Проектная технология в обучении дилогической речи

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 22:49, дипломная работа

Краткое описание

Целью обучения иностранным языкам в рамках базового курса является овладение учащимися основами иноязычного общения, в процессе которого осуществляется воспитание, развитие и образование личности. Основу минимально достаточного уровня коммуникативной компетенции составляют коммуникативные умения, к числу которых относятся умения монологической речи.

Оглавление

Введение
Глава 1. Проектная технология в обучении монологической речи
1.1. Особенности формирования основных типов иноязычной монологической речи у школьников
1.2. Основные подходы и направления в развитии иноязычной монологической речи
1.3. Основные положения проектной технологии обучения. Типы проектов
1.4. Проектная технология в обучении монологической речи
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа
2.1. Констатирующий эксперимент
2.2. Формирующий эксперимент
2.3. Контрольный эксперимент

Файлы: 1 файл

Комитет по образованию.docx

— 111.51 Кб (Скачать)

 

Комитет по образованию 

Государственное образовательное  учреждение среднего профессионального  образования

Педагогический колледж  № 4 Санкт-Петербурга

 

 

 

 

 

 

Защищена с оценкой _______

Протокол № ____ от _______

 

 

 

 

Выпускная квалификационная работа

ПРОЕКТНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

В ОБУЧЕНИИ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ В СЕДЬМОМ КЛАССЕ

 

 

 

 

 

 

 

студента 153 группы

Хирьянова Романа Владимировича

специальность 050303

«Иностранный язык»

 

Руководитель 

Сенкевич Галина Владимировна

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2011

 

 

 

Содержание

Введение 

Глава 1. Проектная технология в обучении монологической речи

1.1. Особенности   формирования   основных   типов   иноязычной монологической речи у школьников 

1.2. Основные подходы и направления в развитии иноязычной монологической речи 

1.3. Основные положения проектной технологии обучения. Типы проектов

1.4. Проектная  технология  в обучении монологической речи 

Глава 2. Опытно-экспериментальная  работа

2.1. Констатирующий эксперимент

2.2. Формирующий эксперимент

2.3. Контрольный эксперимент

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В условиях радикального изменения  идеологических воззрений, социальных представлений, идеалов и быта нашего общества место образования уникально  и исключительно. Оно позволяет осуществить адаптацию к новым жизненным условиям, закрепить в сознании и практике новые политические реалии и новые ориентиры общественного развития.  

Целью обучения иностранным  языкам в рамках базового курса является овладение учащимися основами иноязычного  общения, в процессе которого осуществляется воспитание, развитие и образование  личности. Основу минимально достаточного уровня коммуникативной компетенции  составляют коммуникативные умения, к числу которых относятся  умения монологической речи.

Формировать такие умения не просто по многим причинам. Это связано  с ограниченными возможностями реального общения на иностранном языке, индивидуальными особенностями учащихся , недостаточной разработанностью средств обучения, другими причинами содержательного и организационного порядка. Государственным образовательным стандартом в области иностранного языка предусмотрено обучение четырем основным типам монологической речи -краткому сообщению, рассказу, описанию и характеристике [5].

В процессе обучения учителю  необходимо помочь учащемуся упорядочить  мысли, внести ясность в решение  поставленной коммуникативной задачи, определить поиск средств для ее решения, создать условия естественного общения на изучаемом языке, когда этот язык является не самоцелью, а средством общения. Технологий такого рода немного. К ним можно отнести: ролевую игру, конференцию, экскурсию, выполнение проекта.

Проектная технология открывает  широкие возможности для реализации как коммуникативных целей обучения иностранному языку, так и использования  его в качестве средства общения. Культура проектирования входит сейчас во многие области общеобразовательной практики в виде проектных методов и проектных методик обучения, овладевая которой школьник приучается творчески мыслить, самостоятельно планировать свои действия, прогнозировать возможные варианты решения стоящих перед ним задач.

В отечественной дидактике  предпринимаются лишь первые попытки  его практического использования (Барменкова О.И., Борисова Е.М., Зимняя И.А., Кузовлев В.П., Лапа Н.М., Сахарова Т.Е.,), а теоретическая основа освещена недостаточно.

Целью исследования является использование проектной технологии в обучении монологической речи и его эффективность.

В качестве объекта исследования выступает речевая деятельность учащихся.

Предмет исследования —  процесс развития иноязычной монологической речи учащихся средствами проектной  технологии.

Гипотеза — развитие иноязычной монологической речи учащихся будет  эффективным, если:

- учитываются ее психологические, лингвистические и коммуникативные характеристики;

- развитие осуществляется в процессе проектной работы, которая представляет собой целостную систему, каждый из элементов которой (этапы и шаги) характеризуется решением определенных стратегических и тактических задач;

- осуществляется взаимосвязь между этапами выполнения проекта и этапами усвоения речевого материала.

Исходя из понимания объекта, предмета, цели и гипотезы исследования нами сформулированы следующие задачи:

1. Изучить состояние проблемы развития иноязычной монологической речи учащихся в теории и практике обучения.

2. Рассмотреть особенности и основные типы монологической речи.

3. Выявить возможности использования проектной технологии обучения основным типам монолога.

4. Проверить на практике эффективность применения проектной технологии в развитии монологической речи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. Проектная технология в обучении монологической речи в седьмом классе

    1. Особенности формирования основных типов монологической речи у школьников

Обучение иностранному языку  в современной школе является сложным и многогранным процессом, что прежде всего обусловлено  основной целью -развитие личности учащегося, "способной и желающей участвовать в межкультурной коммуникации на изучаемом языке и самостоятельно совершенствоваться в овладеваемой им иноязычной речевой деятельности" [3, 137]. Вербальное общение, по мнению Колшанского Г.В. [6, 18], можно рассматривать как «первичную форму всех видов общения: культурного, предметного, ритуального и других, интерпретируемых на основе естественного языка и имеющих значение для человеческого общества только на основании первичной языковой коммуникации».

Речемыслительные процессы характеризуют общение говорящих  и слушающих индивидов. В многочисленных публикациях по гносеологии, психологии, лингвистике рассматриваются вопросы  соотношения речевого мышления и  сознания. Поэтому работа по развитию речи носит многоаспектный характер и должна включать в себя весь комплекс речевой деятельности.    Тем    не    менее,    особое    внимание    уделяется    развитию обобщающей и коммуникативной функций. Из сказанного следует, что процесс обучения иностранному языку может иметь высокую эффективность, если будет иметь ярко выраженную коммуникативную направленность.

Развитие монологической речи дает положительный эффект в  изучении иностранного языка при  условии ее использования как  средства коммуникации, что делает процесс обучения более интересным и насыщенным. При этом следует  заметить, что проблема коммуникации в дидактике исследована недостаточно, хотя для повышения эффективности учебного процесса ее решение приобретает первостепенное значение. Вместе с тем, характер познавательной деятельности учащихся определяется особенностями их мышления и психики, а также спецификой изучаемого материала и организацией процесса обучения в целом.

Обучение монологической речи  включает в себя три компонента: лингвистический, психологический и методологический.

Лингвистический компонент  — языковой и речевой материал, который обеспечивает учащимся возможность  вступать в общение в рамках тематики, определенной Государственным образовательным  стандартом по иностранным языкам. Тематика и учебные ситуации определяют отбор языковых единиц: слов, словосочетаний, грамматического материала и  фонетического минимума, обеспечивающего  учащимся аппроксимированное, то есть приблизительно правильное произношение, достаточное для понимания высказывания при общении. Отобранный языковой материал позволяет заложить основы говорения  уже на начальном этапе. Учащиеся усваивают языковой материал в ходе работы над речевыми единицами, которые  предназначены для оказания помощи учащимся в построении аналогичных  собственных высказываний, требующих  от них некоторой трансформации, комбинирования, замены для передачи того, что они хотят сказать, сообщить.

Говоря о лингвистическом  компоненте рассматриваемого вида деятельности, следует сказать несколько слов и об экстралингвистических элементах, которые, по мнению Г.В. Роговой играют большую роль в общении, а именно о жестах, мимике и других средствах, которыми пользуются учащиеся на родном языке. Авторы обращают на это внимание потому, что иноязычная речь школьников монотонна, неэмоциональна. Учащиеся лишь вербально пытаются передать мысль, не прибегая при этом к другим средствам. Нам кажется целесообразным знакомить учащихся с некоторыми особенностями, например, жестикуляции носителей языка. Так, при счете русские обычно загибают пальцы, а англичане, наоборот, разгибают их.

Психологический компонент  — овладение навыками и умениями экспрессивной речи.

Так как монологическая речь — это речь одного лица, состоящая  из ряда логически, последовательно  связанных между собой предложений, интонационно оформленных и объединенных единым содержанием и целью высказывания, то построение связного высказывания предполагает осуществление следующих операций:

- определение или в учебных условиях «принятие» предмета сообщения, иными словами, о чем говорить;

- проведение «инвентаризации» языковых средств, находящихся в памяти и отбор тех из них, которые нужны для реализации замысла; что-то можно просто репродуцировать в готовом виде, что-то потребует подстановки, трансформации, расширения, комбинирования;

- логическое построение высказывания в соответствии с замыслом и придание ему воздейственной, эмоционально-выразительной окрашенности во внешней речи.

Методологический компонент  — формирование у учащихся приемов  учения по овладению иноязычной речью.

Из трех компонентов содержания обучения говорению особо выделяют методологический, как создающий необходимые условия для изучения учащимися языка за счет осмысления, осознания самих приемов учения, в данном случае — тех операций, которые лежат в основе говорения. При обучении говорению на английском языке особую важность приобретает умение учащихся пользоваться опорами разного характера. Это могут быть слуховые и зрительные, вербальные и невербальные, а также опоры по содержанию. Кроме того, большую роль играет овладение приемами выполнения заданий, требующих подстановки, трансформации, комбинирования, чему необходимо специально обучать. Кроме умения пользоваться заключенными в самом материале или предложенными учителем опорами, учащихся необходимо научить создавать свои опоры для предстоящего высказывания.

Е.И. Пассов , помимо рассмотренных выше компонентов содержания обучения монологической речи, выделяет в качестве дополнительного компонента — формирование мотивов (педагогический компонент) на основе решения коммуникативно-познавательных задач, носящих серийный характер. Формированию мотивов также способствует постановка общей цели обучения и создание психологически благоприятной атмосферы на уроке, использование необычных, вызывающих интерес обучающихся, форм, приемов, способов обучения, практически значимых технологий.

В процессе обучения следует  учитывать существующие различия в  монологических высказываниях в  зависимости от способов их общественного  воздействия и стилистических особенностей. Так В.В. Виноградов выделяет монологи четырех типов: 1) монолог-убеждение; 2) монолог лирический; 3) монолог  драматический; 4) монолог сообщающего типа.

При   определении   видов   монологической   речи   в   учебных   целях В .А. Бухбиндер исходит из:

1. Содержания речи, где монологическое высказывание может быть

трех видов:

- Описание, подразумевающее словесное изображение чего-либо — может включаться как в сообщение, так и в рассказ; учащиеся рассказывают о внешности и характере своих друзей, членов семьи, описывают классную комнату, квартиру, город, в котором живут и т.д.

- Сообщение — высказывание в связи с какой-либо темой, бытовой или общественно-политической.

- Рассказ — это более сложный вид монолога, для которого характерна определенная последовательность событий, отражающая причинно-следственные связи между ними.

2. Степени самостоятельности, где монолог подразделяется на:

- Восприятие заученного, когда учащиеся излагают чужие мысли

чужими словами, что, по мнению В.А. Бухбиндера, не вполне речь, так

как отсутствует выбор, поиск  способа выражения мыслительного

содержания и воспроизводится готовый материал.

- Пересказ или пересказ-изложение содержания услышанного или прочитанного своими словами состоит в том, что учащийся может пересказать, передать своими словами описание, сообщение или рассказ.

- Самостоятельное высказывание.

3. Степени подготовленности  речи, где монологическое высказывание  может быть:

- подготовленным — основными разновидностями подготовленного монолога являются лекции, сообщения, выступления, приветствия, в процессе подготовки к которым используется справочный материал, дополнительные сведения;

Информация о работе Проектная технология в обучении дилогической речи