Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2012 в 14:46, реферат
Как следует из характеристики процесса обучения, основными проблемами его являются: для чего учить - цели обучения; чему учить - содержание обучения; как организовать процесс обучения - формы организации обучения; что использовать в процессе обучения - средства обучения; как обучать - методы обучения. Все это составляет педагогические средства учебного процесса.
Министерство образования и науки республики Татарстан
ГАОУ СПО «Казанский колледж».
Контрольная работа
по предмету (дисциплине): Естествознание с методикой преподавания.
Тема: Методы и методические приемы обучения.
Група 411
Казань 2012
Введение.
Как следует из характеристики процесса
обучения, основными проблемами его
являются: для чего учить - цели обучения;
чему учить - содержание обучения; как
организовать процесс обучения - формы
организации обучения; что использовать
в процессе обучения - средства обучения;
как обучать - методы обучения. Все
это составляет педагогические средства
учебного процесса. Не принижая значимости
какого-либо из перечисленных компонентов,
отметим, что важнейшим из них
являются методы обучения, т. е. как
обучать. Именно от их эффективности
при любых других условиях и факторах
в конечном итоге зависит и
количество и качество получаемых учащимися
знаний, умений и навыков.
В педагогике методом обучения принято
называть способ взаимосвязанной деятельности
преподавателя (мастера производственного
обучения) и учащихся, направленный на
овладение учащимися знаниями, умениями,
навыками, на их воспитание и развитие.
Метод обучения(от др.-греч. μέθοδος —
путь) – процесс взаимодействия между
преподавателями и учениками, в результате
которого происходит передача и усвоение
знаний, умений и навыков, предусмотренных
содержанием обучения. Приём обучения
(обучающий приём) - кратковременное взаимодействие
между преподавателем и учениками, направленное
на передачу и усвоение конкретного знания,
умения, навыка.
По сложившейся традиции в отечественной педагогике МЕТОДЫ обучения подразделяются на три группы:
- Методы организации
и осуществления учебно-
1. Словесные, наглядные,
2. Репродуктивные обьяснительно-
3. Индуктивные и дедуктивные(по логике изложения и восприятия учебного материала);
- Методы контроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности:
1. устные,
2. письменные,
3. проверки и самопроверки результативности овладения знаниями, умениями и навыками;
- Методы стимулирования
учебно-познавательной
Определённые поощрения в
В практике обучения существуют и другие подходы к определению методов обучения, которые основаны на степени осознанности восприятия учебного материала: пассивные, активные, интерактивные, эвристические и прочие. Эти определения требуют дальнейшего уточнения, т.к. процесс обучения не может быть пассивным и не всегда является открытием (эврикой) для учащихся.
Пассивный метод (схема 1) – это форма взаимодействия учащихся и учителя, в которой учитель является основным действующим лицом и управляющим ходом урока, а учащиеся выступают в роли пассивных слушателей, подчиненных директивам учителя. Связь учителя с учащимися в пассивных уроках осуществляется посредством опросов, самостоятельных, контрольных работ, тестов и т. д. С точки зрения современных педагогических технологий и эффективности усвоения учащимися учебного материала пассивный метод считается самым неэффективным, но, несмотря на это, он имеет и некоторые плюсы.
Это относительно легкая
подготовка к уроку со стороны
учителя и возможность
Активный метод (схема 2) – это форма взаимодействия учащихся и учителя, при которой учитель и учащиеся взаимодействуют друг с другом в ходе урока и учащиеся здесь не пассивные слушатели, а активные участники урока. Если в пассивном уроке основным действующим лицом и менеджером урока был учитель, то здесь учитель и учащиеся находятся на равных правах. Если пассивные методы предполагали авторитарный стиль взаимодействия, то активные больше предполагают демократический стиль. Многие между активными и интерактивными методами ставят знак равенства, однако, несмотря на общность, они имеют различия. Интерактивные методы можно рассматривать как наиболее современную форму активных методов.
Интерактивный метод (схема 3). Интерактивный («Inter»
- это взаимный, «act» - действовать) – означает
взаимодействовать, находиться в режиме
беседы, диалога с кем-либо. Другими словами,
в отличие от активных методов, интерактивные
ориентированы на более широкое взаимодействие
учеников не только с учителем, но и друг
с другом и на доминирование активности
учащихся в процессе обучения. Место учителя
в интерактивных уроках сводится к направлению
деятельности учащихся на достижение
целей урока. Учитель также разрабатывает
план урока (обычно, это интерактивные упражнения и
задания, в ходе выполнения которых
ученик изучает материал).
Следовательно, основными составляющими
интерактивных уроков являются интерактивные
упражнения и задания, которые выполняются
учащимися. Важное отличие интерактивных
упражнений и заданий от обычных в том,
что выполняя их учащиеся не только и не
столько закрепляют уже изученный материал,
сколько изучают новый.
1 Общая характеристика методов обучения, их классификация.
«Метод обучения» - понятие
многоаспектное. Наличие различных классификаций
не означает противопоставления методов
обучения друг другу и не является основанием
для предпочтительного применения какого-либо
из них. Методы всегда как бы проникают
друг в друга, характеризуя с разных сторон
взаимодействия педагогов и учащихся.
И если говорят о применении в данный момент
определенного метода, то это означает,
что он доминирует на данном этапе, внося
наибольший вклад в решение основной дидактической
задачи.
Каждый метод реализуется совместно с
другими методами и с их помощью. Так, в
системе репродуктивных и поисковых методов
словесные, наглядные и практические методы
выступают как методические приемы, как
основные инструменты деятельности педагогов
и учащихся. В свою очередь, система словесных,
наглядных и практических методов реализуется
в репродуктивном или поисковом направлениях:
проблемное изложение, эвристическая
беседа (это по сути частично-поисковый
метод), исследовательские лабораторно-практические
работы, творческие упражнения, самостоятельные
наблюдения и т. д. Здесь уже в самих названиях
методов изложена направленность их применения.
Чтобы эффективнее использовать
методы обучения, необходимо представить
их в определенной системе, отражаемой
в соответствующей
Наибольшее применение в педагогической
практике получили методы обучения, классифицируемые
по источникам информации. Такими источниками
являются слово, чувственный образ и практическая
деятельность. В большинстве случаев эти
источники используются в том или ином
сочетании. По данному основанию выделяют
три их группы: словесные, наглядно-демонстрационные
и практические.
В 80е гг. прошлого столетия педагогической
наукой разработана нашедшая широкое
применение система методов обучения,
в основу которых положены уровни познавательной
деятельности учащихся. Эти методы обучения
можно объединить в две основные группы:
репродуктивные и поисковые.
Репродуктивные (воспроизводящие) методы
обучения (объяснительно-иллюстративный
и репродуктивный) обеспечивают ускоренное
и прочное усвоение учебной информации,
быстроту формирования практических умений.
С их помощью учащиеся усваивают знания и способы деятельности в готовом виде, выполняют интеллектуальные и практические действия по образцу, данному преподавателем, мастером. Вместе с тем эти методы не реализуют задачи формирования творческой самостоятельности учащихся, недостаточно способствуют развитию мышления. Они ведут к формальному усвоению знаний, механическому, неосознанному формированию умений. Одними репродуктивными методами невозможно успешно развивать и такие качества личности, как инициативность, творческий подход к делу, самостоятельность. Поисковые методы (частично-поисковый, исследовательский, проблемное изложение) предполагают последовательное и целенаправленное включение учащихся в решение познавательных задач различной сложности, в процессе которого они активно усваивают новые знания и способы деятельности. Применение поисковых методов (их иногда еще называют проблемными) позволяет успешно решать задачи развития навыков творческой учебно-познавательной и трудовой деятельности учащихся.
Они способствуют более
осмысленному и
В практической работе поисковые и репродуктивные
методы обычно применяются в сочетании
в зависимости от реальных условий учебного
процесса.
В те же годы была предложена классификация
методов, выделяемых в зависимости от
основных дидактических задач, реализуемых
на данном этапе обучения: 1) методы организации
и осуществления учебно-познавательной
и учебно-производственной деятельности;
2) методы стимулирования и мотивации учебной
деятельности учащихся; 3) методы самоконтроля
и контроля за эффективностью учебной
деятельности учащихся. Каждая из этих
групп методов включает подгруппы и отдельные
методы, которые являются инструментом
процесса обучения. Так, группа методов
организации и осуществление учебно-познавательной
и учебно-производственной деятельности
учащихся включает словесные, наглядные
и практические методы, реализуемые индуктивно
или дедуктивно под руководством преподавателя
(мастера производственного обучения)
или самостоятельно, в репродуктивном
или продуктивном направлении. Источниковые
методы обучения являются способами реализации
и других групп методов этой классификации.
В теории проблемного обучения предложены
методы обучения, в основу которых заложен
уровень «проблемности» учебного процесса
и содержания изучаемого учебного материала:
монологический, показательный (рассуждающий),
диалогический, эвристический, исследовательский,
алгоритмический, программированный.
Имеют место и другие классификации методов.
Различие точек зрения на проблему классификации
методов отражает естественный процесс
дифференциации и интеграции знаний о
них.
2 Наглядные методы.
Исследования психологов,
психолингвистов, педагогов, специалистов
по рекламе отмечают высокую степень восприятия
и осмысления информации при единовременном
включении всех систем восприятия: зрительной,
слуховой, кинестетической, т.е. при расширении
системы восприятия. Индивидуальные системы
восприятия у людей развиты не равномерно:
преобладает развитие одной или двух систем.
Это связано с историческим жизненным
опытом, особенностями географической
среды, анатомо-физиологическим развитием
организма, особенностями обучения и воспитания1.
Для педагога важно знать, что в значительной
степени развитие той или иной системы
проявляется во внешнем облике человека.
По данным канадских исследований выявлено:
— люди с развитой визуальной системой
— преимущественно худые, высокие;
- люди с развитой слуховой системой —
более крупные и мускулистые;
- люди с развитой кинестетической системой
— более расслабленные, по внешнему виду
больше напоминают грушу.
В обучении и развитии человека педагогу
очень важно научиться подключать все
системы для восприятия информации. Слушание
в школе только объяснения учителя (слушай,
что я тебе говорю!) приводит к концентрации
восприятия в одной системе, что вообще
сужает восприятие информации. Это с возрастом
перерастает в привычку, блокирует развитие
других систем, задатков, способностей
и наклонностей человека, приводит к возникновению
галлюцинаций в той системе, которая наименее
контролируется и развивается. Даже используя
несложный тест “Определение репрезентативности
системы” учитель может диагностировать
учащихся класса, что в дальнейшем поможет
ему, учитывая индивидуальные особенности
детей, подбирать соответствующие методы
обучения: словесные, наглядные (иллюстрация,
демонстрация), практические и др.
Надеемся, читатель с пониманием отнесется
к преамбуле, не совсем логически вписывающейся
в “Наглядные методы”, но поясняющий
педагогические аспекты применения не
только наглядных, но и других методов
обучения.
Некоторые учены е-педагоги (Н.В. Наумчик,
В.В. Давыдов) понятие «наглядные методы»
не разделяют. Свою точку зрения они мотивируют
тем, что содержательная характеристика
этих методов традиционно сводится к «визуальности».
Наглядность же предполагает, по В.Н. Наумчику,
кроме визуальности — раскрытие внутренней
сущности пеадгогического процесса.
В изложении данной темы мы остаемся на
традиционной трактовке.
Метод иллюстрации обеспечивает учащимся
показ иллюстрированных материалов, пособий:
картин, плакатов, схем, чертежей, графиков,
диаграмм, портретов, карт, макетов, атласов,
изображения информации на учебной доске
и пр.
Метод демонстрации заключается: в показе
действия реальных приборов или их моделей,
различных механизмов, технических установок,
в постановке опытов и проведении экспериментов,
в демонстрации процессов (различного
происхождения), особенностей конструкций,
свойств материалов, коллекций (минералов,
художественных изделий, картин, образцов
материалов и т.д.).
Метод демонстрации обеспечивает восприятие,
как внешних форм (характеристик), так
и внутреннего содержания не только в
статике, но и динамике их протекания,