Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2012 в 14:46, реферат
Как следует из характеристики процесса обучения, основными проблемами его являются: для чего учить - цели обучения; чему учить - содержание обучения; как организовать процесс обучения - формы организации обучения; что использовать в процессе обучения - средства обучения; как обучать - методы обучения. Все это составляет педагогические средства учебного процесса.
Министерство образования и науки республики Татарстан
ГАОУ СПО «Казанский колледж».
Контрольная работа
по предмету (дисциплине): Естествознание с методикой преподавания.
Тема: Методы и методические приемы обучения.
                              
                              
                              
Група 411
Казань 2012
Введение.
Как следует из характеристики процесса 
обучения, основными проблемами его 
являются: для чего учить - цели обучения; 
чему учить - содержание обучения; как 
организовать процесс обучения - формы 
организации обучения; что использовать 
в процессе обучения - средства обучения; 
как обучать - методы обучения. Все 
это составляет педагогические средства 
учебного процесса. Не принижая значимости 
какого-либо из перечисленных компонентов, 
отметим, что важнейшим из них 
являются методы обучения, т. е. как 
обучать. Именно от их эффективности 
при любых других условиях и факторах 
в конечном итоге зависит и 
количество и качество получаемых учащимися 
знаний, умений и навыков. 
В педагогике методом обучения принято 
называть способ взаимосвязанной деятельности 
преподавателя (мастера производственного 
обучения) и учащихся, направленный на 
овладение учащимися знаниями, умениями, 
навыками, на их воспитание и развитие. 
Метод обучения(от др.-греч. μέθοδος — 
путь) – процесс взаимодействия между 
преподавателями и учениками, в результате 
которого происходит передача и усвоение 
знаний, умений и навыков, предусмотренных 
содержанием обучения. Приём обучения 
(обучающий приём) - кратковременное взаимодействие 
между преподавателем и учениками, направленное 
на передачу и усвоение конкретного знания, 
умения, навыка.
По сложившейся традиции в отечественной педагогике МЕТОДЫ обучения подразделяются на три группы:
- Методы организации 
и осуществления учебно-
1. Словесные, наглядные, 
 2. Репродуктивные обьяснительно-
3. Индуктивные и дедуктивные(по логике изложения и восприятия учебного материала);
- Методы контроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности:
1. устные,
2. письменные,
3. проверки и самопроверки результативности овладения знаниями, умениями и навыками;
- Методы стимулирования 
учебно-познавательной 
Определённые поощрения в 
В практике обучения существуют и другие подходы к определению методов обучения, которые основаны на степени осознанности восприятия учебного материала: пассивные, активные, интерактивные, эвристические и прочие. Эти определения требуют дальнейшего уточнения, т.к. процесс обучения не может быть пассивным и не всегда является открытием (эврикой) для учащихся.
Пассивный метод (схема 1) – это форма взаимодействия учащихся и учителя, в которой учитель является основным действующим лицом и управляющим ходом урока, а учащиеся выступают в роли пассивных слушателей, подчиненных директивам учителя. Связь учителя с учащимися в пассивных уроках осуществляется посредством опросов, самостоятельных, контрольных работ, тестов и т. д. С точки зрения современных педагогических технологий и эффективности усвоения учащимися учебного материала пассивный метод считается самым неэффективным, но, несмотря на это, он имеет и некоторые плюсы.
 Это относительно легкая 
подготовка к уроку со стороны 
учителя и возможность 
Активный метод (схема 2) – это форма взаимодействия учащихся и учителя, при которой учитель и учащиеся взаимодействуют друг с другом в ходе урока и учащиеся здесь не пассивные слушатели, а активные участники урока. Если в пассивном уроке основным действующим лицом и менеджером урока был учитель, то здесь учитель и учащиеся находятся на равных правах. Если пассивные методы предполагали авторитарный стиль взаимодействия, то активные больше предполагают демократический стиль. Многие между активными и интерактивными методами ставят знак равенства, однако, несмотря на общность, они имеют различия. Интерактивные методы можно рассматривать как наиболее современную форму активных методов.
Интерактивный метод (схема 3). Интерактивный («Inter» 
- это взаимный, «act» - действовать) – означает 
взаимодействовать, находиться в режиме 
беседы, диалога с кем-либо. Другими словами, 
в отличие от активных методов, интерактивные 
ориентированы на более широкое взаимодействие 
учеников не только с учителем, но и друг 
с другом и на доминирование активности 
учащихся в процессе обучения. Место учителя 
в интерактивных уроках сводится к направлению 
деятельности учащихся на достижение 
целей урока. Учитель также разрабатывает 
план урока (обычно, это интерактивные упражнения и 
задания, в ходе выполнения которых 
ученик изучает материал). 
Следовательно, основными составляющими 
интерактивных уроков являются интерактивные 
упражнения и задания, которые выполняются 
учащимися. Важное отличие интерактивных 
упражнений и заданий от обычных в том, 
что выполняя их учащиеся не только и не 
столько закрепляют уже изученный материал, 
сколько изучают новый.
1 Общая характеристика методов обучения, их классификация.
«Метод обучения» - понятие 
многоаспектное. Наличие различных классификаций 
не означает противопоставления методов 
обучения друг другу и не является основанием 
для предпочтительного применения какого-либо 
из них. Методы всегда как бы проникают 
друг в друга, характеризуя с разных сторон 
взаимодействия педагогов и учащихся. 
И если говорят о применении в данный момент 
определенного метода, то это означает, 
что он доминирует на данном этапе, внося 
наибольший вклад в решение основной дидактической 
задачи. 
Каждый метод реализуется совместно с 
другими методами и с их помощью. Так, в 
системе репродуктивных и поисковых методов 
словесные, наглядные и практические методы 
выступают как методические приемы, как 
основные инструменты деятельности педагогов 
и учащихся. В свою очередь, система словесных, 
наглядных и практических методов реализуется 
в репродуктивном или поисковом направлениях: 
проблемное изложение, эвристическая 
беседа (это по сути частично-поисковый 
метод), исследовательские лабораторно-практические 
работы, творческие упражнения, самостоятельные 
наблюдения и т. д. Здесь уже в самих названиях 
методов изложена направленность их применения.
Чтобы эффективнее использовать 
методы обучения, необходимо представить 
их в определенной системе, отражаемой 
в соответствующей 
Наибольшее применение в педагогической 
практике получили методы обучения, классифицируемые 
по источникам информации. Такими источниками 
являются слово, чувственный образ и практическая 
деятельность. В большинстве случаев эти 
источники используются в том или ином 
сочетании. По данному основанию выделяют 
три их группы: словесные, наглядно-демонстрационные 
и практические. 
В 80е гг. прошлого столетия педагогической 
наукой разработана нашедшая широкое 
применение система методов обучения, 
в основу которых положены уровни познавательной 
деятельности учащихся. Эти методы обучения 
можно объединить в две основные группы: 
репродуктивные и поисковые. 
Репродуктивные (воспроизводящие) методы 
обучения (объяснительно-иллюстративный 
и репродуктивный) обеспечивают ускоренное 
и прочное усвоение учебной информации, 
быстроту формирования практических умений. 
С их помощью учащиеся усваивают знания и способы деятельности в готовом виде, выполняют интеллектуальные и практические действия по образцу, данному преподавателем, мастером. Вместе с тем эти методы не реализуют задачи формирования творческой самостоятельности учащихся, недостаточно способствуют развитию мышления. Они ведут к формальному усвоению знаний, механическому, неосознанному формированию умений. Одними репродуктивными методами невозможно успешно развивать и такие качества личности, как инициативность, творческий подход к делу, самостоятельность. Поисковые методы (частично-поисковый, исследовательский, проблемное изложение) предполагают последовательное и целенаправленное включение учащихся в решение познавательных задач различной сложности, в процессе которого они активно усваивают новые знания и способы деятельности. Применение поисковых методов (их иногда еще называют проблемными) позволяет успешно решать задачи развития навыков творческой учебно-познавательной и трудовой деятельности учащихся.
 Они способствуют более 
осмысленному и 
В практической работе поисковые и репродуктивные 
методы обычно применяются в сочетании 
в зависимости от реальных условий учебного 
процесса. 
В те же годы была предложена классификация 
методов, выделяемых в зависимости от 
основных дидактических задач, реализуемых 
на данном этапе обучения: 1) методы организации 
и осуществления учебно-познавательной 
и учебно-производственной деятельности; 
2) методы стимулирования и мотивации учебной 
деятельности учащихся; 3) методы самоконтроля 
и контроля за эффективностью учебной 
деятельности учащихся. Каждая из этих 
групп методов включает подгруппы и отдельные 
методы, которые являются инструментом 
процесса обучения. Так, группа методов 
организации и осуществление учебно-познавательной 
и учебно-производственной деятельности 
учащихся включает словесные, наглядные 
и практические методы, реализуемые индуктивно 
или дедуктивно под руководством преподавателя 
(мастера производственного обучения) 
или самостоятельно, в репродуктивном 
или продуктивном направлении. Источниковые 
методы обучения являются способами реализации 
и других групп методов этой классификации. 
В теории проблемного обучения предложены 
методы обучения, в основу которых заложен 
уровень «проблемности» учебного процесса 
и содержания изучаемого учебного материала: 
монологический, показательный (рассуждающий), 
диалогический, эвристический, исследовательский, 
алгоритмический, программированный. 
Имеют место и другие классификации методов. 
Различие точек зрения на проблему классификации 
методов отражает естественный процесс 
дифференциации и интеграции знаний о 
них.
2 Наглядные методы.
Исследования психологов, 
психолингвистов, педагогов, специалистов 
по рекламе отмечают высокую степень восприятия 
и осмысления информации при единовременном 
включении всех систем восприятия: зрительной, 
слуховой, кинестетической, т.е. при расширении 
системы восприятия. Индивидуальные системы 
восприятия у людей развиты не равномерно: 
преобладает развитие одной или двух систем. 
Это связано с историческим жизненным 
опытом, особенностями географической 
среды, анатомо-физиологическим развитием 
организма, особенностями обучения и воспитания1. 
Для педагога важно знать, что в значительной 
степени развитие той или иной системы 
проявляется во внешнем облике человека. 
По данным канадских исследований выявлено: 
— люди с развитой визуальной системой 
— преимущественно худые, высокие; 
- люди с развитой слуховой системой — 
более крупные и мускулистые; 
- люди с развитой кинестетической системой 
— более расслабленные, по внешнему виду 
больше напоминают грушу. 
В обучении и развитии человека педагогу 
очень важно научиться подключать все 
системы для восприятия информации. Слушание 
в школе только объяснения учителя (слушай, 
что я тебе говорю!) приводит к концентрации 
восприятия в одной системе, что вообще 
сужает восприятие информации. Это с возрастом 
перерастает в привычку, блокирует развитие 
других систем, задатков, способностей 
и наклонностей человека, приводит к возникновению 
галлюцинаций в той системе, которая наименее 
контролируется и развивается. Даже используя 
несложный тест “Определение репрезентативности 
системы” учитель может диагностировать 
учащихся класса, что в дальнейшем поможет 
ему, учитывая индивидуальные особенности 
детей, подбирать соответствующие методы 
обучения: словесные, наглядные (иллюстрация, 
демонстрация), практические и др. 
Надеемся, читатель с пониманием отнесется 
к преамбуле, не совсем логически вписывающейся 
в “Наглядные методы”, но поясняющий 
педагогические аспекты применения не 
только наглядных, но и других методов 
обучения. 
Некоторые учены е-педагоги (Н.В. Наумчик, 
В.В. Давыдов) понятие «наглядные методы» 
не разделяют. Свою точку зрения они мотивируют 
тем, что содержательная характеристика 
этих методов традиционно сводится к «визуальности». 
Наглядность же предполагает, по В.Н. Наумчику, 
кроме визуальности — раскрытие внутренней 
сущности пеадгогического процесса. 
В изложении данной темы мы остаемся на 
традиционной трактовке. 
Метод иллюстрации обеспечивает учащимся 
показ иллюстрированных материалов, пособий: 
картин, плакатов, схем, чертежей, графиков, 
диаграмм, портретов, карт, макетов, атласов, 
изображения информации на учебной доске 
и пр. 
Метод демонстрации заключается: в показе 
действия реальных приборов или их моделей, 
различных механизмов, технических установок, 
в постановке опытов и проведении экспериментов, 
в демонстрации процессов (различного 
происхождения), особенностей конструкций, 
свойств материалов, коллекций (минералов, 
художественных изделий, картин, образцов 
материалов и т.д.). 
Метод демонстрации обеспечивает восприятие, 
как внешних форм (характеристик), так 
и внутреннего содержания не только в 
статике, но и динамике их протекания,