Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 22:27, реферат
пор находится в стадии становления и, если можно так выразиться, самоопределения (причем, не только в России).
Актуальность выбранной темы обуславливается тем, что сотни тысяч человек (если не миллионы) практикуют, изучают и преподают в наши дни паблик рилейшнз. Несмотря на это, общепринятого определения паблик рилейшнз до сих пор не существует. С конца 20-х годов, когда Э.Бернэйз ввел в обиход слово ПР-специалист или “пи-ар-мен”, обозначающее принадлежность к данной профессии (ранее эти люди назывались пресс-агентами, специалистами по паблисити и т.п.) предпринимаются попытки дать определение ПР, объяснить в одном предложении - что же такое “паблик рилейшнз”.
Цель данного реферата определить причины и историческую обусловленность возникновения такого явления, как паблик рилейшнз.
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………...
1 ИСТОКИ ЗАРОЖДЕНИЯ ПР В АМЕРИКЕ …………………………...
2 СТАНОВЛЕНИЕ ПР КАК ПРОФЕССИИ ……………………………...
3 СТАНОВЛЕНИЕ ПР КАК НАУКИ …………………………………....
4 СОВРЕМЕННЫЙ ПР КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА …..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………….
БИБИЛОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК …………………………………….
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………… |
3 |
1 ИСТОКИ ЗАРОЖДЕНИЯ ПР В АМЕРИКЕ …………………………... |
5 |
2 СТАНОВЛЕНИЕ ПР КАК ПРОФЕССИИ ……………………………... |
9 |
3 СТАНОВЛЕНИЕ ПР КАК НАУКИ ………………………………….... |
16 |
4 СОВРЕМЕННЫЙ ПР КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА ….. |
19 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………… |
29 |
БИБИЛОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ……………………………………. |
31 |
ВВЕДЕНИЕ
История происхождения и развития науки ПР (паблик рилейшнз) ведёт своё начало с древнейших времён, так как всегда в человеческом обществе возникали проблемы социального регулирования и установления норм социального согласия.
Считается, что сам термин “public relations” впервые был использован в 1882 году неким адвокатом Д.Итоном, который выступил в Йельском университете с докладом “Паблик рилейшнз и обязанности юридической профессии”. В термин “паблик рилейшнз” (что можно перевести как “связи с людьми” или “общественные отношения”) он вкладывал тот смысл, что в своей работе адвокат должен не только отстаивать интересы клиента, но и заботиться о благополучии общества в целом, не допускать действий, которые могут нанести ущерб обществу, даже если это выгодно клиенту, быть ответственным перед обществом. Весьма знаменателен тот факт, что впервые термин “паблик рилейшнз” был произнесен адвокатом. Это, несомненно, оказало влияние на развитие самого явления и на самооценку специалистов, работающих в этой сфере. Социологический опрос ПР-специалистов, проведенный Американским обществом паблик рилейшнз (PRSA) в 1997 году показал, что более половины опрошенных (58%) предпочитают сравнивать свою работу с профессией адвоката, отстаивающего интересы клиента, и на первое место (среди предложенных форм ПР-активности) ставят именно защиту, отстаивание (advocacy) интересов клиента или своей организации перед лицом общественного мнения.
Идея ответственности перед обществом и “служения интересам общества” в начале 20 века быстро обрела популярность в сфере крупного бизнеса на родине термина «паблик рилейшнз», в США. После эпохи промышленного “бума”, американский бизнес нуждался в поддержке общества. Любопытно, что новые идеи были быстрее всего восприняты в области связи и телефонии. Наиболее «революционные» идеи в истории паблик рилейшнз опробировались, как правило, именно в этой отрасли.
Какое же значение придается этому термину в наши дни? Как и во многих других сферах общественной жизни, само явление, сама ПР-деятельность появилась гораздо раньше того определения, которое в наши дни используют для ее обозначения. Еще позже, в то время когда уже тысячи людей практиковали эту деятельность и считали себя профессионалами, началось ее теоретическое осмысление и обоснование, выделение паблик рилейшнз в отдельную “дисциплину”, становление новой профессии, выработка основных принципов и стандартов качества профессии ПР-специалиста. По мнению некоторых исследователей, паблик рилейшнз в качестве “дисциплины” и профессии до сих пор находится в стадии становления и, если можно так выразиться, самоопределения (причем, не только в России).
Актуальность выбранной темы обуславливается тем, что сотни тысяч человек (если не миллионы) практикуют, изучают и преподают в наши дни паблик рилейшнз. Несмотря на это, общепринятого определения паблик рилейшнз до сих пор не существует. С конца 20-х годов, когда Э.Бернэйз ввел в обиход слово ПР-специалист или “пи-ар-мен”, обозначающее принадлежность к данной профессии (ранее эти люди назывались пресс-агентами, специалистами по паблисити и т.п.) предпринимаются попытки дать определение ПР, объяснить в одном предложении - что же такое “паблик рилейшнз”.
Цель данного реферата определить причины и историческую обусловленность возникновения такого явления, как паблик рилейшнз. Понять суть какого-то явления невозможно, не изучив его истории. Поэтому, для достижения поставленной цели, мы попытаемся проследить историю зарождения и становления паблик рилейшнз. Объектом данной работы является сам ПР. Предметом же, этапы формирования ПР.
1 ИСТОКИ ЗАРОЖДЕНИЯ ПАБЛИК РИЛЕЙШНЗ В АМЕРИКЕ
Разобраться в сути современной системы связей с общественностью, понять ее принципы и социальные функции практически невозможно, не совершив экскурса в историю становления паблик рилейшнз на американском континенте, не изучив опыта, накопленного обществом, с самого начала стремившегося сбросить оковы сословных и политических традиций Старого Света. Основы профессии паблик рилейшнз зарождались тут одновременно с борьбой американских патриотов за независимость и установлением республиканских демократических форм правления в отличие от европейских, монархических.
Сердцевиной американской
революции в ее человеческом измерении
явились апелляция к
Хотя профессия паблик рилейшнз как особая и отдельная от других в те времена еще не сформировалась, однако тактика и приемы этого ремесла стихийно, но неуклонно развивались. Лидеры борцов Америки за независимость не упускали ни единого случая, чтобы подхлестнуть наступательные действия, заручившись поддержкой своих новых политических планов со стороны общественности. Для этого использовались разнообразные пропагандистские средства: пресс-бюллетени, газеты, встречи с героями освободительного движения, лозунги, символы, риторика, паблисити, не говоря уже о митингах, парадах, выставках, поэзии, песнях, комиксах, салютах и др.
Стоит подчеркнуть, что, несмотря на отдельные факты искусственного нагнетания эмоций вокруг некоторых событий, основоположниками принципов, которыми и сегодня пользуются в сфере паблик рилейшнз, являются Самуэль Адаме и его соратники по руководству борьбой Америки за независимость. Благодаря их творческим находкам, новым подходам к мобилизации общественного мнения была продемонстрирована эффективность целого ряда приемов и методов связей с общественностью, вошедших в арсенал современных паблик рилейшнз1:
- необходимость создания организации, способной возглавить кампанию и сплотить людей (такими организациями были бостонская группа «Сыновья свободы», основанная в 1766 году; «Корреспондентские комитеты», зародившиеся в Бостоне в 1775 году);
- использование символики, оказывающее эмоциональное воздействие (например, «Древо свободы»);
- использование лозунгов, преподносящих сложные проблемы в виде простых, легко запоминающихся стереотипов (к примеру, лозунг: «Свобода или смерть»);
- организация событий, привлекающих внимание общественности, провоцирующих дискуссии и тем самым структурирующих общественное мнение (например, упомянутое уже «Бостонское чаепитие»);
- опережение оппонента в интерпретации происшедшего, чтобы изложенная первичная оценка события была воспринята как единственно правильная («Бостонская бойня»);
- необходимость постоянного и непрерывного использования в ходе кампании всех возможных, каналов влияния на общественное мнение и пропаганды новых идей и убеждений.
Такие подходы к
связям с общественностью, к более
эффективному общению с населением
оказались намного
Следующим важным этапом
в развитии инструментария паблик рилейшнз
в США стал период создания американской
конституции. Борьба вокруг нее, как
известно, развернулась между федералистами
и их противниками. Она велась на
страницах прессы в виде статей,
памфлетов и произведений других
литературных жанров с целью убедить
публику в необходимости
Раскрывая содержание этих пропагандистских усилий основателей американской демократии как одного из примеров наиболее удачных связей с общественностью, американский историк Аллан Нэвинс писал: «Достижение общенационального одобрения конституции явилось по сути делом паблик рилейшнз, и Гамильтон, с его острым инстинктивным пониманием ситуации, заботясь о конституции, учитывал молчаливую покорность мыслящих людей; поэтому он и делился с ними своими мыслями...».
После принятия конституции борьба вокруг нее не утихла, особенно по вопросам прав личности, защиты ее от посягательств правительственных учреждений. Подготовленные Медисоном первые десять поправок к конституции под общим названием «Билль о правах» были одобрены в 1791 году. Эти поправки имели чрезвычайное значение для становления паблик рилейшнз как профессиональной системы. Американские историки утверждают даже, что «Билль о правах», на основании которого гражданину гарантировались политические права и свободы, можно считать своеобразной ратификацией практики паблик рилейшнз.
В этом кроется великая истина. Вот почему смело можно сделать вывод: только в обществе, где личность пользуется всей гаммой гражданских прав и свобод, где человек воспринимается как индивидуальность, на поступки которой можно повлиять лишь поощрением, убеждением, личной заинтересованностью, а не приказом или подчинением тотальной воле государства или коллектива, только там и тогда возникает историческая потребность в новой атмосфере отношений между людьми, между государством и гражданами, между организацией и общественностью, то есть объективная необходимость в развитии профессионального института паблик рилейшнз.
2 СТАНОВЛЕНИЕ ПАБЛИК РИЛЕЙШНЗ КАК ПРОФЕССИИ
Развитие эмпирической
практики связей с общественностью
и становление паблик рилейшнз как
профессии особого размаха
Непосредственным
предшественником паблик рилейшнз в
их современном понимании
Собственно Амос Кендалл стал первым в истории становления паблик рилейшнз пресс-секретарем президента. Правда, в штате Белого дома в те времена такая должность не предусматривалось. Официально ему приходилось занимать кресло четвертого аудитора Министерства финансов. Мы подчеркиваем это обстоятельство с единой целью — показать, что в первой четверти XIX ст. профессия пиэрмена (а пресс-секретарство — одна из составных частей этой специальности) еще не институционализировалась официально.[10]
Если верить довольно распространенной в американской литературе точке зрения, в те времена пионерами пресс-посредничества выступали бродячие цирки и театральные труппы, нанимавшие специалистов, нередко из числа бывших журналистов. В обязанность им вменялось любыми способами обеспечивать хорошую прессу и, естественно, хорошую кассу. В арсенале «любых» средств числились контрамарки репортерам как прозрачный намек на характер обратной услуги, ожидавшейся от них, или же, наоборот, угроза забрать из газеты заказ на объявление (рекламу), если та напечатает что-либо нежелательное о спектакле.
По-новому поставил это дело Барнум — руководитель передвижного цирка, который был к тому же талантливым пресс-посредником. Мастерство пресс-агента проявилось не только в его инстинктивном понимании того, что массам следует преподносить лишь то, чего они хотят, но и в неординарных способностях внушать людям желания определенного содержания. Именно с Барнумом связывают подход к паблисити как к средству «одурачивания публики».
Таким образом, в 30-х
годах XIX века в Соединенных Штатах
Америки получила формальное признание
профессия специалиста по связям
с общественностью, олицетворявшаяся
тогда фигурой пресс-агента. Наряду
с этим следует отметить, что, уделяя
должное внимание деятельности пресс-агентов
того периода, американские историки паблик
рилейшнз считают технику их работы
примитивной и грубой. Организация
благоприятной прессы для нанимателей
пресс-агентов носила спорадический
и в большинстве случаев