
элементов можно найти в
Содержание исполнительского блока отбирается в соответствии с целями формирования простых практических задач. Для этого подбирается комплект простых, комплексных и ситуационных задач. При этом типовые задачи, формирующие умения, в соответствии с дидактическими целями модуля целесообразно выстраивать по принципу возрастания сложности. С помощью комплексных задач у обучаемого в соответствии с дидактическими целями формируются комплексные умения на основе сформированных ранее простых умений. В процессе решения ситуационных, или проблемных, задач у обучаемых формируются умения выполнять уже известные им действия в нетипичных условиях. Для координации с задачами исполнительского блока разрабатываются ориентировочные основы действия обучаемого.
Для формирования практических умений в исполнительский блок могут быть включены практические и лабораторные работы, упражнения и инструкционные карты.
Завершается исполнительский блок комплектом контрольных заданий, позволяющих установить уровень сформированности самостоятельной деятельности обучаемых.
При разработке содержания контролирующего блока для выявления уровня сформированности знаний и умений используются контрольные вопросы, вопросы для самопроверки, контрольные работы, проверочные практические задания и специально сконструированные тесты.
Тесты состоят из задания и эталона выполнения задания. В модульном обучении используются тесты, которые можно классифицировать по трем уровням усвоения. Выделяют тесты I, II, III уровней. Тесты первого уровня подразделяются на тесты опознания, различения, соотнесения. Проверку усвоения знаний на втором уровне можно производить с помощью конструктивных тестов, тестов-подстановок, типовых задач. Тестами третьего уровня являются нетиповые задачи, требующие эвристической деятельности по применению знаний на практике.
Методический блок содержит элементы организации и управления деятельностью обучаемого и обучающегося. При формировании содержания методического блока следует учитывать вид работы обучаемого:
- работа «под руководством» модуля;
- работу с модулем во взаимодействии с педагогом.
В случае, когда работа с обучающим модулем ведется во взаимодействии с педагогом, в методический блок включаются рекомендации по проведению занятий с описанием конкретной методики. Если же обучаемый работает «под руководством» модуля, ориентирами в его самостоятельной работе служат только ориентировочные основы действия и методические рекомендации по работе с модулем.
2. Разработка обучающих
модулей по теме «
2.1 Обучающий модуль по теме: основные виды и принципы выполнения арифметических операций
ТЕСТ
Входного контроля
Цель теста: тест предназначен для контроля уже имеющихся знаний по теме основные виды и принципы выполнения арифметических операций.
Тест состоит
из 10 заданий. В тесте использованы
задания различной формы,
При выполнении
заданий с формулировкой «Выбер
При выполнении
заданий с формулировкой «Выбер
При выполнении
заданий с формулировкой «Допиш
Время выполнения теста - 20 минут.
Выберите один правильный вариант ответа (1 - 5)
1. ТРАНСМИСИЯ ПРЕДНАЗНАЧЕНА ДЛЯ ПЕРЕДАЧИ КРУТЯЩЕГО МОМЕНТА
а) является
б) не является
2. Какая колесная формула,
а) 4x2
б) 6x2
в) 6x6
3. ПРИ СЛОЖЕНИИ ДВУХ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ ЧИСЕЛ N1 = 1001,
N2 = 1001
а) 10010
б) 00100
в) 10000
г) 01010
4. ЗНАК СУММЫ ОБОЗНАЧАЕТСЯ СИМВОЛОМ
а) ∑
б) ∞
в) µ
г) ¥
5. УНАРНЫЕ ОПЕРАЦИИ
а) умножение и деление
б) сложение и вычитание
в) извлечение корня и возведение в степень
Выберите все правильные ответы
6. ЗНАКИ ЧИСЛА В ДВОИЧНОЙ СИСТЕМЕ СЧИСЛЕНИЯ ОБОЗНАЧАЕТСЯ
а) +
б) –
в) 0
г) <
д) 1
е) >
7. СЛОЖЕНИЕ ОБЛАДАЕТ СЛЕДУЩИМИ СВОЙСТВАМИ
а) ассоциативность
б) дифферентность
в) коммутативность
г) дистрибутивность
8. ПРОСТЕЙШИЕ ВИДЫ ЧИСЕЛ
а) интегральные
б) натуральные
в) целые
г) рациональные
Допишите (9 – 10)
9. АРИФМЕТИКА – РАЗДЕЛ
10. ДЕЛЕНИЕ – ЭТО ТАКАЯ ОПЕРАЦИЯ,
В РЕЗУЛЬТАТЕ КОТОРОЙ ПОЛУЧАЕТСЯ ЧИСЛО,
______________________________
Эталон
1) а |
6) в, д |
2) г |
7) а, в, г |
3) а |
8) б, в, г |
4) а |
9) и простейшие арифметические операции над ними |
5) б |
10) которое при умножении на делитель дает делимое |
Информационный блок
Спецификация учебных элементов
№ п/п |
Наименование учебных элементов |
Опорное понятие |
Новое понятие |
Уровень усвоенности |
1 |
Арифметические операции |
+ |
3 | |
2 |
Операция сложение |
+ |
3 | |
3 |
Сложение чисел в форме с плавающей точкой |
+ |
2 | |
4 |
Сложение чисел в форме с фиксированной точкой |
+ |
2 | |
5 |
Сложение чисел с |
+ |
2 | |
6 |
Умножение чисел |
+ |
3 | |
7 |
Умножение двоичных чисел |
+ |
2 | |
8 |
Знак произведения |
+ |
2 | |
9 |
Абсолютное значение произведение |
+ |
3 | |
10 |
Множимое |
+ |
3 | |
11 |
Множитель |
+ |
3 | |
12 |
Сложение двоичных чисел |
+ |
2 | |
13 |
Слагаемое |
+ |
3 | |
14 |
Сумма |
+ |
3 | |
15 |
Вычитание |
+ |
3 | |
16 |
Уменьшаемое |
+ |
3 | |
17 |
Вычитаемое |
+ |
3 | |
18 |
Разность |
+ |
3 | |
19 |
Деление чисел |
+ |
3 | |
20 |
Делимое |
+ |
3 | |
21 |
Делитель |
+ |
3 | |
22 |
Частное |
+ |
3 | |
23 |
Деление двоичных чисел |
+ |
2 | |
24 |
Возведение в степень |
+ |
2 | |
25 |
Основание степени |
+ |
2 | |
26 |
Показатель степени |
+ |
2 | |
27 |
Извлечение корня |
+ |
2 | |
28 |
Подкоренное число |
+ |
2 | |
29 |
Показатель корня |
+ |
2 | |
30 |
Унарные операции |
+ |
3 | |
31 |
Сдвиговые операции |
+ |
2 | |
32 |
Арифметический сдвиг |
+ |
2 | |
33 |
Логический сдвиг |
+ |
2 | |
34 |
Циклический сдвиг |
+ |
2 | |
35 |
Прямой код |
+ |
2 | |
36 |
Обратный код |
+ |
2 | |
37 |
Дополнительный код |
+ |
2 | |
38 |
Взаимно-обратные операции |
+ |
3 | |
39 |
Алгоритм Бута |
+ |
2 | |
40 |
Погрешность выполнения арифметических операций |
+ |
3 |
Метаплан
Исполнительский блок
Листы рабочей тетради
Напишите определение
Сложение – это
Вычитание – это
Умножение – это
Деление – это
Произведите сдвиговые операции числа 11100100
Логический сдвиг вправо
Циклический сдвиг вправо
Циклический сдвиг влево
Арифметический
сдвиг вправо
Арифметический сдвиг влево
Заполните таблицу
Арифметическое действие |
Абсолютная погрешность измерения |
Сложение |
|
Вычитание |
|
Умножение |
|
Деление |
Заполните блок-схему алгоритма сложения
Заполните таблицу истинности