Технологии обучения

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 17:15, доклад

Краткое описание

Педагогическая технология (от др.-греч. τέχνη — искусство, мастерство, умение; λόγος — слово, учение)— совокупность, специальный набор форм, методов, способов, приёмов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе, на основе декларируемых психолого-педагогических установок. Это один из способов воздействия на процессы развития, обучения и воспитания ребёнка.

Файлы: 1 файл

Технология обучения.doc

— 68.00 Кб (Скачать)

Педагогическая  технология (от др.-греч. τέχνη —  искусство, мастерство, умение; λόγος  — слово, учение)— совокупность, специальный набор форм, методов, способов, приёмов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном  процессе, на основе декларируемых психолого-педагогических установок. Это один из способов воздействия на процессы развития, обучения и воспитания ребёнка. 

Любая технология в той или иной мере направлена на реализацию научных идей, положений, теорий в практике. Поэтому педагогическая технология занимает промежуточное положение между наукой и практикой. Педагогические технологии могут различаться по разным основаниям:

по источнику  возникновения (на основе педагогического  опыта или научной концепции),

по целям и  задачам (усвоение и закрепление знаний, воспитание и развитие (совершенствование) природных личностных качеств), по возможностям педагогических средств (какие средства воздействия дают лучшие результаты),

по функциям учителя, которые он осуществляет с  помощью технологии (диагностические функции, функции управления конфликтными ситуациями),

по тому, какую  сторону педагогического процесса «обслуживает» конкретная технология, и т. д. 

Технология  обучения Цели  обучения: Содержание  образования: Дидактические принципы системы: Свойства  методической системы
Технологии  развивающего обучения Л.В. Занкова

Ведущая роль в  развитии принадлежит обучению: изменение  построения обучения влечет за собой  изменение психического облика школьника.

Обучение действует, преломляясь через внутренние особенности ребенка, в результате чего каждый ребенок под влиянием одной и той же формы обучения достигает своих ступеней развития.

Урок – основная форма организации обучения, но более динамичен, гибок; меняется его содержание.

  • общее психическое развитие личности;
  • создание основы для всестороннего гармоничного развития.
 
Богатое содержание начального образования, которое дает учащимся общую картину мира на основе ценностей науки, литературы, искусства.
  • обучение на высоком уровне трудности;
  • изучение программного материала быстрым темпом;
  • ведущая роль теоретических знаний;
  • осознание школьниками процесса учения;
  • общее развитие всех учащихся, в том числе и наиболее сильных, и наиболее слабых.
  • многогранность;
  • процессуальность познания;
  • разрешение коллизий;
  • вариативность
Система развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова

Ребенок рассматривается как самоизменяющийся субъект учения, имеющий потребность и способность в самоизменении.

- личностно-развивающее обучение,  направлено на развитие теоретического сознания и мышления.

Ваимодействие ребенка с окр средой включает все этапы деятельности: целеполагание, планирование и организацию, реализацию целей, анализ результатов деятельности.

  • формировать теоретическое сознание и мышление, СУД (способы умственных действий);
  • обеспечить условия для превращения ученика в учащегося.
  • Развивающее обучение направлено на развитие всей целостной совокупности качеств личности.
Основу содержания обучения составляет система научных понятий, определяющая общие способы действия в предмете (как предпосылка овладения общими принципами решения задач определенного класса).  
  • концепция целенаправленной учебной деятельности;
  • проблемное изложение знаний;
  • метод учебных задач;
  • коллективно-распределительная деятельность.
Личностно-ориентированная педагогика Л.С. Выготского

Выготский считает, что обучение развивает у ребенка не природные, а исторические особенности человека, и вводит термин «вращивание», имея в виду перевод внешних деятельностных функций внутрь учащегося.

  • приобщение ребенка к эстетическому опыту человечества: подвести вплотную к монументальному искусству и через него включить психику ребенка в ту общую мировую работу, которую проделывало человечество в течение тысячелетий, сублимируя в искусстве свою психику
  • «включить ребенка» в заданную «систему ценностей»
первичность развития ребенка и вторичность изучаемых им предметов

знания являются не конечной целью обучения, а всего лишь средой развития учащихся

формула «зоны ближайшего развития» — это признание неспособности ученика сделать самому продуктивный образовательный шаг без помощи учителя

необходимость интериоризации, т. е. перевода внешнего внутрь ребенка, который обучается через подражание, постоянно находясь в состоянии внешних подпорок со стороны учителя

  • ориентир развития направлен на ученика, а не от него
  • учитель развивает ребенка, приспосабливаясь к его «зоне ближайшего развития», но не сам ученик развивается в ходе своей деятельности
Нооге́н — это педагогическая (образовательная) технология, по форме основанная на разработанных Г. П. Щедровицким организационно-деятельностных играх (ОДИ) использующая решение задач на онтологическое моделирование (создание возможных миров, например: «Построить механику в мире с двумя перпендикулярными временами», «Построить мир, в котором есть язык, а в языке нет названий», «Построить позиционную систему счисления с ненатуральным основанием» и т. п.).      
Концепция Е.Н. Кабановой направлена на формирование операций мышления, которые она называет приемами учебной работы и определяет их как систему действий, служащих для решения учебных задач. все звенья обучения (программы, учебники, методика, школьная практика) должны быть пронизаны идеей формирования у школьников системы приемов учебной работы разной степени обобщенности (внутрипредметные и межпредметные);

• в  каждом учебном предмете важно выделить основные приемы учебной работы и  сформировать их у учащихся;

• знания должны обеспечить взаимодействиемышления и чувственной стороны умственной деятельности учащихся;

• формирование приемов управления учащимися своей  учебной деятельностью.

сравнение, обобщение, раскрытие причинно-следственных связей,наблюдение, составление характеристик изучаемых явлений, разделение существенных и несущественных признаков понятий.

Эти приемы, необходимые для самостоятельного решения задач и овладения знаниями, играют существенную роль в умственном развитии учащихся. Они являются основой, на которой у школьников формируются учебные умения и навыки.

   1) показатели  умственного развития; 2) условия,  создающие это развитие, т. е.  способы организации обучения.

   По  мнению Е.Н. Кабановой-Меллер, общим  показателем умственного развития служит усвоенность приема учебной работы, который распадается на два показателя:

       1) способность учащегося рассказать, из каких действий состоит  учебная работа;

       2) способность перенести прием  в новую ситуацию, т. е. умение  использовать прием в решении новых задач.

Оновные идеи концепций направлены на общее психическое развитие либо развитие мышления, формирование умственных действий, прочное усвоение учебного материала. Причем решение этих задач относится преимущественно к младшему школьному возрасту. 
Концепция Г.А .Цукерман направлена на обучение учащихся навыкам учебного сотрудничества. Обеспечить душевное здоровье и эмоциональное благополучие школьников. Ребенок с эмоциональными проблемами не способен ни усваивать знания, умения, навыки, ни полноценно творить, ни полноценно общаться. В школе он обречен попасть в разряд "трудных" учеников - неуспевающих и недисциплинированных.
  1. Научить самостоятельно учиться. 
  2. Развить интеллектуальные способности ребенка, его речь, мышление, память, внимание, воображение.
  3. Воспитать навыки общения и сотрудничества. От этого невозможно отказаться ни при каких обстоятельствах.
     Учебный процесс строится на основе сотрудничества учителей с детьми. При этом все нормы школьных взаимоотношений носят общий характер (т.е. для всех), регулируют не только отношения "ребенок - взрослый", но и отношения "ребенок - ребенок". Несимметричность взаимодействия. Ребенок не имитирует взрослого, а осуществляет поиск недостающих ему знаний. 

Познавательная инициатива ребенка. Предполагается, что в процессе обучения ученик активен, понимает, что ему еще надо или что он знает (умеет) не до конца, и сам указывает взрослому или сверстнику ближайшую интересующую его учебную задачу.

Обращение с конкретным запросом нового знания. В случае незнания ученик обращается к учителю или к сверстникам не с жалобой на свои трудности ("У меня не получается" или "Я не могу это сделать"), а с новой задачей. Он анализирует создавшуюся ситуацию, выделяет в ней непонятное ему пятно и ставит себе новую учебную задачу: "Я смогу это сделать, если узнаю то-то". После этого он ставит задачу перед учителем и сверстниками.

Для ребенка 6-7 лет умение учиться - это прежде всего умение включаться в учебное сотрудничество.
Концепция З.И Калмыковой направлена на формирование продуктивного или творческого мышления. оригинальность  мысли, возможность получения ответов, далеко отклоняющихся от привычных;

• быстрота и плавность возникновения необычных  ассоциативных связей;

• восприимчивость» к проблеме, ее непривычное решение;

• беглость мысли как количество ассоциаций, идей, возникающих в единицу времени  в соответствии с некоторым требованием;

• способность найти новые непривычные функции объекта или его части.

  проблемность обучения;

индивидуализация и дифференциация обучения;

гармоничное развитие различных компонентов мышления (конкретного, абстрактно-теоретического);

формирование алгоритмических и эвристических приемов умственной деятельности;

специальная организация мнемической деятельности. Два последних принципа являются специфичными для данной концепции.

Рассматривая формирование обобщенных приемов умственной деятельности как принцип развивающего обучения, З.И.Калмыкова делит их на две большие группы — приемы алгоритмического типа и эвристические. Первые представляют собой приемы рационального, правильного мышления, полностью соответствующего законам формальной логики. Такие приемы определяют последовательность действий с целью безошибочного решения задач. Однако формирование алгоритмических приемов умственной деятельности является необходимым, но не достаточным условием развития творческого мышления учащихся. Алгоритмические приемы — основа формирования репродуктивного мышления.

Информация о работе Технологии обучения