Методы и методические приемы обучения

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2012 в 14:46, реферат

Краткое описание

Как следует из характеристики процесса обучения, основными проблемами его являются: для чего учить - цели обучения; чему учить - содержание обучения; как организовать процесс обучения - формы организации обучения; что использовать в процессе обучения - средства обучения; как обучать - методы обучения. Все это составляет педагогические средства учебного процесса.

Файлы: 1 файл

естетвознание.docx

— 70.54 Кб (Скачать)

Министерство образования  и науки республики Татарстан

ГАОУ  СПО «Казанский колледж».

 

 

 

 

Контрольная работа

по предмету (дисциплине): Естествознание с методикой преподавания.

 

 

Тема: Методы и методические приемы обучения.

 

 

 

 

 

 

                                                        

 

                                                         Выполнила Кадырова Э.Р.

                                                                Студентка заочного отделения

                               Група 411

 

 

 

Казань 2012

Введение.

Как следует из характеристики процесса обучения, основными проблемами его  являются: для чего учить - цели обучения; чему учить - содержание обучения; как  организовать процесс обучения - формы  организации обучения; что использовать в процессе обучения - средства обучения; как обучать - методы обучения. Все  это составляет педагогические средства учебного процесса. Не принижая значимости какого-либо из перечисленных компонентов, отметим, что важнейшим из них  являются методы обучения, т. е. как  обучать. Именно от их эффективности  при любых других условиях и факторах в конечном итоге зависит и  количество и качество получаемых учащимися знаний, умений и навыков. 
В педагогике методом обучения принято называть способ взаимосвязанной деятельности преподавателя (мастера производственного обучения) и учащихся, направленный на овладение учащимися знаниями, умениями, навыками, на их воспитание и развитие. 
Метод обучения(от др.-греч. μέθοδος — путь) – процесс взаимодействия между преподавателями и учениками, в результате которого происходит передача и усвоение знаний, умений и навыков, предусмотренных содержанием обучения. Приём обучения (обучающий приём) - кратковременное взаимодействие между преподавателем и учениками, направленное на передачу и усвоение конкретного знания, умения, навыка.

По сложившейся традиции в отечественной  педагогике МЕТОДЫ обучения подразделяются на три группы:

- Методы организации  и осуществления учебно-познавательной  деятельности:

1. Словесные, наглядные, практические(По источнику изложения учебного материала).

2. Репродуктивные обьяснительно-иллюстративные, поисковые, исследовательские, проблемные и др.(по характеру учебно-познавательной деятельности).

3. Индуктивные и дедуктивные(по логике изложения и восприятия учебного материала);

- Методы контроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности:

1. устные,

2. письменные,

3. проверки и самопроверки результативности овладения знаниями, умениями и навыками;

- Методы стимулирования  учебно-познавательной деятельности:

Определённые поощрения в формировании мотивации, чувства ответственности, обязательств, интересов в овладении  знаниями, умениями и навыками.

В практике обучения существуют и  другие подходы к определению  методов обучения, которые основаны на степени осознанности восприятия учебного материала: пассивные, активные, интерактивные, эвристические и  прочие. Эти определения требуют  дальнейшего уточнения, т.к. процесс  обучения не может быть пассивным  и не всегда является открытием (эврикой) для учащихся.

 

 

Пассивный метод (схема 1) – это форма взаимодействия учащихся и учителя, в которой учитель является основным действующим лицом и управляющим ходом урока, а учащиеся выступают в роли пассивных слушателей, подчиненных директивам учителя. Связь учителя с учащимися в пассивных уроках осуществляется посредством опросов, самостоятельных, контрольных работ, тестов и т. д. С точки зрения современных педагогических технологий и эффективности усвоения учащимися учебного материала пассивный метод считается самым неэффективным, но, несмотря на это, он имеет и некоторые плюсы.

 Это относительно легкая  подготовка к уроку со стороны  учителя и возможность преподнести  сравнительно большее количество  учебного материала в ограниченных  временных рамках урока. С учетом  этих плюсов, многие учителя предпочитают  пассивный метод остальным методам.  Надо сказать, что в некоторых  случаях этот подход успешно  работает в руках опытного  педагога, особенно если учащиеся  имеют четкие цели, направленные  на основательное изучение предмета. Лекция - самый распространенный  вид пассивного урока. Этот  вид урока широко распространен  в вузах, где учатся взрослые, вполне сформировавшиеся люди, имеющие  четкие цели глубоко изучать  предмет.

Активный метод (схема 2) – это форма взаимодействия учащихся и учителя, при которой учитель и учащиеся взаимодействуют друг с другом в ходе урока и учащиеся здесь не пассивные слушатели, а активные участники урока. Если в пассивном уроке основным действующим лицом и менеджером урока был учитель, то здесь учитель и учащиеся находятся на равных правах. Если пассивные методы предполагали авторитарный стиль взаимодействия, то активные больше предполагают демократический стиль. Многие между активными и интерактивными методами ставят знак равенства, однако, несмотря на общность, они имеют различия. Интерактивные методы можно рассматривать как наиболее современную форму активных методов.

Интерактивный метод (схема 3). Интерактивный («Inter» - это взаимный, «act» - действовать) – означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. Другими словами, в отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения. Место учителя в интерактивных уроках сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока. Учитель также разрабатывает план урока (обычно, это интерактивные упражнения и задания, в ходе выполнения которых ученик изучает материал). 
Следовательно, основными составляющими интерактивных уроков являются интерактивные упражнения и задания, которые выполняются учащимися. Важное отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных в том, что выполняя их учащиеся не только и не столько закрепляют уже изученный материал, сколько изучают новый.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Общая характеристика методов обучения, их классификация.

«Метод обучения» - понятие многоаспектное. Наличие различных классификаций не означает противопоставления методов обучения друг другу и не является основанием для предпочтительного применения какого-либо из них. Методы всегда как бы проникают друг в друга, характеризуя с разных сторон взаимодействия педагогов и учащихся. И если говорят о применении в данный момент определенного метода, то это означает, что он доминирует на данном этапе, внося наибольший вклад в решение основной дидактической задачи. 
Каждый метод реализуется совместно с другими методами и с их помощью. Так, в системе репродуктивных и поисковых методов словесные, наглядные и практические методы выступают как методические приемы, как основные инструменты деятельности педагогов и учащихся. В свою очередь, система словесных, наглядных и практических методов реализуется в репродуктивном или поисковом направлениях: проблемное изложение, эвристическая беседа (это по сути частично-поисковый метод), исследовательские лабораторно-практические работы, творческие упражнения, самостоятельные наблюдения и т. д. Здесь уже в самих названиях методов изложена направленность их применения.

Чтобы эффективнее использовать методы обучения, необходимо представить  их в определенной системе, отражаемой в соответствующей классификации. В современной педагогике известно несколько таких классификаций  по различным основаниям, и исследователи  насчитывают до десятка классификаций. 
Наибольшее применение в педагогической практике получили методы обучения, классифицируемые по источникам информации. Такими источниками являются слово, чувственный образ и практическая деятельность. В большинстве случаев эти источники используются в том или ином сочетании. По данному основанию выделяют три их группы: словесные, наглядно-демонстрационные и практические. 
В 80е гг. прошлого столетия педагогической наукой разработана нашедшая широкое применение система методов обучения, в основу которых положены уровни познавательной деятельности учащихся. Эти методы обучения можно объединить в две основные группы: репродуктивные и поисковые. 
Репродуктивные (воспроизводящие) методы обучения (объяснительно-иллюстративный и репродуктивный) обеспечивают ускоренное и прочное усвоение учебной информации, быстроту формирования практических умений.

С их помощью учащиеся усваивают  знания и способы деятельности в  готовом виде, выполняют интеллектуальные и практические действия по образцу, данному преподавателем, мастером. Вместе с тем эти методы не реализуют  задачи формирования творческой самостоятельности  учащихся, недостаточно способствуют развитию мышления. Они ведут к  формальному усвоению знаний, механическому, неосознанному формированию умений. Одними репродуктивными методами невозможно успешно развивать и такие  качества личности, как инициативность, творческий подход к делу, самостоятельность. Поисковые методы (частично-поисковый, исследовательский, проблемное изложение) предполагают последовательное и целенаправленное включение учащихся в решение познавательных задач различной сложности, в процессе которого они активно усваивают новые знания и способы деятельности. Применение поисковых методов (их иногда еще называют проблемными) позволяет успешно решать задачи развития навыков творческой учебно-познавательной и трудовой деятельности учащихся.

 Они способствуют более  осмысленному и самостоятельному  формированию практических умений. Однако и эти методы не могут  быть единственно применимыми  в практике учебного процесса. Дело в том, что применение  поисковых методов требует значительно  больших затрат времени на  изучение учебного материала  по сравнению с репродуктивным, а также необходимого запаса знаний учащихся и их специальной подготовки к поисковой деятельности, а также высокого уровня педагогического мастерства преподавателя, мастера. 
В практической работе поисковые и репродуктивные методы обычно применяются в сочетании в зависимости от реальных условий учебного процесса. 
В те же годы была предложена классификация методов, выделяемых в зависимости от основных дидактических задач, реализуемых на данном этапе обучения: 1) методы организации и осуществления учебно-познавательной и учебно-производственной деятельности; 2) методы стимулирования и мотивации учебной деятельности учащихся; 3) методы самоконтроля и контроля за эффективностью учебной деятельности учащихся. Каждая из этих групп методов включает подгруппы и отдельные методы, которые являются инструментом процесса обучения. Так, группа методов организации и осуществление учебно-познавательной и учебно-производственной деятельности учащихся включает словесные, наглядные и практические методы, реализуемые индуктивно или дедуктивно под руководством преподавателя (мастера производственного обучения) или самостоятельно, в репродуктивном или продуктивном направлении. Источниковые методы обучения являются способами реализации и других групп методов этой классификации. 
В теории проблемного обучения предложены методы обучения, в основу которых заложен уровень «проблемности» учебного процесса и содержания изучаемого учебного материала: монологический, показательный (рассуждающий), диалогический, эвристический, исследовательский, алгоритмический, программированный. Имеют место и другие классификации методов. 
Различие точек зрения на проблему классификации методов отражает естественный процесс дифференциации и интеграции знаний о них.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Наглядные методы.

Исследования психологов, психолингвистов, педагогов, специалистов по рекламе отмечают высокую степень восприятия и осмысления информации при единовременном включении всех систем восприятия: зрительной, слуховой, кинестетической, т.е. при расширении системы восприятия. Индивидуальные системы восприятия у людей развиты не равномерно: преобладает развитие одной или двух систем. Это связано с историческим жизненным опытом, особенностями географической среды, анатомо-физиологическим развитием организма, особенностями обучения и воспитания1. 
Для педагога важно знать, что в значительной степени развитие той или иной системы проявляется во внешнем облике человека. По данным канадских исследований выявлено: 
— люди с развитой визуальной системой — преимущественно худые, высокие; 
- люди с развитой слуховой системой — более крупные и мускулистые; 
- люди с развитой кинестетической системой — более расслабленные, по внешнему виду больше напоминают грушу. 
В обучении и развитии человека педагогу очень важно научиться подключать все системы для восприятия информации. Слушание в школе только объяснения учителя (слушай, что я тебе говорю!) приводит к концентрации восприятия в одной системе, что вообще сужает восприятие информации. Это с возрастом перерастает в привычку, блокирует развитие других систем, задатков, способностей и наклонностей человека, приводит к возникновению галлюцинаций в той системе, которая наименее контролируется и развивается. Даже используя несложный тест “Определение репрезентативности системы” учитель может диагностировать учащихся класса, что в дальнейшем поможет ему, учитывая индивидуальные особенности детей, подбирать соответствующие методы обучения: словесные, наглядные (иллюстрация, демонстрация), практические и др. 
Надеемся, читатель с пониманием отнесется к преамбуле, не совсем логически вписывающейся в “Наглядные методы”, но поясняющий педагогические аспекты применения не только наглядных, но и других методов обучения. 
Некоторые учены е-педагоги (Н.В. Наумчик, В.В. Давыдов) понятие «наглядные методы» не разделяют. Свою точку зрения они мотивируют тем, что содержательная характеристика этих методов традиционно сводится к «визуальности». Наглядность же предполагает, по В.Н. Наумчику, кроме визуальности — раскрытие внутренней сущности пеадгогического процесса. 
В изложении данной темы мы остаемся на традиционной трактовке. 
Метод иллюстрации обеспечивает учащимся показ иллюстрированных материалов, пособий: картин, плакатов, схем, чертежей, графиков, диаграмм, портретов, карт, макетов, атласов, изображения информации на учебной доске и пр. 
Метод демонстрации заключается: в показе действия реальных приборов или их моделей, различных механизмов, технических установок, в постановке опытов и проведении экспериментов, в демонстрации процессов (различного происхождения), особенностей конструкций, свойств материалов, коллекций (минералов, художественных изделий, картин, образцов материалов и т.д.). 
Метод демонстрации обеспечивает восприятие, как внешних форм (характеристик), так и внутреннего содержания не только в статике, но и динамике их протекания,

Информация о работе Методы и методические приемы обучения