Анализ методического обеспечения

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 22:59, доклад

Краткое описание

Проблема всестороннего обеспечения учебного процесса в вузе всегда находилась и находится в центре внимания педагогов-исследователей. Вместе с тем, анализ научных публикаций за последние два десятилетия приводит к выводу, что единых, принимаемых всеми учеными, научных подходов к раскрытию сущности данного феномена до сих пор не выработано. Об этом может свидетельствовать тот факт, что данное понятие не вошло даже в Российскую педагогическую энциклопедию. В различных источниках можно встретить обоснование таких видов обеспечения учебного процесса как методическое, учебно-методическое, дидакто-методическое, системно-методическое, научно-методическое, программно-методическое и др.

Файлы: 1 файл

Анализ методического обеспечения.doc

— 34.00 Кб (Скачать)

Анализ методического  обеспечения

Проблема всестороннего  обеспечения учебного процесса в  вузе всегда находилась и находится  в центре внимания педагогов-исследователей. Вместе с тем, анализ научных публикаций за последние два десятилетия  приводит к выводу, что единых, принимаемых всеми учеными, научных подходов к раскрытию сущности данного феномена до сих пор не выработано. Об этом может свидетельствовать тот факт, что данное понятие не вошло даже в Российскую педагогическую энциклопедию. В различных источниках можно встретить обоснование таких видов обеспечения учебного процесса как методическое, учебно-методическое, дидакто-методическое, системно-методическое, научно-методическое, программно-методическое и др.

Для того, чтобы разобраться в  том, что собой представляет тот или иной вид обеспечения, профессор Образцов П.И. обращается к этимологии этого понятия. Так, в словаре С. И. Ожегова под обеспечением понимается то, чем обеспечивают кого-либо. То есть речь идет о совокупности средств, позволяющих человеку выполнять различные виды деятельности. Исходя из данной посылки, П.И. Образцов под обеспечением учебного процесса понимает совокупность дидактических средств, позволяющих преподавателю организовать свою педагогическую деятельность, сделать ее результативной и эффективной. С этих позиций им был проведен семантический анализ перечисленных выше видов обеспечения. Результаты этого анализа позволили П.И. Образцову  утверждать, что большинство из них являются однопорядковыми, имеющими общий родовой признак, в качестве которого выступает методическое обеспечение учебного процесса. Под последним, как правило, понимается обеспечение дидактического процесса соответствующими методиками, то есть совокупностью методов, методических приемов, частных методических процедур и операций, позволяющих педагогу достичь определенных им целей обучения, используя наиболее эффективные виды педагогического взаимодействия с обучающимися. То есть речь идет о поиске преподавателем оптимальных методов организации  учебного процесса.

Одними из видов методического обеспечения профессионального образования являются государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования и учебный план дисциплины.

Стандарт образования — система основных параметров, принимаемых в качестве государственной нормы образованности, отражающей общественный идеал и учитывающей возможности реальной личности и системы образования по достижению этого идеала.

Учебный план — нормативный документ, который определяет состав учебных предметов; порядок (последовательность) их изучения по годам обучения; недельное и годовое количество учебных часов, отводимых на изучение каждого предмета; структуру и продолжительность учебного года.

Затруднения, возникающие  у преподавателя в процессе его  профессиональной деятельности, зачастую приписываются разным внешним причинам, среди которых — отсутствие методической грамотности по проектированию учебного занятия. Каждое учебное занятие — это часть целого, той системы преподавания, которую выстраивает педагог, опираясь на разнообразные нормативные акты и методические рекомендации. Рассмотрим последовательность подготовки преподавателя к учебному занятию с учетом перечисленных в предыдущем параграфе требований к современному учебному занятию.

Работа по подготовке преподавателя к проектированию учебного занятия начинается с анализа учебной программы учебной дисциплины.

Учебная программа — нормативный документ, определяющий место учебного предмета в подготовке специалиста, требования к знаниям и умениям в области данного предмета, содержание учебного материала и последовательность его изучения.

Также к методическому обеспечению  учебного процесса относятся различные  методические указания по написанию  курсовых работ, учебные пособия, планы  семинарских, практических и лабораторных занятий, тематика курсовых работ, программы практик, перечни вопросов для экзамена, сборники тестов, рабочие тетради, словари, электронные учебники.

Для проведения учебных занятий  особую роль играют методические разработки лекционных, практических, лабораторных, семинарских занятий и контроля. Они основаны на учебной программе и составляются для отдельного учебного занятия. Обычно они включают в себя цели и задачи занятия, функции, организационную структуру и др.


Информация о работе Анализ методического обеспечения