Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 17:15, доклад
Педагогическая технология (от др.-греч. τέχνη — искусство, мастерство, умение; λόγος — слово, учение)— совокупность, специальный набор форм, методов, способов, приёмов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе, на основе декларируемых психолого-педагогических установок. Это один из способов воздействия на процессы развития, обучения и воспитания ребёнка.
Педагогическая
технология (от др.-греч. τέχνη —
искусство, мастерство, умение; λόγος
— слово, учение)— совокупность,
специальный набор форм, методов,
способов, приёмов обучения и воспитательных
средств, системно используемых в образовательном
процессе, на основе декларируемых психолого-педагогических
установок. Это один из способов воздействия
на процессы развития, обучения и воспитания
ребёнка.
Любая технология в той или иной мере направлена на реализацию научных идей, положений, теорий в практике. Поэтому педагогическая технология занимает промежуточное положение между наукой и практикой. Педагогические технологии могут различаться по разным основаниям:
по источнику возникновения (на основе педагогического опыта или научной концепции),
по целям и задачам (усвоение и закрепление знаний, воспитание и развитие (совершенствование) природных личностных качеств), по возможностям педагогических средств (какие средства воздействия дают лучшие результаты),
по функциям учителя, которые он осуществляет с помощью технологии (диагностические функции, функции управления конфликтными ситуациями),
по тому, какую
сторону педагогического
Технология обучения | Цели обучения: | Содержание образования: | Дидактические принципы системы: | Свойства методической системы |
Технологии
развивающего обучения
Л.В. Занкова
Ведущая роль в развитии принадлежит обучению: изменение построения обучения влечет за собой изменение психического облика школьника. Обучение действует, преломляясь через внутренние особенности ребенка, в результате чего каждый ребенок под влиянием одной и той же формы обучения достигает своих ступеней развития. Урок – основная форма организации обучения, но более динамичен, гибок; меняется его содержание. |
|
Богатое содержание начального образования, которое дает учащимся общую картину мира на основе ценностей науки, литературы, искусства. |
|
|
Система
развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова
Ребенок рассматривается как самоизменяющийся субъект учения, имеющий потребность и способность в самоизменении. - личностно-развивающее обучение, направлено на развитие теоретического сознания и мышления. Ваимодействие ребенка с окр средой включает все этапы деятельности: целеполагание, планирование и организацию, реализацию целей, анализ результатов деятельности. |
|
Основу содержания обучения составляет система научных понятий, определяющая общие способы действия в предмете (как предпосылка овладения общими принципами решения задач определенного класса). |
| |
Личностно-ориентированная
педагогика Л.С. Выготского
Выготский считает, что обучение развивает у ребенка не природные, а исторические особенности человека, и вводит термин «вращивание», имея в виду перевод внешних деятельностных функций внутрь учащегося. |
|
первичность развития
ребенка и вторичность изучаемых им предметов
знания являются не конечной целью обучения, а всего лишь средой развития учащихся |
формула «зоны ближайшего
развития» —
это признание неспособности ученика
сделать самому продуктивный образовательный
шаг без помощи учителя
необходимость интериоризации, т. е. перевода внешнего внутрь ребенка, который обучается через подражание, постоянно находясь в состоянии внешних подпорок со стороны учителя |
|
Нооге́н —
это педагогическая
(образовательная) технология, по форме основанная
на разработанных Г. П. |
использующая решение задач на онтологическое моделирование (создание возможных миров, например: «Построить механику в мире с двумя перпендикулярными временами», «Построить мир, в котором есть язык, а в языке нет названий», «Построить позиционную систему счисления с ненатуральным основанием» и т. п.). | |||
Концепция Е.Н. Кабановой направлена на формирование операций мышления, которые она называет приемами учебной работы и определяет их как систему действий, служащих для решения учебных задач. | все звенья обучения
(программы, учебники, методика, школьная
практика) должны быть пронизаны идеей
формирования у школьников системы приемов
учебной работы разной степени обобщенности
(внутрипредметные и межпредметные);
• в каждом учебном предмете важно выделить основные приемы учебной работы и сформировать их у учащихся; • знания должны обеспечить взаимодействиемышле • формирование приемов управления учащимися своей учебной деятельностью. |
сравнение, обобщение,
раскрытие причинно-следственных связей,наблюдение, составление характеристик
изучаемых явлений, разделение существенных
и несущественных признаков понятий.
Эти приемы, необходимые для самостоятельного решения задач и овладения знаниями, играют существенную роль в умственном развитии учащихся. Они являются основой, на которой у школьников формируются учебные умения и навыки. |
1) показатели
умственного развития; 2) условия,
создающие это развитие, т. е.
способы организации обучения.
По
мнению Е.Н. Кабановой-Меллер, общим
показателем умственного 1)
способность учащегося 2) способность перенести прием в новую ситуацию, т. е. умение использовать прием в решении новых задач. |
Оновные идеи концепций направлены на общее психическое развитие либо развитие мышления, формирование умственных действий, прочное усвоение учебного материала. Причем решение этих задач относится преимущественно к младшему школьному возрасту. |
Концепция Г.А .Цукерман направлена на обучение учащихся навыкам учебного сотрудничества. | Обеспечить душевное
здоровье и эмоциональное благополучие школьников.
Ребенок с эмоциональными проблемами
не способен ни усваивать знания, умения,
навыки, ни полноценно творить, ни полноценно
общаться. В школе он обречен попасть в
разряд "трудных" учеников - неуспевающих
и недисциплинированных.
|
Учебный процесс строится на основе сотрудничества учителей с детьми. При этом все нормы школьных взаимоотношений носят общий характер (т.е. для всех), регулируют не только отношения "ребенок - взрослый", но и отношения "ребенок - ребенок". | Несимметричность
взаимодействия. Ребенок не имитирует
взрослого, а осуществляет поиск недостающих
ему знаний.
Познавательная инициатива ребенка. Предполагается, что в процессе обучения ученик активен, понимает, что ему еще надо или что он знает (умеет) не до конца, и сам указывает взрослому или сверстнику ближайшую интересующую его учебную задачу. Обращение с конкретным запросом нового знания. В случае незнания ученик обращается к учителю или к сверстникам не с жалобой на свои трудности ("У меня не получается" или "Я не могу это сделать"), а с новой задачей. Он анализирует создавшуюся ситуацию, выделяет в ней непонятное ему пятно и ставит себе новую учебную задачу: "Я смогу это сделать, если узнаю то-то". После этого он ставит задачу перед учителем и сверстниками. |
Для ребенка 6-7 лет умение учиться - это прежде всего умение включаться в учебное сотрудничество. |
Концепция З.И Калмыковой направлена на формирование продуктивного или творческого мышления. | оригинальность
мысли, возможность получения ответов,
далеко отклоняющихся от привычных;
• быстрота
и плавность возникновения • восприимчивость» к проблеме, ее непривычное решение; • беглость мысли как количество ассоциаций, идей, возникающих в единицу времени в соответствии с некоторым требованием; • способность найти новые непривычные функции объекта или его части. |
проблемность обучения;
индивидуализация и дифференциация обучения; гармоничное развитие различных компонентов мышления (конкретного, абстрактно-теоретического); формирование алгоритмических и эвристических приемов умственной деятельности; специальная организация мнемической деятельности. Два последних принципа являются специфичными для данной концепции. |
Рассматривая формирование обобщенных приемов умственной деятельности как принцип развивающего обучения, З.И.Калмыкова делит их на две большие группы — приемы алгоритмического типа и эвристические. Первые представляют собой приемы рационального, правильного мышления, полностью соответствующего законам формальной логики. Такие приемы определяют последовательность действий с целью безошибочного решения задач. Однако формирование алгоритмических приемов умственной деятельности является необходимым, но не достаточным условием развития творческого мышления учащихся. Алгоритмические приемы — основа формирования репродуктивного мышления. |