Проектная технология в обучении дилогической речи

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 22:49, дипломная работа

Краткое описание

Целью обучения иностранным языкам в рамках базового курса является овладение учащимися основами иноязычного общения, в процессе которого осуществляется воспитание, развитие и образование личности. Основу минимально достаточного уровня коммуникативной компетенции составляют коммуникативные умения, к числу которых относятся умения монологической речи.

Оглавление

Введение
Глава 1. Проектная технология в обучении монологической речи
1.1. Особенности формирования основных типов иноязычной монологической речи у школьников
1.2. Основные подходы и направления в развитии иноязычной монологической речи
1.3. Основные положения проектной технологии обучения. Типы проектов
1.4. Проектная технология в обучении монологической речи
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа
2.1. Констатирующий эксперимент
2.2. Формирующий эксперимент
2.3. Контрольный эксперимент

Файлы: 1 файл

Комитет по образованию.docx

— 111.51 Кб (Скачать)

При выставлении оценки учитываются  следующие параметры:

-наличие общего плана  работы над проетом;

- наличие основных проблем  исследования;

- наличие и качество  отчетных материалов;

- качество презентации.

Оценки за проект выставляются группе в целом. На основании общей  оценки ставится индивидуальная оценка каждому члену группы.

Критерии оценки:

  1. Уровень знаний;
  2. Степень ответственности за выполнение работы;
  3. Самостоятельность:
  4. Способность найти оригинальные подходы;
  5. Инициативность и заинтересованность;
  6. Способность работать в коллективе;
  7. Точность, своевременность выполнения работы;
  8. Четкость и аккуратность отчета.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.4.   Использование проектной технологии в обучении монологической речи

Для изучения возможностей использования проекта в обучении, представляется целесообразным и практически  реальным в рамках диссертационного исследования рассмотреть частный  аспект этой большой проблемы, а  именно — развитие умений иноязычной монологической речи.

Выполнение проекта как  никакой другой вид деятельности в обучении иностранному языку позволяет  создавать естественные речевые  ситуации, то есть, ставить обучаемого в такие условия, в которых  осуществление акта об

щения на иностранном языке становится для него насущной необходимостью.

При обучении устной иноязычной речи создавать естественные ситуации общения достаточно трудно. Возникающие  сами по себе в учебной обстановке ситуации общения имеют, во-первых, узкую содержательную задачу (так  как ограничены условиями развития учебного процесса), во-вторых, они с  очень большой вероятностью реализуются  на родном языке, то есть обучаемый  склонен рассматривать иностранный  язык как объект изучения, а не как  средство общения. Обучаясь иностранному языку, он постоянно имеет дело с  учебными задачами, поэтому и сам  язык ассоциируется у него с учебным  процессом, то есть с тем, что по функции  прямо противоположно естественному  общению.

Основное отличие естественных ситуаций, создаваемых в учебной  обстановке от ситуаций общения, которые  возникают в повседневной жизни  человека, определяется иной целевой  нагрузкой. В повседневной жизни  цель исчерпывается самим фактом общения. В учебной же обстановке ставится двоякая цель. Первая — это все то же общение. Вторая — научение. Обучаемый должен научиться общению именно на иностранном языке, то есть включать при надобности в акты своего поведения речевые действия на иностранном языке.

В естественных ситуациях  общения научение протекает латентно (скрытно): обучаемый включает в свое поведение речевые действия на иностранном языке, не ставя перед собой специально такой цели. Однако этот вид латентного научения характеризуется фоновой сознательностью . В созданной ситуации обучаемый говорит как в обычной ситуации общения. Тем не менее, от него не ускользает тот факт, что она создается с целью научить его говорить на иностранном языке. Это происходит потому, что естественные ситуации общения возникают в учебном процессе достаточно регулярно. Поэтому приемы и способы их создания неизбежно повторяются. Такого типа осознание учебной направленности ситуаций общения в конечном счете не нарушает их естественности. Это определяется тем, что осознание наступает не по ходу участия в созданной ситуации общения (если, конечно, она была создана с соблюдением всех правил), а в результате определенного количества повторений в способе их создания, что в большинстве случаев исключает работа над проектом.

Возможность использования  проекта для развития речевых  умений в комплексе и отдельно монологической речи, основана на том, что с точки зрения дидактики  проект используется для целей обучения иностранному языку, то есть развития речевых умений, а значит, он может  быть использован и для развития каждого из этих речевых умений, в том числе и монолога. Конечно, потребность в данном умении не происходит в установленном порядке относительно других умений. К тому же в проектной работе умения рассматриваются не в изоляции, а в едином целом. Однако определенное умение (в данном случае умение монологической речи) может быть сформировано индивидуально, что не предполагает его независимости от других умений. Несомненно, специфика этих умений (в данном случае умений монологической речи) будет влиять на работу над проектом, смещая некоторые акценты, но при этом проект сохраняет свои основные признаки.

Обучение разным типам  монолога зависит от темы устной речи. В применении к теме "Семья. Семейные отношения." (УМК В.Н. Богородицкой и Л.В. Хрусталевой  «English—VII») обучение описанию может быть реализовано при сборе материала к какой-то части проекта и работе с этим материалом, например, описание чьей-то или своей семьи, национальных особенностей семьи, описание родственников, своей будущей семьи и т.п. Обучение рассуждению можно проводить при выполнении заданий, требующих от учащихся умозаключений, которые в свою очередь могут стать стимулом для доказательств других учащихся, например, при обсуждении темы, структуры, итогового продукта проекта, семейных отношений, взаимоотношений родителей и детей, своей будущей семьи, при анализе собранной информации и т.д. Обучение повествованию может быть реализовано при выполнении заданий, направленных на рассказ (письменный или устный) учащихся о самом запомнившемся празднике в их жизни.

Проведенный анализ учебников  показал, что непосредственная работа над проектом у ряда авторов начинается с первого урока, с введения в  тему. Целые курсы, темы, циклы могут  быть разработаны в форме проекта. Некоторые авторы рассматривают  проектную работу лишь на заключительных этапах изучения темы, на уроках развития речевого умения, когда была проведена  основная работа по теме цикла (овладение  лексикой, грамматическими образцами, аудирование, чтение текстов по теме, активизация материала в упражнениях). На наш взгляд, это может быть обусловлено тем, что авторы рассматривают проект с разных точек зрения. В первом случае использование проектной работы направлено на реализацию коммуникативной цели (в сочетании с образовательной, развивающей и воспитательной). Иностранный язык здесь выступает как цель обучения и средство общения. Во втором случае проект выступает не только как цель обучения, а как средство общения, как средство включения в другие виды познавательной деятельности (анкетирование, интервьюирование и т.п.).

Более подробное описание проектной технологии мы рассмотрели  на практике,  результаты и проведение которой описано во второй главе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа.

2.1. Констатирующий  эксперимент.

Опытно-экспериментальная  работа проходила на базе средней  общеобразовательной школы № 112 Выборгского района в 7 классе. Класс  состоит из 12 человек, средний балл учащихся составляет  3,6 баллов.

Целью констатирующего эксперимента является выявление уровня сформированности навыков монологической речи.

Задачи констатирующего  эксперимента следующие:

- разработать и провести  анкетирование на выявление уровня  заинтересованности учащихся в  изучении английского языка;

- разработать и провести  задания на выявление уровня  сформированности навыков монологической речи;

- проанализировать результаты;

Нами была разработана  анкета для учащихся (См. приложение 1), которая включала в себя 6 вопросов:

  1. Нравится ли Вам изучать английский язык?
  2. Для чего Вы изучаете английский язык?
  3. Какими видами речевой деятельности Вам нравится заниматься?
  4. Какие трудности у Вас вызывает составление монолога?
  5. Часто ли Вы занимаетесь проектной деятельностью на уроках?
  6. Нравится ли Вам заниматься проектной деятельностью?

На вопрос №1 «да» ответили 75% учащихся, «нет» 25%. На вопрос о том, для чего Вы изучаете английский язык, вариант «только для школы» выбрали 8,3%, «он нужен для современной  жизни и работы в будущем» выбрали 83,3% и 8,3% выбрали ответ «он нужен  мне для путешествий». На вопрос о том, какими видами речевой деятельности Вам нравится заниматься, ответ «составлять диалог» выбрали 16,6% учащихся, «составлять монолог» 66,6%  и вариант «читать и переводить» выбрали 16,6% опрошенных. На четвертый вопрос: «Какие трудности у вас вызывает составление монолога?» были предложены следующие варианты ответов: «не знаю, что сказать», этот вариант ответа выбрали 16,6%, «не знаю, как сказать», этот ответ выбрали 58,3% учащихся и вариант «не хватает слов» выбрали 25% опрошенных. Для большей наглядности представим результаты ответов на этот вопрос в виде диаграммы:

Диаграмма 1

Результаты ответов на вопрос: «Часто ли Вы занимаетесь проектной  деятельностью на уроках?» представлены в диаграмме 2.

Диаграмма 2


 
На последний вопрос анкеты: «Нравится  ли Вам заниматься проектной деятельностью?» 75% опрошенных ответили «да» и соответственно 25% учащихся ответили «нет».

С целью выявления сформированности навыков монологической речи были разработаны и проведены следующие задания с критериями оценки:

  1. соответствие высказывания коммуникативной задаче;
  2. объем  высказывания (количество предложений);
  3. разнообразие языка и конструкций;
  4. грамматическая корректность;
  5. фонетическая корректность;
  6. беглость речи.

Оценка «5» ставилась, если монолог соответствует теме, речь беглая, грамматически и фонетически  корректна.

Оценка «4»-монолог соответствует  теме, речь беглая, грамматически и  фонетически правильна, но с незначительными  отклонениями (пропущены артикли, неправильный предлог и т.д.)

Оценка «3»- в монологе допущены грубые ошибки, суть темы не передана.

Оценка «2»- речь отсутствует.

ЗАДАНИЕ №1.

 «Урок рассказов». Учащимся было дано задание устно составить рассказ из 10-12 предложений, опираясь на картинки, расположенные на доске.

Результаты выполнения задания представлены в таблице  1.

 

 

Таблица 1

Учащийся/Критерии оценки

1

2

3

4

5

6

Оценка

Алекбаров С.

+

7

+

+

-

-

3

Анисимова М.

+

9

+

+

+

+

5

Гончаров Р.

+

6

+

-

-

-

3

Гореленкова К.

+

11

+

+

+

+

5

Григоришина Н.

-

7

+

-

-

+

4

Заичко А.

+

8

+

+

+

-

4

Морозова К.

+

10

+

+

+

+

5

Мудрая Д.

+

9

+

+

+

+

5

Платонова А.

+

8

+

+

+

-

4

Свечникова Д.

+

6

-

-

-

-

3

Шипова Н.

-

4

-

-

-

+

2

Щеблетов С.

-

6

+

-

+

-

3


 

Средний балл по классу за выполнение этого задания составляет 3,8 балла.

В следующем задании учащимся было предложено составить монолог из 10-12 предложений, опираясь на следующий план:

  1. The English-speaking country, which I’d like to visit.
  2. Features of this country.
  3. Why it’s pleasant to me.
  4. I’d like to visit there…

При оценке выполнения этого задания учитывались те же критерии, а так же насыщенность лексикой по теме: «English-speaking countries»,  которая была пройдена и закреплена на предыдущем уроке. Результаты выполнения этого задания представлены в таблице 2.

 

Таблица 2

Учащийся/Критерии оценки

1

2

3

4

5

6

Оценка

Алекбаров С.

+

6

+

-

+

-

4

Анисимова М.

+

10

+

+

+

+

5

Гончаров Р.

+

8

+

-

+

-

4

Гореленкова К.

+

10

+

+

+

+

5

Григоришина Н.

-

7

+

+

-

+

4

Заичко А.

+

8

+

+

+

-

4

Морозова К.

+

9

+

+

+

+

5

Мудрая Д.

+

9

+

+

+

+

4

Платонова А.

+

10

+

+

+

-

4

Свечникова Д.

-

6

+

-

-

-

3

Шипова Н.

-

4

-

-

+

+

2

Щеблетов С.

+

4

+

-

+

-

3

Информация о работе Проектная технология в обучении дилогической речи